NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 14:53 ast
12:53 msk

Гуманные законы – во имя гуманных целей
К.Мами: Ежегодно по стране в ходе следствия аресту подвергаются в среднем порядка 19 тысяч обвиняемых. Такая ситуация обусловлена тем, что в настоящее время эта мера пресечения может применяться практически по всем преступлениям, за которые предусмотрено наказание свыше двух лет лишения свободы…
29.09.2010 / интервью

"Литер", 29 сентября

Генеральная прокуратура, исполняя поручение главы государства повысить эффективность правоохранительной деятельности и судебной системы, подготовила законопроекты, касающиеся данной сферы. В интервью "Литеру" Кайрат Мами рассказал об основных идеях и принципах, которые заложены в эти документы. В частности, речь идет о дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и совершенствовании деятельности органов прокуратуры.
На прошедшем на этой неделе заседании правительства состоялась презентация проектов законов "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе", а также "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов прокуратуры", с которой выступил генеральный прокурор Кайрат Мами.
– Кайрат Абдразакович, как вы отметили, законопроект по вопросам гуманизации был разработан Генеральной прокуратурой во исполнение поручений главы государства, вытекающих из августовского указа о мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы. Расскажите об основных положениях проекта.
– В целом наши предложения касаются гуманизации уголовного законодательства, упрощения досудебного производства по уголовным делам, установления дополнительных гарантий законности в уголовном процессе, а также в сфере защиты предпринимательства.
В этих целях предлагается декриминализировать преступления небольшой и средней тяжести, по которым вместо уголовной устанавливается повышенная административная ответственность. Для этого в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено увеличение верхних пределов административных взысканий. На физических лиц – до 500 месячных расчетных показателей, а на индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц – до 1 000 МРП. Кроме того, до сорока пяти суток повышается максимальный срок административного ареста.
Параллельно с этим в целях усиления профилактики преступлений предусматривается введение института административной преюдиции, суть которой заключается в установлении уголовной ответственности за повторное совершение административного правонарушения в течение года.
– Предлагает ли законопроект принципиально новые альтернативные виды наказаний, не связанные с лишением свободы?
– Да, сфера применения таких видов наказания будет расширена. В частности, предусматривается введение нового вида наказания – "возложение обязанности возместить причиненный вред", которое устанавливается за преступления небольшой и средней тяжести, когда ущерб наносится непосредственно личности, его собственности, и применяется, если подсудимый способен устранить последствия причиненного вреда.
На наш взгляд, такая мера является наиболее гуманной в системе наказаний, поскольку преследует цель как защитить интересы пострадавшей стороны, так и снять конфликт между потерпевшим и виновным. Иными словами, не применяя к осужденному карательных мер, суд возлагает на него только обязанность возместить причиненный вред, что является одним из элементов восстановительного правосудия. Новый вид наказания предлагается ввести в санкции 40 составов преступлений.
Кроме того, законопроект предусматривает более широкое применение такого вида уголовного наказания, как ограничение свободы. В настоящее время оно применяется по 107 видам преступлений. Проектом данный перечень расширяется до 225 составов, в том числе по 4 видам тяжких преступлений. В этой связи, учитывая, что у судов не всегда есть возможность назначать такую меру наказания, мы предлагаем распространить этот вид в качестве альтернативы, соразмерной по сроку лишению свободы, на отдельные тяжкие преступления и неосторожные преступления средней тяжести. Для чего предлагаем увеличить максимальный предел срока ограничения свободы до семи лет (на сегодня он составляет пять лет). Таким образом, у суда появится возможность применять наказание, не связанное с изоляцией от общества, что также позволит сократить "тюремное население" страны.
Как следствие – из системы уголовных наказаний исключается арест, который в большинстве случаев заменяется ограничением свободы.
В целом же реализация предлагаемого комплекса мер по либерализации уголовного наказания позволит существенно сократить количество лиц, находящихся в местах лишения свободы.
– Предусмотрено ли снижение максимальных сроков лишения свободы?
– В порядке декриминализации предлагается снижение максимальных сроков лишения свободы по 16 составам деяний небольшой, средней тяжести и тяжких преступлений. Из санкций 18 составов преступлений небольшой тяжести лишение свободы исключается полностью.
Кроме того, рассматривается возможность применения мер наказания, не связанных с лишением свободы, в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой тяжести или впервые совершивших преступление средней тяжести.
– Какие изменения ожидаются в сфере применения такой меры пресечения, как содержание под стражей?
– Вы затронули злободневную проблему. Ежегодно по стране в ходе следствия аресту подвергаются в среднем порядка 19 тысяч обвиняемых. Такая ситуация обусловлена тем, что в настоящее время эта мера пресечения может применяться практически по всем преступлениям, за которые предусмотрено наказание свыше двух лет лишения свободы. А это значительная часть статей Уголовного кодекса.
Поэтому, на наш взгляд, сегодня назрела объективная необходимость в законодательном пересмотре этого вопроса. В связи с чем мы предлагаем увеличить до 5 лет порог, с которого можно применять арест в качестве меры пресечения. Это позволит уменьшить количество содержащихся под стражей примерно на 25 процентов. Тем самым мы достигаем цели по снижению репрессивности уголовного преследования.
Вместе с тем, согласно законопроекту, расширяется перечень исключительных оснований применения этой меры пресечения. Теперь к ним предлагается отнести совершение преступления в составе организованной группы или преступного сообщества, а также наличие судимости за ранее совершенное умышленное преступление. Таким образом, усиливается ответственность за особо опасные преступления.
– Какие еще принципиальные нововведения предусмотрены проектом закона?
– Предлагается законодательно расширить возможности использования института примирения сторон по делам о преступлениях, причинивших вред государственным интересам. Согласно проекту государственный обвинитель может от имени государства соглашаться на примирение с обвиняемым в случаях возмещения вреда.
Также предлагается особый порядок возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям, который призван обеспечить более высокий уровень защищенности субъектов предпринимательства от необоснованного вмешательства со стороны органов уголовного преследования.
Дальнейшее упрощение досудебного производства по уголовным делам, повышение его оперативности предполагается применять по делам об очевидных тяжких преступлениях.
Наконец, согласно указу президента реализована идея минимизации альтернативной подследственности, которая предполагает расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, передать в ведение органов внутренних дел, а дела о коррупционных и экономических преступлениях отнести к компетенции только финансовой полиции.
– В чем суть проекта закона по вопросам совершенствования деятельности органов прокуратуры?
– В первую очередь, разработка законопроекта предусмотрена планом законопроектных работ правительства на нынешний год. Внесение же соответствующих изменений и дополнений обусловлено необходимостью усиления эффективности работы прокуратуры. Дело в том, что закон "О прокуратуре" был принят в 1995 году, а последние значительные поправки в него вносились восемь лет назад – в 2002 году. Поэтому закон нуждается в корректировке ввиду внесения поправок в целый ряд законов, касающихся вопросов осуществления прокурорского надзора.
К примеру, согласно изменениям, внесенным в Конституцию в 2007 году, в Уголовно-процессуальный кодекс уже внесены поправки о полномочиях прокуратуры по расследованию уголовных дел. Это значит, соответствующие поправки должны быть внесены и в наш профильный закон. Или, скажем, отдельные положения ведомственного закона должны быть приведены в соответствие с нормами конституционного закона "О президенте Республики Казахстан", закрепляющими полномочия главы государства в отношении органов прокуратуры.
– Это связано и с тем, что, как известно, в августовском указе президента подчеркнута необходимость усиления координирующей функции прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности?
– Да, на органы прокуратуры ложится большая ответственность за координацию работы по обеспечению законности и правопорядка. Координационный совет правоохранительных органов во главе с Генеральной прокуратурой активно действует уже достаточное время, работают они и на местах. Но правовую основу их деятельности до сих пор составлял лишь совместный приказ руководителей правоохранительных органов. К сожалению, на практике такая неопределенность не обеспечивала достаточный уровень согласованности правоохранительной деятельности, поскольку реализация решений Координационного совета носит рекомендательный характер.
Исходя из этого, в проекте закона предусматривается законодательное закрепление правового статуса координационных советов.
– Законопроектом предусматривается дальнейшее повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан в социальной сфере.
– Согласно проекту прокуроры будут иметь возможность инициировать иски в защиту трудовых, жилищных и иных прав граждан.
Кроме того, на законодательном уровне предлагается определить категории гражданских дел, при рассмотрении которых участие прокурора обязательно. Как вы знаете, по закону прокурор вправе принять участие по любому делу и на любой стадии его рассмотрения. Но практически обеспечить это нереально, да и нет необходимости. Поэтому долгое время эти вопросы регулировались на уровне наших ведомственных подзаконных актов. Теперь же предлагается законодательно закрепить обязательное участие прокурора по определенным категориям дел, в частности, по делам о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы, о выселении гражданина из жилища без предоставления другого жилого помещения, о возмещении ущерба, причиненного жизни и здоровью, и другим.
– Глава государства обозначил одной из приоритетных целей деятельности правоохранительных органов профилактику правонарушений. Какие в связи с этим предложения содержит ведомственный законопроект?
– Мы предлагаем включить в систему актов прокурорского надзора предостережение о недопустимости нарушений закона, задача которого состоит в упреждении неправомерных действий граждан и должностных лиц. Ту же цель преследует законодательное закрепление практикуемого прокурорами публичного обращения к неограниченному кругу лиц по вопросам противодействия преступности, защиты прав и свобод граждан.
На протяжении ряда лет выражение официальной позиции Генеральной прокуратуры как высшего надзорного органа является своеобразной формой прокурорского реагирования на различные предпосылки к массовым нарушениям законности. Практически эта мера уже доказала свою эффективность, так как содержит мощный потенциал превентивного воздействия.
В целом предлагаемые новеллы позволят, на наш взгляд, приблизить уголовную политику страны к стандартам правового государства, обеспечить гарантии защиты прав и свобод граждан, усиление координирующей функции органов прокуратуры и дальнейшее повышение эффективности прокурорского надзора.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
На качественно новый уровень 30.09.2010
"Оцифрованное" телевидение 30.09.2010
Гуманные законы – во имя гуманных целей 29.09.2010
"Все строящиеся объекты Азиады будут завершены в срок" 28.09.2010
План есть – ума бы надо! 27.09.2010
KEGOC работает без рисков для репутации 27.09.2010
Перспектива электронного выбора 24.09.2010
Больше штрафов, меньше тюрем 23.09.2010
Вектор развития 22.09.2010
Паспортизация населения в Казахстане: откуда очереди в ЦОНах? 22.09.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz