Ольга СЕМЕНОВА, "Казахстанская правда", 5 октября
Масштабная реформа правоохранительной системы республики, начатая по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева, требует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также разработки и принятия новых нормативно-правовых актов. Как известно, совершенствование законотворческого процесса, повышение качества законопроектов являются приоритетами Минюста РК, ведь на это ведомство возложено правовое обеспечение деятельности государства. О том, какая работа ведется в данном направлении, нашему корреспонденту рассказал министр юстиции Рашид Тусупбеков. – Как было подчеркнуто в нынешнем Послании Главы государства народу Казахстана, важную роль в совершенствовании политической системы страны будет играть правовая реформа, – отметил он. – В качестве одного из ее направлений определена задача по повышению качества законотворческой деятельности. Эта деятельность – для нас важнейшая. Как и в прежние годы, министерством совместно со всеми заинтересованными госорганами ведется постоянная работа над повышением качества разрабатываемых проектов законов. При этом обращается внимание не только на их юридическую проработанность, но и на прогноз социальных, финансово-экономических, экологических и других последствий принятия того или иного документа. Большая работа проводится по решению задачи, поставленной перед нами Президентом – по созданию "законов нового поколения", то есть законов прямого действия. Согласитесь, сейчас не только простому гражданину, но даже юристу трудно разобраться в правовом лабиринте. Действующие законы, в основном рамочные, отсылают на подзаконные акты Правительства, а те в свою очередь – на десятки приказов и инструкций уполномоченных органов. Эти подзаконные акты серьезно усложняют применение закона, а бывает, что и искажают саму его суть. Так, в ходе анализа двухсот законов наши эксперты насчитали более 6 тысяч отсылочных норм! Для ликвидации указанных недостатков Министерством юстиции ежегодно разрабатываются проекты законов, устраняющих противоречия, пробелы или коллизии между нормами права различных законодательных актов и норм. Кроме того, мы постоянно проводим своего рода "ревизию" устаревших нормативно-правовых актов. Ведь противоречащие законодательству и устаревшие нормы права, как правило, влекут за собой негативные последствия, в том числе ущемляют законные интересы казахстанцев. – Рашид Толеутаевич, вы уже упомянули о необходимости при разработке законопроекта проводить его оценку на предмет того, какие социальные и экономические последствия он может иметь для той или иной сферы. Что делается сегодня для осуществления таких экспертиз? – В этой связи улучшена научная проработанность законопроектов. Ни одна концепция не выносится на рассмотрение межведомственной комиссии по законопроектной деятельности при Правительстве РК без заключения научной экспертизы и предварительной проработки с учеными. Наряду с научной правовой экспертизой мы предложили государственным органам практиковать проведение отраслевых научных экспертиз. Для чего следует возродить отраслевые научно-исследовательские институты. Такие учреждения сегодня уже имеются во многих государственных ведомствах. В настоящее время прорабатывается вопрос о нормативном регулировании процедуры экономической экспертизы законопроектов. На базе государственного учреждения "Институт законодательства Республики Казахстан" проводится лингвистическая экспертиза проектов законов, в дальнейшем предполагается ее осуществление по всем проектам нормативных правовых актов и международных договоров. Это позволит решить проблему аутентичности текстов проектов на государственном и русском языках. В контексте подчеркнутой Главой государства необходимости развивать диалоговые процессы, шире сотрудничать с неправительственными организациями мы создаем рабочие группы по отдельным проектам законов, приглашая в них представителей общественности, предпринимательских структур. Законопроекты публикуются в периодике, размещаются на интернет-ресурсах госорганов. Для того чтобы наладить плодотворное взаимодействие с законодателями, Минюст во многом пересмотрел свои планы работы в сторону их гармонизации и достижения своеобразного "параллелизма" с рабочими графиками депутатского корпуса и партии "Нур Отан". С 2007 года парламентарии и партийцы-активисты представлены и успешно действуют в составе межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. – Нередко у депутатского корпуса возникают нарекания, касающиеся качества подготовки отдельных законопроектов… – Несомненно, здесь имеются определенные недостатки. На наш взгляд, вопрос качества в первую очередь должен стоять перед разработчиком – отраслевым госорганом, поскольку юридическая составляющая законопроекта – лишь одна из нескольких составляющих. В свою очередь, Министерство юстиции стремится придать законотворческому процессу системный характер. Ежегодно проводится анализ законопроектной деятельности юридических служб государственных структур. Выявляются допущенные ошибки, вносятся замечания. В целях совершенствования нормативно-правовых актов проработан вопрос о законодательном закреплении за госорганами обязанности по проведению правового мониторинга законодательных актов, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись. Отмечу, что в настоящее время в понятийном аппарате действующего законодательства отсутствует термин "правовой мониторинг нормативных правовых актов". Поэтому нами предпринимаются меры по введению такого понятия в правовой обиход. Соответствующие поправки предусмотрены в проекте закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворческой деятельности", который уже находится в Мажилисе Парламента. Одна из проблем связана с соблюдением правил оформления нормативно-правовых актов (юридическая техника). При этом следует отметить, что на замечания, касающиеся юридической техники, и приходится две трети нареканий от числа всех замечаний. В этой связи в рамках упомянутого законопроекта впервые законодательно закрепляются правила оформления нормативно-правовых актов, что позволит полностью решить проблему единообразного применения этих правил различными субъектами законодательной инициативы. – Не могли бы вы обозначить магистральные направления деятельности Министерства юстиции по реализации Указа Главы государства о реформировании правоохранительной системы? – В плане законотворчества нам предстоит большая работа. Правительством совместно с Администрацией Президента подготовлен план мероприятий. В нем четко определены ответственные госорганы и сроки исполнения поручений, вытекающих из указа. В плане есть 32 мероприятия, которые потребуют разработки соответствующих законопроектов. Из них Минюст назначен ответственным по 9 пунктам. Сейчас нами ведется соответствующая законопроектная деятельность. Порученные нам нормативно-правовые документы должны быть внесены в Парламент до ноября. Так что подготовка всех проектов законов, принятие которых предусмотрено указом, ведется в ускоренном порядке. Следует напомнить, что указ предусматривает также изменения и в органах юстиции. Во-первых, упраздняется Комитет по судебному администрированию при Верховном суде. Функции и полномочия комитета по исполнению судебных решений, организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность, по отдельным основаниям передаются Министерству юстиции. То есть исполнение всех судебных актов будет сосредоточено в одном госоргане, что соответствует международной практике. Во-вторых, указом отмечена необходимость разработки системы мер по поэтапной передаче в ведение нашего министерства функций и полномочий МВД по исполнению взыскания в виде административного ареста в специальных приемниках и обеспечению функционирования этих учреждений. В-третьих, как известно, одним из приоритетов правоохранительной деятельности государства считается быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших. А одним из основных средств доказывания при расследовании преступлений является заключение судебного эксперта. На сегодня потребность в судебной экспертизе со стороны правоохранительных органов и судов очень высока. Ежегодный рост экспертиз составляет 6%. К примеру, в 2008 году выполнено 66 тысяч 133 экспертизы, в 2009 году – 71 тысяча 766 экспертиз, а за 8 месяцев текущего года – уже 48 тысяч 881 экспертиза. Расследование практически всех видов преступлений не обходится без судебных экспертиз. Соответственно, эта сфера должна модернизироваться вместе с правоохранительной системой. Поэтому Главой государства поручено принять меры по повышению качества судебно-экспертного обеспечения судопроизводства. То есть нужно усовершенствовать систему профессиональной подготовки судебных экспертов, улучшать материально-техническую и научно-методическую базы экспертных исследований. Эти и другие меры по совершенствованию правоохранительной и судебной деятельности, которые будут приняты для реализации положений указа Главы государства, соответствуют направлениям правовой реформы, международным стандартам и интересам общества. И их осуществление будет положительно воспринято населением страны и мировым сообществом. |