Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 30 ноября
С обретением независимости начался новый этап развития казахстанской археологии. Десятки названий древних городов и поселений, игравших значимую роль в истории тюркского мира, появились на археологической карте страны. Честь открытия многих из них принадлежит Карлу Байпакову. Он первым среди археологов Казахстана стал доктором исторических наук, первым членом-корреспондентом и первым академиком НАН РК. На протяжении 20 лет был первым директором Института археологии им. А. Маргулана. – Но самое главное, он первым начал масштабные исследования таких памятников археологии, которые стали знаковыми в культурном наследии страны, – говорит о коллеге доктор исторических наук, академик Булат Кумеков. – Это средневековые города Каялык, Кулан, Акыртас, городища Куйрыктобе, Сауран и Жайык. Профессию, которой посвящено полвека, Карл Молдахметович выбрал сознательно. – Я родился в учительской семье, – рассказывает юбиляр. – Мама преподавала историю, поэтому разговоры о далеком прошлом нашей страны сопровождали все мое детство. Учился в Талгаре, на окраине которого находятся развалины древнего города Тальхира, где я пропадал целыми днями. Вот так и получилось, что еще в школе определился с выбором профессии и ни разу не пожалел об этом. Археология всегда будет окутана ореолом романтики, поэтому, уверен, и сейчас многие мечтают о ней. Когда я ехал поступать на археологическое отделение ЛГУ, то вел дневник. Просматривая его много лет спустя, нашел всего две записи: "Станция Луговая", понравившаяся мне обилием кумыса, и "Станция Тимур", которая ассоциировалась в сознании с именем великого завоевателя средневековья. Записи, сделанные рукой 17-летнего юноши, удивительным образом определили всю его дальнейшую судьбу. Станция Луговая – это городище Кулан, ставшее темой кандидатской диссертации, а Отрарский оазис, где находится станция Тимур, – это дело всей жизни Байпакова. …Советская историография считала, что Казахстан – это страна номадов, практически не оставивших после себя следов. Но исследования, прежде всего археологические, показали: жизнь здесь была гораздо многограннее. В одних регионах доминировало скотоводство, в других – городская жизнь, в-третьих – сочеталось и то и другое. Городов, которые известны по письменным источникам, около 150, но академик К. Байпаков уверен, что их гораздо больше. В основном они концентрируются на юге Казахстана, однако, как показали исследования последних лет, районами урбанизации являются еще Центральный и Западный Казахстан, а также Прииртышье. Одним из главных направлений научных интересов Карла Байпакова стало изучение Великого шелкового пути в аспекте его политических, экономических и культурных связей с государствами Евразии. Молодой ученый взялся исследовать города северо-восточного Семиречья еще в далекие 60-е, когда был аспирантом Ленинградского государственного университета. В те годы они были совершенно не изучены. Поставив задачу разыскать поселения, аспирант шел по следам путешествующих в средние века по Великому шелковому пути. Средневековый город Каялык (ныне на его месте находится поселок Койлык Алматинской области) стал одной из самых ярких страниц в научной карьере Байпакова. – Поскольку я изучал все, что было написано о нем, то вскоре мне в руки попали путевые заметки Гильома Рубрука – французского монаха, вхожего в высшие слои общества Франции и Италии первой половины ХIII века, – рассказывает наш собеседник. – В те времена монахи (естественно, не рядовые, а наиболее элитная часть духовенства) часто выполняли роль дипломатов. И вот по поручению короля Людовика IX Рубрук в 1253 году отправился в Монголию. По суше в то время путешествовали либо на повозках, либо верхом на лошадях. Рубрук же, будучи человеком большим и грузным, предпочел идти пешком. Вернувшись во Францию, он написал удивительную книгу "Путешествие в Восточные страны". Меня в ней заинтересовало описание Приджунгарии – того района, которым я, собственно, занимался. Монах, очень подробно описывая быт и нравы здешних людей, упоминал о городах, которые встречались на его пути в далекую Монголию. Первым из них был Эквиус. Естественно, транскрипция, которую давал Рубрук, немножко отличалась от тех названий, которые употреблял местный люд. Казахстанским археологам удалось установить, что по-тюркски этот город назывался – Екиогуз, что означало – Двуречье. Монах писал: "После того как прошел город Эквиус, я оказался в удивительно красивой долине, которая была обильно орошена водой, здесь много было зелени. Нашел в этой речной долине город, который назывался Кайлак". Кайлак – это Каялык, который упоминался еще до Рубрука в персидских и арабских источниках. Он был столицей известного древнетюркского государства – Карлукских Джабгу ("Джабгу" – называли владетелей этого государства). Один из последних представителей этой династии Арслан-хан был известной политической фигурой в начале XIII века. Он сыграл известную роль в походах монголов на Запад. – Рубрук, будучи человеком очень любознательным, интересовался всем, что встречалось ему в пути, – продолжает увлекательный рассказ академик К. Байпаков. – И прежде всего тем, какие люди жили в городе, каким они богам молились. И повсюду он искал единоверцев-христиан. Монах знал, что они жили на территории Центральной Азии и Казахстана начиная с V века и что начало этому положили последователи одного из достаточно известных в Европе еретических направлений христианства – несториане. Их стали преследовать в 431 году, и они, растекшись по Шелковому пути в сторону Востока, основали в ряде семиреченских городов свои колонии. Разыскивая несториан, Рубрук нашел в Каялыке представителей других, не знакомых ему религий. В частности, тут он увидел храм, который поразил его своей необычной планировкой. Священники брили голову наголо, носили желтую одежду, держали в руках четки и произносили молитву, похожую на "Отче наш". Он рассказывает, что попал на религиозный праздник, который устроили жрецы этого храма в честь полнолуния, и что они звонили в колокола. Рубрук не пишет, что это были буддисты, но только представители этой религии, как известно, носят желтые одежды, звонят в колокольчики и бреют головы. Затем Рубрук записывает, что в шести лье (приблизительно три километра) от Каялыка он нашел наконец-то селение "совершенно христианское". В церкви с крестом он совершил молебен. Такое описание Каялыка удивило археологов, невольно вспомнилась давняя гипотеза о том, что его следы могут находиться у городища Антоновка (сейчас это восточная окраина бывшего села Антоновка, оно ныне носит название Койлык). Но действительно ли это остатки разыскиваемого средневекового города? Чтобы убедиться в этом, любознательный аспирант Байпаков организовал раскопки. На одном из бугров обнаружилось очень странное сооружение. Вернее, часть замкнутого квадратного помещения – предположительно буддийского храма. Однако далее продолжить раскопки не удалось: после защиты в 1966 году кандидатской диссертации научные интересы Карла Байпакова были подчинены планам отдела археологии Института истории и археологи и этнографии им. Ч. Валиханова. В Антоновку экспедиция, возглавляемая им, вернулась только 1998 году. Заинтересовавший молодого археолога много лет назад объект был наконец вскрыт. Он действительно оказался буддийским храмом со всеми причитающимися атрибутами. Причем керамикой и другими предметами обихода он четко датировался ХIII веком. Естественно, это стало очень важным аргументом в пользу того, что городище Антоновка – это действительно остатки средневекового города Каялыка, который описывал Рубрук. Кроме буддийского храма там были обнаружены остатки мечети. То, что в городе наряду с буддистами жили мусульмане, по словам академика К. Байпакова, – вполне естественно: в XIII веке ислам в Центральной Азии и Восточном Туркестане твердо завоевал позиции. Археологи нашли и христианское поселение, о котором писал Рубрук. И сейчас уже совершенно точно, что Каялык был городом, где жили представители разных конфессий. – Так мне удалось подтвердить появившиеся еще в аспирантские годы предположения о том, что Каялык находится на месте села Антоновка и что именно в этом городе был Рубрук: ведь мы нашли все, о чем писал именитый путешественник, – и буддийский храм, и церковь, и мечети, – завершает рассказ академик К. Байпаков. – Этот удивительный город был одним из самых крупных политических, экономических, культурных центров на Шелковом пути. И естественно, работы там еще продолжаются. Думаю, мы найдем здесь еще не одно интересное сооружение. |