Гульмира МАТХАЛИКОВА, "Экспресс К", 3 февраля
Несколько лет назад формулировка "Сделано в Казахстане" у многих вызывала недоверие. Большинство потребителей смотрели на иностранных производителей, не веря отечественным мастерам. Но целенаправленная политика государства, призывающего "творить" собственными руками качественно и недорого, сделала свое дело – у наших производственников появились долгожданные клиенты. О том, насколько сегодня казахстанская продукция пользуется популярностью и чего не хватает отечественным товаропроизводителям для 100-процентного завоевания местного рынка, рассказывает генеральный директор ТОО "Самрук-Казына Контракт" Кайрат Сабденов. – Кайрат Аманкельдыулы, ТОО "Самрук-Казына Контракт", которым вы руководите, является уполномоченным органом АО "ФНБ "Самрук-Казына" по вопросам закупок и казахстанского содержания. Какую работу вы проводите в этом направлении? – У нас создана корпоративная система мониторинга казахстанского содержания, одним из элементов которой является интерактивная карта, обеспечивающая в режиме реального времени доступ к необходимым данным. Мы ведем мониторинг отраслевых программ увеличения казахстанского содержания. Формируются информационные базы данных холдинга, содержащие сведения об отечественных товарах и их производителях, реестр отечественных товаропроизводителей, в котором зарегистрированы 780 предприятий, электронный каталог "Товары – Сделано в Казахстане". Также для поддержки наших товаропроизводителей правилами закупок фонда установлен преференциальный режим в отношении закупа отечественной продукции. Информация по закупкам доступна и размещена на сайтах фонда и дочерних компаний. Контроль закупок осуществляется посредством проведения плановых проверок, а также поступающих жалоб и обращений потенциальных поставщиков и по отдельным поручениям фонда. – Что вы имеете в виду, говоря о "преференциальном режиме" для отечественных товаропроизводителей? – Действующими правилами закупок фонда предусмотрен комплекс мер, направленных на поддержку отечественных товаропроизводителей. В частности, это условное снижение цены к тендерным заявкам товаропроизводителей Казахстана, обязательная 30-процентная предоплата по заключенным с ними договорам, освобождение отечественных товаропроизводителей от уплаты обеспечений тендерной заявки, возможность заключения долгосрочных контрактов. – Программа казахстанского содержания имела "низкий" старт. Скажите откровенно, удалось ли снизить долю импорта в закупках национальных компаний? – Да, несомненно, программа увеличения казахстанского содержания в закупках группы компаний фонда "Самрук-Казына" дала положительные результаты. В первую очередь, в рамках программы были определены конкретные механизмы реализации политики увеличения казахстанского содержания, которые в большинстве своем успешно сработали. Я не хочу перегружать читателей "ЭК" обилием цифр, приведу лишь один пример. На начало 2009 года из 2 820 наименований железнодорожной продукции, потребность в которой удовлетворялась за счет импорта, в течение года казахстанскими предприятиями освоено производство 187 видов товара. Реализуются такие амбициозные проекты, как производство локомотивов, электровозов, вагонов, серной кислоты, ароматических масел, битума и многого другого. Вместе с тем мы принимаем дополнительные меры по увеличению казахстанского содержания, созданию и развитию конкурентоспособных отечественных товаропроизводителей. Предлагается более широко использовать механизм долгосрочных закупок их продукции, придать этому процессу дополнительный импульс и сделать акцент на научно-техническое сотрудничество. И уже можно выделить конкретные результаты этой работы. – На ваш взгляд, ассортимент продукции отечественного производства сегодня отвечает запросам национальных компаний? – Организации группы фонда закупают порядка 70 тысяч наименований различных товаров. К сожалению, большая часть из них в Казахстане не производится. Поэтому говорить об удовлетворительном ассортименте отечественной продукции пока не приходится. Но, как вы знаете, все более мощные обороты набирает Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития страны. При этом большинство проектов, часть из которых реализуется с участием компаний фонда, – это промышленные предприятия, то есть действующие или потенциальные товаропроизводители. Поэтому полагаю, что объем и ассортимент казахстанской продукции будут значительно прогрессировать, и национальные компании смогут удовлетворять свои потребности в большей степени за счет отечественных товаров. – Кроме недостаточного ассортимента выпускаемой отечественной промышленностью продукции, какие еще факторы сдерживают процесс увеличения закупок у казахстанских товаропроизводителей? – Кроме небольшого ассортимента такой продукции, есть еще и нарекания в отношении ее низкого качества и высоких цен. Это не значит, что казахстанский товар – неконкурентоспособный. Нет. Подтверждением тому служат многочисленные примеры эффективного сотрудничества между казахстанскими производителями и национальными компаниями. Вместе с тем проблема конкурентоспособности отечественных товаров существует. Ведь при закупках, помимо цены, во главу угла ставится в первую очередь качество товара. Не будет качества – не будет закупок. Отечественные товаропроизводители должны быть готовы предложить гибкие конкурентные цены, совершенствовать производственный цикл, внедрять новейшие разработки, гарантировать высокое качество своей продукции, работать открыто и прозрачно. – Кайрат Аманкельдыулы, можно ли сделать вывод, что вам удалось сформировать открытую информационную среду закупок? – Казахстанское содержание достаточно широко вошло в нашу жизнь. И это не только законы, нормативные правовые акты правительства, правила закупок и информационный поток через СМИ. Вопросы казахстанского содержания волнуют не только чиновников, предпринимателей и закупщиков, но и все общество в целом. Что касается открытости и доступности информации о закупках, то здесь не может быть компромиссов. В целях достижения большей прозрачности и информированности в процессах закупок в настоящее время нами реализуется проект онлайн-портала "Маркетинг в закупках товаров, работ и услуг организаций АО "Самрук-Казына". На этом портале будут представлены планы закупок всех организаций холдинга, объявления о проводимых ими закупках, тендерная документация и итоги закупок. Поставщики, желающие работать с холдингом открыто и прозрачно, могут публиковать информацию о своих финансовых показателях, производственных мощностях, текущих ценах на продукцию и т. д. – Могли бы вы назвать конкретные цифры в части освоения бюджета плана закупок по организациям группы фонда? – Планируемый объем закупок по организациям группы "Самрук-Казына" на 2010 год составляет 3,5 трлн тенге. Общая сумма заключенных договоров составила 3,47 трлн тенге, то есть уже можно прогнозировать почти 100-процентное освоение годового бюджета. В общей сумме заключенных договоров закуплено товаров на сумму 1 трлн 664 млрд тенге, работ – на 928 млрд, услуг – на 880 млрд тенге. Сумма договоров, заключенных с резидентами Казахстана, – 2 трлн 847 млрд тенге, что составляет 82 процента от общей суммы заключенных договоров на текущий момент. |