АСТАНА. 23 февраля. КАЗИНФОРМ /Гульнара Жандагулова/
Разговоры о внедрении института частных судоисполнителей начались еще в 2007 году. А в нынешнем году, уже в ближайшее время начнется выдача лицензий частным судоисполнителям. Предполагается, что к ним перейдет до 20 процентов дел. В будущем у государственных судоисполнителей останутся только те дела, в которых одной из сторон выступает государство. Об этом в интервью агентству сказал заместитель министра юстиции РК Амирхан Аманбаев. - Амирхан Тапашевич, когда появятся в Казахстане первые частные судебные исполнители? - В составе Министерства юстиции создан Комитет по исполнению судебных актов, который отвечает за выдачу лицензий. Выдачу разрешительных документов планируется начать весной. Само внедрение института частных судоисполнителей мы поделили на два этапа. На первых порах лицензия будет выдаваться без экзаменов и стажировки лицам, имеющим опыт работы. Это судоисполнители со стажем не менее 5 лет, судьи и работавшие постоянными судьями, прокуроры, проработавшие в органах не менее 10 лет. Всего не менее 300-400 человек, они и составят костяк. На втором этапе лицензии будут выдаваться только после прохождения непрерывной годичной стажировки в качестве помощника в конторе частного судоисполнителя и сдачи экзамена. - Какова процедура получения лицензии? Достаточно ли, на ваш взгляд, число имеющихся судебных исполнителей? - По моему мнению, 1502 судебных исполнителей явно недостаточно, особенно если учесть, что ежегодно у нас на исполнении находится около одного миллиона документов. К тому же этот показатель в последние годы постоянно увеличивается. К примеру, по сравнению с 2009 годом нагрузка в 2010 году возросла более чем на сто тысяч документов. Сегодня мы завершаем работу по принятию необходимых подзаконных актов. Порядок получения лицензии частными судебными исполнителями регулируется соответствующими правилами. Так, лицензия выдается лицензиаром в лице Комитета по исполнению судебных актов. Необходимым условием для получения лицензий является соответствие кандидата предъявляемым квалификационным требованиям. Для получения лицензии необходимо написать заявление и с приложением соответствующих документов обратиться в Комитет. Перечень необходимых документов и дата начала приема заявлений будут опубликованы в СМИ и на сайте Министерства юстиции. - Расскажите, как будет строиться работа частных судебных исполнителей? Какими правами и полномочиями они обладают, какие инструменты воздействия на должников присутствуют в их арсенале? - Частные судоисполнители имеют равные права и обязанности наряду с государственными. Исключение составляет лишь невозможность исполнения документов, где одной из сторон выступает государство. Кроме того в делах, где необходимы действия принудительного характера – наложение ареста, изъятие имущества и др., будут продолжать работать государственные судоисполнители. Поэтому сначала мы намерены передать частным судебным исполнителям несложные дела, к примеру, алиментные и административные штрафы. Всего процентов 15-20 от общего числа дел. Частично это связано с тем, что для того, чтобы совершать принудительные действия, к примеру, арестовать или изъять имущество, частным судебным исполнителям придется обращаться за санкцией в суд. Мы, в свою очередь, не можем обеспечить их полицейскими и службой сопровождения. Что касается дополнительных мер воздействия на должников судебными исполнителями, к примеру, это право временного ограничения на выезд должника в зарубежье. Еще одним нововведением является постоянно возрастающая пеня, чтобы должникам экономически невыгодно было оттягивать исполнение судебных решений. Однако на сегодня решения в основном не исполняются, поскольку отсутствует какой-либо механизм воздействия на должника, кроме постановки вопроса о привлечении к ответственности. - Как будет оплачиваться труд частных судебных исполнителей? В зависимости от результата, то есть взысканных долгов, – или от затраченных усилий и денег? - Оплата деятельности частного судоисполнителя зависит от фактического результата его работы и будет складываться из двух составляющих. Первая составляющая – это суммы, уплачиваемые по тарифам, включающие стоимость бумаги, почтовых отправлений и др., размеры которых устанавливаются в МРП и утверждаются Правительством по представлению уполномоченного органа, согласованному с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей. Вторая – оплата труда по исполнительным документам неимущественного характера, к примеру, о выселении из квартиры или о том, чтобы передвинуть забор, оплата составит 10 МРП для физических лиц и 20 – для юридических. - Выходит, если раньше исполнительская санкция перечислялась в пользу государства, то теперь она передана частным исполнителям. Сколько же потеряет бюджет в результате введения института частного исполнения? - Бюджет не потеряет деньги, поскольку деятельность частных судебных исполнителей будет облагаться налогом по ставке 10%, как и деятельность частных нотариусов и адвокатов. При этом государственные судебные исполнители смогут сосредоточиться на делах о взыскании в пользу государства, что увеличит поступления в бюджет. - Не снизится ли качество судебного исполнения? - Исполнение судебного акта, безусловно, и есть результат деятельности судоисполнителя. В последние годы в этой сфере было множество проблем. Законные решения судов не исполнялись. В первую очередь от подобного положения страдали простые граждане. Ущерб, причиненный ответчиками, не возмещался. По сути, введение института частного исполнения судебных актов в качестве альтернативы должно значительно сократить нагрузку на государственных судебных исполнителей, повысить эффективность исполнительных процедур – как в государственной, так и в частной системах исполнения, защитить права граждан и организаций. |