NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 17.04.2024 04:23 ast
02:23 msk

Качественно новое отношение к использованию госсредств
О.Оксикбаев: Эффективный бюджет предполагает не только низкий дефицит, но и контроль за расходованием средств
21.04.2011 / интервью

Екатерина БОЛЬГЕРТ, "Литер", 19 апреля

Сегодня юбилей - 15 лет с начала работы Счетного комитета, который следит за тем, насколько эффективно используются государственные средства.
Данный орган в составе парламента оказался компактным и мобильным. В его штате около 100 человек, что на порядок меньше чем в России, Белоруссии, Украине и даже соседнем Кыргызстане. Несмотря на это, за время своего существования Счетный комитет смог выявить финансовых нарушений на общую сумму около 800 млрд тенге и вернуть в бюджет почти 60 млрд. О том, как осуществляется эффективный контроль за деньгами налогоплательщиков, сегодня в интервью газете "Литер" рассказывает председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев.
19 апреля 1996 года Нурсултан Назарбаев подписал указ "Об утверждении положения о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета". Эта дата считается днем образования высшего органа государственного финансового контроля Казахстана. За прошедшие 15 лет ведомством проведено более 560 контрольных мероприятий, выявлены финансовые нарушения на общую сумму около 800 млрд тенге, в бюджет возвращено почти 60 млрд тенге. Только в 2010 году экономический эффект от деятельности Счетного комитета в 15 раз превысил сумму средств, вложенных в его содержание. Что стоит за этими цифрами, в беседе с "Литером" рассказал председатель ведомства Омархан Оксикбаев.
- Омархан Нуртаевич, в этом году Счетному комитету исполняется 15 лет. Поздравляем вас с этой датой. Как вы оцениваете путь, пройденный ведомством?
- Несмотря на все сложности, новый в истории Казахстана институт внешнего финансового контроля за эти годы вырос не только количественно, но и качественно. В сжатые сроки мы сумели наладить работу и заявить о себе как о серьезном и бескомпромиссном контрольном органе. Многое было сделано как в организационном, так и в практическом плане. В итоге Счетный комитет стал органом, функционирующим де-факто, а не формально. Мы заслужили авторитет у своих коллег за рубежом. И, безусловно, снискали уважение как высший контрольный орган внутри страны.
Это удалось нам во многом благодаря имеющемуся в Счетном комитете потенциалу - кадровому, научному, интеллектуальному. В своей работе мы уделяем большое внимание воспитанию настоящих профессионалов в области внешнего государственного финансового контроля. Их квалификация повышается, в частности, посредством продуктивного партнерства с международными организациями финансового аудита. Счетный комитет аккредитован в Международной организации высших органов финансового контроля ИНТОСАИ, а также ее региональных объединениях - ЕВРОСАИ и АЗОСАИ. Членство в этой организации означает, что Счетный комитет придерживается руководящих принципов Лимской декларации о функциональной и организационной независимости. Мы также являемся участниками ЭКОСАИ, Совета руководителей высших органов финансового контроля СНГ. В рамках заключенных соглашений ежегодно повышение квалификации за рубежом проходят от 10 до 15 ревизоров.
Кстати, мы расширяем сотрудничество по вопросам подготовки нового поколения высококвалифицированных специалистов государственного финансового контроля и на внутренней арене, в системе Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, где в ближайшее время планируется открытие магистратуры по специальности "Государственный аудит".
- Насколько нам известно, на сегодняшний день штат вашего ведомства составляют около ста сотрудников. Но ведь это не всегда было так. Вспомните, с чего вы начинали?
- Если говорить о первых шагах, то начинали мы действительно намного скромнее. В первый год работы Счетный комитет насчитывал всего 23 человека. Постепенно штат увеличивался, сейчас нас 95 человек.
Но и этого количества специалистов для нас явно недостаточно. Посудите сами - численность сотрудников подобного рода ведомств в других странах, например в России, составляет свыше тысячи человек, в Республике Беларусь, включая департаменты финансовой полиции и финансовой разведки, - 1600 человек, в Украине - 543 работника, а Счетная палата наших соседей - Кыргызстана - насчитывает 240 человек.
Эта проблема остается весьма актуальной еще и потому, что за прошедшие пятнадцать лет Счетному комитету было дополнительно делегировано достаточно много серьезных полномочий. Нами проводится внешний контроль и оценка исполнения республиканского бюджета, ход и оценка реализации государственных программ и стратегических планов центральных госорганов. За нами закреплены полномочия по проверке использования государственных финансовых ресурсов, выделенных субъектам квазигосударственного сектора, анализ эффективности использования грантов и активов государства, гарантированных государством займов. Мы проводим контроль на соответствие использования активов Национального банка.
Но наделение широкими полномочиями должно сопровождаться институциональным усилением. И речь здесь не идет об однобоком нашем расширении - есть гораздо более эффективные пути решения этих вопросов, на страницах вашей газеты мы не раз об этом говорили. Работая с оптимальным количеством сотрудников, мы лишний раз подтверждаем жизнеспособность Счетного комитета.
В помощь нашему ведомству в 2007 году при Счетном комитете был открыт Центр по исследованию финансовых нарушений, занимающийся исследованиями причин финансовых нарушений, формированием соответствующих рекомендаций по их устранению и недопущению в последующем. Должен сказать, что создание центра стало для нас большим подспорьем. Со дня образования он провел исследования по 26 наиболее актуальным направлениям обеспечения финансовой и бюджетной дисциплины. Причем эти исследования проводятся не на чисто теоретической основе, а путем практического изучения ситуации на местах, зачастую - с выездом вместе с нашими ревизорами на объекты контроля.
- Если перейти на привычный для вас язык цифр, то о каких результатах 15-летней работы ведомства можно говорить? И конкретнее - сколько передано материалов в правоохранительные органы?
- За 15 лет Счетный комитет провел более 560 контрольных мероприятий. При этом каждое такое мероприятие включает в себя более 10 объектов контроля, в большинстве из которых выявлены факты серьезных финансовых нарушений. По итогам проведенных работ в бюджет возвращено почти 60 млрд тенге. При этом содержание Счетного комитета за прошедшие годы государству обошлось более чем в 3 млрд тенге. В правоохранительные органы передано более 240 материалов.
Но дело не только в цифрах. Для нас важно культивировать качественно новое отношение к использованию государственных средств. Во главу угла бюджетополучатели должны ставить рациональность, экономность, законность. В своей работе мы ориентированы прежде всего на профилактику. Мы не имеем физической возможности охватить весь процесс исполнения бюджета, поэтому наши мероприятия по контролю стали более адресными, мы все чаще ориентируемся на те направления, где нарушения бюджетной дисциплины наиболее вероятны.

Особое значение приобретает выработка рекомендаций по совершенствованию национального законодательства. Так, совсем недавно президент подписал разработанный по инициативе Счетного комитета и при непосредственном нашем участии закон "О государственном имуществе", и таких примеров десятки.
- Расскажите подробнее, какие меры воздействия имеются в арсенале Счетного комитета для повышения уровня финансовой дисциплины?
- Низкая эффективность использования государственных финансовых ресурсов связана с рядом объективных и субъективных причин. Для их искоренения и предупреждения мы даем рекомендации и поручения по улучшению государственной финансовой дисциплины.
Одним из главных факторов, негативно влияющих на исполнение бюджета, является несовершенство законодательной базы. Понимая это, Счетный комитет кропотливо расчищает правовое поле от "скользких" мест. Мы считаем, что когда установлены четкие законодательные правила, тема непрозрачности и неэффективности расходования бюджета снимается с повестки. Только в прошлом году нами дано свыше 170 рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, большинство из которых принято к реализации.
- Трудно не согласиться с вами в том, что совершенствование законодательства необходимо. Но когда дело доходит, например, до местных бюджетов, появляются и "местные" правила. Как в Казахстане осуществляется контроль над расходованием этих средств?
- В полномочиях нашего ведомства заложена норма осуществления контроля только за использованием средств Национального фонда Республики Казахстан и республиканского бюджета, а также активов государства. Внешний контроль использования средств местных бюджетов законодательно закреплен за ревизионными комиссиями маслихатов. Но в связи с их малочисленностью, отсутствием необходимого опыта работы деятельность этих ревкомиссий малоэффективна.
Поэтому Счетным комитетом по заданию президента была проведена разработка проекта закона Республики Казахстан "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан". Его главная цель - повышение эффективности и качества контроля за местными бюджетами. Кроме того, правительством по согласованию с нами внесен в администрацию президента проект указа главы государства, содержащий в себе ряд мер по усилению роли ревкомиссий.
Таким образом, предполагается создание сильных, независимых органов внешнего контроля на местах, подотчетных местным законодательным органам, которые на системной основе будут проводить мероприятия внешнего контроля за расходованием средств местных бюджетов.
Со своей стороны Счетный комитет сделает все необходимое - от решения организационных вопросов до методологической поддержки и оказания практической помощи в обучении работников ревкомиссий, для того чтобы внешний контроль за исполнением местных бюджетов стал по-настоящему действенным и эффективным.
- А как насчет народного контроля? В Казахстане до сих пор понятие бюджета остается закрытым и далеким.
- В развитых странах с гласностью бюджетных расходов все в порядке. Но у нас исторически так сложилось, что граждане не имели доступа к информации о том, как используются народные деньги. Сейчас можно ознакомиться с тем, на какие цели и сколько денег налогоплательщиков расходует правительство. Достаточно прочитать соответствующий закон. Но на самом деле для населения и этот документ не дает ответов, скорее порождает еще больше вопросов. Потому что информация для граждан непонятна. Получается какая-то формальная гласность. Она только усугубляет оторванность народа от бюджетного процесса.
Я согласен, что ситуацию необходимо переломить. Важно заложить традиции прозрачности и подотчетности правительства гражданам для дальнейшего развития демократического общества. Счетный комитет уже вступил на реформаторскую тропу в этом вопросе. Мы пытаемся переформатировать мышление общества. Оно должно знать, как расходуются средства. Это его гражданское право. Когда общество станет более активным в вопросах бюджетной политики, оно будет держать в тонусе всю исполнительную власть, в разы возрастет экономическая обоснованность и рациональность политики расходования государственных средств.
- Но Счетный комитет не кладет результаты контроля под сукно?
- Предоставлять итоги контроля общественности - это наше и право, и обязанность. Без этого теряется смысл существования высшего органа финансового контроля. Все результаты контрольных мероприятий Счетного комитета доводятся до населения через официальный сайт ведомства и средства массовой информации. Мы представляем налогоплательщикам действительно независимую объективную оценку политики расходования бюджетных средств исполнительной властью. Наша информация излагается на вполне доступном языке и формате.
- Насколько, на ваш взгляд, независимым должен быть главный аудитор страны?
- Независимость - фундамент, на котором основывается эффективность высшего органа финансового контроля. Без истинной независимости высший орган финансового контроля превращается лишь в декорацию и теряет всякое доверие общественности.
- И в чем же должна выражаться эта свобода?
- Конечно, свобода всегда относительна. Она никогда не бывает абсолютной. И все же в Лимской декларации - главном документе высших органов финансового контроля - прописаны основные постулаты независимости. Чтобы работать с максимальной отдачей, высший орган финансового контроля должен быть огражден от давления и влияния объектов контроля. Все это должно быть определено Конституцией Казахстана, специальными законами, регулирующими деятельность высшего органа финансового контроля, которые должны гарантировать ему организационную, функциональную и финансовую независимость.
- И в Казахстане необходимые условия для обеспечения независимости Счетного комитета созданы?
- Скажу так - основные предпосылки независимости Счетного комитета имеются. Мы особняком стоим в системе государственного управления, не входим в состав правительства. Подчиняемся только главе государства. Независимый статус Счетного комитета как института конституционно-финансового контроля отражен в Основном законе нашей страны. Независимы мы и в выборе объектов при планировании контрольных мероприятий. Изменения в план работы могут вноситься лишь при поступлении поручений главы государства и запросов депутатов парламента.
Но при этом существуют "белые пятна". У нас до сих пор нет отдельного закона о Счетном комитете. В настоящее время мы работаем над этим. Кроме того, не решен вопрос финансовой независимости. Наша бюджетная заявка проходит через коридоры правительства, где подвергается обструкции. Это неправильно. Финансирование органов финансового контроля, осуществляющих контроль за расходованием бюджетных средств, не должно зависеть от деятельности государственного органа, занимающегося планированием республиканского бюджета. Логичнее было бы, если наша бюджетная заявка напрямую попадет на рассмотрение парламентариев.
Не редки случаи, когда правоохранительные органы, ссылаясь на внутренние правовые акты, пытаются вовлечь нас в проводимые ими доследственные проверки, что противоречит законодательству в области внешнего государственного финансового контроля.
Поэтому вопросы, каким-либо образом влияющие на деятельность Счетного комитета, требуют скорейшего разрешения.
- Как проводится проверка самого Счетного комитета? Скажем, на профессиональную пригодность?
- В 2005 году в рамках подписанного Меморандума о взаимопонимании с ЮСАИД независимыми международными экспертами была проведена внешняя комплексная оценка эффективности деятельности Счетного комитета. По ее результатам отмечено соответствие деятельности высшего контрольного органа Казахстана международным стандартам аудита ИНТОСАИ. Даны рекомендации по повышению эффективности работы Счетного комитета.
Все советы международных экспертов взяты нами на вооружение: внесены изменения в законодательство, регулирующее деятельность Счетного комитета; проведена работа по совершенствованию стандартов государственного финансового контроля; разрабатываются методики проведения контрольных мероприятий, для контрольных мероприятий привлекаются независимые аудиторы. В этом году мы также планируем прибегнуть к услугам международных экспертов для проведения аналогичной оценки.
- Какие еще планы у ведомства на среднесрочную перспективу?
- Задачи Счетного комитета изложены в Стратегическом плане на 2011-2015 годы. В обозначенном периоде мы намерены сконцентрироваться на повышении уровня финансовой дисциплины в государственном и квазигосударственном секторах экономики. И, конечно же, на совершенствовании системы государственного финансового контроля в условиях перехода на стандарты международной финансовой отчетности.
Кроме того, нашей главной задачей остается посредством проведения независимого и объективного контроля продолжать достойно работать на благо развития государства. Как и прежде, мы будем акцентировать свое внимание не только на выявлении нарушений и возмещении бюджетных средств, но и, что очень важно, предупреждении нарушений путем разработки соответствующих предложений и рекомендаций.
- Спасибо за беседу. Еще раз поздравляем вас с 15-летием Счетного комитета, желаем дальнейших успехов.
- Спасибо и вам за проявленный интерес к нашей работе. Желаю творческому коллективу газеты "Литер" успехов и развития, а ее читателям - здоровья и благополучия.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Задачи решаемы, цели достижимы, когда ими занимаются профессионалы" 27.04.2011
От "комиксов" к осмыслению 25.04.2011
Казахстан партийный 22.04.2011
"У иностранцев здесь вахта, а нам здесь жить" 22.04.2011
Качественно новое отношение к использованию госсредств 21.04.2011
"Ментом нужно родиться!" 21.04.2011
"Нововведения в сфере науки должны привлечь в нее талантливую молодежь, склонную к исследовательской работе" 19.04.2011
Верность традициям 18.04.2011
Демократия – без дефицита 13.04.2011
"Мы привыкли относиться к нефтянке, как к дойной корове" 12.04.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz