NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 21:55 ast
19:55 msk

"Отставание системы учета и отчетности от Налогового кодекса снижает эффективность налогового администрирования"
Р.Даленов: По отчету "Ведение бизнеса" на подготовку, подачу отчетности и уплату налогов затрачивается 271 час в год. По данному показателю мы на 115-ом месте
06.05.2011 / интервью

АСТАНА. 5 мая. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/

В нашей стране проводится систематическая работа по созданию благоприятного бизнес-климата, снижению административных барьеров. Президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана "Построим будущее вместе" дал четкие установки на дальнейшее совершенствование законодательства и улучшение работы государственных органов в целях улучшения условий для ведения бизнеса.
"Я сторонник принципа: сильный бизнес – сильное государство. Впервые мы приняли Закон "О государственном контроле и надзоре". Установлены единые для всех государственных органов принципы и порядок проведения контроля. Это сделано для того, чтобы еще больше снизить административное давление на бизнес", – отметил Н.Назарбаев в своем Послании.
В беседе с нашим корреспондентом вице-министр финансов РК Руслан Даленов рассказывает о том, какая работа ведется по улучшению налогового и таможенного администрирования.
– Руслан Ерболатович, какие проблемы существуют в сфере таможенного и налогового администрирования в Казахстане? Как они влияют на развитие предпринимательства в стране и, в целом, на экономику Казахстана?
– В целом таможенное и налоговое администрирование в нашей стране осуществляется на хорошем уровне. Совокупные налоговые поступления за 2010 год составили 9,6 процента к ВВП, а за первый квартал текущего года номинальный прирост поступлений составил 62,7 процента к аналогичному периоду предыдущего года. Хотя, конечно, это не говорит о стопроцентной эффективности налоговой и таможенной системы и не снимает с повестки дня необходимость дальнейшего реформирования.
Существует ряд проблем, негативно влияющих на развитие предпринимательства. Во-первых, это большой объем форм налоговой отчетности. Большинство "неумышленных" налоговых нарушений происходят ввиду громоздкости и большой трудоемкости налоговой отчетности, либо неоднозначности толкования норм законодательства. Сегодня ранее разрозненные нормы кодифицированы, действуют напрямую и продолжают совершенствоваться, о чем свидетельствует довольно высокий рейтинг – 39-е место из 183-х, – Всемирного банка по индикатору "налогообложение". Самым слабым звеном в индикаторе является показатель "время, необходимое для соблюдения требований". По отчету "Ведение бизнеса" на подготовку, подачу отчетности и уплату налогов затрачивается 271 час в год. По данному показателю мы на 115-ом месте. Отставание системы учета и отчетности от Налогового кодекса, и большое количество многообразных форм отчетности бумерангом бьет по налоговому администрированию. Ведь качественная отчетность – залог эффективного администрирования. Ряд положений, а порой и целых приложений, деклараций на практике не используется и существует лишь "потому, что так было всегда", заставляя нести лишние непроизводственные расходы и налогоплательщиков, и сами налоговые органы. На правительственном уровне создана и работает специальная рабочая группа, в которую входят представители Налогового комитета и бизнес-сообщества. По результатам работы группы принято решение о сокращении налоговой отчетности на 30 процентов с 2012 года. Второй вопрос – налоговые проверки. Процесс упорядочивания проверок прошел через моратории, меморандумы о совместных действиях с бизнес-ассоциациями. Сегодня налоговые проверки регулируются положениями Закона РК "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". Плановые налоговые проверки могут проводиться один раз в год, в три года, либо в пять лет – в зависимости от отнесения налогоплательщика к соответствующей степени риска. Годовой план налоговых проверок ежегодно утверждается и, в срок до 25 декабря, публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры. При проведении плановых проверок налоговые органы за 30 календарных дней до начала проверки обязаны известить налогоплательщиков. Проведение и продление налоговых проверок, за исключением встречных, регистрируется органами прокуратуры. В результате принятых мер, количество плановых налоговых проверок снизилось на 73 процента: в 2008 году таковых было 13,4, тысячи, в 2009 году – 4,4 тысячи, в 2010 году – 3,6 тысячи.
Положения о плановых проверках не касаются отдельных тематических проверок – при возврате НДС, рейдовых, а также встречных проверок, хронометражных либо по заявлениям налогоплательщиков, государственных органов. Именно эти внеплановые проверки вызывают вопросы у госорганов и опасения у бизнеса. Поэтому ведется работа по регламентации таких проверок. Вместе с тем, в отношении отдельных категорий индивидуальных предпринимателей ликвидация осуществляется без проведения налоговой ликвидационной проверки, на основе результатов камерального контроля. В соответствии с Законом "О частном предпринимательстве" разрабатываются поправки в налоговое законодательство, устанавливающие упрощенный порядок ликвидации отдельных категорий юридических лиц. Третий проблемный вопрос – это оплата комиссии банков при уплате налогов. В настоящее время оплата налогов без уплаты комиссии возможна только в банке, которому возмещается сумма комиссий из государственного бюджета. В остальных случаях физическое лицо самостоятельно оплачивает комиссию банка. При этом, в некоторых случаях, комиссия банка может значительно превышать сумму налога. Несмотря на наличие льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, уменьшение банковской комиссии не производится. К примеру, при уплате пенсионером земельного налога в размере 12 тенге, он должен заплатить комиссию банку в размере 300 тенге. За рубежом, при исполнении налоговых обязательств по уплате налогов физическими лицами, комиссия банками не взимается и не возмещается банкам из государственного бюджета, поскольку банк заинтересован в привлечении денежных средств физических лиц и временном использовании указанных денежных средств. Поэтому нам необходимо проработать данный вопрос. В связи с переходом на всеобщее декларирование актуальность вопроса возрастает, поскольку количество физических лиц, которые будут самостоятельно исполнять налоговое обязательство по уплате индивидуального подоходного налога, увеличится.
– Что делается для упрощения работы участников внешнеэкономической деятельности?
– Основные проблемы при осуществлении экспортно-импортных операций возникают на стадии подготовки документов, выдачи разрешительных документов. Затрудняют работу участникам внешнеэкономической деятельности – отсутствие доступной информации для бизнеса о порядке ведения международной торговли, наличие множества дублирующих процедур и процессов государственного контроля. Кроме того, каждый контролирующий орган имеет свои правила, процедуры, требования – как по объему предоставляемых компанией сведений, так и по срокам выдачи необходимых для ведения бизнеса документов. Компании, участвующие в международной торговле, затрачивают много времени на получение разрешений, лицензий, сертификатов, заключений и других документов для последующего предоставления в таможенные органы.
В прошлом году, в целях приведения в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза разработан национальный Кодекс "О таможенном деле в Республике Казахстан", который предусматривает сокращение перечня обязательных документов, предоставляемых декларантом при декларировании товаров до трех основных документов: документ, подтверждающий полномочия лица, подающего таможенную декларацию; коммерческие и транспортные документы. Новый Таможенный кодекс закрепил в себе предложения независимых экспертов по исключению служебного подлога, широты дискреционных полномочий таможенных органов в части норм, способствующих коррупционным правонарушениям. Кроме того, теперь подзаконные акты, касающиеся прав и обязанностей третьих лиц, сможет принимать только Правительство. В таможенных органах созданы консультативные советы по вопросам совершенствования таможенного дела, которые выносят на обсуждение проблемные вопросы, возникающие в правоприменительной практике. Оба кодекса направлены на ускорение процессов перемещения товаров для облегчения международной торговли. Так, на таможенной территории Таможенного союза выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, а в отношении отдельных категорий товаров – за 4 часа. В текущем году были внесены изменения в некоторые законодательные акты по вопросам таможенного дела – в части передачи контрольных функций в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан таможенным органам Казахстана.
– Какие задачи являются приоритетными в области таможенного и налогового администрирования на этот год?
– В 2011 году мы приступили к реализации совместного со Всемирным банком Проекта по реформированию налогового администрирования в Казахстане. Проект нацелен на повышение эффективности работы налоговых органов Казахстана, что, в свою очередь, приведет к повышению конкурентоспособности экономики и улучшению бизнес-климата в стране, посредством снижения налогового бремени, борьбы с уклонением от уплаты налогов и коррупцией. Основные мероприятия по Проекту: дальнейшее внедрение принципов системы управления рисками; поэтапный переход на всеобщее декларирование доходов граждан; создание Центров обработки данных налоговых органов; развитие call-центра Налогового комитета; ре-инжиниринг бизнес-процессов. Планируется достижение следующих показателей: сокращение на 40 процентов среднего времени ожидания налогоплательщиков при обращении в налоговые органы; сокращение времени, затрачиваемого налогоплательщиками на подготовку налоговой отчетности и, соответственно, издержек, на 60 процентов к 2014 году; сокращение числа налоговых проверок вдвое к 2014 году. Кроме того, мы рассчитываем добиться улучшения представления общественности о налоговой службе, как об организации с высококвалифицированными и некоррумпированными государственными служащими. Удельный вес налогоплательщиков, представляющих налоговую отчетность в электронном виде, достигнет 90 процентов к 2014 году. Ожидается ежегодный рост налоговых поступлений в расчете на одного сотрудника на 10 процентов.
Во исполнение поручений Главы государства по снижению административных барьеров и в соответствии с Программой по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, Министерством была выдвинута инициатива по внедрению в работу государственных органов интеграционной информационной системы "Единое окно по экспортно-импортным операциям". Это механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, предоставлять один раз стандартизированную информацию и документы с использованием единого пропускного канала.
Основной задачей в законотворческой деятельности таможенных органов является дальнейшее совершенствование таможенного законодательства, приведение его в соответствие с основными положениями Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур 1974 года, Соглашением Всемирной торговой организации. С целью устранить расхождения в таможенных правилах и процедурах, которые могут препятствовать развитию международной торговли, и в целях стимулирования международного сотрудничества, облегчения условий международной торговли, в 2009 году Казахстан ратифицировал, с некоторыми оговорками, Международную конвенцию "О согласовании условий проведения контроля грузов на границах". Концепция Таможенного кодекса Таможенного союза также основана на Киотской конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур.
– Какие законопроекты разработаны Министерством для улучшения таможенного и налогового администрирования? В чем заключаются основные новшества разработанных законопроектов и как отразится их принятие на деятельности казахстанских предприятий?
– В настоящее время в Парламенте рассматриваются поправки в Налоговый кодекс, инициированные Мажилисом. В данном законопроекте отражены совместные предложения Правительства, бизнеса и финансовых ассоциаций. В нем нет ни одной ужесточающей нормы, поправки "расшивают" проблемные вопросы, накопившиеся за 2,5 года применения нового Налогового кодекса или порожденные финансовым кризисом. Например, наши банки ведут учет своих расходов по правилам уполномоченного органа по регулированию и надзору – они более консервативны и шире, чем бухгалтерский учет, который берется налоговыми органами за основу. Поэтому предлагается введение временной поддерживающей банки нормы, устраняющей коллизию на период, когда разница в учете будет нивелирована. Определенная категория граждан получит льготу от обложения дохода от списания банками кредитов, что снимет налоговое препятствие для прощения долгов. Машиностроительные заводы получат расширение успешно применяемого режима "свободный склад", а для сельхозтоваропроизводителей смягчатся требования по применению специального режима налогообложения. В соответствии с законопроектом, добросовестные налогоплательщики, понесшие убытки от косвенного контакта с лжепредприятием, получат возможность восстанавливать затраты и счет-фактуры по НДС, если таковые будут признаны фактическими. Уточнены нормы, направленные на исключение фактов постановки на регистрационный учет по НДС нарушителей налогового законодательства. Также уточняются нормы по налогообложению нерезидентов, по порядку представления ликвидационной налоговой отчетности реорганизуемыми и снятыми с регистрационного учета по НДС налогоплательщиками.
Как уже отмечалось, еще в прошлом году был принят отечественный Таможенный кодекс, разработанный в целях приведения национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза. Следует отметить, что основное новшество Таможенного союза, заключается в возложении на налоговые органы с 1 июля 2010 года функции по взиманию косвенных налогов – НДС и акцизы, – при перемещении товаров во взаимной торговле со странами ТС.
Законопроектом, инициированным мажилисменами, предлагаются поправки, учитывающие опыт работы в условиях Таможенного союза в период с 1 июля по 31 декабря 2010 года и направленные, в том числе, на упрощение представления налоговой отчетности по Таможенному союзу в налоговые органы. При Комиссии Таможенного союза создана и функционирует экспертная группа по направлению "Косвенные налоги", в состав которой входят представители министерств финансов и налоговых органов Казахстана, Беларуси и России. Руководство работой группы осуществляется казахстанской стороной. Поскольку работа в условиях Таможенного союза является новшеством, вся деятельность данной экспертной группы направлена на улучшение и упрощение налогового администрирования. Одним из основных направлений деятельности казахстанских экспертов является проведение на постоянной основе круглых столов с налогоплательщиками, на которых рассматриваются проблемные вопросы, возникающие во взаимной торговле. До конца года предстоит внести поправки в части существенного расширения применения льгот в Специальных экономических зонах, вычета расходов на инновации, оздоровления банков, администрирования и лицензирования.
– Существуют ли на сегодняшний день противоречия между законодательством Казахстана в сфере таможенного и налогового администрирования и требованиями Таможенного союза? Какие меры принимаются для разрешения этих противоречий?
– При ратификации международных договоров, включая договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, параллельно вносились разработанные Минфином проекты Таможенного кодекса Казахстана и поправки в некоторые законодательные акты, включая Налоговый кодекс. Поскольку работа проводилась синхронно, удалось избежать внутренних противоречий с обязательствами по Таможенному союзу. А вот внешних противоречий избежать, в полной мере, не удалось. Например, мы убрали в Налоговом кодексе требование об отметке таможенными органами в соответствующих документах во взаимной торговле между странами Таможенного союза. В российском налоговом кодексе международные перевозки "выпали", то есть требование об отметке таможенных органов для их подтверждения осталось, хотя само таможенное оформление отменилось. Казалось бы, небольшая коллизия, но в результате услуги российских железных дорог стали облагаться НДС по ставке 18 процентов в России, и это сразу же отразилось на тарифе для казахстанских потребителей. Вопрос рассматривался на Комиссии Таможенного союза, по нему были приняты решения №390, №501 и №520, и в настоящее время, по информации российской стороны, разработаны соответствующие законодательные поправки. Также налоговые законодательства стран ТС отличаются в части обложения косвенными налогами при ввозе товаров структурными подразделениями, и временном ввозе во взаимной торговле. При экспорте товаров через внешнюю границу Таможенного союза возникают вопросы по взаимообмену информацией между налоговыми и таможенными органами.
В целом, законодательство Казахстана в сфере таможенного администрирования не противоречит требованиям норм Таможенного союза.
– Спасибо за беседу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Горизонты развития 31.05.2011
С правыми и левыми 31.05.2011
"Наследие Астаны" не будет забыто 30.05.2011
"Привлечь в Казахстан новые разработки – одна из приоритетных наших задач" 30.05.2011
"Если мы сделаем что-то не так, это будет кошмар" 27.05.2011
Оттенки серого 27.05.2011
Китайская головоломка 27.05.2011
Марченко: мы смотрим это кино третий раз, цикл кризиса равен 10 годам 24.05.2011
"Должно быть разрешено все, что не запрещено" 24.05.2011
Если бы коммунисты хотели, а социал-демократы могли… 23.05.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz