Дмитрий ПОПАЗОВ, "Казахстанская правда", 14 июля
20-летие своей Независимости Казахстан встречает прогрессивным государством с растущей экономикой и высоким мировым авторитетом. Благодаря мудрости и единству казахстанского народа, высочайшей ответственности Президента Нурсултана Назарбаева выстроена не только цивилизованная политическая система, но и успешная экономическая модель, ярким конкретным примером которой является Астана, отметившая на прошлой неделе очередной день рождения. О том, как проходило становление столичного бизнеса и страны в целом, как предприниматели смотрят в будущее, мы поговорили с председателем правления Национальной экономической палаты Казахстана "Атамекен" Азатом ПЕРУАШЕВЫМ. – Азат Турлыбекович, Астану до сих пор называют большой стройкой. Возведение домов и зданий – дело не только строительных компаний, но и сопутствующих производств. Какое развитие с переносом столицы получил малый и средний бизнес города и как он вырос за 20 лет Независимости страны? – Перенос столицы стал толчком для развития бизнеса во всей стране. Сначала это выразилось в развитии строительной индустрии, везде начали появляться современные здания, архитектурные формы, использоваться новые решения, материалы, которые впервые применялись именно при строительстве новой столицы. Такое широкое использование бетона, стекла, железобетонных конструкций нагляднее всего проявилось именно в Астане, потом пошло по другим городам, даже райцентрам. Это привело к появлению большого слоя малого, среднего бизнеса, который занимался отделочными, монтажными работами, производством утеплителей, строительного стекла. Появились компании, занятые в металлообработке. Заводов по производству только облицовочного кирпича открылось несколько десятков по всему Казахстану. Нужно добавить еще и проекты, связанные с производством цемента, плиток, отопительных батарей, сантехники. Однако в Астане сейчас появляются индустриальные гиганты, такие как завод по сборке локомотивов. Понятно, что по мере локализации производства он будет передавать выпуск узлов, деталей местным производителям. Крупными проектами можно назвать создание по поручению Главы государства продовольственного пояса вокруг Астаны и Алматы при активном участии социально-предпринимательских корпораций. Ведь формируется целый комплекс по производству, переработке и хранению продуктов питания. Бывший завод "Целинсельмаш" сейчас превратился в технопарк "Сарыарка", где огромные площади, коммуникации, отремонтированные дороги. Там действует масса предприятий. Ясно, что они будут служить локомотивами, которые будут вести за собой развитие малого и среднего бизнеса (МСБ). – Предпринимательскому движению, как важной части рыночных реформ в экономике и обществе, начало положило подписание 4 июля 1992 года Закона "О поддержке частного предпринимательства". Что было дальше? – Закон фактически сделал частный бизнес в стране легальным, потому что до того времени предпринимателей преследовали, в том числе пугали уголовной ответственностью. Именно принятие этого закона позволило работать без страха быть привлеченным к ответственности за получение прибыли. Следующими шагами необходимо назвать решительные действия Главы государства по привлечению иностранных инвестиций, потому что это не только деньги, но и технологии, люди, методы управления. Это все – появление новых секторов в экономике. Тогда изначально инвестиции пошли в сырьевой сектор, но целый ряд стран, например Турция, направился в сектор МСБ. Стали открываться кафе, небольшие сервисные предприятия, на опыте которых наши граждане учились, как и что делать. Они поняли, что можно буквально из того, что лежит под ногами, делать бизнес. Следующий шаг – разгосударствление и приватизация. Эти мероприятия дали старт появлению частной собственности уже не только на уровне "купи-продай", но и на уровне серьезных производств. Тогда многие предприятия были переданы в частные руки на определенных условиях. Появился класс средних и крупных бизнесменов, был качественный рост предпринимательства именно в реальном секторе экономики. В промышленности появилась конкуренция, которая толкала к развитию. В 1993 году была введена национальная валюта. Этот непростой шаг послужил развитию национальной финансовой системы. Знаковым стало проведение двух амнистий – легализации капитала и имущества, дважды вводились моратории на проверки малого и среднего бизнеса. Благодаря пониманию и заботе Президента наши предприниматели получили огромный набор различных мер поддержки, которые даже не снились бизнесменам других стран. В России неоднократно обсуждалось введение моратория, но там так и не решились на это. – Финансово-экономический кризис ясно показал, что государство имеет комплекс действий по защите бизнеса. Весомой ли оказалась поддержка? – Поддержка была беспрецедентной по масштабам. По оценке экспертов, на поддержку бизнеса было направлено порядка 14% ВВП. Ни одна другая страна не выделила близко похожей суммы. Нужно отметить, что контроль за расходованием этих средств был поставлен должным образом. Основная их масса использовалась по назначению. Создавались рабочие места, удалось избежать сокращений и безработицы, многие предприятия провели модернизацию, закупили оборудование. При разработке антикризисной программы по поручению Главы государства были учтены отдельные сегменты, такие как сельское хозяйство, жилищное строительство, МСБ. Спрос на стройматериалы был поддержан за счет выделения государственных средств на завершение объектов строительства. Хотя были споры при предъявлении требований относительно казахстанского содержания. Изначально дешевле было покупать китайские материалы, но требования по казахстанскому содержанию были внедрены на уровне закона. Это тоже стало поддержкой для наших товаропроизводителей. – Наверное, отдельно нужно сказать об инициированной Главой государства Программе форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР), ее составляющей – программе "Дорожная карта бизнеса-2020", а также "Даму-Ондирис"… – Да, "Дорожная карта бизнеса-2020" ориентирована на поддержку именно МСБ, хотя и в приоритетных отраслях экономики, но это скорее проекты местного значения. Поэтому в рамках отбора к субсидированию предприятий основную роль играют региональные координационные советы. Карта индустриализации и ПФИИР нацелены на более масштабные задачи – развитие, поддержку новых секторов экономики, технологических переделов. Задача программы – обеспечение максимальной диверсификации экономики, что позволит обеспечить доступ к перераспределению национальных доходов, получаемых от торговли природными богатствами, например. Мы создаем условия, чтобы каждый казахстанец мог при активном участии заработать свою долю в национальных доходах. Не случайно там выделяется несколько программ, все они связаны с обеспечением кадрами, казахстанским сырьем, материалами. В ПФИИР большую роль играют инфраструктурные проекты, которые, сами по себе не делая товара, создают условия, которые обеспечивают появление различных секторов. Это энергетика, производственная инфраструктура. Надо сказать, что ПФИИР – это не простая индустриализация, которая имела место в 30-е годы прошлого века, а инновационная, связанная с новыми технологиями, появлением научно-технологических секторов экономики. Это прежде всего увеличение производительности, энергоэффективности и конкурентоспособности товара по цене и качеству, ориентированности его на экспорт. – Кстати, об экспорте. Большие перспективы открылись перед бизнесом с созданием Таможенного союза (ТС), многие ли смогут ими воспользоваться? – С созданием ТС мы увеличиваем емкость рынка в 11 раз. Мы можем производить в разы больше, но аналогично мы открываем рынок для российских и белорусских коллег. И здесь многое зависит от того, насколько наши предприниматели сумеют выстроить конкурентоспособную модель бизнеса. Предпочтительнее, конечно, выглядят российские компании. Они сохранили связь науки с производством. У нас доля инновационных предприятий всего порядка 1,5%. Но ТС – еще и свободный переток технологий. И это станет новым толчком для научно-технологического перевооружения нашей экономики. Мы получим возможность защитить себя от китайской экспансии. Только за первый квартал нынешнего года более 400 российских компаний стали резидентами Казахстана, перенесли сюда свою деятельность. На недавней конференции в Москве сообщили, что их число уже перевалило за две тысячи. Это наглядный пример того, что российский бизнес реагирует на преимущества, которые создает казахстанское законодательство. Ведь наша палата не зря боролась на протяжении 6 лет за либерализацию бизнес-климата, снижение административных барьеров. Благодаря поддержке Главы государства многое было сделано. – К настоящему времени удалось добиться того, что без экспертного заключения НЭПК "Атамекен" нормативные акты даже не рассматриваются Парламентом. И все же проблемы остаются, насколько они решаемы? – Я не случайно неоднократно критически выступал в Парламенте в адрес министерств, ведомств во время работы над законопроектами, конкретными решениями. Мы только за прошлый год направили более трех тысяч различных писем, обращений, заключений на действия госорганов, выиграли несколько дел в судах. Генпрокуратура опротестовывала решения по нашим обращениям, и многие предприниматели получили защиту. Мы видим, что со стороны госорганов при разработке нормативных актов иногда ведомственные интересы ставятся выше интересов сбалансированного развития экономики, даже вопреки прямым поручениям Главы государства. Президент, например, призывает снизить адмбарьеры, снять виды давления, гуманизировать, декриминализировать деятельность бизнеса. В то же время финансовая полиция разрабатывает законопроект о введении уголовной ответственности юридических лиц. Согласно этому документу, штрафы увеличиваются в тысячу раз. Например, предлагалось увеличить штраф для МСБ со 152 тысяч тенге до 152 миллионов тенге, при том что разрешенные законом размеры МСБ – 90 миллионов тенге. То есть фактически речь идет о ликвидации предприятия. Более того, вводится уголовная ответственность руководителей и владельцев предприятий за нарушения. Президент сказал, что мы должны стимулировать людей приходить в бизнес, а с принятием таких норм, напротив, люди побегут из предпринимательства. Или законопроект о гражданской защите, разработанный МЧС. По нему ответственными полностью за подготовку планов по предупреждению ЧС, за их реализацию являются физические и юридические лица. МЧС только контролирует, причем контроль самый жесткий – до остановки предприятия. При этом вплоть до того, что предприятие обязано держать команду спецназовцев по противодействию средствам поражения. На наш взгляд, бизнес платит налоги, и госорганы не должны перекладывать на его плечи несвойственные предприятиям функции. Каждый должен заниматься своим делом. И судя по тому, чего добилась страна за годы независимости, Казахстан умеет находить баланс интересов и государства, и бизнеса. |