NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 29.11.2022 03:28 ast
00:28 msk

Возвращение к истокам
А.Муминов: Богатые нефтяные сырьевые ресурсы мусульманского мира и нерешенность социально-бытовых проблем простого населения также усиливают негативные тенденции в восприятии и интерпретации исламского учения в среде современных богословов
26.08.2011 / интервью

Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 25 августа

Данные социологических опросов показывают, что в странах СНГ идет процесс расширения религиозности населения. Об этом можно судить по возрастающему количеству религиозных общин. В Казахстане, например, по данным Минюста, более трех тысяч зарегистрированных религиозных организаций, а есть еще и нелегальные, деструктивные, в том числе прикрывающиеся знаменем традиционных конфессий. О ситуации в этой тонкой и деликатной сфере делится мнением один из авторитетных исламоведов СНГ, заместитель директора Института востоковедения МОН РК доктор исторических наук Аширбек МУМИНОВ.
– В чем, по-вашему, заключается причина роста религиозности, наблюдаемого в последние годы?
– Дело в том, что все представления об "идеальном" из плоскости "коммунистического учения и практики" плавно и закономерно перешли к сфере религии. Правда, при этом некоторые свободу вероисповедания стали воспринимать как вседозволенность. Во имя исполнения своих идеалов (только теперь вместо коммунистических – религиозных) и стремления к светлому будущему они ведут весьма агрессивную политику по принципу "наше дело – правое", без оглядки на законы республики.
Если смотреть на проблему глобально, то в мире сейчас, несмотря на рост религиозных организаций, как это ни парадоксально, наблюдается глубокий общий кризис духовности. После прекращения противостояния двух миров – капитализма и коммунизма – нарушилось равновесие. Исчез образ "идеологического врага". И этот вакуум определенные политические круги хотели бы заполнить противостоянием на межконфессиональной почве, пытаясь использовать религию, в первую очередь ислам, как инструмент для оправдания и достижения собственных целей.
– А почему именно ислам, а не христианство или, например, буддизм?
– Кандидатов на место "идеологического противника" предостаточно. Однако ислам как идеологическая система имеет перед ними некоторые, скажем так, "преимущества". Во-первых, мусульманский мир лежит в непосредственных границах западного мира. В средние века европейское общество именно с Востока ожидало угрозу западной христианской цивилизации. Достаточно вспомнить Крестовые походы, Реконкисту и войны с Османской империей. В настоящее же время преимущественно из мусульманского мира идет огромный поток иммигрантов. Известно, что в странах Запада имеются серьезные демографические проблемы и, чтобы восполнить недостаток рабочей силы, там вынужденно принимают выходцев из других стран.
Большой миграционный поток и быстрый рост мусульманского населения раздражают местных жителей. Реакцией на эти процессы является так называемый кризис культурализма, о котором открыто говорят с высоких трибун.
Богатые нефтяные сырьевые ресурсы мусульманского мира и нерешенность социально-бытовых проблем простого населения также усиливают негативные тенденции в восприятии и интерпретации исламского учения в среде современных богословов. Как следствие, наблюдается политизация религиозного учения. Можно отметить два катализатора этих процессов. Первый – арабо-израильский конфликт, второй – аморфность и неэффективность светских институтов в некоторых мусульманских странах. В результате ислам превращается в политический инструмент. От имени Бога объявляется "священная война" (джихад, газават) против "неверных", интервентов, оккупантов и "врагов Аллаха".
В международном масштабе эти изменения привели к тому, что в разных странах мусульманского мира искусственно навязывается идея панисламизма: мусульмане должны объединиться под "флагом ислама" против "имперских устремлений Запада". Эти призывы находят горячий отклик там, где имеются военные конфликты. Например, в Ираке, Афганистане, Кашмире. Или другой пример – в странах, где долго господствовал атеизм, были утеряны связи с наследием предков, традиционные ценности. Непросвещенному местному населению стали навязываться понятия о "новом исламе", "очищенном исламе" и "едином исламе".
Да, ислам – это единая религия, но в разных частях мусульманского мира существуют ее различные формы. Например, шиитско-мусульманское общество в Иране, индонезийско-суннитское, индийское, африканские мусульманские общества и множество других. Под влиянием многих факторов в различных регионах мусульманского мира сформировались три главных направления – суннизм, шиизм, хариджизм. Из них только в суннизме имеются четыре богословско-правовые школы – ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. В этих учениях нашло свое отражение многообразие интерпретаций различных сторон исламского учения и практики. Они раскрыли интеллектуальный потенциал и мирный характер исламской религии. Деятельность многочисленных средневековых улемов (знатоков шариата) происходила в условиях эволюции различных мусульманских общин.
– Бытует мнение, что чтение Корана в переводе на национальные языки может иметь негативные последствия. Это на самом деле так?
– Согласно исламскому учению большинство мусульман в понимании основных положений исламского учения и практики являются последователями (мукаллидами) улемов из своей среды, которые, в свою очередь, являются наследниками Пророка. Главным источником исламского учения является Коран. Это очень глубокая и сложная книга. Для ее адекватного восприятия нужно владеть четырьмя специальными кораническими дисциплинами, в совершенстве – арабским литературным языком, целым рядом этических норм и правил. Кроме этого, у улема должно быть авторизованное право (иджаза) на передачу всего текста Священного Писания. Иначе все прочитанное рядовым обывателем будет носить характер личного суждения, субъективного умозаключения, отличного от "божественного", "сакрального".
– А чем можно объяснить то, что некоторые люди, будучи уже в зрелом возрасте, совершают поворот от материалистического восприятия мира к религиозному?
– В этом не надо искать закономерностей и делать какие-то обобщения. Это личностные явления. Глубокие познания в медицине, физике или, например, в военной отрасли не предполагают осведомленности в сфере религии. Люди, сведущие в иных дисциплинах, в богословии, нередко мало чем отличаются от первоклассников. К тому же у людей разные характеры и темпераменты. Кто-то чрезмерно остро переживает любое событие в своей жизни, другой – менее импульсивен. Человек может быть счастливым, но в какие-то периоды жизни терпит неудачи, теряет веру в себя, переживает утрату родных... Чтобы как-то выстоять, люди обращаются к религии как к духовной опоре. Каждый приходит к Всевышнему своим путем.
– Сейчас на вполне серьезном уровне обсуждается вопрос божественного происхождения человека.
– Для того чтобы доказать ту или иную точку зрения, нужны факты. Но даже в эволюционной теории Дарвина слишком много лакун. Этим пользуются теологи, которым по долгу службы надо защищать религиозные догмы, поскольку это – честь их мундира. По мнению британского философа Уайтхеда, наука и религия не исключают друг друга, а наоборот, каждая из них имеет свою нишу в нашей жизни и право на дальнейшее существование.
– На улицах наших городов появилось очень много людей в мусульманских религиозных одеждах. Это результат фанатичной веры?
– Светскость в первую очередь подразумевает толерантность. Но эти люди носят не столько исламские, а сколько национальные одежды других народов. Никто не отрицает, что на мусульманскую культуру оказала сильнейшее влияние культура разных стран. И этим женщинам, коль уж они хотят выделиться, больше к лицу была бы казахская национальная одежда.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нефтегазовую отрасль нельзя отрывать от экономических реалий 31.08.2011
Беззащитная история 31.08.2011
"Спецназ в народе называют "маски-шоу" и смеются над ним…" 31.08.2011
"Список не забетонирован, а может быть изменен, если к тому или иному году изменится конъюнктура рынков" 27.08.2011
Важнее цифр восстановленное право 27.08.2011
Только 15% казахстанцев становятся на консульский учет за рубежом 26.08.2011
Возвращение к истокам 26.08.2011
Альтернативы атомной энергетике не существует 26.08.2011
Самозахватов в Алматы больше нет. И не будет! 25.08.2011
Живой и непрерывный процесс 25.08.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.11.22 Вторник
83. БАТАЛОВ Анвар
75. АЛИБАЕВ Серикбай
75. АНДАГУЛОВ Кыдырбек
75. ОСПАНОВА Майдаш
74. ГРЕБЕНЬКОВ Николай
72. ЕЛЕМАНОВ Булат
68. КЕНЕНБАЕВ Серик
67. КУДАЙБЕРГЕНОВ Нурлан
59. ЕРЖАНОВ Оразалы
59. УСМАНГАЛИЕВ Аязбай
58. СУБХАНБЕРДИН Нуржан
58. ШАЙДАРОВ Надим
56. ЕСЕНГАЗИНА Гульнара
55. ИМАНБЕРГЕНОВА Зауре
53. ТЛЕГЕН Исраил
...>>>
30.11.22 Среда
76. КАРАСАРТОВ Даурен
74. НОВИКОВ Павел
74. ТАСТАНОВ Ербулат
72. ЖУСУПОВА Сапура
72. НАСЫРОВ Муратбек
70. БИЖИГИТОВ Осман-Рустамбек
68. ТИХОНОВ Сергей
67. ДАВЛЕТОВ Сарсенбай
70. ТУМАБЕКОВ Дуйсен
67. ДОСКАЛИЕВ Жаксылык
66. АШИМБАЕВ Омирсерик
66. РСЫМБЕТОВ Кайрат
63. ЖАМАНБАЕВ Ербол
61. БЕРИШБАЕВ Серик
59. ЧИКАНАЕВ Казбек
...>>>
01.12.22 Четверг
99. ДВОРЕЦКИЙ Бернад
94. СЕИТОВ Имангали
85. АНУФРИЕВ Владислав
85. ЖУМАСУЛТАНОВ Тулеубай
84. КУРМАНОВ Садуакас
78. ТАСТАМБЕКОВ Аблай
77. ХОЖАМБЕРДИ Кахарман
72. АЛИМКУЛОВ Жексенкул
69. АМРЕКУЛОВ Бакберген
68. АБДИЕВ Жазбек
68. ИСАБАЕВ Кажыбек
66. КАЗАМБАЕВ Мухамедкали
66. КЕНЖЕБАЕВ Темирхан
66. МЕЩЕРЯКОВ Николай
60. КУСАИНОВ Тлеухан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz