Елена Холщевникова, "Огни Алатау", 11 января
"Воля отцов передается тем потомкам, которые возвышают имена своих предков" (из персидской летописи)
Знание своего рода, своих предков в семи поколениях является традиционным у каждой казахской семьи. Это знание передается от отца к сыну. Оно является условием принадлежности к своему роду, основой осознания связи с предыдущими поколениями. Да и у любого другого народа изучение своей истории, своих корней помогает развитию духовности и становится фундаментом старта в будущее. Олжас Сулейменов сказал об этом следующее: "На пороге новой эпохи глобализации по-иному осмысливается опыт былых, прежних... У народов, не успевших осознать глубину своего прошлого, нет будущего". Неслучайно сегодня, в окружении политических потрясений и мировых кризисов, люди все чаще стали обращать свои взоры в прошлое. В глубине веков мы пытаемся найти ответы на волнующие вопросы современности, поскольку опыт предыдущих поколений существует в нас на генном уровне и помогает выбрать в жизни достойную дорогу. Представляем нашего гостя. Арман Ахмуханов, бизнесмен, лидер движения "Единство народов Евразии" и национальной идеи "Мәңгілiк ел Еуразия" ("Вечный народ Евразии"), президент Всемирного конгресса тюркских народов (г. Нью-Йорк, США). Не менее знаменательно и его родство с великим Чингисханом. Согласно генеалогическим исследованиям, Арман Ахмуханов принадлежит к сословию торе-чингизидов в 28-м поколении. Поэтому и наша беседа по большей части была посвящена значению истории в жизни общества, ее объективности и истинности, наследию прошлого, а также роли личности в ходе истории.
Поступью веков О.А. – Общеизвестно, что Чингисхан отождествляет собой историческую эпоху. В 2011 году исполнилось 805 лет со дня создания империи Чингисхана. Наследие этой державы – от Тихого океа-на до Балтики и Средиземного моря, по-прежнему волнует наших современников и вызывает жаркие споры. И это неотъемлемая часть нашей истории. Как рано Вы осознали себя потомком Чингисхана? А.А. – О том, что принадлежу к сословию торе, от нас скрывали, время было такое. Личностью Чингисхана заинтересовался, учась в школе. Где-то в 4-5 классах на уроках истории мы проходили тему нашествия монголо-татар на Русь. В это же время я прочел книгу Исая Калашникова "Жестокий век". В ней меня привлек один момент. Калашников пишет, что навстречу "монголам" на Кавказе вышли объединенные войска аланов, грузинов и кипчаков. Монголы обратились к кипчакам с речью: "Кипчаки, вы и мы – монголы одного рода. Уйдите в степь, мы вас не тронем". И кипчаки ушли, не вступая в битву. Я задумался о том, когда это монголы были родственны кипчакам? Кипчаки – чисто тюркский род и его название сохранилось по сей день только у казахов. Калашников не мог допустить такой ошибки, видимо, что-то упустила цензура тех времен. На мои вопросы не могли ответить ни директор школы, ни родители. Видимо, тогда и зародился мой интерес к более глубокому изучению личности Чингисхана и эпохи, в которую он жил. Захотелось "докопаться" до истины. О.А. – История, как известно, дама капризная. Можно ли говорить о ее объективности и истинности по прошествии многих веков? Ведь даже живые свидетели событий описывают их на основании собственных субъективных представлений об этом мире. А.А. – Конечно, у любого исторического события есть множество концепций и доктрин. То же относится к материальному и духовному наследию Чингисхана. Именно поэтому для научной истины необходима огромная работа современных исследователей, основанная на сопоставлениях и сравнениях, а также тщательном анализе архивных документов. Сейчас издается ряд журналов историко-этнографической и культурной направленности, посвященных жизни и деятельности Чингисхана и его потомков, например, республиканский журнал "Шыңғысхан", одним из учредителей которого является Амре Арин. Презентация этого издания состоялась в Алматы с участием видных общественных деятелей, историков, ученых и писателей. Мероприятие прошло на высоком уровне. Я сам лично участвовал в его работе, и, поверьте, впечатления незабываемые. Также журнал "Аныз Адам" посвятил целый номер Чингисхану. Все это должно помочь преобразовать исторические предположения в историческую истину. Могу привести такой пример. Если рассмотреть родовой состав армии Чингисхана, то в ней были джалаиры, найманы, конраты, аргыны, уйсуны, кереи и другие. Это представители тех родов, которые есть только у казахов. Я был в научных экспедициях в Башкирии, Татарстане, Монголии. Там таких родов нет. Хотя в Башкирии присутствуют 3-4 рода. Но они пришли с Чингисханом. Если вы спросите в нашей стране на улице у любого казаха, к какому роду он принадлежит, это воспримется вполне нормально и вы получите ответ. А в Татарстане, например, такой вопрос вызывал, мягко говоря, недоумение. Поэтому здесь историкам следует "включать" логику и прекратить наконец распри и бессмысленные споры. Иначе мы так и будем буксовать на месте. Сам великий Абай Кунанбаев сказал: "...маңғұл дан шыққан халықтың бірі – біздің қазақ", что переводится как "Один из прямых потомков мангулов – только один народ, это казахи". Существует и масса других прямых и косвенных доказательств этого. Для примера одна аксиома. Ханств было много – Казань, Сибирь, Астрахань, Крым и другие. Но нигде здесь не видно присутствие нации. Например, из Казахского ханства явно видно название нации "казахская". Но нет такой нации "казанская", а если есть нация "татарская", то не было татарского ханства, также и по другим ханствам. Обратите внимание, Джанибек хан в XV веке назвал ханство "казахским" – не татарским, не монгольским, а именно названием той нации, к которой сам принадлежал. Да еще Абылай хан – казах, и у него, как и у любого другого казаха, есть семь колен шежире и мы знаем, что он чингизид. Так вот каждый седьмой дед казах и идет так до самого Чингисхана и тем более мы нацию берем по отцу. Так скажите теперь, уважаемые читатели, какой же Чингисхан монгол?! О.А. – Почему, на Ваш взгляд, именно в наши дни личности Чингисхана уделяется столько внимания? Так, ЮНЕСКО объявила его человеком II тысячелетия, созданы Всемирная академия и различные фонды имени Чингисхана. Его именем называют архитектурные сооружения и географические объекты во всем мире, воздвигаются памятники. А.А. – В настоящее время у людей, особенно постсоветского пространства, повышенный интерес к духовному наследию прошлого. Не секрет, что история в советское время была исковеркана и отшлифована в угоду идеологии, многие факты преподнесены неверно. А Чингисхан повлиял коренным образом на ход истории XII-XIII веков, создав огромную сильную империю. И в дальнейшем его потомки были движущей силой своего времени. Наш Президент Нурсултан Назарбаев в своей книге "В потоке истории" так написал об этом: "Именно представители сословия торе заложили основы Казахского государства. Высшее сословие в казахском обществе представляли султаны, т.е. потомки Чингисхана – чингизиды. Они были самой влиятельной силой в казахском обществе".
Шежире О.А. – В 2010 году вышла в свет книга "Чингизиды", которая вызвала очередную волну обсуждений и споров как среди научной общественности, так и у людей, далеких от исторических исследований. Насколько достоверными являются сведения в ней? А.А. – Авторы этой книги, академики Всемирной академии им. Чингисхана Анатолий Оловинцов и Гизат Табулдин, провели огромную исследовательскую работу в течение 10 лет. Они изучили массу архивных документов. Мы вместе выезжали в научные экспедиции в Монголию и на Улытау. Кстати, на Улытау похоронен старший сын Чингисхана Жоши. Авторами также были изучены более 5000 представителей чингизидов на Евразийском континенте. В результате по проверенным историческим материалам была выполнена графическая генеалогическая таблица чингизидов с XIII-го по XXI век. К тому же, династийные списки в этой книге вписаны в контекст исторических событий. Книга "Чингизиды" посвящена 540-летию образования Казахского ханства. Ее презентовал Олжас Сулейменов, я спонсировал издание этой книги. О.А. – Вы считаете, что это важно – знать поименно всех потомков Чингисхана? И нужно ли это вообще? А.А. – На этот вопрос я отвечу словами автора книги Гизата Табулдина: "Генеалогия потомков Потрясателя Вселенной Чингисхана есть поступь веков отечественной истории, иммунитет для настоящего и будущих поколений государствообразующего этноса. Важна судьба наследия наследников для современных тюркских народов Евразийского континента". Воссозданное в графическом виде шежире – это имена потомков самого Чингисхана, от великих правителей до простых кочевников. Интересно, что среди них есть даже офицеры царской армии. Например, генерал от кавалерий Султана Хаджи Губайдулла Джангир-оглы Чингис-хан (1840-1908 годы жизни). Среди наших соотечественников в Казахстане сегодня проживают порядка 3,5 тысяч чингизидов. И это пока не полные данные, поскольку исследованы еще не все регионы страны. Опять же повторюсь, торе – это целое сословие. И стоит понять и донести до людей, что на основе описания истории многочисленных потомков Чингисхана, проживающих на всех континентах мира, можно получить новые исторические сведения. О.А. – Арман Нурланович, в Интернете и различного рода СМИ достаточно часто появляется информация о том, что некоторые казахстанцы сдают анализы на ДНК в США, чтобы определить свою принадлежность к чингизидам. И в дальнейшем бывают разочарованы, когда из-за океана приходит отрицательный ответ. Что Вы можете сказать по этому поводу? А.А. – Могила Чингисхана пока не найдена и сравнивать ДНК современного человека с ДНК Чингисхана – это полный абсурд. Поэтому на Западе и в Штатах при таких анализах за основу сравнения берется ДНК современных монголов. Естественно, ДНК не совпадут. Это относится и к деятельности американского ученого Макса Бленкфельда, главе компании FamiliytreeDNA, проводящего исследования по выявлению гена Чингисхана. Как считают многие его научные оппоненты, главная его ошибка заключается в том, что он ищет соответствие на ген Чингисхана среди жителей современной Монголии. Но армия Чингисхана состояла из казахских родов. Их было 92. Сначала – 12 родов, а потом постепенно влились другие. Этих родов у современных монголов нет и не было. Другое дело, когда Чингисхан и большая половина казахских родов откочевали, оставив в тылу 2 или 3 тумена вместе с семьями. По прошествии нескольких веков они пережили нападение джунгаров. Произошла насильственная ассимиляция. В XVIII веке произошло нашествие манчжур, а позднее – китайцев (XIX и XX века). Вот так появились современные монголы плюс тунгусские племена. О.А. – Насколько известно, не так давно Вы провели ряд мероприятий в честь своего знаменитого предка... А.А. – Да, в честь Чингисхана в Алматы состоялись 3 турнира по футболу среди детей, а также тех, кому за 40. В этих турнирах приняли участие 12 команд. Как положено, победители и участники были награждены кубками, грамотами и призами. Еще в настоящее время реализуется очень интересный проект – идет сборка ветроустановки нового поколения. При силе ветра 1 метр в секунду она начинает вырабатывать электроэнергию. Это соответствует экологическим нормам и дает возможность получать недорогую энергию, что весьма актуально в наши дни. Название ветродвигателя – "Чингисхан", а изобрел его Константин Стахнов. Я являюсь спонсором проекта. О.А. – Достаточно большой общественный резонанс вызвало и мероприятие, посвященное 300-летию Абылай хана. Вы были идейным вдохновителем праздника. Расскажите об этом подробнее. А.А. – Да, в 2011 году исполнилось 300 лет Великому хану Абылаю, который был одной из наиболее ярких политических фигур и государственных деятелей своего времени. С его именем связано новое возрождение казахской государственности. Абылай хан также развивал хозяйство и торговлю, ввел новые виды и размеры налогов. У меня возникла идея провести ас в его честь. Ее поддержали не только потомки Абылай хана, но и представители других казахских родов, сохранившие свои родовые названия со времен Чингисхана (албаны, уйсуны, дулаты, жалаиры, шапырашты, аргыны, найманы, кереи, адайцы и другие представители казахских родов). Кстати, Абылай хан – прямой потомок Чингисхана. Поэтому такое знаменательное мероприятие было суждено провести по воле Всевышнего. В самом начале мою идею одобрили Жумабек с братом (потомки Тезек торе), Канатбек Аманжолов (потомок Жолбарысхана), а также известный писатель Нурлан Амрекулов. Вместе мы начали собирать рабочую команду для проведения мероприятия и средства для него. У меня есть хозяйство, и я привез коня. А другие люди давали деньги, кто сколько смог. Один пенсионер, глава Союза ветеранов Алатауского района города Алматы – Кудайберген ага – внес 1000 долларов США. Большую помощь оказали люди, которые отвечали за кухню, сбор денег и организационные моменты. Это Мая Карамаева, Гулбану Токина, Райхан Мусабекова, Карлыгаш Шота. Ведущим аса был Смагул Елубай ага, а открыл мероприятие имам Туздыбастауской мечети Улыкбек Кажы. Были приглашены 250 человек, но пришли гораздо больше. Нам помогали также Аман Шотаев, Ермек Хасенов, Тимур Сегизбаев, Аскар Байсултанов, Жансеит Молдабеков. В концерте, посвященном Абылаю, свои песни исполнили Шамил Абилтай, Багдат Саммединова, Сейфулин Жолбарыс, Ескендер Хасангалиев со своим сыном Биржаном и другие. Честь и хвала этим людям. Пусть Всевышний благословит их.
В эпоху глобализации и интеграции О.А. – Почему, на Ваш взгляд, в настоящее время в различных исторических источниках большая путаница в именах и географических названиях тюркского происхождения? А.А – Вся беда в том, что многие названия местности, озер, рек, казахских имен в свое время были напрямую переведены только транскрипционно на русский или китайский языки. А это грубейшая ошибка. Сначала необходимо узнать значение слова, его смысл, а потом это значение переводить. Поэтому перепутано было много, в том числе и правильные названия казахских племен. Например, племя аргын долгое время писалось как "арулат". Когда я был в Монголии, то заметил, как много там казахских названий гор, озер, рек. Даже знаменитый Бурхан-Халдун, где Чингисхан по преданию встречается с волком, имеет корни в казахском слове "боре" – "матерый волк". Есть там и речка Тола. В переводе с казахского "тол" означает "разливная" и "полноводная". А современные монголы об этих значениях даже не ведают. О.А. – Продолжим тему языков. Как Вы думаете, что ожидает в дальнейшем языки наших народов в условиях глобализации? Что необходимо предпринять для дальнейшего развития государственного языка Казахстана и его изучения? А.А. – Как известно, в мире всего пять-шесть наиболее востребованных языков. Думаю, что в условиях глобализации языки будут дополнять друг друга согласно требованиям времени. Ну а для того, чтобы в число востребованных языков вошел казахский, необходимо, прежде всего, нам самим узнать свою историю и отдать дань памяти предкам. Человек, знающий свою историю и прошлое, любит себя. А значит, уважает. Соответственно, его уважают и окружающие, в том числе оппоненты. Ведь Чингисхана и его потомков признают и уважают во всем мире. Хотя относятся к нему по-разному. Для кого-то это жестокий завоеватель, для других – великий преобразователь мира. Но никто не отрицает его значения для изменения хода истории, начиная с XII-XIII веков. Например, в Китае, Монголии и Америке Чингисхану воздвигли памятники, преклоняются перед ним. Китайцы считают его основателем Поднебесной. А мы не чтим этого человека должным образом. Обращусь и к теме монархии. Думаю, что этот статус страны также влияет на признание того или иного языка в мировом сообществе. Только на основании всего этого появится интерес к языку и желание его изучать не только у казахстанцев, но и за рубежом. О.А. – Не слишком ли часто наши политики стали уделять внимание именно национальным вопросам? Порой акцент на этом играет прямо противоположную роль, усугубляя рознь между людьми? А.А. – Мы в нашей стране, со времен Советского Союза, привыкли жить одной семьей. И не стоит акцентировать внимание на национальности и делать из этого проблему. Мы знаем друг друга, играем свадьбы, рожаем детей. Посмотрите, сколько вокруг семей, в которых стали родственниками представители разных национальностей! Сейчас необходимо уделять больше внимания социальной незащищенности людей. Взять то же жилье, наличие достойной работы. Немалую роль в этом играет развитие сельского хозяйства. У меня много родственников проживают в аулах. Им очень нелегко. Опять же, почему вокруг столько преступлений и, как правило, в них фигурируют парни из аулов? Да просто им непривычно жить в городской обстановке. Ведь они с детства жили в гармонии с природой, в степи, в горах. Это потомки кочевников и по генам своим они остались кочевниками. Дайте казаху землю, лошадь, работу на селе. И проблема будет решена. О.А. – Расскажите, пожалуйста, о Всемирном конгрессе тюркских народов, президентом которой Вы являетесь. Что это за организация, чем занимается? А.А. – Это общественная организация, основанная в 2007 году в Нью-Йорке. В ее рядах – в основном выходцы из бывшего СССР и стран СНГ, представители различных национальностей. Зарождение конгресса началось с изучения жизни и деятельности Чингисхана, чингизидов. Как ни странно, но люди за океаном гораздо лучше знают нашу историю. Знают, что "древние монголы" – это предки современных казахов. Деятельность нашего конгресса направлена на укрепление исторических связей, налаживание экономических и культурных связей между тюркскими народами. Ведь образ тюркского мира имеет немеркнущую славу в истории человечества, озаряя светом нашу цивилизацию, насчитывающую тысячелетия. Мы ратуем за духовное возрождение, создание конкурентоспособного тюркского мира. Наша задача – служить единению, выживанию в условиях глобализации и расцвета тюркских народов, становлению экономического благосостояния наших народов. Согласно вышесказанному, осуществляем конкретные проекты в области науки, культуры, искусства, спорта, экономики. Все это призвано далее развивать фундаментальные основы консолидации и поднимать авторитет тюркских народов во всем мире. О.А. – Вы также относите себя к евразийцам. Что означает для Вас это понятие? А.А. – Да, я считаю себя евразийцем. Мне близки идеи интеграции и объединения в одно экономическое пространство с Россией и другими странами СНГ. В одном из своих выступлений Владимир Путин отметил, что уже устарели старые формы правления и его механизмы. Жизнь не стоит на месте и мы должны шагать в ногу со временем. Необходимо создавать наднациональные институты правления. Россия и Казахстан – единое целое по воле Бога, у скифов и саков одни корни. Нас никак нельзя делить. И зачем нам жить порознь? В мире вон что творится. Если в советское время СССР уважали как державу, то с распадом Союза это уважение к нашим странам снизилось. Еще в 1994 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев первым озвучил идею евразийства и интеграции. Владимир Путин поддержал эту концепцию уже после 2000 года, а при Дмитрии Медведеве такая интеграция стала развиваться полным ходом. А идея-то исходила от нашего Президента. Не зря недавно Владимир Путин еще раз подчеркнул, что Нурсултан Назарбаев – самый главный и активный участник процесса интеграции. Если обратиться в очередной раз к истории, то видно наглядно, что наши предки-кочевники всегда были активными. Ведь Чингисхан практически объединил всю Евразию. Он по своей сути был евразиец. Всегда поддерживал духовенство, не разделяя его на нации и религии, потому что знал, что религий много, а Бог один. Я сам по жизни оптимист. Конечно, мне бы хотелось поменять форму правления, форму государства. И поэтому нам нужна наднациональная идея. Люди сейчас немного запутались. Нам необходимо то, что может объединить всех. И здесь, опять-таки, основную роль должна сыграть степь, то есть Казахстан. О.А. – Вы считаете, это решит проблему согласия между людьми? Если взять последние события даже в нашей стране, включая теракты и волнения в Западном Казахстане, то сможет ли наднациональная идея предотвращать такое в будущем? А.А. – Наднациональная идея должна сплотить людей. Что же касается событий в мире и в нашей стране, то я призываю всех казахстанцев не паниковать, а призадуматься. Ведь многое зависит от нас самих. Один Президент ничего не сделает. В любой, даже самой критической ситуации, необходимы выдержка, сплочение и терпение. Все возможно осуществить грамотно и в рамках закона, не поддаваясь на провокации. Мы – казахстанцы, новая евразийская нация. Пора мыслить по-новому и верить в Бога. А убивать людей на этой Земле никто права не дает. Только Бог может решать, что дать, а что забрать. А ведь и экономика, и политика – все зависит от истории. А мы еще и не признаем Чингисхана, отталкиваем своего предка. Думаю, что казахстанским и российским ученым надо объединиться в какую-то организацию. Например, Евразийский Институт изучения феномена Чингисхана. Далее – дать Чингисхану статус евразийца и установить ему большой памятник на стыке границы Европы и Азии. О.А. – Арман Нурланович, в заключение беседы, что бы Вы пожелали нашим читателям в наступившем 2012 году? А.А. – Всем казахстанцам желаю удачи в Новом году, счастья, здоровья. Хочу пожелать людям также много добра. Призываю сплотиться, переосмыслить все и идти по верному пути к светлому будущему. |