NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Понедельник 14.10.2024 03:38 ast
01:38 msk

Сквозь призму времени
Арман Ахмуханов, бизнесмен, лидер движения "Единство народов Евразии" и национальной идеи "Вечный народ Евразии", президент Всемирного конгресса тюркских народов (г. Нью-Йорк). Не менее знаменательно и его родство с великим Чингисханом…
12.01.2012 / интервью

Елена Холщевникова, "Огни Алатау", 11 января

"Воля отцов передается тем потомкам,
которые возвышают имена своих предков"
(из персидской летописи)

Знание своего рода, своих предков в семи поколениях является традиционным у каждой казахской семьи. Это знание передается от отца к сыну. Оно является условием принадлежности к своему роду, основой осознания связи с предыдущими поколениями. Да и у любого другого народа изучение своей истории, своих корней помогает развитию духовности и становится фундаментом старта в будущее. Олжас Сулейменов сказал об этом следующее: "На пороге новой эпохи глобализации по-иному осмысливается опыт былых, прежних... У народов, не успевших осознать глубину своего прошлого, нет будущего". Неслучайно сегодня, в окружении политических потрясений и мировых кризисов, люди все чаще стали обращать свои взоры в прошлое. В глубине веков мы пытаемся найти ответы на волнующие вопросы современности, поскольку опыт предыдущих поколений существует в нас на генном уровне и помогает выбрать в жизни достойную дорогу.
Представляем нашего гостя. Арман Ахмуханов, бизнесмен, лидер движения "Единство народов Евразии" и национальной идеи "Мәңгілiк ел Еуразия" ("Вечный народ Евразии"), президент Всемирного конгресса тюркских народов (г. Нью-Йорк, США). Не менее знаменательно и его родство с великим Чингисханом. Согласно генеалогическим исследованиям, Арман Ахмуханов принадлежит к сословию торе-чингизидов в 28-м поколении. Поэтому и наша беседа по большей части была посвящена значению истории в жизни общества, ее объективности и истинности, наследию прошлого, а также роли личности в ходе истории.

Поступью веков
О.А. – Общеизвестно, что Чингисхан отождествляет собой историческую эпоху. В 2011 году исполнилось 805 лет со дня создания империи Чингисхана. Наследие этой державы – от Тихого океа-на до Балтики и Средиземного моря, по-прежнему волнует наших современников и вызывает жаркие споры. И это неотъемлемая часть нашей истории. Как рано Вы осознали себя потомком Чингисхана?
А.А. – О том, что принадлежу к сословию торе, от нас скрывали, время было такое. Личностью Чингисхана заинтересовался, учась в школе. Где-то в 4-5 классах на уроках истории мы проходили тему нашествия монголо-татар на Русь. В это же время я прочел книгу Исая Калашникова "Жестокий век". В ней меня привлек один момент. Калашников пишет, что навстречу "монголам" на Кавказе вышли объединенные войска аланов, грузинов и кипчаков. Монголы обратились к кипчакам с речью: "Кипчаки, вы и мы – монголы одного рода. Уйдите в степь, мы вас не тронем". И кипчаки ушли, не вступая в битву. Я задумался о том, когда это монголы были родственны кипчакам? Кипчаки – чисто тюркский род и его название сохранилось по сей день только у казахов. Калашников не мог допустить такой ошибки, видимо, что-то упустила цензура тех времен. На мои вопросы не могли ответить ни директор школы, ни родители. Видимо, тогда и зародился мой интерес к более глубокому изучению личности Чингисхана и эпохи, в которую он жил. Захотелось "докопаться" до истины.
О.А. – История, как известно, дама капризная. Можно ли говорить о ее объективности и истинности по прошествии многих веков? Ведь даже живые свидетели событий описывают их на основании собственных субъективных представлений об этом мире.
А.А. – Конечно, у любого исторического события есть множество концепций и доктрин. То же относится к материальному и духовному наследию Чингисхана. Именно поэтому для научной истины необходима огромная работа современных исследователей, основанная на сопоставлениях и сравнениях, а также тщательном анализе архивных документов. Сейчас издается ряд журналов историко-этнографической и культурной направленности, посвященных жизни и деятельности Чингисхана и его потомков, например, республиканский журнал "Шыңғысхан", одним из учредителей которого является Амре Арин. Презентация этого издания состоялась в Алматы с участием видных общественных деятелей, историков, ученых и писателей. Мероприятие прошло на высоком уровне. Я сам лично участвовал в его работе, и, поверьте, впечатления незабываемые. Также журнал "Аныз Адам" посвятил целый номер Чингисхану. Все это должно помочь преобразовать исторические предположения в историческую истину.
Могу привести такой пример. Если рассмотреть родовой состав армии Чингисхана, то в ней были джалаиры, найманы, конраты, аргыны, уйсуны, кереи и другие. Это представители тех родов, которые есть только у казахов. Я был в научных экспедициях в Башкирии, Татарстане, Монголии. Там таких родов нет. Хотя в Башкирии присутствуют 3-4 рода. Но они пришли с Чингисханом. Если вы спросите в нашей стране на улице у любого казаха, к какому роду он принадлежит, это воспримется вполне нормально и вы получите ответ. А в Татарстане, например, такой вопрос вызывал, мягко говоря, недоумение. Поэтому здесь историкам следует "включать" логику и прекратить наконец распри и бессмысленные споры. Иначе мы так и будем буксовать на месте. Сам великий Абай Кунанбаев сказал: "...маңғұл дан шыққан халықтың бірі – біздің қазақ", что переводится как "Один из прямых потомков мангулов – только один народ, это казахи". Существует и масса других прямых и косвенных доказательств этого. Для примера одна аксиома. Ханств было много – Казань, Сибирь, Астрахань, Крым и другие. Но нигде здесь не видно присутствие нации. Например, из Казахского ханства явно видно название нации "казахская". Но нет такой нации "казанская", а если есть нация "татарская", то не было татарского ханства, также и по другим ханствам. Обратите внимание, Джанибек хан в XV веке назвал ханство "казахским" – не татарским, не монгольским, а именно названием той нации, к которой сам принадлежал. Да еще Абылай хан – казах, и у него, как и у любого другого казаха, есть семь колен шежире и мы знаем, что он чингизид. Так вот каждый седьмой дед казах и идет так до самого Чингисхана и тем более мы нацию берем по отцу. Так скажите теперь, уважаемые читатели, какой же Чингисхан монгол?!
О.А. – Почему, на Ваш взгляд, именно в наши дни личности Чингисхана уделяется столько внимания? Так, ЮНЕСКО объявила его человеком II тысячелетия, созданы Всемирная академия и различные фонды имени Чингисхана. Его именем называют архитектурные сооружения и географические объекты во всем мире, воздвигаются памятники.
А.А. – В настоящее время у людей, особенно постсоветского пространства, повышенный интерес к духовному наследию прошлого. Не секрет, что история в советское время была исковеркана и отшлифована в угоду идеологии, многие факты преподнесены неверно. А Чингисхан повлиял коренным образом на ход истории XII-XIII веков, создав огромную сильную империю. И в дальнейшем его потомки были движущей силой своего времени. Наш Президент Нурсултан Назарбаев в своей книге "В потоке истории" так написал об этом: "Именно представители сословия торе заложили основы Казахского государства. Высшее сословие в казахском обществе представляли султаны, т.е. потомки Чингисхана – чингизиды. Они были самой влиятельной силой в казахском обществе".

Шежире
О.А. – В 2010 году вышла в свет книга "Чингизиды", которая вызвала очередную волну обсуждений и споров как среди научной общественности, так и у людей, далеких от исторических исследований. Насколько достоверными являются сведения в ней?
А.А. – Авторы этой книги, академики Всемирной академии им. Чингисхана Анатолий Оловинцов и Гизат Табулдин, провели огромную исследовательскую работу в течение 10 лет. Они изучили массу архивных документов. Мы вместе выезжали в научные экспедиции в Монголию и на Улытау. Кстати, на Улытау похоронен старший сын Чингисхана Жоши. Авторами также были изучены более 5000 представителей чингизидов на Евразийском континенте. В результате по проверенным историческим материалам была выполнена графическая генеалогическая таблица чингизидов с XIII-го по XXI век. К тому же, династийные списки в этой книге вписаны в контекст исторических событий. Книга "Чингизиды" посвящена 540-летию образования Казахского ханства. Ее презентовал Олжас Сулейменов, я спонсировал издание этой книги.
О.А. – Вы считаете, что это важно – знать поименно всех потомков Чингисхана? И нужно ли это вообще?
А.А. – На этот вопрос я отвечу словами автора книги Гизата Табулдина: "Генеалогия потомков Потрясателя Вселенной Чингисхана есть поступь веков отечественной истории, иммунитет для настоящего и будущих поколений государствообразующего этноса. Важна судьба наследия наследников для современных тюркских народов Евразийского континента". Воссозданное в графическом виде шежире – это имена потомков самого Чингисхана, от великих правителей до простых кочевников. Интересно, что среди них есть даже офицеры царской армии. Например, генерал от кавалерий Султана Хаджи Губайдулла Джангир-оглы Чингис-хан (1840-1908 годы жизни). Среди наших соотечественников в Казахстане сегодня проживают порядка 3,5 тысяч чингизидов. И это пока не полные данные, поскольку исследованы еще не все регионы страны. Опять же повторюсь, торе – это целое сословие. И стоит понять и донести до людей, что на основе описания истории многочисленных потомков Чингисхана, проживающих на всех континентах мира, можно получить новые исторические сведения.
О.А. – Арман Нурланович, в Интернете и различного рода СМИ достаточно часто появляется информация о том, что некоторые казахстанцы сдают анализы на ДНК в США, чтобы определить свою принадлежность к чингизидам. И в дальнейшем бывают разочарованы, когда из-за океана приходит отрицательный ответ. Что Вы можете сказать по этому поводу?
А.А. – Могила Чингисхана пока не найдена и сравнивать ДНК современного человека с ДНК Чингисхана – это полный абсурд. Поэтому на Западе и в Штатах при таких анализах за основу сравнения берется ДНК современных монголов. Естественно, ДНК не совпадут. Это относится и к деятельности американского ученого Макса Бленкфельда, главе компании FamiliytreeDNA, проводящего исследования по выявлению гена Чингисхана. Как считают многие его научные оппоненты, главная его ошибка заключается в том, что он ищет соответствие на ген Чингисхана среди жителей современной Монголии. Но армия Чингисхана состояла из казахских родов. Их было 92. Сначала – 12 родов, а потом постепенно влились другие. Этих родов у современных монголов нет и не было. Другое дело, когда Чингисхан и большая половина казахских родов откочевали, оставив в тылу 2 или 3 тумена вместе с семьями. По прошествии нескольких веков они пережили нападение джунгаров. Произошла насильственная ассимиляция. В XVIII веке произошло нашествие манчжур, а позднее – китайцев (XIX и XX века). Вот так появились современные монголы плюс тунгусские племена.
О.А. – Насколько известно, не так давно Вы провели ряд мероприятий в честь своего знаменитого предка...
А.А. – Да, в честь Чингисхана в Алматы состоялись 3 турнира по футболу среди детей, а также тех, кому за 40. В этих турнирах приняли участие 12 команд. Как положено, победители и участники были награждены кубками, грамотами и призами. Еще в настоящее время реализуется очень интересный проект – идет сборка ветроустановки нового поколения. При силе ветра 1 метр в секунду она начинает вырабатывать электроэнергию. Это соответствует экологическим нормам и дает возможность получать недорогую энергию, что весьма актуально в наши дни. Название ветродвигателя – "Чингисхан", а изобрел его Константин Стахнов. Я являюсь спонсором проекта.
О.А. – Достаточно большой общественный резонанс вызвало и мероприятие, посвященное 300-летию Абылай хана. Вы были идейным вдохновителем праздника. Расскажите об этом подробнее.
А.А. – Да, в 2011 году исполнилось 300 лет Великому хану Абылаю, который был одной из наиболее ярких политических фигур и государственных деятелей своего времени. С его именем связано новое возрождение казахской государственности. Абылай хан также развивал хозяйство и торговлю, ввел новые виды и размеры налогов. У меня возникла идея провести ас в его честь. Ее поддержали не только потомки Абылай хана, но и представители других казахских родов, сохранившие свои родовые названия со времен Чингисхана (албаны, уйсуны, дулаты, жалаиры, шапырашты, аргыны, найманы, кереи, адайцы и другие представители казахских родов). Кстати, Абылай хан – прямой потомок Чингисхана. Поэтому такое знаменательное мероприятие было суждено провести по воле Всевышнего.
В самом начале мою идею одобрили Жумабек с братом (потомки Тезек торе), Канатбек Аманжолов (потомок Жолбарысхана), а также известный писатель Нурлан Амрекулов. Вместе мы начали собирать рабочую команду для проведения мероприятия и средства для него. У меня есть хозяйство, и я привез коня. А другие люди давали деньги, кто сколько смог. Один пенсионер, глава Союза ветеранов Алатауского района города Алматы – Кудайберген ага – внес 1000 долларов США. Большую помощь оказали люди, которые отвечали за кухню, сбор денег и организационные моменты. Это Мая Карамаева, Гулбану Токина, Райхан Мусабекова, Карлыгаш Шота. Ведущим аса был Смагул Елубай ага, а открыл мероприятие имам Туздыбастауской мечети Улыкбек Кажы. Были приглашены 250 человек, но пришли гораздо больше. Нам помогали также Аман Шотаев, Ермек Хасенов, Тимур Сегизбаев, Аскар Байсултанов, Жансеит Молдабеков. В концерте, посвященном Абылаю, свои песни исполнили Шамил Абилтай, Багдат Саммединова, Сейфулин Жолбарыс, Ескендер Хасангалиев со своим сыном Биржаном и другие. Честь и хвала этим людям. Пусть Всевышний благословит их.

В эпоху глобализации и интеграции
О.А. – Почему, на Ваш взгляд, в настоящее время в различных исторических источниках большая путаница в именах и географических названиях тюркского происхождения?
А.А – Вся беда в том, что многие названия местности, озер, рек, казахских имен в свое время были напрямую переведены только транскрипционно на русский или китайский языки. А это грубейшая ошибка. Сначала необходимо узнать значение слова, его смысл, а потом это значение переводить. Поэтому перепутано было много, в том числе и правильные названия казахских племен. Например, племя аргын долгое время писалось как "арулат". Когда я был в Монголии, то заметил, как много там казахских названий гор, озер, рек. Даже знаменитый Бурхан-Халдун, где Чингисхан по преданию встречается с волком, имеет корни в казахском слове "боре" – "матерый волк". Есть там и речка Тола. В переводе с казахского "тол" означает "разливная" и "полноводная". А современные монголы об этих значениях даже не ведают.
О.А. – Продолжим тему языков. Как Вы думаете, что ожидает в дальнейшем языки наших народов в условиях глобализации? Что необходимо предпринять для дальнейшего развития государственного языка Казахстана и его изучения?
А.А. – Как известно, в мире всего пять-шесть наиболее востребованных языков. Думаю, что в условиях глобализации языки будут дополнять друг друга согласно требованиям времени. Ну а для того, чтобы в число востребованных языков вошел казахский, необходимо, прежде всего, нам самим узнать свою историю и отдать дань памяти предкам. Человек, знающий свою историю и прошлое, любит себя. А значит, уважает. Соответственно, его уважают и окружающие, в том числе оппоненты. Ведь Чингисхана и его потомков признают и уважают во всем мире. Хотя относятся к нему по-разному. Для кого-то это жестокий завоеватель, для других – великий преобразователь мира. Но никто не отрицает его значения для изменения хода истории, начиная с XII-XIII веков. Например, в Китае, Монголии и Америке Чингисхану воздвигли памятники, преклоняются перед ним. Китайцы считают его основателем Поднебесной. А мы не чтим этого человека должным образом. Обращусь и к теме монархии. Думаю, что этот статус страны также влияет на признание того или иного языка в мировом сообществе. Только на основании всего этого появится интерес к языку и желание его изучать не только у казахстанцев, но и за рубежом.
О.А. – Не слишком ли часто наши политики стали уделять внимание именно национальным вопросам? Порой акцент на этом играет прямо противоположную роль, усугубляя рознь между людьми?
А.А. – Мы в нашей стране, со времен Советского Союза, привыкли жить одной семьей. И не стоит акцентировать внимание на национальности и делать из этого проблему. Мы знаем друг друга, играем свадьбы, рожаем детей. Посмотрите, сколько вокруг семей, в которых стали родственниками представители разных национальностей! Сейчас необходимо уделять больше внимания социальной незащищенности людей. Взять то же жилье, наличие достойной работы. Немалую роль в этом играет развитие сельского хозяйства. У меня много родственников проживают в аулах. Им очень нелегко. Опять же, почему вокруг столько преступлений и, как правило, в них фигурируют парни из аулов? Да просто им непривычно жить в городской обстановке. Ведь они с детства жили в гармонии с природой, в степи, в горах. Это потомки кочевников и по генам своим они остались кочевниками. Дайте казаху землю, лошадь, работу на селе. И проблема будет решена.
О.А. – Расскажите, пожалуйста, о Всемирном конгрессе тюркских народов, президентом которой Вы являетесь. Что это за организация, чем занимается?
А.А. – Это общественная организация, основанная в 2007 году в Нью-Йорке. В ее рядах – в основном выходцы из бывшего СССР и стран СНГ, представители различных национальностей. Зарождение конгресса началось с изучения жизни и деятельности Чингисхана, чингизидов. Как ни странно, но люди за океаном гораздо лучше знают нашу историю. Знают, что "древние монголы" – это предки современных казахов. Деятельность нашего конгресса направлена на укрепление исторических связей, налаживание экономических и культурных связей между тюркскими народами. Ведь образ тюркского мира имеет немеркнущую славу в истории человечества, озаряя светом нашу цивилизацию, насчитывающую тысячелетия. Мы ратуем за духовное возрождение, создание конкурентоспособного тюркского мира. Наша задача – служить единению, выживанию в условиях глобализации и расцвета тюркских народов, становлению экономического благосостояния наших народов. Согласно вышесказанному, осуществляем конкретные проекты в области науки, культуры, искусства, спорта, экономики. Все это призвано далее развивать фундаментальные основы консолидации и поднимать авторитет тюркских народов во всем мире.
О.А. – Вы также относите себя к евразийцам. Что означает для Вас это понятие?
А.А. – Да, я считаю себя евразийцем. Мне близки идеи интеграции и объединения в одно экономическое пространство с Россией и другими странами СНГ. В одном из своих выступлений Владимир Путин отметил, что уже устарели старые формы правления и его механизмы. Жизнь не стоит на месте и мы должны шагать в ногу со временем. Необходимо создавать наднациональные институты правления. Россия и Казахстан – единое целое по воле Бога, у скифов и саков одни корни. Нас никак нельзя делить. И зачем нам жить порознь? В мире вон что творится. Если в советское время СССР уважали как державу, то с распадом Союза это уважение к нашим странам снизилось.
Еще в 1994 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев первым озвучил идею евразийства и интеграции. Владимир Путин поддержал эту концепцию уже после 2000 года, а при Дмитрии Медведеве такая интеграция стала развиваться полным ходом. А идея-то исходила от нашего Президента. Не зря недавно Владимир Путин еще раз подчеркнул, что Нурсултан Назарбаев – самый главный и активный участник процесса интеграции. Если обратиться в очередной раз к истории, то видно наглядно, что наши предки-кочевники всегда были активными. Ведь Чингисхан практически объединил всю Евразию. Он по своей сути был евразиец. Всегда поддерживал духовенство, не разделяя его на нации и религии, потому что знал, что религий много, а Бог один. Я сам по жизни оптимист. Конечно, мне бы хотелось поменять форму правления, форму государства. И поэтому нам нужна наднациональная идея. Люди сейчас немного запутались. Нам необходимо то, что может объединить всех. И здесь, опять-таки, основную роль должна сыграть степь, то есть Казахстан.
О.А. – Вы считаете, это решит проблему согласия между людьми? Если взять последние события даже в нашей стране, включая теракты и волнения в Западном Казахстане, то сможет ли наднациональная идея предотвращать такое в будущем?
А.А. – Наднациональная идея должна сплотить людей. Что же касается событий в мире и в нашей стране, то я призываю всех казахстанцев не паниковать, а призадуматься. Ведь многое зависит от нас самих. Один Президент ничего не сделает. В любой, даже самой критической ситуации, необходимы выдержка, сплочение и терпение. Все возможно осуществить грамотно и в рамках закона, не поддаваясь на провокации. Мы – казахстанцы, новая евразийская нация. Пора мыслить по-новому и верить в Бога. А убивать людей на этой Земле никто права не дает. Только Бог может решать, что дать, а что забрать.
А ведь и экономика, и политика – все зависит от истории. А мы еще и не признаем Чингисхана, отталкиваем своего предка. Думаю, что казахстанским и российским ученым надо объединиться в какую-то организацию. Например, Евразийский Институт изучения феномена Чингисхана. Далее – дать Чингисхану статус евразийца и установить ему большой памятник на стыке границы Европы и Азии.
О.А. – Арман Нурланович, в заключение беседы, что бы Вы пожелали нашим читателям в наступившем 2012 году?
А.А. – Всем казахстанцам желаю удачи в Новом году, счастья, здоровья. Хочу пожелать людям также много добра. Призываю сплотиться, переосмыслить все и идти по верному пути к светлому будущему.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Случайные люди в парламент не попадают 31.01.2012
А пряников сладких всегда не хватает на всех… 30.01.2012
"Вторая волна кризиса неизбежна" 24.01.2012
Уход Кожамжарова – попытка перезагрузить всю систему 24.01.2012
Рустем Кадыржанов: Пока существуют казахи, будет существовать трайбализм 19.01.2012
Гитлер капут! 18.01.2012
Как голосуют казахстанцы 17.01.2012
Наша историческая ответственность 13.01.2012
Сквозь призму времени 12.01.2012
Нет точек соприкосновения "параллельных миров" 11.01.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
14.10.24 Понедельник
83. БАЛАБЕКОВ Оразалы
82. АМАНЖОЛОВ Майдан
78. ЖУЛАНОВА Людмила
77. КАРАБАЛИН Узакбай
76. МАМАШЕВ Талгат
76. ЦХАЙ Юрий
75. АЙЖАРИКОВ Турикпенбай
75. ЛЕВИТИН Вячеслав
72. НУРМАГАНБЕТОВ Акылбай
72. ШУМКИН Александр
71. МИНЕНКОВ Сергей
65. МАРДАНОВ Унгарсын
62. БАДАЛИЕВ Манон
61. СЕРИКБАЕВ Бауржан
60. ТАШКЕНБАЕВА Сауле
...>>>
15.10.24 Вторник
93. ДЮСЕМБИН Хабдрахман
90. БИБАТЫРОВА Гайникен
86. КАМАЛОВ Наиф
77. ИСАХОВ Орынбасар
77. НУРГАЛИЕВА Енлик
69. САЙЛЫБАЕВ Бахытжан
68. УМИРЗАКОВ Серикбай
67. КУЛМАНОВ Амангельды
66. РЫСБЕКОВ Мырзабек
65. МЕЛЬДЕШОВ Бахыт
64. АЙДАРБЕКОВА Кулия
63. МУХАМЕДИЯРОВ Марат
61. ТАКАМБАЕВ Муратбек
60. БАЗАРБАЕВ Канат
60. КАРИМОВ Валихан
...>>>
16.10.24 Среда
87. ГРИЩЕНКО Евгений
75. МЕНЛИБАЕВА Улмекен
72. ОРАЗОВ Кулыбек
71. ТУРСЫНБЕКОВ Сержан
70. БУБЕНКО Владимир
65. ДЖОЛДАСПАЕВ Булат
63. КУАТБАЕВ Айдар
62. БИТЕНОВ Жанат
61. АЛДАНИЯЗОВ Нурлан
61. МАХМУТОВА Меруерт
60. САГИЕВ Гани
58. МАМБЕТКАЗИЕВ Тимур
53. АЛПЫСБАЕВ Аманжол
52. ХАЛЫК Балтабек
50. ЖЕКСЕНБАЙ Айдос
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz