NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 05:10 ast
03:10 msk

Как отливают на местах
Р.Темиргалиев: Какой-нибудь местный батыр Котырбай, проломивший своим шокпаром пару черепов в межродовой барымте, увы, оказывается гораздо значимее для многих наших региональных чиновников и бизнесменов, чем любой великий хан или искусный полководец
02.02.2012 / интервью

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, "Время", 2 февраля

В конце прошлого года в свет вышел новый красочный книжный альбом "Тарихтың өшпес беттері" ("Негасимые страницы истории" под редакцией министра культуры и информации Д.К. Мынбая). Этот альманах всех памятников, установленных за годы независимости страны, стал хорошим поводом поговорить с историком Радиком ТЕМИРГАЛИЕВЫМ о всеобщей "батыризации" страны, мифотворчестве в истории и новых сюрпризах, которые готовит в будущем наше прошлое.
– В новом красочном альбоме много исторических персонажей, которые неизвестны даже относительно просвещенной аудитории: Байдибек Карашаулы, Капал батыр, Шоган Суйеркулулы… Судя по описаниям в книге, это великие личности.
– Ни один из них не известен по письменным источникам. Может быть, такие бии и батыры действительно существовали. Наверное, они даже были великими героями своего племени. Но утверждать такое историки просто не имеют права. Ибо, как отмечали французские историки Ланглуа и Сенбос, "нет документов – нет истории". Хотя, по правде сказать, у нас и без того хватает реальных исторических личностей, память которых никто увековечивать почему-то не спешит.
– Например?
– У нас любят подтрунивать над тем, до какой степени, допустим, в Таджикистане дошел культ Исмаила САМАНИ, а в Узбекистане – эмира Тимура или в Кыргызстане – Манаса. Эти национальные герои прочно заняли освободившееся после дедушки Ленина место и сейчас являются основой государственной идеологии в этих странах. Конечно, такие перекосы вызывают улыбку, но ведь нет ничего плохого в стремлении консолидировать народ, создать образ идеального героя, олице­творяющего собой национальную идею. Мы знаем, каким почтением пользуется, например, в Штатах Джордж ВАШИНГТОН, в Италии Джузеппе ГАРИБАЛЬДИ, во Франции Жанна д`АРК... Однако у казахов срабатывает какой-то комплекс неполноценности, что выражается, допустим, в попытках предложить нации в виде такого всеобщего героя хана Абылая. Я ничего не имею против него, он был отважным батыром и предводителем части казахских племен в XVIII веке. Но где и на каком месте в мировой истории находится хан Абылай и, например, похороненный в Улытау великий Едыге! А такие могущественные ханы, как Урус, Абулхаир (шибанид), Касым, Хакназар, Тауекел? Их как будто и не было! Я уж не говорю о золотоордынских временах, о которых у нас, кажется, по привычке предпочитают лишний раз не вспоминать. В России выходят книги по истории той же Золотой Орды, Ногайской Орды, Астраханского ханства – это же все и наша история тоже, но у нас полки книжных магазинов уставлены в основном многотомными шежире.
– А не связано ли это с тем, что некоторые наши предки, к вящему сожалению современников, оказались неконкурентоспособными с точки зрения родоплеменной принадлежности?
– К сожалению, это так. Традиционное почитание предков, или, как часто сейчас говорят, аруахизм определяет очень многое и в отношении народа к собственной истории. Какой-нибудь местный батыр Котырбай, проломивший своим шокпаром пару черепов в межродовой барымте, увы, оказывается гораздо значимее для многих наших региональных чиновников и бизнесменов, чем любой великий хан или искусный полководец. В итоге в голой степи на произвольно выбранном месте вдруг возникают роскошные мазары в честь не пойми кого, а реальные древние мавзолеи ветшают и обрушиваются.
– Ну а с чего у нас открыто или негласно вопрос героизации прошлого носит трайбалистский уклон? Может, и вправду, не было пассионариев общенационального масштаба?
– Герои, конечно, были. Например, когда в феврале 1741 года джунгарские войска вторглись в кочевья Среднего жуза, один из отрядов взял местного проводника, чтобы найти места казахских зимовок. Но проводник завел пришельцев в снежную пустыню, где большая часть из них погибла от мороза. За это безвестный герой, спасший сотни, а то и тысячи человеческих жизней, поплатился головой. Это абсолютно реальный факт, подтверждаемый письменными источниками. Почему бы не почтить память этого героя по формуле "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"?
В том же XVIII веке неувядаемой славой в сражениях покрыли себя такие легендарные батыры, как Богенбай, Бокенбай, Есет, Кабанбай, Малайсары, Шакшак Жанибек. Но когда к этим именам прибавляют еще несколько десятков полумифических имен "героев казахско-джунгарских войн", происходит неизбежное снижение оценки реального значения реальных героев.
– Но зато незаслуженные герои "неудачливых" родов могут рассчитывать на сатисфакцию, когда их потомки по племенной линии займут хорошие должности в правящих структурах, не так ли?
– Так и происходит на каждом шагу, когда неожиданно появляются не только новые бии и батыры, но и какие-то заурядные чиновники недавнего советского прошлого, которые вдруг, как по мановению волшебной палочки, превращаются в "крупных государственных деятелей". Поэтому каждому желающему оставить свое имя в истории Казахстана можно дать совет не иметь сто рублей, а иметь сто детей. Кто-нибудь, глядишь, станет акимчиком или даже министром и позаботится о светлой памяти своего родителя.
– А знаете ли вы примеры конфликтов исторических персоналий – скажем, батыр такой-то из рода такого-то побил в свое время другого, но у этого другого потомок – аким области, а у первого – никого, и поэтому одного втихаря "забыли", а другому поставили памятник?
– Таких конкретных случаев я не знаю, поскольку не владею информацией о родовой принадлежности акимов, но определенные счеты между уроженцами различных регионов чувствуются и на страницах исторических работ. Если для историков из Западного Казахстана хан Абулхаир является однозначным и несомненным героем, то в трудах представителей других регионов его зачастую выставляют в негативном свете. Так, к примеру, кокшетауский историк АБУЕВ в своей монографии об Абылай хане, не жалея гневных эпитетов, представляет Абулхаира полным онбаганом и сумыраем и даже проходится по его потомкам, заявляя, что "ни один из них не поднялся до уровня общенационального масштаба, не выдвигал общенациональные задачи, а ограничивался лишь своими клановыми интересами".
– Вам особенно обидно за кого-то из незаслуженно забытых?
– Я недавно в своем блоге разместил статью об Арынгазы хане, и читатели, даже увлекающиеся историей, признавались, что впервые узнали о таком историческом персонаже. Между тем это был единственный казахский правитель XIX века, пользовавшийся просто сумасшедшей любовью народа и необычайным авторитетом среди российских властей, поскольку сумел остановить ожесточенную кровавую междоусобицу в степи, которой, казалось, не будет конца. Однако в 1821 году российские власти, напуганные ростом влияния Арынгазы, арестовали его и сослали в Калугу, где впоследствии он и скончался. О нем и его деятельности с восторгом писали все очевидцы, российские и ранние советские историки, но потом в силу принадлежности к лагерю эксплуататоров его имя просто перестали упоминать, поскольку критиковать Арынгазы было особенно не за что. Возможно, это обстоятельство и сыграло злую шутку, поскольку после обретения независимости историки, занимающиеся данным периодом, кинулись в первую очередь реабилитировать Кенесары и Жангира, которым много доставалось от советских историков.
– Ну и напоследок – как насчет качества памятников и того, что все батыры у нас на одно лицо узбекского типа с аккуратной окладистой бородой? Такое ощущение, что в батыры и ханы производили только по степени соответствия какому-то шаблонизированному экстерьеру.
– Видимо, у нас такие стандарты мужской красоты. А если серьезно, то все эти памятники, юбилеи, асы ярко характеризуют всю показушность нашего якобы почтительного отношения к истории. Ведь если те же представители власти или бизнесмены, которые организовывают подобные мероприятия, действительно хотели бы побольше узнать о своих предках, они реально могли бы вкладывать деньги в научные исследования. Еще очень много ценных и неизвестных науке документов таится в тех же российских архивах, благодаря которым можно было бы прояснить какие-то эпизоды биографий различных исторических персонажей. Сохранились и места захоронений многих героев. Например, в Баян-Ауле находится могила Жасыбай батыра, в честь которого названо одно из красивейших тамошних озер. Сама могила находится также в одном из живописнейших мест. По преданию, каждый из воинов взял один камень, чтобы положить его на могилу батыра, в результате чего вырос целый холмик. Однако местные власти, видимо, сочли вид могилы не­эстетичным и обнесли ее какой-то ужасающей стеной из кирпича и водрузили сверху современный надгробный памятник – как водится, с придуманным портретом. Хотя, казалось бы, вот тебе, пожалуйста, лежат останки, и с помощью современных технологий можно было бы легко установить реальный облик Жасыбая. Но это никому не нужно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Казахское общество – "постколониальный синдром" за ширмой оголтелого национализма" 28.02.2012
Ермухамет Ертысбаев: Государство имеет право защищать национальную безопасность 24.02.2012
Рашид Тусупбеков: Нужно бороться не только с коррупцией, но и с условиями, ей способствующими 24.02.2012
"Сам Аблязов никому не интересен. Единственная цель – вернуть активы БТА банка" 20.02.2012
"Я сам удивлен, что стратегии до сих пор нет" 17.02.2012
Главный критерий – трудоустройство 13.02.2012
Как отливают на местах 02.02.2012
Случайные люди в парламент не попадают 31.01.2012
А пряников сладких всегда не хватает на всех… 30.01.2012
"Вторая волна кризиса неизбежна" 24.01.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz