NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Суббота 22.01.2022 17:29 ast
14:29 msk

Главный критерий – трудоустройство
Тех ли специалистов готовят казахстанские вузы?
13.02.2012 / интервью

Кенже Татиля, camonitor.com, 10 февраля

Сегодня, с учетом выдвигаемых политическим руководством Казахстана инновационных программ, обсуждение проблем отечественного высшего образования становится особенно актуальным. Ведь для успешной реализации задуманного требуются не просто кадры, а специалисты самого высокого уровня. Проанализировав последние критические оценки казахстанских экспертов, касающиеся проблем вузовского образования, мы сформулировали ряд вопросов, на которые попросили ответить президента Ассоциации вузов РК, ректора университета "Туран" профессора Рахмана Алшанова.
– Что бы вы сказали по поводу утверждения, что существующая в Казахстане система образования не отвечает современным требованиям?
– Действительно, строго говоря, вузы не всегда могут адекватно реагировать на рыночный сигнал "спрос – предложение". В условиях острой конкуренции новые производства появляются быстро, и нередко многие столь же быстро исчезают. Таковы законы конкурентного рынка. Казахстанское предпринимательство находится в жестких условиях давления со стороны китайских, российских, европейских и других товаропроизводителей и поэтому постоянно нуждается в креативных специалистах. Однако в силу сложившихся обстоятельств вузы не всегда могут оперативно откликнуться на запросы производства. Для открытия новых специальностей они должны получить лицензии в соответствии с квалификационными требованиями. По ним вузы должны иметь в штате как минимум 50% магистров, кандидатов, докторов наук, соответствующие лаборатории, кабинеты и т.п. Но, как правило, по новым и новейшим специальностям такое необходимое количество ученых зачастую отсутствует. Вузы имеют в основном сложившийся контингент преподавателей, успешно готовящий таких специалистов, на которых в данный момент нет значительного спроса на рынке труда, так как рынок уже насыщен.
Сейчас, в связи с переходом на трехуровневую систему, вузы получили большую свободу для маневра. Однако необходимо время для ее полной адаптации.
– Одним из главных недостатков современной вузовской подготовки кадров называют несоответствие результатов обучения студентов потребностям рынка труда. Что нужно сделать, чтобы преодолеть этот дисбаланс?
– На мой взгляд, в первую очередь следует преодолеть однобокость в критических суждениях по этому поводу. Вузы, перейдя на принципы Болонского процесса, по большому счету, приняли новую философию кадровой подготовки. Суть ее заключается в том, что в бакалавриате даются основы специальной подготовки по широким программам, а узкая специализация реализуется в учебных центрах, профильных институтах при компаниях, фирмах. Это американский путь. Однако наши работодатели, как в советское время, требуют узких специалистов от учебных заведений. В то же время, осваивая новые производства, они не согласовывают с вузами свою кадровую политику, не знакомят их со своей технической политикой. В таких условиях последним трудно предугадать реальный спрос на конкретные кадры и во­время сориентироваться на него. Нужна более тесная координация отраслей экономики и системы образования, более конкретизированная кадровая политика. Подобные примеры имеются, но они пока, к сожалению, не носят массового характера.
– Не секрет, что большинство казахстанских вузов, особенно частных, не имеют современной научно-лабораторной базы и инфраструктуры, соответствующей требованиям сегодняшнего дня. Каким путем надо двигаться, чтобы разрешить эту сложнейшую проблему?
– Как правило, адекватная научно-лабораторная база требуется при подготовке инженерных, технических специальностей. Многие частные вузы из-за дефицита первоначального капитала в основном нацелены на подготовку кадров гуманитарного профиля. Вместе с тем имеется целый ряд частных учебных заведений, успешно ведущих подготовку специалистов технического профиля, создавая для этого вполне добротную материальную базу.
Следует отметить, что ряд национальных холдингов и компаний оказывает существенную поддержку вузам, оснащая новые лаборатории и учебные базы, активно предоставляя свои предприятия для прохождения производственной практики, проведения учебных занятий. Аналогичную политику ведут и некоторые иностранные компании. Такие примеры имеются в КазНТУ им. Сатпаева, КазАТК им. М.Тынышпаева, Алматинском университете энергетики и связи, КарГТУ, ВКГТУ им. Д.Серикбаева, Каспийском университете технологии и инжиниринга им. Ш.Есенова и др. А Министерство образования и науки РК совместно с Всемирным банком открыло 19 новейших лабораторий при вузах.
– Долгие годы ведется дискуссия о неподобающе низком социальном статусе научно-педагогических кадров. В первую очередь подразумевается унизительно низкий уровень зарплат. Это проблема политическая, экономическая или же, как настаивают некоторые эксперты, административная?
– Действительно, такая проблема существует. Многие вузы не могут оставить талантливую молодежь на преподавательской работе в силу того, что не в состоянии обеспечить их конкурентной зарплатой. Дело тут в следующем. Государственные учебные заведения связаны в этом плане действующими тарифными ставками, в которых заложен относительно низкий уровень оплаты труда. В то же время те из них, которые имеют статус национальных, в настоящее время получили возможность вы­плачивать солидную зарплату. Частные учебные заведения в этом вопросе относительно свободны и исходят из своих возможностей.
В условиях конкуренции вопросы оплаты труда тщательно отслеживаются. И поэтому если зарплата, как вы говорите, "унизительно низкая", то преподаватели, недовольные ее уровнем, могут предлагать свои услуги там, где есть более достойная оплата труда. Но при этом следует помнить, что ее нужно заслужить.
– Цитирую экспертное мнение: "Вузами руководят люди, не имеющие знаний стратегического планирования, менеджмента высшего образования, корпоративного управления". В этом утверждении есть рациональное зерно?
– Сейчас в целом ряде вузов появилась когорта креативных руководителей, находящихся в постоянном творческом поиске, тщательно изучающих и анализирующих лучшие образцы отечественного и мирового опыта, внедряющих новации. Вместе с тем имеются факты, на которые вы указываете. Министр Б.Жумагулов жестко поставил вопрос о недопущении к руководству вузами, главным образом частными, акционерными учебными заведениями, людей, далеких от сферы образования. В настоящее время собран банк данных о руководителях подобного типа и ведется соответствующая работа с учредителями. Для узаконения подобных шагов, видимо, в квалификационные требования будет заложена соответствующая норма.
– Сейчас в казахстан­ских вузах начали создаваться попечительские советы. Однако, как правило, широкой общественности непонятно, кто и по какому принципу в них включен (то есть, в принципе, там и не пахнет общественностью). Да и их работу нельзя назвать прозрачной. Почему так происходит?
– В настоящее время только в четырех национальных университетах созданы наблюдательные советы. Попечительские советы существуют в отдельных частных вузах. То есть этот процесс находится на начальном этапе. Опыта как такового еще не накоплено. Министр Б.Жумагулов, открывая наблюдательный совет в КазНУ им.аль-Фараби, поставил задачу обеспечения большей гласности и открытости в работе таких советов и более широкого представительства независимой общественности. Так что давайте немного подождем и только потом будем делать какие-то выводы.
– Эксперты утверждают, что акционеры и топ-менеджмент вузов, как основные получатели прибыли от платного обучения студентов, не особо заинтересованы в повышении качества образования, поскольку конкуренция на нашем непрозрачном рынке образования сводится к рекламным кампаниям в СМИ и профориентационной работе в школах. Мы когда-нибудь сможем переломить эти негативные тенденции? И как сделать так, чтобы вузы (особенно частные) стали не просто "кормушками" для их учредителей, а настоящими интеллек­туаль­ными центрами?
– К сожалению, следует признать существование подобного явления в отдельных учебных заведениях. Многие из тех, кто слепо следовал этой порочной практике, в конечном итоге пришли к тому, что их так называемые собственные вузы закрылись. Мы живем в конкурент­ное время, и если родители или же сами студенты видят ущербность получаемых знаний и неподобающую роскошь акционеров, которая обеспечивается за счет доходов от обучения, то они начинают "голосовать ногами". Да и СМИ должны указывать на подобные факты, если располагают таковыми. Только тогда ситуация начнет выправляться.
– В качестве одной из мер предлагается пересмотреть существующую сегодня методику академического ранжирования вузов и положить в ее основу такой приоритет как трудоустроенность выпускников. Как вы на это смотрите?
– Ваша постановка вопроса справедлива. Следует отметить, что подобная практика имеется в американских, европейских вузах. Там при определении рейтинга вузов вопросы трудоустройства выпускников и уровень получаемой ими зарплаты играют главенствующую роль. Сейчас наши рейтинговые агентства более активно прорабатывают этот вопрос. Профессор Ш.Каланова, главный идеолог и реализатор современной рейтинговой системы оценки вузов, стремится более тщательно учитывать этот показатель и повысить его значение. Однако существует проблема, связанная с получением данных о трудоустройстве выпускников. Зачастую многие приносят справки об этом, но происхождение их не всегда прозрачно. Но работа в этом направлении, повторяюсь, ведется.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Казахское общество – "постколониальный синдром" за ширмой оголтелого национализма" 28.02.2012
Ермухамет Ертысбаев: Государство имеет право защищать национальную безопасность 24.02.2012
Рашид Тусупбеков: Нужно бороться не только с коррупцией, но и с условиями, ей способствующими 24.02.2012
"Сам Аблязов никому не интересен. Единственная цель – вернуть активы БТА банка" 20.02.2012
"Я сам удивлен, что стратегии до сих пор нет" 17.02.2012
Главный критерий – трудоустройство 13.02.2012
Как отливают на местах 02.02.2012
Случайные люди в парламент не попадают 31.01.2012
А пряников сладких всегда не хватает на всех… 30.01.2012
"Вторая волна кризиса неизбежна" 24.01.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.01.22 Суббота
76. СУЛЕЙМЕНОВ Нурлан
75. КОТЕЛЬНИКОВ Владимир
71. РАСКАЛИЕВ Хайретдин
70. ЩЕРБА Виктор
67. ЖАНГАЛОВ Досбол
66. НУРМУХАНОВА Айман
62. КУСАИНОВ Кудайберген
61. ПАЛАЕВ Владимир
60. НУСИПОВ Жолдасбек
59. САРТБАЕВ Мурат
58. КАДРАЛИН Марат
58. КУЖАГАЛИЕВ Алмаз
58. КУРМАНСЕИТОВ Ахат
54. ДЖУМАШЕВ Жасулан
54. ЖАНЫБЕКОВ Марат
...>>>
23.01.22 Воскресенье
92. КУРГАНСКИЙ Тимофей
83. БАБУШКИН Михаил
81. ДОСПАЕВА Джумажан
80. АСАРОВ Азимбай
79. ЖУМАБАЕВ Кызыp
76. ЖИГУЛИН Анатолий
75. АБИШЕВА Зинеш
75. ПИРМЕТОВ Хабибулла
71. ИМАНГАЛИЕВ Абай
66. ДЖИГИТЕКОВ Нуржан
66. НУРГОЖАЕВА Татьяна
66. САТЫБАЛДИНА Нафиса
64. ДОСУМОВ Серимжан
63. АБИШЕВ Мади
62. КАДИРБЕКОВ Кайрат
...>>>
24.01.22 Понедельник
79. БАТЫРБАЕВ Махамбет
76. ДВОРЕЦКИЙ Владимир
75. ТУРАПОВ Канат
74. НУРМУХАМБЕТОВА Балумаржан
72. ДЖУНУСОВ Валерий
71. АСКАРОВ Алибек
70. АЗИМХАН Касым
69. ОРУМБАЕВ Сиязбек
69. РАМАЗАНОВ Аманбек
68. САГАДИЕВ Бейбут
67. ЖАКСЫБАЕВ Амангали
63. ОСКЕМБЕКОВ Сабит
62. МАТВЕЙЧУК Константин
61. КИНСКИ Настасья
61. УЛЬЖАБАЕВ Жанболат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz