NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Воскресенье 20.06.2021 18:10 ast
15:10 msk

В знаниях – наша сила
Вы хотите получить высшее или среднее техническое образование? Интересуетесь качеством обучения в казахстанских вузах и найдете ли вы работу после их окончания?
20.07.2012 / интервью

Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ, "Вечерний Алматы", 19 июля

Вы хотите получить высшее или среднее техническое образование? Интересуетесь качеством обучения в казахстанских вузах и найдете ли вы работу после их окончания? На эти и другие вопросы по "прямой линии" ответили президент Ассоциации вузов Казахстана, ректор университета "Туран" Рахман Алшанович Алшанов, первый проректор КазНУ имени аль-Фараби Мухамбеткали Мырзабаевич Буркитбаев, директор Алматинского государственного бизнес-колледжа Гульфайруз Кабденовна Касымова

Добро пожаловать в вуз!

Кадиша:
– Мой сын набрал на ЕНТ 71 балл. Есть ли у него шанс поступить в медицинский вуз по гранту?
Рахман АЛШАНОВ:
– У вас хорошие баллы, и есть реальный шанс принять участие в конкурсе. На медицинские специальности выделяется много грантов. Рекомендую вам подойти в медуниверситет и посмотреть, на какое количество мест там выделяются гранты, с тем чтобы вы реально могли оценить свои шансы. Хорошо бы побеседовать с членами приемной комиссии, встретиться с деканом. Еще достаточно времени сделать правильный выбор нужного факультета и специальности, по которой будет обучаться ваш сын. Потому что на некоторые специальности претендуют одни медалисты. Хотя в этом году медалистов на треть меньше, чем в прошлые годы.

Сауле:
– Мой сын в этом году окончил институт. Слышала, что квалификацию выпускников вузов будут определять сами работодатели. А каким образом они будут это делать?
Р. А.:
– Дело в том, что работодатели справедливо предъявляют претензии к вузам, которые не всегда готовят тех, кто нужен на рынке труда. Поэтому решено, что Ассоциация работодателей будет присваивать квалификацию выпускникам вузов. Работодатели примут участие в государственной квалификационной комиссии. Для этого будет отработана соответствующая методика, в ближайшее время состоится республиканский семинар.

С.:
– Как вы относитесь к действующей процедуре ЕНТ? Насколько эффективно эта процедура определяет уровень знаний будущих студентов?
Р. А.:
– Я работаю в приемной комиссии более 40 лет. Раньше у нас практиковалось "телефонное право", поступали какие-то просьбы, записки, что не позволяло объективно оценить знания абитуриентов. Сегодня тестирование применяется во многих странах. Есть в этой процедуре определенные недостатки, но тем не менее работа в этом плане совершенствуется. Возможно, в следующем году мы отделим ЕНТ для школьников от тестирования для абитуриентов вузов. Это важно, чтобы правильно определить склонность молодого человека к той или иной специальности. Министр образования и науки призывает усложнить тесты для национальных вузов, использовать больше логических задач. И это правильно. Дело в том, что по накоплению знаний мы входим в десятку лучших стран мира, а по их применению стоим на задворках. Наша задача научить молодых людей продвигаться в жизни, работать в условиях конкуренции.

Жулдыз:
– Чем занимается Ассоциация вузов? Какие вопросы предстоит решить в первую очередь?
Р. А.:
– Сейчас министром образования перед нами поставлен целый ряд задач. Была принята государственная программа развития образования, где очень много новаций. Мы работаем над изданием учебников нового поколения. Впервые на это из бюджета выделены большие деньги. В прошлом году мы издали 150 учебников тиражом 200 тысяч экземпляров. До 2015 года профинансировано издание и перевод учебников мирового класса на казахском, русском, итальянском, немецком, японском и китайском языках. Вторая проблема – развитие академической мобильности. Сейчас, чтобы получить современное образование, нужно иметь доступ к современным знаниям. То есть слушать лекции самых передовых профессоров, пользоваться новыми технологиями. Сегодня флагман нашего высшего образования КазНУ и другие университеты активно сотрудничают с вузами с мировым именем и приглашают к себе их преподавателей. И одновременно отправляют наших студентов за границу, чтобы там они получили достойные знания, могли обучиться тем специальностям, которые нужны нашим работодателям. Этот процесс тоже впервые профинансирован нашим государством. Мы должны сделать открытым доступ к мировым интернет-ресурсам. Впервые в прошлом году создана электронная библиотека на казахском языке, которую ежегодно посещают тысячи человек из 61 вуза страны. Другая задача: студенты должны стать работодателями, создавая инновационный продукт. На систему образования республики выделен триллион тенге. Поставлена задача – получить отдачу как минимум в триллион пятьсот тенге. То есть от молодых людей ждут уникальных решений, приносящих эффект экономике.

В повара бы я пошел

Ангелина:
– Гульфайруз Кабденовна, недавно проходила мимо вашего колледжа. Его и не узнать. Ведь раньше это был техникум советской торговли… На что теперь у вас делается упор в обучении?
Гульфайруз КАСЫМОВА:
– Да, вы совершенно правы. За последние два года при поддержке акима Алматы и в рамках программы "Дорожная карта бизнеса" оказана большая финансовая поддержка в проведении ремонта и укреплении материальной базы. Если два года назад у нас было всего 20 компьютеров, то сейчас их 300. Все классы оснащены интерактивными досками и другой оргтехникой, необходимой для учебного процесса. В учебном корпусе оборудованы лаборатории, открыта столовая, построен спортивный зал. Наш колледж хранит свои традиции, вместе с тем очень много внимания уделяем материальной базе, кадровому составу и качеству подготовки. У нас давно и профессионально обучают финансово-экономическим и технологическим специальностям. Сейчас мы делаем упор на основы предпринимательства. Больше занимаемся развитием становления малого бизнеса. После завершения учебного процесса наш выпускник может открыть свое дело, сумеет прокормить себя и свою семью. Многие наши обучающиеся потом получают образование в вузах. Основная масса ребят готова идти работать в малый бизнес. Мы производим подготовку по девяти специальностям, которые направлены на практическое использование полученных знаний и навыков. На технологическом отделении, где готовятся специалисты общественного питания, хлебопечения, мясопереработки, внедряются дуальные формы обучения. То есть на первом курсе параллельно с общеобразовательными дисциплинами наши ребята несколько часов в неделю проходят практику на собственной производственной базе. Буквально на днях открываем цех для хлебопечения. У нас есть свои бизнес-инкубатор, учебный ресторан.
Располагаем и общежитием на 250 мест. Все комнаты соответствуют евростандарту, оснащены современной мебелью. Там имеется интернет-центр, тренажерный зал.

Людмила:
– Моя дочь окончила российскую школу, и мы заинтересовались обучением в вашем колледже. Какие специальности, наиболее востребованные в наше время, у вас можно получить?
Г. К.:
– У нас имеется три отделения: финансово-экономическое, технологическое и основы предпринимательства. Финансово-экономическое отделение сегодня наиболее востребовано. Конкурс здесь: четыре человека на место. Также востребовано технологическое отделение, где мы готовим технологов-пищевиков, хлебопекарей, обработчиков мяса. В области подготовки менеджмента по отраслям мы заключили договор с "Алматы кiтап" и готовим менеджеров торговли книгами. Эта профессия практически отсутствует на рынке труда города, но очень востребована. Мы также обучаем маркетологов, товароведов, специалистов по информационному обеспечению предприятий общественного питания, торговли. В этом плане работаем со всеми предприятиями торговли и общественного питания.

Л.:
– А где ваши выпускники сегодня работают? Куда их наиболее охотно берут?
Г. К.:
– Они работают практически во всех предприятиях общественного питания города, также трудятся в банках, правоохранительных органах, налоговых службах, бухгалтериях школ, детских садов.

Л.:
– Но так как мы приехали из другой страны, то можем претендовать только на платное обучение. Сколько будет стоить обучение основам предпринимательства? Будут ли при поступлении учитываться результаты наших экзаменов в России?
Г. К.:
– В среднем платное обучение в нашем колледже стоит около 150 тысяч тенге. Так как ваша дочь оканчивала школу в России, чтобы обучаться по данной специальности вам придется дополнительно сдавать математику. У нас сейчас работают подготовительные курсы, рассчитанные на 15 дней. Мы придерживаемся политики "Колледж, дружественный ребенку". Это значит, что у нас нет детей, которые состоят на учете в ДВД. В колледже обучается 38 сирот, восемь оралманов, двое инвалидов. Все имеют льготы, адресную социальную поддержку. Доброжелательность, толерантность, уважение друг другу, готовность прийти на помощь – норма жизни наших обучающихся.

Без науки нет прогресса

Фарида:
– Сколько факультетов в КазНУ и где обучаться более престижно?
Мухамбеткали БУРКИТБАЕВ:
– В нашем университете 14 факультетов. Если еще несколько лет назад были востребованы гуманитарии, юристы, экономисты, то сегодня наблюдается тенденция к поступлению на естественно-научные и технические специальности – в области химии и химической технологии, физики, биологии и биотехнологии. Это и понятно, если мы хотим построить высокоразвитую страну, успешно реализовать Программу форсированного индустриально инновационного развития, то должны готовить специалистов по востребованным специальностям. В настоящее время около 50 процентов будущих студентов выбирают естественно-научные направления обучения.

Ф.:
– А когда можно будет узнать о количестве грантов, выделенных на обучение в вашем вузе? Моя дочь хочет поступить на юрфак. Что делается для раскрытия научного потенциала студентов?
М. Б.:
– Распределение государственных образовательных грантов для обучения на бакалавриате по вузам завершится в начале августа, и результаты будут опубликованы в республиканских газетах. Из опыта прошлых лет можно сказать, что ежегодно около трех тысяч абитуриентов получают государственные гранты для обучения в КазНУ имени аль-Фараби.
Сегодня наш университет в соответствии с задачей, поставленной Президентом страны, взял курс на трансформацию в исследовательский вуз мирового уровня. Нам важно, чтобы студенты не только занимались исследовательской деятельностью, но и могли применить свои знания на практике, внедрять достижения науки в реальный сектор экономики. Для этого создаем необходимую инновационную инфраструктуру. Значительно расширен технопарк, на всех факультетах работают студенческие бизнес-инкубаторы, проводятся конкурсы научных проектов студентов.
В этом году решением ученого совета университета 10 процентов финансовых поступлений от проводимых научно-исследовательских проектов, а это более 240 млн. тенге, направлены на привлечение студентов к научной деятельности. Они будут участвовать во всех научных разработках, которые проводятся в девяти научно-исследовательских институтах КазНУ и получать заработную плату.
В прошлом учебном году КазНУ сделал прорыв, поднявшись за год в рейтинге QS (Великобритания) на 200 позиций и заняв 402-е место среди 700 лучших вузов мира.
В 2011-2012 учебном году, по данным агентства QS, университет по отдельным дисциплинам вошел в список 200 лучших топ-вузов мира.

Хорошо учиться, отлично отдохнуть

Линда:
– Мне интересно, насколько КазНУ в состоянии обеспечить студентов общежитиями?
М. Б.:
– Этот вопрос актуален для многих вузов страны и для нашего университета в частности. МОН РК предпринимает меры для решения этой проблемы, в рамках программы "Студенческое жилье" в ближайшие годы предусматривается строительство студенческих городков.
В КазНУ 14 общежитий повышенной комфортности, в которых проживают более 5 тысяч студентов. В ближайшее время мы планируем дополнительно обеспечить местами еще около 750 студентов в освободившемся здании факультета международных отношений, который разместился в новом корпусе.
Следует отметить, что в распределении мест в общежития принимает участие студенческий актив факультетов. В первую очередь места предоставляются первокурсникам, обладателям знака "Алтын белгi", инвалидам и детям-сиротам, студентам из многодетных и малообеспеченных семей.
Во всех общежитиях проведен ремонт, имеются компьютерные классы, читальные залы, бытовые комнаты, помещения для проведения мероприятий. Для обеспечения безопасности установлены системы видеонаблюдения, есть пункт полиции, соблюдается пропускной режим, в вечернее время ведется дежурство кураторов-эдвайзеров.

Л.:
– А вы оказываете какую-либо материальную помощь студентам из малообеспеченных семей, выпускникам детских домов?
М. Б.:
– В КазНУ оказывается социальная поддержка многим студентам. Существует система льгот по оплате обучения, на получение места в общежитии. Большую работу вместе с факультетами в этом направлении проводит студенческий проф­союз "Сункар". Нуждающимся студентам оказывается адресная материальная помощь, обеспечивается бесплатное питание, предоставляются путевки для отдыха в университетский лагерь на озере Иссык-Куль.
Более того, для мотивации поступления в наш вуз и хорошей учебы предусмотрена система скидок на платное обучение.
Выпускники школ, имеющие аттестат особого образца, получают при поступлении 15-процентную скидку на оплату обучения. В случае предоплаты за весь период обучения стоимость его снижается на 10 процентов. 10-процентную скидку могут получить выпускники сельских школ, имеющие оценки "хорошо" и "отлично". При поступлении в магистратуру для выпускников КазНУ и других вузов, имеющих диплом с отличием, предусмотрено 20-процентное снижение стоимости обучения. А если студенты после первой сессии сдают все на отлично, то получают право на 20-процентное понижение оплаты учебы. При поступлении в колледж КазНУ также можно получить скидку до 10 процентов.
Приходите в приемную комиссию, где сможете получить консультации. Также можно обратиться по телефонам 8 (727) 377-33-65 и 377-33-66 или на сайт kaznu.kz.

Л:
– В каждом университете – своя особая атмосфера. А чем ваши студенты занимаются в свободное от учебы время?
М. Б.:
– Наша гордость – Казгуград. Место, любимое многими поколениями студентов. На территории университетского городка, который охвачен беспроводной сетью Wi-Fi, функционируют современные учебные корпуса, библиотеки, музей, интернет-центр, комбинат питания, спортивный комплекс и стадион, Дворец студентов и кинотеатр, комфортабельные общежития.
Строительство университетского кампуса продолжается. В ближайшей перспективе появятся здания центра гуманитарно-прикладных наук, кластеры инжиниринга и наукоемких технологий, Дом молодых ученых, центр обслуживания студентов, плавательный бассейн и общежития.
Важнейшей составляющей университета является клубная форма организации научной, культурной, общественной и спортивной жизни студентов. Для этого созданы и действуют более тридцати спортивных секций, ста студенческих объединений и организаций. Ежегодно студенты КазНУ становятся победителями престижных республиканских и международных конкурсов, фестивалей, турниров и спартакиад. В течение нескольких лет наши спорт­смены являются победителями Универсиады Казахстана. 11 студентов КазНУ являются членами национальной команды Казахстана и примут участие в Олимпийских играх в Лондоне.

Венера:
– В этом году я успешно окончила школу и решила поехать учиться в Китай. Будет ли там у меня шанс бесплатно учиться?
Р. А.:
– Ели вы хотите учиться в Китае по программе "Болашак", нужно обратиться в комиссию по этой программе министерства образования и науки по адресу:
ул. Жамбыла, угол ул. Валиханова. Можно также получить интересующую информацию на сайте данной организации. Насколько мне известно, по программе "Болашак" обучение в Китае не проводится. Но наши студенты успешно учатся в Америке, Индии, Германии, Франции. Государство выделяет немалые деньги на то, чтобы молодые казахстанцы осваивали те профессии, которые сегодня реально востребованы, исходя из потребностей работодателей. Например, подготовка специалистов в фарм­индустрии, химической промышленности или по аэрокосмическим технологиям. Так как были случаи, когда болашаковцы оставались после окончания учебы за рубежом, были приняты конкретные меры для исправления ситуации. Теперь наши работодатели обязаны трудоустраивать их после прохождения программы.
На высшем уровне

В.:
– А как вы сами оцениваете уровень подготовки в наших вузах?
Р. А.:
– Казахстанские вузы готовят более чем по 100 специальностям. По этим показателям Казахстан занимает одно из ведущих мест в мире. Наши медь, цинк, алюминий являются эталонами. Получается, продукция – эталон, а люди, которые ее выпускают, имеют плохую подготовку? По экспорту муки последние шесть лет Казахстан занимает первое место в мире. 99 специалистов, которые работают на наших предприятиях, – выпускники казахстанских вузов. Экономические показатели Казахстана на сегодняшний день довольно высоки, и всегда есть потребность в специалистах высокого класса. Наши математики, химики, биологи также достигли больших успехов. У нас сильные финансисты. Банковская система Казахстана входит в число передовых в СНГ и отмечена в европейских рейтинговых агентствах. И в России, и в Америке есть сильные и слабые вузы. Увы, имеются такие и у нас.
М. Б.:
– У нас в университете имеется возможность отправлять студентов не только по линии программы "Болашак", но и по программам академического обмена с зарубежными университетами. МОН РК выделяет финансовые средства для развития академической мобильности как студентов, так и преподавателей. Я не слышал от своих зарубежных коллег, что уровень знаний наших студентов ниже, чем у студентов европейских или американских вузов. Более того, иностранные профессора находят наших студентов креативными и имеющими собственное мнение. Хочу также отметить, что программа "Болашак" открывает сегодня большие возможности для повышения квалификации и стажировки преподавателей в зарубежных вузах. Мы вводим в университете политику полиязычия. Кроме казахского и русского языков английский будет одним из базовых, и студент сможет получать знания на любом из них.

Не попасть в "красную зону"

Искандер:
– Вы согласны с тем, что самая большая коррупционная составляющая приходится на сферу образования и медицины. Каким образом в системе высшего образования борются с этой бедой?
Р. А.:
– Я также являюсь председателем совета по борьбе с коррупцией Алматы. За последние годы было проведено 20 соцопросов по коррупции в вузах. К сожалению, они в большей степени проводятся непрофессионально. А ведь на их основе делаются выводы в отношении того или иного высшего учебного заведения. Мне известно немало случаев, когда преподаватели судились с руководством вузов по обвинениям нерадивых, обиженных на оценку студентов и выигрывали дела. Как ректор университета "Туран" я два раза в году инициирую у себя опрос "Преподаватели глазами студентов".
Во многих вузах сейчас применяется компьютерное тестирование, при котором преподаватели не встречаются со студентами. Это также сужает поле для коррупции. Иные студенты, чтобы вытянуть из родителей деньги, придумывают истории о том, что якобы педагог требует у него взятку за оценку на экзамене.
М. Б.:
– Что касается нашего университета, то мы решили создать атмосферу всеобщего неприятия коррупционных проявлений и бороться с такими неприглядными вещами, как плагиат и шпаргалки. Коллективом разработан и принят кодекс корпоративной культуры преподавателя КазНУ, положение о преподавателе и студенте. На факультетах действуют советы по этике.
Лучшим барьером на пути коррупции в системе образования являются открытость и прозрачность учебного процесса и контроля знаний. В КазНУ внедрена компьютерная система "Универ", где в онлайн-режиме фиксируется весь курс обучения студента (оценки, посещение занятий, выполнение заданий). Никто не может вносить в эту систему какие-то изменения. Любой преподаватель или студент по наболевшим вопросам может напрямую обратиться и на электронный адрес ректора или декана. Эти меры действуют, и в последние годы в КазНУ не было случаев обращения студентов с заявлениями о коррупционных проявлениях со стороны преподавательского состава.

И.:
– Мой знакомый решил купить диплом. На мой взгляд, это пустая трата денег…
Р. А.:
– Раньше, чтобы устроиться на работу, требовалась бумажка. Сейчас работодатели проводят конкурсы. В условиях жесткой конкуренции им нужны не статисты, а специалисты. Но, к сожалению, желающие приобрести дипломы у нас, да, впрочем, и в других странах, имеются. Министерство образования РК усилило контроль в этом плане. Да и Комитет национальной безопасности при прохождении на госслужбу очень строго отслеживает подобные случаи. Имеются случаи, когда люди, стремясь занять ответственный пост, желая получить высокое звание, прибегают к покупке диплома. Тем самым граждане ломают карьеру, перечеркивают свою биографию. Гораздо проще было бы, заплатив те же деньги, подать документы на заочное отделение и получить диплом о втором высшем образовании.

И.:
– По каким критериям оценивается профессиональный преподавательский уровень и существуют ли курсы повышения квалификации преподавателей?
М. Б.:
– Наши преподаватели постоянно работают над собой и проходят стажировки не только в институте повышения квалификации, но и в зарубежных вузах. Это является одним из важнейших требований при прохождении конкурсных процедур. Мы стремимся к тому, чтобы в КазНУ работали талантливые педагоги. Поэтому у нас создана конкурентная среда. Преподаватель должен показывать определенный квалификационный уровень по всем направлениям своей деятельности: учебно-методической, научной, воспитательной работе и т. д.
В университете внедрена рейтинговая система оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов. Каждый педагог и структурные подразделения получают определенные баллы по всем направлениям деятельности. В зависимости от положения в рейтинге осуществляется материальное стимулирование членов коллектива в соответствии с их профессиональными и личными достижениями. А вот те, кто набрал наименьшее количество баллов, входят в так называемую "красную зону". Если они пребывают там несколько лет, у администрации есть серьезный повод разорвать с ними контракт. Многие на следующий год подтягиваются и даже попадают в верхние строки рейтинга. И это полностью отвечает принципу справедливой оценки труда.
Р. А.:
– На повышение квалификации педагогов по программе "Болашак" Министерство образования в этом году выделяет 1200 грантов для преподавателей вузов в ведущих университетах мира. Так что у них есть поистине уникальная возможность поехать, к примеру, в Гарвард, Оксфорд и там повысить свой профессиональный уровень.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Интервью председателя Агентства РК по делам строительства и ЖКХ Серика Нокина 26.07.2012
В знаниях – наша сила 20.07.2012
Олжас Сулейменов: истинная культура нации зиждется на благородном сочетании Знания и Веры 18.07.2012
Под "знаком зверя" 12.07.2012
Проклятие "Арканкергена" 03.07.2012
"Наши рекомендации холдингом "КазАгро" не исполняются" 02.07.2012
Кто к нам с мячом придет? 02.07.2012
Данияр Ашимбаев: "Обвинять кого-то в том, что казахский язык притеснялся, глупо" 29.06.2012
Антитеррор – это не только силовые акции 28.06.2012
"Оценку могут дать только работодатели" 26.06.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.06.21 Воскресенье
83. ЧЕРНЫШЕВ Владимир
76. АХАЕВ Кенесхан
73. ИМАНДОСОВ Самурат
73. КОНАС Насипкали
70. ШИДЕНОВ Галыхаир
69. АЛИЕВ Жуматай
69. ПИРМАТОВ Эшмурат
65. МУКАШЕВ Рахмет
62. АБДАЛИ Дамеш
62. МАХМЕТОВ Сабыржан
60. БИГАРОВА Сауле
60. ШАЙМЕРДЕН Сайын
59. ЗЕЙНУЛЛИН Талгат
58. ПАРИТОВ Бекет
57. АМИРЖАНОВ Рахимбек
...>>>
21.06.21 Понедельник
70. ДАНЕНОВ Нурлан
69. БЕКТУРГАНОВ Ерсултан
67. КУЛМАГАМБЕТОВ Ильяс
63. СВЯТОВ Болат
61. АКАНОВ Булат
56. АСПАНДИЯРОВА Айгуль
55. АБСАТТАРОВ Кайрат
55. АЛИЕВ Арман
54. КАИРЖАНОВ Арман
54. КУНАНБАЕВ Даурен
53. ЕВНИЕВ Арман
50. ЕСКЕНДИРОВ Асан
48. СЫБАНКУЛОВ Ернат
47. УЗБЕКОВ Гани
46. ЖАНАБАЙ Самат
...>>>
22.06.21 Вторник
80. КРЕПАК Петр
77. КУБАЕВ Казила
74. ИСМАГУЛОВА Батес
73. КЕМЕШОВ Бердихан
65. ГРИБАНОВА Елена
64. ЫСКАК Бинали
61. СЫРГАБЕКОВА Асия
60. СЕИТОВ Галымжан
58. ЗВОЛЬСКИЙ Сергей
55. КИМ Инесса
54. ЖУМАГАЛИ Бокен
46. САУРАМБАЕВ Бейбут
42. КИРОВИЧ Александр
39. АБИШЕВ Галым
38. ВЕРОНСКАЯ Майя
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz