"Казахстанская правда", 3 октября
В конце месяца в нашей республике пройдут выборы депутатов маслихатов вместо выбывших, о подготовке к которым рассказывает председатель ЦИК РК Куандык ТУРГАНКУЛОВ. – Куандык Турганкулович, в текущем и следующем году в стране не планируется никаких очередных выборов. Чем в настоящее время занимается Центральная избирательная комиссия? – В настоящее время мы сосредоточены на избирательной кампании по депутатам маслихатов вместо выбывших. В соответствии с пунктом 4 статьи 101 Конституционного закона "О выборах" это голосование состоится 28 октября в 11 регионах республики в 45 избирательных округах. Как вы, наверное, знаете, поправки в избирательное законодательство, внесенные в феврале 2009 года, установили единый день голосования для выборов депутатов маслихатов вместо выбывших. И теперь ежегодно в последнее воскресенье марта и последнее воскресенье октября вместо выбывших по каким-либо причинам депутатов маслихатов на их место избираются новые. – Сколько депутатов будет избрано, проявляют ли активность политические партии и как в целом проходит избирательная кампания? – Всего будут избраны 10 депутатов областных, 8 – городских и 27 депутатов районных маслихатов. Напомню, что в соответствии с законом выдвижение кандидатов в депутаты маслихатов производится республиканскими или местными общественными объединениями, а также их структурными подразделениями и гражданами – путем самовыдвижения. Для избрания депутатом маслихата гражданин должен удовлетворять требованиям, установленным Конституцией, а также обладать активным избирательным правом. Таким образом, депутатом маслихата может быть избран гражданин Казахстана, достигший 20 лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Что же касается непосредственно хода текущей избирательной кампании, то 28 сентября завершилось выдвижение кандидатов. Всего выдвинуты 153 человека. 52 из них – политическими партиями, 1 – общественным объединением и 100 – путем самовыдвижения. На данный момент в качестве кандидатов в депутаты маслихатов зарегистрировано 104 гражданина. 46 из них являются членами политических партий, 47 – беспартийные, еще 11 – не указали свою партийную принадлежность. Регистрация завершается сегодня, а с завтрашнего дня все кандидаты приступят к предвыборной агитации. Само голосование состоится на 252 избирательных участках. На данный момент избирательная кампания проходит в соответствии с требованиями выборного законодательства. Жалоб и обращений в Центризбирком не поступало. – Значит, все самое интересное в этом избирательном марафоне впереди. Но ведь работа ЦИКа в данное время не ограничивается только этим. – Конечно. Мы продолжаем анализ прошедших в 2011–2012 годах крупных электоральных кампаний, активно обсуждаем с экспертами БДИПЧ/ОБСЕ положения Итогового отчета миссии бюро по наблюдению за досрочными парламентскими выборами, состоявшимися 15 января нынешнего года. В начале лета мы подготовили и обнародовали свои комментарии к данному отчету. 29 мая я встречался с директором Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ) Янешем Ленарчичем. В ходе встречи мы обменялись мнениями о перспективах сотрудничества, обмена опытом в сфере совершенствования избирательной системы и избирательного процесса в нашей республике в соответствии с общеевропейскими стандартами. Ввиду отмеченной нами необходимости более глубокой и детальной проработки рекомендаций, представленных БДИПЧ/ОБСЕ, Центризбирком предложил провести ряд встреч на уровне экспертов в сентябре текущего года. Первые из таких консультаций состоялись 11–12 сентября. Данная практика хорошо зарекомендовала себя в предыдущие годы и мы намерены ее использовать и развивать. Таким образом, мы подтверждаем готовность к дальнейшему плодотворному диалогу с целью сближения позиций БДИПЧ/ОБСЕ и Центризбиркома. Со своей стороны также отмечу, что мы всегда внимательно рассматриваем все рекомендации миссий БДИПЧ/ОБСЕ по итогам наблюдения за выборами в нашей стране и приемлемые для нашего общества нормы, учитываем в процессе работы по совершенствованию национального избирательного законодательства. – Но ведь не только избирательное законодательство, но и избирательная практика должна развиваться и совершенствоваться. И здесь многое зависит от того, насколько сами участники избирательной кампании знают свои права и умеют ими пользоваться. – Совершенно с вами согласен. Избирательный процесс в Казахстане, в силу его постоянного поступательного развития и совершенствования, требует от его участников наиболее полных и глубоких знаний правовых основ отечественной избирательной системы. Поэтому организация правового обучения граждан, предполагающая системный и комплексный подход, является одним из важнейших направлений деятельности Центризбиркома. В данном вопросе мы также всегда демонстрировали максимальную открытость и готовность к сотрудничеству с институтами гражданского общества, международными и другими организациями. – То есть у ЦИКа уже есть определенный опыт в этой сфере. – Разумеется, есть. В связи с этим мне хотелось бы отметить нашу совместную работу с ПРООН по разработке и реализации программ правового обучения участников избирательного процесса. Эти проекты успешно реализовывались, начиная с 2003 года. Последний из них был рассчитан на период с 2010-го по 2012 год. Перечень мероприятий предусматривал проведение заседаний "круглых столов" для обсуждения поправок в выборное законодательство, тренингов для членов избирательных комиссий, журналистов и судей с целью повышения уровня их знаний в электоральных вопросах. В ходе мероприятий проекта в качестве наиболее актуальных обозначились вопросы финансирования выборов, регистрации избирателей, децентрализации выборных процедур. Непосредственно в регионах также были организованы мероприятия обучающего характера – тренинги, дискуссионные площадки, общественные обсуждения, семинары и конференции. В целях разъяснения норм выборного законодательства, роли выборов в демократическом государстве проходили встречи и лекции, распространялись памятки, образцы документов, используемых на выборах. К слову, по результатам проведенного опроса 95% респондентов отметили, что удовлетворены тем, как было организовано обучение и их ожидания оправдались. – Какие проекты реализуются Центризбиркомом сейчас? – С 15 декабря прошлого года ЦИК совместно с Венецианской комиссией Совета Европы осуществляет проект: "Поддержка избирательного процесса", который продлится до конца текущего года. В конце марта состоялся визит экспертов Венецианской комиссии в Астану. В апреле с ознакомительным визитом Страсбург посетила делегация представителей Центризбиркома РК и областных избирательных комиссий. Основной его целью стало изучение специфики работы институтов Совета Европы по вопросам выборов, а также подходов СЕ к разрешению проблем, касающихся различных аспектов избирательного процесса. Далее в июне в Алматы состоялись семинар по разрешению избирательных споров с участием судей, представителей прокуратуры, адвокатуры и избирательных комиссий, а также тренинг с участием представителей участковых и территориальных избирательных комиссий. Еще один такой тренинг проведен в Астане. В ноябре планируется организовать тренинг для членов избирательных комиссий Актюбинской, Кызылординской и Костанайской областей в Актобе и для членов избирательных комиссий Западно-Казахстанской, Атырауской и Мангистауской областей – в Уральске. На декабрь намечены подобный тренинг для членов избирательных комиссий Восточно-Казахстанской области в Усть-Каменогорске и конференция по вопросам составления списков избирателей, формирования избирательных комиссий и участия политических партий в выборах в Астане. Кроме того, в целях изучения зарубежного опыта в Венецианскую комиссию направлен запрос на подготовку сравнительного анализа по вопросам составления списков избирателей, рассмотрению жалоб и обращений, формированию избирательных органов в государствах – членах Совета Европы. – Расскажите о проблемах в области электоральной активности и правовой грамотности, выявленных в ходе последних избирательных кампаний? – Обобщенный анализ прошедших избирательных кампаний показывает, что в межвыборный период по-прежнему существует потребность в проведении направленной и комплексной работы по обучению представителей конкретных социальных групп реализации гарантированного Конституцией права участвовать в управлении государством. Особое место среди этих групп занимает молодежь. Однако, как показывает общемировая практика, ее электоральная и политическая активность практически во всех странах довольно не высока. А в период между выборами она, как правило, снижается еще более. Существует эта проблема и в Казахстане. Несмотря на то что за последние годы возросло число молодежных политических организаций, их деятельность, к сожалению, зачастую сводится к акциям, ориентированным на привлечение внимания СМИ. Между тем сегодня государство заинтересовано в более активном вовлечении молодежи в процесс формирования избираемых органов власти. Ведь потенциал молодежи в демократическом развитии государства, в том числе и в электоральном процессе, очень велик и его следует использовать. При этом каждый молодой человек должен осознавать, что день, когда он переступает порог избирательной комиссии не в качестве посетителя, а с целью участия в выборах, становится настоящей границей между юношеством и взрослой жизнью. Это, с одной стороны, осознание собственной значимости, а с другой, – большая ответственность за предпринимаемые действия и принимаемые решения. – Что же намерен предпринять ЦИК Казахстана, чтобы повысить уровень правовой грамотности и электоральной активности молодежи? – Как уже отмечалось, Центральная избирательная комиссия проводит эту работу на системной основе. При этом мы не стоим на месте и постоянно апробируем новые экспериментальные формы и методы правового образования. В настоящее время Центризбиркомом разработан новый проект по правовому обучению молодежи, который будет реализовываться непосредственно в регионах страны, и рассчитан на период с октября 2012-го по май 2013 года. Буквально завтра он стартует в Павлодарской области. Совместно с министерствами образования и науки, культуры и информации, а также местными исполнительными органами мы хотим представить разработанный ЦИКом подход к организации правового обучения образовательным учреждениям и молодежным объединениям и привлечь их к реализации проекта. В каждой из областей, а также в Астане и Алматы в течение месяца будут проходить мероприятия, направленные на популяризацию выборов среди молодежи, приобретение опыта и практики участия молодежи в демократических процессах. При этом мы постарались, чтобы эти мероприятия охватывали не только какую-то определенную группу молодежи, например студентов или учащихся школ, а как можно более широкие слои молодых людей. Планируются публичные лекции международных и казахстанских экспертов об истории и тенденциях развития демократического избирательного процесса, открытые дискуссии по вопросам участия молодежи в избирательном процессе, социологические исследования уровня осведомленности молодых избирателей о своих правах и обязанностях, основах избирательного законодательства страны, изучение опыта проведения школьных и вузовских выборов. Разработаны и специальные информационные буклеты, ориентированные именно на молодежную аудиторию, которые помогут в доступной форме ознакомиться с основами избирательной системы и правами юных граждан. Также Центризбиркомом планируется проведение конкурса среди студентов на лучший исследовательский проект по проблемам формирования электоральной культуры молодежи. При этом разработанный нами план, дает довольно большой простор и для непосредственных организаторов мероприятий в регионах, позволяет им творчески подойти к работе, не зацикливаясь на стандартных схемах. Мы надеемся, что молодежные и другие региональные общественные организации также примут активное участие в реализации проекта. На наш взгляд деятельность организаций, привлекаемых к работе с молодыми избирателями, помимо реализации других задач, будет способствовать улучшению общей правовой осведомленности и подготовленности будущих участников избирательного процесса. При этом речь идет не только об умении избирателей соблюдать все необходимые избирательные процедуры, или осуществлять свои избирательные права, но и осознанно подойти к проблеме выбора. Таким образом, в настоящее время Центральная избирательная комиссия активно продолжает многоплановую и системную работу, направленную на то, чтобы каждый молодой человек наиболее полно осознавал свою причастность к происходящим в обществе событиям и свою личную ответственность за судьбу страны, а также понимал, что участие в выборах – не только реализация его конституционных прав, но и выполнение ответственного гражданского долга, требующее определенных знаний, навыков и культуры. |