Кенже Татиля, camonitor.com, 19 октября Кому, как не журналистам, которые в не столь давние времена считались "бойцами идеологического фронта", стоит поучаствовать в нашей дискуссии об идеологии? Особенно тем, которые, как наш сегодняшний собеседник Джанибек Сулеев, что называется, съели на этом не одну собаку.
Кумысный патриотизм или кухонная идеология? – Первый вопрос в некотором смысле имеет личный оттенок. На заре независимости вы как журналист числились чуть ли не в самых оголтелых националистах. Теперь уже вас на интернет-форумах шпыняют те, кто олицетворяет национализм сегодняшнего разлива. Вы можете объяснить такую странную метаморфозу с точки зрения идеологической эволюции нашего общества? – Если следовать предложенной вами метафоре, то попытаюсь объясниться именно в этой стилистике: "Не наливай молодое вино в старые меха"…так же, как и "то, что в вымени кобылы – еще не кумыс"! Конечно, более конкретно поймут меня те, кто был внедрен в медийные структуры того времени, но все же буду стараться быть предельно откровенным. "Молодое вино" демократии забродило в "старых мехах" либерализма настолько, что к употреблению уже негодно. Слишком много оказалось на стенках "мехов" дрянной слизи, как любит говорить один мой хороший знакомый, в виде свободы ОТ всего, но не осталось места свободе ДЛЯ… Для чего именно – либералы не отвечают. Но требуют. Свободы для проведения гей-парадов, к примеру. Мне же в то время казалось, что "старые меха" вмещают только мою, ставшую независимой, Родину и мое представление об обретенной моим народом свободе. "Молодое вино" эйфории свободы не отпускало времени на спокойное и взвешенное отношение к теперь уже независимому существованию. Но когда пришла пора трезвой оценки происходящего, тогда и стало понятно, что независимая ОТ всего жизнь – это и есть то самое "существование", а ДЛЯ чего – уже неважно… Что касается нынешнего розлива… "кумысного патриотизма", то давайте согласимся: прежде чем надоить кобыльего молока, нужно отогнать от вымени жеребенка. Просто сопоставьте цифры затрат на развитие казахского языка и катастрофическое материальное положение сельских учителей. Это вопрос к Шаханову… или к той самой "кобыле": кто именно нужен? "Кумыс" для "патриота"? Или патриот, радеющий за полноту вымени? – Вы согласны с утверждением, что современные СМИ не столько формируют целостную картину восприятия мира, сколько занимаются разделением идеологической доктрины на отдельные компоненты, причем так, чтобы аудитория не смогла связать их воедино и осмыслить как целостную политическую идеологию? – Согласен. "Картина мира" не может быть представлена в универсальном виде. Для ее рационального описания могут быть использованы только индивидуальные краски. Тут мы возвращаемся к исходному образу: два человека смотрят в одну и ту же лужу, но один видит только грязную воду, а другой – отражение звезд. И вы хотите сказать, что какие-то там СМИ могут повлиять на восприятие, а уж тем более – на формирование единой картины? Довольно тривиальный подход, если не сказать – ошибочный. И давайте согласимся: мировоззрением занимается философия, миросозерцанием – искусство, а СМИ – общественным мнением, формированием оного. Словом, не его это, СМИшное дело, картина мира у каждого своя. Но вот отношение, взаимодействие с обществом, в котором живешь, – это "да"… и "нет". Причем шизофренически, т.е. одновременно. Прошли те времена, когда начальника можно было, как муху, прихлопнуть газетой, в смысле – статьей в газете. Теперь же… у кого-то еще остались иллюзии? А если таковых нет, тогда о чем мы говорим? Вернее, закончили говорить… в прессе и привычно перешли "на кухню". А там "идеологическая доктрина" – единая на все времена: как бы все изменить… ничего не меняя? Как пелось в культовом фильме "Асса": "Перемен, мы ждем перемен!". Теперь рефрены другие. Ну, например: "Перемен, мы ждем… перемнем… перетрем… пережуем… и – переживем!". Получается нынче такая песня. Да и идеология – тоже…
Из идеологических "бойцов" в "интернет-псов"? – В прежние времена журналисты считались "бойцами" идеологического фронта. Сегодня такая характеристика применима? Или это уже "бойцы" других войн? – Бойцы? Ну разве что: "бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они…". Единственное, что они никак не могут порой вспомнить, – где проходила "линия фронта" и ветеранами скольких кампаний они уже побывали? Поскольку не было внятной и общеприемлемой идеологии, то сами понимаете: кругом сплошные схватки, где вместе рубятся… друг с другом. Только в наше время – социальных сетей – схватки переместились туда, где полная свобода в обозначении "линии фронта", да и перемещения относительно таковой довольно хаотичны, если не сказать непредсказуемы. Пример – антифа и нацики… Нельзя забывать и том, что рыночная экономика, которая обещала свободу всему и вся, как-то очень прочно закабалила всех бойцов по разным ФПГ и даже ОПГ. Так что это уже скорее "псы войны", "дикие гуси" и т.д. – СМИ получают все большую власть в современном обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы, а с другой – СМИ сами попадают под непрерывно растущее влияние и контроль как политики (политиков), так и экономики (кушать-то хочется всегда). А как же быть со стереотипом о "четвертой власти"? И к чему, в конце концов, это может привести? – Не надо путать жерло с пальцем: у них разный калибр. СМИ в привычном для 20-го века качестве – это уже действительно прошлый век. Жерла "информационных орудий" уступили свое место пальцам на клавиатуре: информационные бомбы взрывают сейчас именно они, так же, как и руководят "твиттерными революциями". Интернет сделал информационное поле некой околицей одной большой деревни, в которой все про всех знают. Политика как продолжение экономики. А экономика в простом, обыденном смысле – это… как поменьше работать, но при этом побольше получать. Информация же – это как знать все, не прилагая при этом видимых усилий. А что вы хотели в постиндустриальном (читай, информационном) обществе?! Нет, вы ответьте сами себе, прямо и честно: лично вы сможете прожить без Сети? Или без телевизора? А продвинутые юзеры – без айфона, айпада и прочих ай-ай-ай… как не стыдно задавать такие детские вопросы! Да еще всем нам, домашним журналистам, офисным репортерам, инетным аналитикам и прочим… "хомякам"?! Все мы – источники информации, как и ее потребители. Вы скажете: это невозможно, как и хлопок одной рукой. Возможно! Если в одной руке гаджет, подключенный к Всемирной сети. Кстати, и второй руки скоро не потребуется – на подходе голосовой набор текста. Да и телевизором управлять можно при помощи жестов. Только вот к чему все это приведет – действительно становится вопросом вопросов…
Вглядываясь в "зеркало" стабильности – В наши дни вместо одиозного термина "пропаганда" чаще всего используют эвфемизмы типа "распространение информации" или "свободное мнение". С вашей точки зрения, такая "перелицовка" что-нибудь изменила в сущности идеологических подходов? – Мы вновь пытаемся говорить о том, чего, по сути, нет. Нет внятной идеологии – нет и идеологических подходов. Просто вспомните: чем именно жили наши граждане все минувшее двадцатилетие? Это когда на обломках рухнувшей империи то здесь, то там шли кровавые конфликты. И мы все жили тем, что у нас – стабильность. И все. Этого было достаточно. Когда экономические перспективы, которые нам рисовались, были светлыми и манящими. Но глобальный кризис… Вроде бы мы в море информации, а чувство такое – сами понимаете… что ничего не понятно! Плюс к тому террористы проявились и у нас. Да и Жанаозен… словом, ни о какой стабильности речь уже не идет. Тогда что? Ради чего все это? "Мы будем жить при коммунизме"? Какой ясный лозунг стал бы ответом на устремления общества? Хочу подчеркнуть: общества. Ведь все, что говорилось в годы независимости, было обращено к индивидууму: не жди помощи ни от кого, открывай свой бизнес. Короче, ты сам кузнец своего счастья. И что? Открываешь бизнес – давай на лапу, причем всем! А за кредит на стартап будешь отдавать сам. "Не бойтесь жить в кредит!" – так нас увещевали иностранные консультанты. Где они теперь, когда ипотечные кредиты выбивают наши коллекторы?! И что может услышать обманутый дольщик, кроме как: "Думать надо было головой!". Что всем им до того… "Зато у нас – стабильность!". Какая идеологема была внятно оформлена, наподобие канувшей в Лету: "Новая историческая общность людей – советский народ"? И стоит ли удивляться, что основным поведенческим лозунгом момента стало: "Давайте сначала кушать ваше, а потом – каждый свое". – Специалисты считают, что участие СМИ в распространении основных положений идеологии государства на широкую аудиторию неизбежно приводит их к использованию методов и приемов формирования "нужного" общественного мнения. Получается, что "все течет, все меняется", а неблаговидная роль СМИ – это как некое "неизбежное зло" в нашей профессии? – Повторюсь, обычные и привычные СМИ с каждым днем утрачивают свои позиции, да и свою неповторимую специфику. Востребованы "желтизна" и "мочилово". Все остальное – повтор интернет-аналитики, либо ее беззастенчивое цитирование на грани откровенного плагиата. Выработкой "нужного" общественного мнения занимаются "нужники": целый интернет-страт, по сути, новая специальность – "тролли". А "троллинг" – это когда на провокационный "коммент" в ответ начинается "комментирование" всех и вся. И это уже испытанное оружие "возбуждения масс". Тогда к кому могут быть претензии в служении "неизбежному злу", как не к самим потребителям информации?
Каждому свое – Рассматривая взаимоотношения СМИ и идеологических процессов, обычно упоминают уже ставшее афоризмом изречение известного французского социолога и культуролога прошлого века Жака Эллюля: "Политика – главная религия нашей эпохи". В этом смысле на сегодняшний день что-нибудь изменилось? – Отвечу цитатой на цитату: "Религия – опиум для народа", из Маркса. И вот почему. Не раз слышал, что в большевистском переводе с немецкого была допущена намеренная ошибка: у Маркса: "Религия – опиум народа". В русском же переводе откуда-то взялся предлог "для". Хотя известны политические мотивы такой стилистической небрежности: кто мог нести предназначенный для народа наркотик? Правильно – священнослужители. А посему – под нож их, несущих опиум для народа! Возвращаясь к цитате из Эллюля, следует ее тоже изменить, исходя из политических соображений: "Политика – главная религия… наших политиков". Именно они могут воспринимать ее и как религию, и как опиум. Но все дело в том, что политика в общепринятом значении этого слова у нас трансформировалась в… политес. Ну, вы понимаете: кто с кем и против кого дружит, кланы каких регионов нынче в фаворе, какие ожидаются назначения и "посадки" – словом наша степная неизбывная "трайба" на фоне динамики цен на нефть. И всем этим заполнено наше информационное поле, по сути – околица пространства Большой Игры. Так что… политика – для политиков. Да вот только… с кого спросить за такое "для"?
Когда нечего предложить… – Идеология составляет духовную опору государства, которое в силу этого всегда будет стремиться ее распространять и защищать от критики. Образно говоря, идеология и есть единственно возможная государственная религия, не имеющая прямого отношения ни к одной реально действующей конфессии. Поэтому всегда будет существовать противоречие между идеологией государства и идеями отдельных граждан и социальных групп. Возможно ли сделать так, чтобы идеология не превратилась в догму и не входила в противоречие ни с кем? – Но ведь идеология и строится на догме, без которой она остается прекраснодушным порывом. Возьмем для рассмотрения наиболее значимые: обе – мессианские, как и полагается. С одной стороны – американская "демократическая империя", во славу креативного индивидуума, который только и думает: как бы еще больше заработать в обеспечение еще большего жизненного комфорта? С другой – пресловутый град Китеж, где "мир" общинного сознания будет жить в гармонии с остальным тварным миром, соответственно – в мире и согласии. Теперь вернемся в наши степные палестины. Что может предложить всем постномадическое сознание вчерашних кочевников? Ни-че-го. Кроме крайнего индивидуализма (недоговороспособность и низкая компромиссность), выработанного единоличным положением в седле на протяжении тысячелетней истории. Кстати, именно яркой индивидуализацией сознания мы схожи с американцами, если оставить в стороне такие "мелочи" как то, что американский народ вышел из баптисткой общины, а мы – по сути из языческих родов и племен. Ну на худой конец, из военно-политического союза племен, объединенных лишь языком. После того, как казахи стали оседлыми, кстати, с этим языком все тоже стало как-то зыбковато. Китайская пословица гласит: "Никогда не станет настоящим монахом тот, кто вступил на монашеский путь в зрелом возрасте". У нашей страны были советскими и детство, и отрочество, и юность. Тогда о какой идеологии в сане государственной религии может идти речь? Сорока лет не прошло, чтобы…и выйти из пустыни и выработать национальную идею… – Политическая идеология создается субъектами политического процесса, применяется ими, проявляется в их деятельности. То есть политическая идеология – неотъемлемый компонент любого современного общества и государства, так как она возникает и существует там и тогда, где и когда появляются политический процесс и его субъекты. Иными словами, она будет существовать до тех пор, пока будут иметь место политика и политический процесс как неотъемлемые компоненты общественного бытия. Исходя из специфики отечественного политического процесса, в нашем обществе наличествует политическая идеология? – Хотелось бы извернуться в стиле: "При наличии отсутствия не стоит отрицать и присутствия наличия…" и так далее. Такова наша сегодняшняя словесная эквилибристика, таковы и наши прогнозы соответствия политическим стандартам: базис и надстройка в наличии, задачи поставлены и цели ясны, а счастье народное – идея. Как и идеализм, идеология, идеал – все слова одного корня. Только вот… корневого значения устремлений мы так и не нашли. Существует такое понятие – возвращение к корням. Но как понимать это – фигурально или реально? "Реально" это сделать проблематично, несмотря на попытки апологетов "казахскости" во всем – мало кто возвращается в степь и своими примером вдохновляет общество. С другой стороны, ты сам не раз слышал о такой любопытной идее, как то: если хочешь остаться (или вновь стать?) казахом, надо – именно! – вернуться в родные степи, отдав в аренду города оседлым нациям. Только тогда и сохраним идентичность. Чему? Пусть каждый ответит на этот вопрос сам – возможно, на этом стыке и родится в нашем обществе политическая идеология. В общем, поистине все становится зыбким в этом качающемся мире, как только начинается разговор "за идеологию"… |