Ильяс ДОСМУКАН, "Мегаполис", 22 октября
11,5 триллиона тенге – таков в настоящее время суммарный объем госзакупок в Казахстане. Стоит ли удивляться, что система госзакупок стала наиболее коррумпированной сферой в стране. По информации НЭП "Союз "Атамекен", фонд "Самрук-Казына" 68% всех закупок осуществляет из одного источника. А в госкомпаниях почти 70% закупок производится у своих же "дочек". По сути, покупают сами у себя. Сегодняшний собеседник "Мегаполиса" – заместитель председателя НЭП "Союз "Атамекен" Бауржан БАЙМУХАНОВ рассказывает об особенностях национальных госзакупок.
Посторонним в… – Бауржан Амангельдыулы, на недавнем заседании республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан" была озвучена такая цифра: только за последние полтора года финконтроль выявил нарушений в системе госзакупок на сумму 351,3 млрд тенге. Эту "новость" можно охарактеризовать одним словом – "шок". – Коррупция стала настоящим бичом общества, особенно в системе государственных закупок. Ведь именно здесь многие видят возможность невероятно быстрого обогащения за счет непосредственного и косвенного участия в процессе закупок. Анализ, проведенный "Атамекеном", показал, что в группе компаний "Самрук-Казына" 68% всех закупок осуществляется из одного источника. Это значит, что, возможно, немалая часть закупок осуществляется у одних и тех же, "своих", компаний. – "Посторонним" на тендера и конкурсы ФНБ "Самрук-Казына", получается, вход запрещен? – Формально все делается правильно, в установленном законом порядке. Однако есть различные приемы, позволяющие отсеять потенциальных конкурентов еще на подступах к заветному тендеру. Представителей "неугодных" компаний могут не впустить в зал, "благо" на входе действует строгая пропускная система. Опоздал, сам виноват. Или из конкурсной документации "внезапно" исчезает какой-нибудь документ – тоже нарушение. То есть организаторы тендера могут сделать все, чтобы в итоге победила "своя" компания. Конкурс объявляется несостоявшимся, а значит, организатор вправе сам решать: у кого осуществлять закупку. Наивно полагать, что в этих тендерах не хотят участвовать. Еще как хотят! Но кто их допустит?! Доходит до смешного. Недавно одна из нацкомпаний проводила тендер на сумму порядка 3 млрд тенге. Условие – за два месяца проложить 900 километров оптоволокна, телефонизировать, провести Интернет для целого ряда компаний в двух областях. Очевидно, что этот тендер проводится "под" кого-то. А формально все вроде правильно и по закону. В государственных компаниях происходит несколько иначе, но результат тот же. Они де-факто закупают сами у себя, о чем свидетельствует беспристрастная статистика: почти 70% закупок в госкомпаниях осуществляется у аффилированных с ними компаний – "дочек", "внучек" или без применения норм закона о госзакупках в рамках государственных закупок. И это не может не вызывать неудобных, но вполне резонных вопросов. Отдельный вопрос – закупка услуг, и в данном случае вопрос не только в цене. Здесь обязательно нужно внедрять институт предквалификационного отбора, чтобы еще на "подступах" к участию в тендере проверить наличие специалистов, опыт компании и ее репутацию. Всего этого сейчас нет.
Ручки: почувствуйте разницу! – Безнадега какая-то получается… Какие меры, по-вашему мнению, могут обеспечить прозрачность в системе госзакупок, объективность тендеров? – "Союзом "Атамекен" разработана информационно-аналитическая система "Центр мониторинга и экспертизы рынка". В рамках центра будет создан унифицированный справочник, ценовая информация, реестр участников рынка в Казахстане. Цель системы – создание условий для обеспечения доступа отечественных товаропроизводителей к закупкам нацкомпаний и госорганов, достижение транспарентности проводимых и планируемых закупок, достоверный мониторинг цен, поддержка местных производителей. Здесь же любой желающий сможет узнать о недобросовестных поставщиках и закупщиках, что, согласитесь, тоже немаловажно. А как происходит сейчас? Когда составляется бюджет закупок, закупщики, как правило, обращаются к привычным партнерам, которые предлагают свои цены. И никто не спрашивает: рыночная эта цена или нет? Приведу пример. Простые шариковые ручки типа "Bic" в группе компаний "Самрук-Казына" закупают в Германии примерно по 450 тенге. А в отечественных фирмах эта ручка стоит 70 тенге. Хотя по правилам компании должны сначала изучить ценовые предложения внутри страны. Но это правило не соблюдается. Созданная нами информационно-аналитическая система как раз и призвана сделать систему госзакупок максимально прозрачной и минимизировать человеческий фактор. Все закупки должны осуществляться в электронном виде, в ходе так называемых электронных торгов. А чтобы у участников конкурсов не оставалось вопросов относительно справедливости решения, мы предлагаем создать апелляционные комиссии по госзакупкам – отдельно в ФНБ "Самрук-Казына", отдельно – в госорганах. В состав этих апелляционных комиссий должны входить, помимо представителей госорганов, независимые участники – от общественности, бизнес-сообщества. Пока же "Атамекен" подписал меморандумы и с "Самрук-Казына", и с госорганами на право участия в работе тендерных комиссий. Но нам, к сожалению, в этих комиссиях отводится роль статистов. Да, мы в составе. Но мы приступаем к работе, когда все уже практически решено, мы можем только проверить правильность документации, вовремя ли она подана и т.д. Наш голос не решает ровным счетом ничего. – Вашу инициативу по созданию Центра мониторинга и экспертизы рынка оценили? – Она была презентована в правительстве. Тогдашний 1-й вице-премьер, а ныне – глава Кабмина Серик Ахметов, отвечавший тогда за казахстанское содержание, после проведения презентации дал соответствующие поручения в ФНБ "Самрук-Казына" и госорганы. Работа идет.
Государство в государстве – Финполиция устами зампреда ведомства Андрея Лукина предложила распространить положения закона о госзакупках и на ФНБ "Самрук-Казына". Насколько это реально? – Выскажу свое личное мнение. В Казахстане создалась несколько парадоксальная ситуация. Есть закон о государственных закупках, есть закон о ФНБ "Самрук-Казына". Фонд фактически вывел из-под закона о госзакупках и все свои закупки, и всю свою деятельность. Фактически получилось государство в государстве. Я считаю, что финансовая полиция в данном случае права: в правовом государстве не может быть офшорных юрисдикций. Как говорится, dura lex sed lex – закон суров, но это закон. Было бы хорошо, чтобы все были под одним зонтом. – Недавно республиканский общественный совет по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан" предложил правительству создать отдельное ведомство, ответственное за систему государственных закупок. Способно ли будет оно навести порядок в системе госзакупок? – Такой орган, который фактически занимался бы закупками, на мой взгляд, был бы оптимален. Тем более что подобный и вполне успешный зарубежный опыт имеется. Тем самым, можно было за министерствами и госорганами оставить только формирование заявок, а исполнение закупа отдать новому ведомству. Тогда и контроль легче было бы осуществлять. Создание Центра мониторинга и экспертизы рынка, проведение электронных торгов, справедливая предквалификация и апелляция – вот те четыре кита, на которых можно построить прозрачный процесс закупок и не только государственных. – Объясните такой вот парадокс: глава государства едва ли не в каждом своем выступлении говорит о необходимости развития малого и среднего бизнеса. А этих самых предпринимателей становится не больше, а меньше. – Коррумпированность системы госзакупок наносит громадный ущерб, он очень сильно тормозит развитие малого и среднего бизнеса. В первую очередь – это ментальный ущерб. Бизнесмен вынужден принимать сложившиеся правила игры, пусть они и несправедливые, и незаконные. Возьмем пресловутую систему откатов. Хочешь выиграть в конкурсе – отдай "шапку", которая сейчас доходит до 40%. Чтобы найти деньги для отката, бизнесмен идет на различные ухищрения, обходит закон. Это отслеживают компетентные органы. С ними тоже приходится "разводить". Все, круг замкнулся. Прозрачность системы госзакупок, считаю, приведет к бурному развитию бизнеса, число частных фирм возрастет в разы. Все это станет основой для формирования среднего класса. А этих людей ты не сможешь вынудить платить откаты или голосовать за "нужного" кандидата. В конечном счете, это сделает наше общество и государство более демократичными, о чем постоянно говорит глава республики. – Каков в настоящее время суммарный объем госзакупок в Казахстане? – По итогам 2011 года объем госзакупок составил 1,7 трлн тенге, в ФНБ "Самрук-Казына" – 3,3 трлн тенге, у недропользователей – 6,5 трлн тенге. Гигантские деньги! И здесь реальные возможности для развития предпринимательства и непосредственно для повышения доли казахстанского содержания в закупках. Мы можем наладить у себя в Казахстане производство, и для этого есть рычаги, и мы должны это сделать, чтобы наш товар был конкурентоспособным и узнаваемым. Для этого необходимо объединить все усилия, выработать принципы развития казахстанского содержания и изменить подходы к развитию отечественного производства. И это даст огромный толчок для развития бизнеса в Казахстане. |