NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 08:46 ast
06:46 msk

"В правовом государстве не может быть офшорных юрисдикций"
Б.Баймуханов: Анализ, проведенный "Атамекеном", показал, что в группе компаний "Самрук-Казына" 68% всех закупок осуществляется из одного источника. Это значит, что, возможно, немалая часть закупок осуществляется у одних и тех же, "своих", компаний
23.10.2012 / интервью

Ильяс ДОСМУКАН, "Мегаполис", 22 октября

11,5 триллиона тенге – таков в настоящее время суммарный объем госзакупок в Казахстане. Стоит ли удивляться, что система госзакупок стала наиболее коррумпированной сферой в стране. По информации НЭП "Союз "Атамекен", фонд "Самрук-Казына" 68% всех закупок осуществляет из одного источника. А в госкомпаниях почти 70% закупок производится у своих же "дочек". По сути, покупают сами у себя. Сегодняшний собеседник "Мегаполиса" – заместитель председателя НЭП "Союз "Атамекен" Бауржан БАЙМУХАНОВ рассказывает об особенностях национальных госзакупок.

Посторонним в…
– Бауржан Амангельдыулы, на недавнем заседании республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан" была озвучена такая цифра: только за последние полтора года финконтроль выявил нарушений в системе госзакупок на сумму 351,3 млрд тенге. Эту "новость" можно охарактеризовать одним словом – "шок".
– Коррупция стала настоящим бичом общества, особенно в системе государственных закупок. Ведь именно здесь многие видят возможность невероятно быстрого обогащения за счет непосредственного и косвенного участия в процессе закупок. Анализ, проведенный "Атамекеном", показал, что в группе компаний "Самрук-Казына" 68% всех закупок осуществляется из одного источника. Это значит, что, возможно, немалая часть закупок осуществляется у одних и тех же, "своих", компаний.
– "Посторонним" на тендера и конкурсы ФНБ "Самрук-Казына", получается, вход запрещен?
– Формально все делается правильно, в установленном законом порядке. Однако есть различные приемы, позволяющие отсеять потенциальных конкурентов еще на подступах к заветному тендеру. Представителей "неугодных" компаний могут не впустить в зал, "благо" на входе действует строгая пропускная система. Опоздал, сам виноват. Или из конкурсной документации "внезапно" исчезает какой-нибудь документ – тоже нарушение. То есть организаторы тендера могут сделать все, чтобы в итоге победила "своя" компания. Конкурс объявляется несостоявшимся, а значит, организатор вправе сам решать: у кого осуществлять закупку.
Наивно полагать, что в этих тендерах не хотят участвовать. Еще как хотят! Но кто их допустит?! Доходит до смешного. Недавно одна из нацкомпаний проводила тендер на сумму порядка 3 млрд тенге. Условие – за два месяца проложить 900 километров оптоволокна, телефонизировать, провести Интернет для целого ряда компаний в двух областях. Очевидно, что этот тендер проводится "под" кого-то. А формально все вроде правильно и по закону.
В государственных компаниях происходит несколько иначе, но результат тот же. Они де-факто закупают сами у себя, о чем свидетельствует беспристрастная статистика: почти 70% закупок в госкомпаниях осуществляется у аффилированных с ними компаний – "дочек", "внучек" или без применения норм закона о госзакупках в рамках государственных закупок. И это не может не вызывать неудобных, но вполне резонных вопросов.
Отдельный вопрос – закупка услуг, и в данном случае вопрос не только в цене. Здесь обязательно нужно внедрять институт предквалификационного отбора, чтобы еще на "подступах" к участию в тендере проверить наличие специалистов, опыт компании и ее репутацию. Всего этого сейчас нет.

Ручки: почувствуйте разницу!
– Безнадега какая-то получается… Какие меры, по-вашему мнению, могут обеспечить прозрачность в системе госзакупок, объективность тендеров?
– "Союзом "Атамекен" разработана информационно-аналитическая система "Центр мониторинга и экспертизы рынка". В рамках центра будет создан унифицированный справочник, ценовая информация, реестр участников рынка в Казахстане. Цель системы – создание условий для обеспечения доступа отечественных товаропроизводителей к закупкам нацкомпаний и госорганов, достижение транспарентности проводимых и планируемых закупок, достоверный мониторинг цен, поддержка местных производителей. Здесь же любой желающий сможет узнать о недобросовестных поставщиках и закупщиках, что, согласитесь, тоже немаловажно.
А как происходит сейчас? Когда составляется бюджет закупок, закупщики, как правило, обращаются к привычным партнерам, которые предлагают свои цены. И никто не спрашивает: рыночная эта цена или нет? Приведу пример. Простые шариковые ручки типа "Bic" в группе компаний "Самрук-Казына" закупают в Германии примерно по 450 тенге. А в отечественных фирмах эта ручка стоит 70 тенге. Хотя по правилам компании должны сначала изучить ценовые предложения внутри страны. Но это правило не соблюдается. Созданная нами информационно-аналитическая система как раз и призвана сделать систему госзакупок максимально прозрачной и минимизировать человеческий фактор. Все закупки должны осуществляться в электронном виде, в ходе так называемых электронных торгов. А чтобы у участников конкурсов не оставалось вопросов относительно справедливости решения, мы предлагаем создать апелляционные комиссии по госзакупкам – отдельно в ФНБ "Самрук-Казына", отдельно – в госорганах. В состав этих апелляционных комиссий должны входить, помимо представителей госорганов, независимые участники – от общественности, бизнес-сообщества. Пока же "Атамекен" подписал меморандумы и с "Самрук-Казына", и с госорганами на право участия в работе тендерных комиссий. Но нам, к сожалению, в этих комиссиях отводится роль статистов. Да, мы в составе. Но мы приступаем к работе, когда все уже практически решено, мы можем только проверить правильность документации, вовремя ли она подана и т.д. Наш голос не решает ровным счетом ничего.
– Вашу инициативу по созданию Центра мониторинга и экспертизы рынка оценили?
– Она была презентована в правительстве. Тогдашний 1-й вице-премьер, а ныне – глава Кабмина Серик Ахметов, отвечавший тогда за казахстанское содержание, после проведения презентации дал соответствующие поручения в ФНБ "Самрук-Казына" и госорганы. Работа идет.

Государство в государстве
– Финполиция устами зампреда ведомства Андрея Лукина предложила распространить положения закона о госзакупках и на ФНБ "Самрук-Казына". Насколько это реально?
– Выскажу свое личное мнение. В Казахстане создалась несколько парадоксальная ситуация. Есть закон о государственных закупках, есть закон о ФНБ "Самрук-Казына". Фонд фактически вывел из-под закона о госзакупках и все свои закупки, и всю свою деятельность. Фактически получилось государство в государстве. Я считаю, что финансовая полиция в данном случае права: в правовом государстве не может быть офшорных юрисдикций. Как говорится, dura lex sed lex – закон суров, но это закон. Было бы хорошо, чтобы все были под одним зонтом.
– Недавно республиканский общественный совет по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан" предложил правительству создать отдельное ведомство, ответственное за систему государственных закупок. Способно ли будет оно навести порядок в системе госзакупок?
– Такой орган, который фактически занимался бы закупками, на мой взгляд, был бы оптимален. Тем более что подобный и вполне успешный зарубежный опыт имеется. Тем самым, можно было за министерствами и
госорганами оставить только формирование заявок, а исполнение закупа отдать новому ведомству. Тогда и контроль легче было бы осуществлять. Создание Центра мониторинга и экспертизы рынка, проведение электронных торгов, справедливая предквалификация и апелляция – вот те четыре кита, на которых можно построить прозрачный процесс закупок и не только государственных.
– Объясните такой вот парадокс: глава государства едва ли не в каждом своем выступлении говорит о необходимости развития малого и среднего бизнеса. А этих самых предпринимателей становится не больше, а меньше.
– Коррумпированность системы госзакупок наносит громадный ущерб, он очень сильно тормозит развитие малого и среднего бизнеса. В первую очередь – это ментальный ущерб. Бизнесмен вынужден принимать сложившиеся правила игры, пусть они и несправедливые, и незаконные. Возьмем пресловутую систему откатов. Хочешь выиграть в конкурсе – отдай "шапку", которая сейчас доходит до 40%. Чтобы найти деньги для отката, бизнесмен идет на различные ухищрения, обходит закон. Это отслеживают компетентные органы. С ними тоже приходится "разводить". Все, круг замкнулся.
Прозрачность системы госзакупок, считаю, приведет к бурному развитию бизнеса, число частных фирм возрастет в разы. Все это станет основой для формирования среднего класса. А этих людей ты не сможешь вынудить платить откаты или голосовать за "нужного" кандидата. В конечном счете, это сделает наше общество и государство более демократичными, о чем постоянно говорит глава республики.
– Каков в настоящее время суммарный объем госзакупок в Казахстане?
– По итогам 2011 года объем госзакупок составил 1,7 трлн тенге, в ФНБ "Самрук-Казына" – 3,3 трлн тенге, у недропользователей – 6,5 трлн тенге. Гигантские деньги! И здесь реальные возможности для развития предпринимательства и непосредственно для повышения доли казахстанского содержания в закупках. Мы можем наладить у себя в Казахстане производство, и для этого есть рычаги, и мы должны это сделать, чтобы наш товар был конкурентоспособным и узнаваемым. Для этого необходимо объединить все усилия, выработать принципы развития казахстанского содержания и изменить подходы к развитию отечественного производства. И это даст огромный толчок для развития бизнеса в Казахстане.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"В правовом государстве не может быть офшорных юрисдикций" 23.10.2012
Критерий эффективности – спасенные жизни 22.10.2012
Наш энергокомплекс – частная лавочка 22.10.2012
Ни пяди лишней земли 22.10.2012
"Все становится зыбким, как только начинается разговор "за идеологию"…" 19.10.2012
"Туран" – страна новых знаний 15.10.2012
"Силовые методы еще долгое время не утратят свою актуальность" 09.10.2012
Пора "зеленеть" 05.10.2012
Избирательный процесс: в русле постоянного развития 04.10.2012
Подразделение особого назначения 24.09.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz