primeminister.kz, 27 февраля
На минувшей неделе в Казахстане в законодательном порядке был скорректирован механизм начисления пособий по беременности и родам. Теперь согласно внесенным поправкам в закон "Об обязательном социальном страховании" сумма декретных выплат женщин с доходами выше 10 МЗП (186 тысяч тенге) не может превысить порогового значения в 700 тысяч тенге. Президент АО "Государственный фонд социального страхования" (ГФСС) Алмас Курманов в интервью для сайта Primeminister.kz рассказал, с чем связаны эти изменения, и какие проблемы существуют в социальном страховании республики (видео). – Здравствуйте, Алмас Мухаметкаримович, спасибо за встречу. Расскажите, в настоящее время страхованием каких социальных рисков занимается Госфонд? – Государственный фонд социального страхования был создан в 2005 году. Его задачей было создание дополнительной формы социальной защиты населения для компенсации части утраченного заработка. С этого момента Фонд страхует три вида социальных риска – по утрате трудоспособности, по потере кормильца, по потере работы. В целом, на выплату по этим рискам предусматривалось 3% социальных отчислений. С 2008 года, дополнительно введены еще два вида социальных рисков – в связи с беременостью и родами, в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста одного года. На данные риски были добавлены еще 2% социальных отчислений. Следует отметить, что социальные выплаты по утрате трудоспособности и потере кормильца относятся к категории долгосрочных выплат и по ним необходимо осуществлять выплаты в течение как минимум 20-30 лет. – С чем связано сокращение выплат по беременности и родам? – Принятие последних поправок в законодательство вызвано наличием мелких неточностей старого закона об обязательном социальном страховании и обусловлено нарушением страховых принципов, то есть адекватности социальных выплат к уплаченным суммам социальных отчислений. По нормам старой редакции Закона Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании" социальные отчисления уплачивались в Фонд в пределах 10 – кратного размера минимальной заработной платы (МЗП), а при назначении социальных выплат использовался доход в пределах 75 МЗП. Таким образом, Фонд страховал только заработную плату в пределах 10МЗП, но при назначении социальной выплаты по беременности и родам учитывал доходы, с которых уплачивались обязательные пенсионные взносы. А эти доходы могли включать в себя также косвенные доходы в виде медстрахования и др. Также для права получения социальной выплаты по беременности и родам плательщику достаточно было уплатить социальные отчисления только за 1 месяц. Тем самым нарушались основные страховые принципы и принцип справедливости. Само по себе страхование предполагает случайность наступления того или иного риска. Что же касается социальной выплаты по беременности и родам, то в старом механизме отсутствовал риск случайности. В международной практике основной задачей оплаты декретного отпуска является возмещение части утраченного заработка в пределах застрахованной суммы, но не более того. Дополненные с 2008 года два социальных риска – это текущие выплаты, которые не требуют индексации и выплачиваются единовременно или в течение короткого периода (1 года). Всего за время существования обязательного социального страхования Фондом выплачено 285,2 млрд тенге, из которых 264 млрд тенге или 93% – в связи с материнством и детством. – Помимо нарушения страхового принципа, какие еще причины способствовали сокращению декретных выплат? – С момента введения двух социальных выплат в связи с материнством и детством возникла проблема финансовой устойчивости Фонда. Например, если рассмотреть данные прошлого года, то в Фонд поступило 183,2 млрд тенге социальных отчислений. Если разделить их на 5, то это будет 36,6 млрд тенге, то есть столько приносит 1% социальных отчислений. Если посмотреть сколько выплат мы сделали, то увидим, что по уходу за ребенком мы выплатили 36,6 млрд тенге, а по беременности и родам – 42,3 млрд тенге. Таким образом, превышенную сумму выплат по беременности и родам в размере 5,76 млрд тенге мы выплачиваем за счет других социальных рисков. Согласно актуарным расчетам, к 2025 году долгосрочные обязательства (по утрате трудоспособности и потере кормильца) достигнут уровня 1,6 трлн тенге. При сохранении действовавшего механизма назначения социальной выплаты по беременности и родам, резервы Фонда составили бы 11,3 млрд тенге, в то время как его минимальный уровень, согласно требованиям Закона должен составлять 161 млрд тенге. Все это привело бы к невозможности исполнения Фондом обязательства по всем пяти видам социальных рисков. – Обращались ли вы к международному опыту системы социального страхования? – Да. Выплату на случай потери дохода в связи с беременностью и родами предусматривают почти все страны мира. При этом приоритетными направлениями социальной поддержки являются установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов. Многие из этих стран руководствуются Конвенцией Международной организации труда №183 "Об охране материнства". Так, согласно Конвенции, минимальный уровень денежного пособия по беременности и родам должен быть не менее двух трети (66,7%) от застрахованного заработка. По итогам 2012 года среднемесячная заработная плата по экономике составляет 101 тысячу тенге. Две трети от средней зарплаты у нас в Казахстане составляет 66 тысяч тенге. Но мы же страхуем больше – 186 тысяч тенге (10МЗП) в полном объеме. Во многих странах, в том числе и развитых, есть подобные ограничения и ответственность за финансирование пособий по материнству распределяется между фондом социального обеспечения и работодателем. При этом работодатель покрывает разницу между фактической зарплатой женщины и пособием по беременности и родам, размер которого определяется на основании застрахованного дохода. Например, в Германии, 1 274 евро (253 780 тенге) оплачивается Фондом медицинского страхования, а разницу оплачивает работодатель в пределах застрахованного дохода за вычетом суммы из Фонда медицинского страхования. Тоже происходит в Великобритании – 580 фунтов выплачивается из госбюджета, остальную сумму оплачивает работодатель. То есть, во многих странах введены определенные ограничения, остальная нагрузка переложена на работодателя, потому что кроме него никто не знает реальную заработную плату своего сотрудника. – Как вы прокомментируете то, что сегодня небольшая категория женщин с высокими доходами высказывает несогласие с сокращением страховых выплат? – Нужно четко понять, что государственный бюджет обеспечивает базовое социальное обеспечение в виде пособий, пенсий, бесплатной медицинской помощи, а Фонд социального страхования обеспечивает дополнительную форму социального обеспечения. И у них разные задачи. У Фонда задача более узкая и заключается в обеспечении социального стандарта, для того чтобы уплачивались социальные отчисления, и застрахованный человек получал в случае возникновения риска свои выплаты в пределах застрахованной суммы, что мы и гарантируем. Так, если будут перекрываться риски по беременности и родам из других социальных рисков, то не будет хватать выплат в других рисках, обязательства которых нужно платить годами. Завтра не хватит денег инвалидам или потерявшим кормильца – они также будут возмущаться. Последствия могут быть плачевны. – Считаете ли вы достаточными те выплаты, которые обеспечивает бюджет и фонд социального страхования роженицам? – Я думаю, что на сегодняшний день мы платим суммы выплат в соответствии с застрахованным размером заработка женщины. Даже если женщина имеет социальные отчисления от работодателей, то она получит как минимум 1, 5 млн тенге. Это, учитывая пособия из средств государственного бюджета на рождение ребенка и выплат по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1 года из Фонда. Как социальный стандарт, это неплохой уровень соцобеспечения. Возможно ли сделать уровень соцобеспечения больше? Это другой вопрос. Но это уже задача не Фонда социального страхования, он должен выполнять свои функции. Если мы хотим, что бы женщина получала больше, нужно садиться за стол переговоров вместе с заинтересованными органами и искать пути решения этих вопросов. |