NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 00:14 ast
22:14 msk

Рахман Алшанов: "Рейтинги надо оценивать спокойно и объективно"
Казахстанские вузы через призму популярности
23.09.2013 / интервью

Кенже Татиля, camonitor.com, 20 сентября

В этом году ни один казахстанский вуз не смог войти в топ-200 мирового рейтинга лучших университетов мира, который ежегодно составляет агентство Quacquarelli Symonds (QS). Мы попросили высказать свое мнение по этому поводу президента Ассоциации вузов Казахстана Рахмана Алшанова.

Рейтинги бывают разные
– Рахман Алшанович, какова ваша оценка этого факта?
– Общее количество всех университетов мира приближается к 20 тысячам. Вообще в последние годы наблюдается настоящий бум университетского образования. Данной формой обучения охвачено свыше 100 миллионов человек и, судя по всему, эта цифра будет расти. В одном только Китае свыше 1000 университетов, в Америке порядка 5000, растет их число в России. Поэтому конкуренция на рынке образования нарастает. Около двух миллионов студентов обучаются за пределами своих стран, и здесь также наблюдается устойчивая тенденция к росту. По числу студентов лидируют Индия и Китай. Даже США направляют своих студентов на обучение за границу.
Эти факты свидетельствуют о том, что все стремятся получить хорошее и разностороннее образование. Например, испанцы, обучив своих детей в магистратуре, направляют их потом в Китай на полугодичную стажировку – просто для того, чтобы те прочувствовали страну, которая по многим показателям выходит на самые передовые позиции.
На таком фоне, когда количество университетов в мире растет, молодежь стремится получить образование в лучших из них. Поэтому, прежде чем сделать выбор, все хотят знать, каково место того или иного университета в табели о рангах. И только структуры, занимающиеся этим на профессиональном уровне, могут дать такую информацию. Есть несколько основных показателей. Это качество обучения, трудоустройство выпускников, уровень материально-технической базы, кадровый подбор и некоторые другие – таков ряд важнейших критериев, которые влияют в конечном итоге на уровень выпускаемых специалистов.
Многие университеты внимательно отслеживают, какую зарплату после выпуска получают их студенты. И исходя из этого тоже составляют рейтинги. Если уровень зарплат высокий, то значит, выпускники котируются и их приглашают на ответственные должности.
Поэтому рейтинги бывают разные: "топ-10″, "топ-100″, "топ-200″ и тому подобные. Но при этом есть устоявшиеся стандарты, по которым выделяются лучшие вузы мира и исходя из которых многие студенты, и казахстанские в том числе, ориентируются при выборе места обучения. Например, при направлении за рубеж по программе "Болашак" эти рейтинги внимательно анализируются. Потому что обучение за границей стоит недешево и не хотелось бы, чтобы государственные средства транжирились просто так. Поэтому определенная степень доверия к оценке рейтинговых агентств присутствует. Но очень важно, чтобы данные их анализа были объективными.
Сейчас в самых разных странах, в том числе и в Казахстане, стало модным составлять различные рейтинги и расплодилось множество агентств, которые готовят такие рейтинги. Среди них есть не очень профессиональные структуры. А есть и факты откровенных спекуляций, когда вузам прямо говорят: заплатите такую-то сумму и вы получите соответствующий рейтинг.
Ведущие мировые позиции в сфере университетского образования сегодня за представителями англосаксонского мира. Это обусловлено тем, что эти страны ориентируются на самые высокие стандарты образования и последующего материального поощрения. Допустим, ни одна из стран СНГ не может обеспечить выпускникам своих вузов тот уровень зарплат, который имеют выпуск­ники американских университетов. Следовательно, есть показатели, по которым мы объективно не можем войти в этот клуб избранных. Или же возьмем объемы финансирования. Исследовательский фонд Гарварда составляет порядка двух миллиардов долларов в год. Даже научно-исследовательские центры некоторых китайских вузов вышли на рубеж в один миллиард долларов. Ну, какой вуз стран СНГ может с ними тягаться?..
В этой связи российские коллеги предлагают нам составлять свои рейтинги, которые бы объективно отражали нашу действительность. Все знают, что выпуск­ники МГУ котируются в мире. Или же выпускники МИФИ, входящие в международную элиту физиков-ядерщиков. За границей их трудоустраивают на зарплату во много раз превосходящую ту, что им могут предложить в родных пенатах. Но тем не менее в целом пока сохраняется существующая система оценки качества работы вузов.
Поэтому участвовать в ней нам необходимо. Предыдущий министр Б. Жумагулов постоянно настаивал на этом и призывал отечественные вузы быть более активными в этом направлении. И думаю, это приносит свои плоды. Во всяком случае, мы уже не в хвосте 20 тысяч университетов, а где-то в первой тысяче, что само по себе свидетельствует о том, что процесс идет. Думаю, со временем мы сможем выйти на качественно более высокий уровень. А потому делать трагедию из того, что мы еще не вошли в топ-200, не стоит. Надо просто набраться терпения и работать не покладая рук, и тогда результат обязательно будет.

Следуя за мировыми трендами…
– Выскажите ваше восприятие таких рейтингов как президент Ассоциации вузов Казахстана…
– Еще раз повторю: участвовать в этих рейтингах необходимо. Мы должны знать мировые требования. Каково наше положение в мировой системе координат? Куда мы двигаемся? Мы же готовим кадры не только для себя, но и для того, чтобы они могли интегрироваться в мировую экономику. Потому что Казахстан сегодня взаимодействует со 186 государствами, то есть практически со всем миром. Я недавно узнал, что мы ведем отношения с каким-то крошечным островным государством, и был поражен этим фактом.
В области образования есть мировые стандарты и требования, которые мы уже не можем игнорировать. Поэтому отношение к серьезным и объективным рейтингам должно быть соответствующим. Если мы не будем следовать за мировыми тенденциями, то завтра наши дипломированные специалисты окажутся никому не нужными.
Поэтому мы должны ориентироваться на мировые рейтинги и подтягиваться к ним. Кроме того, показатели таких рейтингов – это информация к размышлению. Если мы хотим, как поставил задачу президент Н. Назарбаев, войти в G-20, то нам следует наращивать не только количественные, но и качественные показатели экономики. А без мощного рывка в системе образования это вряд ли достижимо. Если правильно считать (а я попытался сделать это), то по объему экономики мы уже на 33 месте в мире. Это сложная система подсчета, и потому я не буду в нее углубляться, но специалистам она будет вполне понятна. Так вот, раз перед нами стоит задача войти в мировую элиту, нам надо озаботиться упорядочением системы университетского образования. Какое количество университетов нам необходимо? Какие требования к их работе следует установить? Да, был период, когда открыть вуз не составляло особых проблем. Но это уже пройденный этап. Теперь пришло время задуматься о качестве. И рейтинги международных агентств должны помочь нам объективно оценить состояние наших дел в этом вопросе. Пусть все 140 имеющихся у нас вузов примут участие в этих рейтингах, и тогда станет ясно, кто и чего у нас стоит.
Если мы объективно и спокойно отнесемся к оценкам рейтинговых агентств, тогда нам будет легче составить объективный национальный рейтинг вузов. Если кто-то утверждает, что попал в какой-то международный рейтинг, но не проходит в национальном, то стоит задуматься: а какой же из них более объективный? Такие подходы помогут становлению национальной рейтинговой системы. Сопоставление и анализ данных этих рейтингов будут способствовать росту объективности внутренних оценок.
– Рахман Алшанович, цитируемое нами рейтинговое агентство указывает следующие критерии оценки работы университетов: репутация в академической среде, цитируемость публикаций сотрудников вуза, соотношение числа преподавателей и студентов, отношение работодателей к выпускникам, а также относительная численность иностранных преподавателей и студентов. Что вы думаете по этому поводу?
– Думаю, в принципе, они справедливы. Наши студенты должны получать самое современное образование. А его может дать только тот преподаватель, который находится на передовых рубежах своей науки. А для этого он должен генерировать идеи. И если раньше критерием оценки качества научной работы было количество публикаций и их объемы, то сегодня подходы кардинально изменились. И если вы им соответствуете, то в научном мире вы не останетесь незамеченным. Вас будут цитировать, на вас будут ссылаться. Это и есть индекс цитируемости. Можно написать одну статью и быть узнаваемым, а можно иметь с десяток трудов, но быть никому неинтересным.
Насчет иностранных преподавателей. Здесь не должен быть упрощенный подход. Нужно приглашать не просто иностранцев, а самых лучших из них. Тех, кого знают и ценят в мире, чьи работы и научные изыскания вызывают жгучий интерес. Вот тогда это и будет самое современное образование.
Так что все эти компоненты вполне естественны и объективны. Теперь насчет репутации вузов. Здесь тоже не все так просто, как может показаться. Я был в командировке в Америке, в университете Дюка в Северной Каролине. Так там я услышал следующее: "Гарвард – это старая репутация. Она уже немножко потускнела. Мы по некоторым позициям уже впереди них. А они продолжают пожинать плоды былой славы". Кроме того, существует корпоративная солидарность, когда реноме поддерживается искусственно. Так что в этих рейтингах есть некоторые тонкие нюансы. Ну зачем, скажем, участие в каких-то рейтингах той же Сорбонне? Сорбонна была, есть и будет. Вот и все… Но рейтинги нужны. Особенно ими дорожат различного рода бизнес-школы.

Как поднять имидж вуза?
– Но все же, если попытаться выяснить главные причины непопадания казахстанских вузов в топы рейтингов, какая из них может считаться базовой? Может это связано с общей неузнаваемостью нашей страны? Или опять же это проистекает из общего низкого уровня наших вузов? А быть может, все упирается в субъективизм составителей рейтингов?
– Скорее всего, здесь есть всего понемногу. Надо сказать, что многие наши вузы еще не научились, как говорится, подавать товар лицом. Для участия в рейтингах надо готовить документы. Здесь невозможен подход на авось – дескать, нас и так знают. Но кто знает тебя в мире? Нас вообще только-только начали узнавать. В самом начале нашей суверенной истории граждане даже самых развитых стран мира не могли понять, где вообще находится этот Казахстан. Я встречал американцев, которые путались, где Китай, а где Россия. Что уж говорить о нашей стране.
Поэтому надо использовать любую возможность для популяризации имиджа своего университета в мире. А такие возможности есть в Казахстане. Ведь немало известных мировых компаний работает в нашей стране: "Шеврон", "Самсунг", "Сименс", "Дженерал электрик" и другие. Значит, можно и нужно стремиться добиваться отзывов этих компаний о наших вузах, никуда не выезжая из страны. Они ведь тоже заинтересованы в приглашении национальных кадров. Работайте над тем, чтобы эти компании проявляли стремление заполучить к себе ваших выпускников. Поскольку таковы законы рынка и конкуренции. Под лежачий камень вода не течет.
Конечно, имеют место и некоторые слабости в работе наших вузов. Но именно наше активное участие в рейтингах и поможет быстро и объективно выявлять их. Например, узкие места учебных программ. И никакие оправдания тебе не помогут, если работодатель низко оценивает качество подготовки твоих выпускников. Я сталкивался с рекламациями в плане подготовки по некоторым геологическим специальностям. И работодателю глубоко все равно, есть у тебя педагоги такого профиля или нет, позволяют ли возможности вуза готовить тех или иных специалистов или нет. Ему просто нужны кадры, и все. И если их нет здесь, в Казахстане, то он будет приглашать из других стран. Репутацию в глазах работодателя можно завоевать только целенаправленной и эффективной работой. И никакой административный ресурс здесь не поможет. Эти времена ушли безвозвратно.
Поэтому должно прийти понимание необходимости концентрации усилий на конкретных и востребованных направлениях, не распыляя силы, пытаясь охватить все, что только возможно. Такой подход абсолютно нерационален. Изучение в этом смысле международного опыта было бы весьма полезно для нас. Поэтому такие рейтинги дают хороший повод для глубоких размышлений и детального анализа работы казахстанских вузов. Нам есть над чем поработать.
P.S.: Такова позиция известного и авторитетного специалиста, всю жизнь проработавшего в казахстанской системе высшего образования. Ради полноты картины мы хотели бы напомнить, что не далее как четыре месяца назад руководитель международного агентства QS Quacquarelli Symonds Нунцио Куакуарелли, выступая на международном семинаре "Стратегии для высших учебных заведений: глобальный подход", достаточно неплохо отозвался о казахстанской системе высшего образования. В частности, он сказал следующее: "Министерство образования РК и сами университеты вкладывают довольно много сил, средств и энергии в работу по улучшению своего рейтинга среди университетов мира. Соотношение профессоров и студентов в Казахстане является одним из самых лучших в мире. Второй важный индикатор – это активное привлечение иностранных профессоров. Однако показатель выхода научных статей и индекса цитирования остается на весьма низком уровне. В этом направлении казахстанским вузам необходимо работать более активно".
Кстати, проходил этот семинар у нас в Казахстане. Но это так, к слову…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Елена Бахмутова: Пенсионная система должна совершенствоваться 30.09.2013
В Казахстане минул год с момента назначения нынешнего состава кабинета министров 24.09.2013
Рахман Алшанов: "Рейтинги надо оценивать спокойно и объективно" 23.09.2013
В контексте коллективной безопасности 23.09.2013
Благодаря дальновидной идее Президента 19.09.2013
Активное долголетие – категория экономическая 18.09.2013
"Я посвятил свою жизнь журналистике" 17.09.2013
Народ может спать спокойно 10.09.2013
Нации подобны людям, чье достоинство начинается с осознания себя 10.09.2013
Министр Божко: "Казахстан позиционирует себя активным участником антиядерного движения" 09.09.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz