Галия КУРМАШЕВА, "Казахстанская правда", 17 октября
Среди поручений Главы государства по созданию Общества Всеобщего Труда особое внимание уделяется расширению доступности достойной занятости и удовлетворению потребностей развивающейся экономики в трудовых ресурсах. Для того чтобы решить эту задачу и обеспечить подготовку специалистов в соответствии с требованиями современного рынка труда, значительные изменения предстоит внести в национальную систему квалификаций. О том, что такое национальная система квалификаций, профессиональные стандарты и что предстоит сделать для их внедрения, редакция попросила рассказать министра труда и социальной защиты населения Тамару ДУЙСЕНОВУ. – Тамара Касымовна, что есть такое национальная система квалификаций? – В последние годы в стране произошли кардинальные перемены. Переход к индустриально-инновационной стадии сопровождается изменением структуры экономики, появлением новых видов производства и значительным увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу. Однако далеко не всегда этот спрос может быть удовлетворен. Растущие требования к уровню подготовки и практическим навыкам со стороны работодателей зачастую не совпадают с профессиональными компетенциями специалистов, нуждающихся в трудоустройстве. В связи с этим незаполненные вакансии сохраняются, несмотря на наличие в стране безработицы. Для того чтобы преодолеть этот разрыв, надо с непосредственным участием работодателей внести существенные изменения, а точнее сказать, создать новую систему квалификаций и разработать профессиональные стандарты, соответствующие современным требованиям производства и направленные на повышение качества подготовки специалистов. С учетом данной потребности и накопленного в этом отношении международного опыта, в 2012 году в Трудовой кодекс РК введена новая глава (10-1) "Национальная система квалификаций". В соответствии с ней национальная система квалификаций (НСК) – это механизм регулирования сбалансированности рынка труда и соответствия квалификации специалистов спросу работодателей. По структуре она включает в себя национальную рамку квалификаций, отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты, оценку профессиональной подготовленности и подтверждение соответствия квалификации специалиста. В создании новой системы квалификации особая роль отводится разработке и внедрению профессиональных стандартов. – В чем сущность профессиональных стандартов и необходимость их разработки? – Глава государства в своей программной статье "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" отмечал, что они должны стать "дорожной картой" для каждой профессии. Во всем мире основной функцией, решаемой профессиональными стандартами, является установка требований к качеству труда, знаниям и умениям, сближение сферы труда и сферы подготовки кадров. Такой подход закреплен и в Трудовом кодексе РК (ст. 138-1). Отправной точкой в разработке профессиональных стандартов является информация рынка труда (спрос работодателя). Ведь профессиональные стандарты должны отразить требования рынка труда к квалификации работников. Эта информация позволяет определить основное содержание профессионального стандарта. По мере разработки профессиональный стандарт становится тем профминимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители той или иной отрасли. Предприятия и организации могут использовать его для создания своих внутренних (корпоративных) стандартов, найма или аттестации работников. – Должны ли быть связаны профессиональные стандарты с образованием, учебными программами и планами? – Безусловно, между профессиональными и образовательными стандартами не может быть разрыва. Система образования должна перестраиваться с учетом новых требований к работнику. В профессиональных стандартах отражены те умения и знания, которыми должны владеть специалисты той или иной профессии. Поэтому они должны стать основой для разработки учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и выпускников образовательных учреждений. От профессиональных учебных заведений наряду с теоретической подготовкой сегодня требуется формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями рынка труда. Более того, и на это я хочу обратить особое внимание, одной из обязательных составляющих национальной квалификационной системы становится система сертификации – то есть оценки и признания квалификации и профессиональной подготовленности после получения диплома об образовании специальными аккредитованными организациями (ст. 138-6 Трудового кодекса РК). Система оценки и признания квалификации должна выявить, насколько выпускник образовательного учреждения, его знания и умения соответствуют практическим потребностям работодателя. Это увеличит шансы трудоустройства, ускорит адаптацию специалистов на рабочем месте и сократит затраты на их "доводку". В таком случае выстраивается следующая логическая цепочка: · мониторинг и анализ ситуации на рынке труда; · разработка на основе спроса работодателей и с их непосредственным участием профессиональных стандартов; · разработка системы оценки профессиональных компетенций (уровня профессиональной подготовленности); · обновление стандартов профессионального обучения; · профессиональная подготовка на основе новых образовательных стандартов; · независимая сертификация и трудоустройство. – Заинтересованность государства и связанные с этим ожидания позитивных общественных изменений очевидны. Другой вопрос: нужны ли профессиональные стандарты работодателям? Какую пользу они могут принести работникам и гражданам непосредственно? – Успех любого начинания в социальной модернизации должен опираться на механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений, сочетание защищенности работников с заинтересованностью работодателей в эффективном производстве. В этом отношении разработка и внедрение профессиональных стандартов – идеальная площадка для социального диалога и формирования общей заинтересованности. Участие в разработке и внедрении профессиональных стандартов может быть использовано работодателями для: конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций и отрасли; развития управления персоналом (отбор и подбор персонала, разработка должностных инструкций, тарификация должностей, установление систем оплаты труда, проведение оценки и аттестации персонала, разработки систем мотивации и стимулирования персонала). В конечном итоге это позволит повысить эффективность производства и, соответственно, увеличить прибыль за счет вовлечения и использования в производстве хорошо подготовленных специалистов. Для гражданина профессиональные стандарты послужат ориентиром в выборе профессии, сферы деятельности и планировании карьеры. – Применяется ли стандартизация профессиональной деятельности в других странах? – За последние двадцать лет в связи со значительными технологическими сдвигами и ростом спроса на квалифицированную рабочую силу профессиональной подготовке за рубежом стало уделяться особое внимание. Более чем в 100 странах мира (Великобритании, Германии, США, Канаде, в странах Восточной Европы и бывших советских республиках) идет работа в области создания и внедрения национальных квалификационных структур и стандартов. Большое внимание уделяется этому в Российской Федерации. С 2010 года создано необходимое правовое поле, подготовлено методическое обеспечение и начата непосредственная разработка профессиональных стандартов. Международный опыт, безусловно, принимается во внимание и, по возможности, адаптируется в наших условиях. Не вдаваясь в подробности, хочу отметить целесообразность использования: · нового понимания "квалификации" в западной модели, что прежде сводилось к степени и виду профессиональной обученности работника, наличию у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Сегодня квалификация все чаще ассоциируется с компетенциями, которые имеются у человека и которые он может эффективно использовать в трудовой деятельности; · установления прочной связи производства с профессиональным обучением; · вовлечения всех заинтересованных сторон к работе по формированию и использованию профессиональных стандартов, с рациональным распределением полномочий между ними, повышения роли работодателей в данном процессе; · алгоритма разработки, формата и использования профессиональных стандартов; · институциональных преобразований. – Вернемся к нашей действительности. Какой порядок разработки профессиональных стандартов определен законодательством РК? Как практически идет эта работа? – В соответствии с Трудовым кодексом РК (ст. 138-5) профессиональные стандарты разрабатываются уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности совместно с отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников на основании методических рекомендаций и правил, разработанных Министерством труда и социальной защиты РК и согласованных с республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями работников. Утверждение профессиональных стандартов производится уполномоченными госорганами соответствующих сфер деятельности по согласованию с МТСЗН РК. Для практической стандартизации профессиональной деятельности Правительством утвержден План поэтапной разработки национальной системы квалификаций (ПП РК от 18.06.2013 г., №616), на разработку профессиональных стандартов в 2013 году выделены соответствующие средства. Уполномоченными государственными органами из числа предварительно подготовленных специалистов – работников профильных предприятий создаются отраслевые советы и работают экспертные рабочие группы. Министерством труда и социальной защиты населения РК подготовлены и утверждены методика разработки и оформления профессиональных стандартов и ее макет, правила разработки, пересмотра, апробации и применения профессиональных стандартов, специальная инструкция "Пять шагов по разработке профессиональных стандартов". Для оказания методической и консультативной помощи государственным органам в МТСЗН РК создана рабочая группа по формированию перечня востребованных специальностей и разработке профессиональных стандартов, в состав которой входят эксперты, рекомендованные АО "Самрук-Казына" и МОН РК. В рамках Соглашения о займе между РК и Международным банком реконструкции и развития от 2 июля 2011 года Группа управления проектом Министерства образования разрабатывает методологию разработки отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов и непосредственно 147 профессиональных стандартов, из которых по более чем восьмидесяти уже разработаны проекты. На сегодня МТСЗН согласованы и утверждены отраслевыми госорганами 52 профстандарта (2 – для сферы туризма и гостеприимства, 5 – для сферы образования, 7 – для сферы сельского хозяйства, 4 – по транспорту, 25 – в сфере индустрии и торговли, 15 – в нефтегазовой отрасли, 1 – для МЧС). До конца года предполагается разработать 176 профессиональных стандартов на общую сумму 188 миллионов тенге. Начата работа по созданию независимых центров подтверждения квалификации. – Будут ли вноситься изменения в профессиональные стандарты или они должны оставаться стабильными? – Для выполнения своих функций национальные профессиональные стандарты должны быть гибкими и открытыми для изменений вместе с изменениями в содержании современных профессий и специальностей и расширением перечня требований, касающихся личных умений по той или иной должности. Определенные изменения будут вноситься в профессиональные стандарты и в связи с созданием общего рынка труда и единого образовательного пространства в рамках Единого экономического пространства. В ходе рабочих встреч с руководством Министерства труда Российской Федерации (2013 г.) достигнуто понимание и согласованы намерения о координации работы по стандартизации профессиональной деятельности. – Представленная вами новая квалификационная система создается не в "чистом поле". До сих пор многие пользуются едиными тарифно-квалификационными справочниками советского образца, внося в них некоторые коррективы. В чем между ними различие? – Профессиональные стандарты сегодня продиктованы современным новым рынком труда и выступают "заказом" работодателей, тогда как прежде они формировались централизованно. Новые стандарты профессиональной деятельности разрабатываются по укрупненным группам профессий. Если действовавшие справочники содержали более 5 тысяч профессий и должностей, то сейчас стандартов планируется разработать порядка 800–900. Еще одно различие заключается в отсутствии в прежних справочниках выхода на образовательные стандарты. К тому же новые профессиональные и образовательные стандарты будут сфокусированы на профессиональных компетенциях. В отличие от прежних условий профессиональные стандарты будут испытывать влияние глобализации и отражать интеграционные процессы. – Какие проблемы осложняют разработку профессиональных стандартов? И как предполагается их разрешить? – В стандартизации профессиональной деятельности, как и во всяких переходных процессах, предстоит преодолеть инерцию сложившихся традиций централизованного формирования профессиональных стандартов и профессионального образования. Нельзя не отметить недостаточную консолидацию работодателей по отраслям, отсутствие взаимодействия между предприятиями и учебными заведениями. В связи с этим потребуются дополнительные усилия для межотраслевой координации и стимулирования активного участия всех заинтересованных сторон в данном процессе, дальнейшее совершенствование нормативной методической базы разработки профессиональных стандартов и подготовка специалистов данной сферы деятельности. |