NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 14:53 ast
12:53 msk

Нерыночные отношения
Айдан Карибжанов: Нужно поменьше громких лозунгов и побольше конкретных вещей
15.11.2013 / интервью

Бигельды Габдуллин, camonitor.com, 15 ноября

Гостем "Радиоточки" стал специалист по международным экономическим отношениям Айдан Карибжанов, занимавший высокие государственные посты, входивший в советы директоров различных банков. Известно, что вопросов по поводу банковской системы страны сейчас много и у журналистов, и у общественности, поэтому наша беседа началась именно с этой темы.

Что происходит с банковской сферой?
– Айдан Табониязович, что сейчас происходит с нашими банками? В редакцию "Радиоточки" попала информация о том, что они запутались: у них есть ликвидность, но некуда ее вкладывать. Проще говоря, деньги есть, но менеджеры не знают, как заставить их работать. Это так? Каким вы видите дальнейшее развитие банковской сферы и что ее ждет?
– Начну издалека. Я считаю, что в Казахстане существуют, по сути, две экономики. Одна базируется на природных ресурсах, на добыче нефти, металлов, другая охватывает все остальное. И компании из добывающего сектора сегодня способны занимать деньги намного дешевле, чем банки. Я сам когда-то работал в "КазМунайГазе", и наши взаимоотношения с местными банками были на уровне "кто банкоматы поставит в вестибюле", "кто зарплату через них будет платить" и т.д. Банки в свое время воспользовались растущими кредитными рейтингами страны и начали занимать много денег. Но фундаментальная проблема заключалась в том, кому эти деньги давать, поскольку должен быть квалифицированный заемщик. Да, есть малый бизнес, да, развивается сфера услуг – рестораны, парикмахерские и т.д.
В то же время в Казахстане так и не удалось создать средний бизнес, который не был бы связан с добычей природных ресурсов и который стал бы квалифицированным заемщиком денег у банков. И тогда последние сделали ставку на недвижимость. Именно с ней было связано большинство банковских кредитов в последние десять лет, во всех ее проявлениях: ипотека, бизнес-центры, квартиры, спекуляция землей. Вся эта система работала до тех пор, пока кредитные рейтинги росли и у банков была возможность рефинансировать эти деньги на Западе. Но случился мировой кризис, возможность рефинансирования сошла на нет, и в результате пузырь начал сдуваться.
Основная проблема банков – это найти квалифицированного и добросовестного заемщика. Да, вы правы, у них есть ликвидность, есть возможность собирать депозиты. И в то же время много тех, кто хотел бы получить кредиты в банках. Но далеко не всем следует давать деньги: они их попросту не вернут. Круг тех, кто ответственно подходит к получению кредитов, ограничен. Поэтому сейчас для делового и банковского сообщества важно найти такую модель взаимодействия, которая бы позволила использовать эту банковскую ликвидность для финансирования реального бизнеса – малого, среднего. Главная проблема такого бизнеса – это залоги. И банки должны смотреть на кредитование МСБ не с позиции ломбарда, который оценивает залоговое имущество бизнесмена и то, что он поимеет в результате дефолта, а как на помощь в развитии бизнеса. Я думаю, что тут свое слово должно сказать государство.
– Также появилась информация, что банки приостановили выдачу ипотечных кредитов. И, возможно, годовая ставка по ним вырастет до 20%. Насколько она оправданна? Действительно ли большинство банков не выдает займы на жилье?
– Начнем с того, что банк – это организация, которая торгует деньгами. Он занимает деньги в одном месте и потом перепродает их с какой-то маржой клиентам. Наши банки могут занимать деньги и у своих клиентов (это называется депозитами), и где-нибудь на Западе. После кризиса заимствования извне обходятся достаточно дорого: казахстанские банки сейчас получают их почти под 10% годовых. Дальше маржа. Каким должен быть ее размер – это вопрос, можно сказать, философский. В этой марже "сидят" расходы на содержание банков, на премии, на технологии, на автомобили, на инкассаторов – в общем, на все, что называется банковским услугами. Там же "сидит" и риск невозвратов. Понятно, что банки не могут выдавать деньги в ущерб себе. В то же время ипотека под 20% – это настоящая профанация данного вида кредитования. Я полагаю, что тут должны быть государственные источники софинансирования и удешевления маржи.

Его величество рейтинг
– Это возможно?
– Да, это возможно. И в рамках палаты предпринимателей "Атамекен" с участием представителей парламента, профильных комитетов и экспертного сообщества такие идеи и технические механизмы обсуждаются. Пока рано говорить, как это будет выглядеть, но все (и банкиры, и те, кто разбирается в этом деле) осознают, что такой механизм должен существовать.
– Вы упомянули "Атамекен". Как вы считаете, насколько необходимо для республики создание такой палаты?
– Я не буду давать глобальных оценок и скажу о простом. В рамках "Атамекена" работает комитет по финансам. В нем два бывших председателя Национального банка (Ораз Жандосов, Анвар Сайденов), представители Ассоциации финансистов (Серик Аханов) – словом, достаточно видные специалисты в своем деле. Заседания проходят регулярно. Очередное состоится на днях в Астане, и на нем, я надеюсь, нам удастся найти конструктивные подходы к этим острым проблемам. Без излишней эмоциональности, без популизма надо "расшить" узкие места во взаимоотношениях между банков­ским сектором и остальной частью экономики. Работа идет, и я думаю, к весне какие-то конкретные предложения будут выработаны.
– Представьте себя на месте среднестатистического казахстанца. Зарплаты на жизнь хватает, но на крупную покупку – нет. На то же жилье приходится брать кредит в банке под большие проценты. А потом – невозвратные кредиты и так далее. Вам не кажется, что банки просто пользуются ситуацией и обдирают сограждан? Есть же мировые примеры ипотеки под 4 процента. Почему у нас, если берешь 100 тысяч долларов, то должен вернуть 210 тысяч? Как это можно исправить?
– Я думаю, что качественные банки, которые заботятся о своей репутации, никогда не будут практиковать выдачу потребительских кредитов под страшные проценты. Это же кабала! Но опять же очень важен принцип возвратности. Деньги должны возвращаться в банк, проценты должны быть справедливыми и экономически сбалансированными. Потому что если существует какая-то диспропорция, скажем, кредиты под 60% годовых, которые никогда не вернутся, то это плохо и опасно не только для простого человека, который взял такой кредит, но и для банковской системы. И опять же государство должно быть своего рода организатором удешевления этих денег для бизнеса и для людей.
– Вы обронили словосочетание "качественный банк". Какие банки у нас относятся к этой категории?
– Я не хочу кого-то рекламировать и в то же время говорить плохо о других. Думаю, что надо просто взять кредитные рейтинги разных банков и сравнить. Но есть очень большая, фундаментальная проблема – кредитные рейтинги страны. Международные агентства говорят: "риск дефолта, невоз­врата в таком-то банке". И есть определенная шкала A, B, C и так далее, у разных агентств по-разному. Именно эта шкала показывает инвестору, который дает деньги в кредит банку или покупает у него облигации, риск дефолта данного финансово-кредитного учреждения. Чем выше рейтинг, тем дешевле достаются деньги этому банку. И наоборот. Так что происходит? В докризисные времена рейтинги наших ведущих банков были близки к суверенным рейтингам государства. После кризиса они очень сильно упали. То есть западные инвесторы в большей степени доверяют государству и в меньшей степени – нашим банкам. И это очень плохо, потому что финансирование, которое могут осуществлять эти банки и которое в конечном итоге должно превратиться в ту же ипотеку, в дешевые кредиты для малого и среднего бизнеса, – оно становится дороже. А потому, на мой взгляд, и Национальному банку как регулятору, и правительству, и предпринимателям, и банковскому сообществу нужно одной из своих главных целей в данный момент поставить повышение кредитных рейтингов.

Ждать ли девальвации тенге?
– Задам, наверное, самый обсуждаемый после отставки Григория Марченко вопрос: будет ли девальвация тенге? Вот уже 20-тысячную банкноту печатают, да и другие признаки появляются…
– Когда говорят, что курс тенге очень сильно привязан к рублю, – это правда. В России крупная экономика, с которой нас очень многое связывает. К сожалению, мы во многом будем ориентироваться на рубль, "вес" которого, в свою очередь, зависит от политики Центробанка РФ и российского правительства. Это не связано с Таможенным союзом, усилением интеграции или ее ослаблением. Это просто данность, которая существует. Мое ощущение такое: девальвации за одну ночь, как это происходило раньше, не будет. Скорее всего, будет некая ползучая девальвация. Это как на циферблате: не видно, как движется минутная стрелка, но время идет…
– Скажите, почему вы по собственному желанию уволились из ФНБ "Самрук-Казына" с должности заместителя председателя?
– Я не работал в компании более непопулярной, чем "Самрук-Казына". Это было достаточно непривычно… Я думаю, что этот Фонд, да и не только он, есть продукт определенной тенденции, существовавшей (не только в Казахстане) в последние 10-15 лет, – тенденции к огосударствлению множества функций, которые в принципе не должны быть государственными. Одно дело, когда речь идет о "КазТрансГазе" или "КазТрансОйле", о системе эскортных трубопроводов, о крупных добывающих или энергетических компаниях, о железной дороге – государство должно контролировать этот бизнес и, даже не будучи стопроцентным собственником, иметь решающее слово по ключевым вопросам. Но проблема в том, что к этим структурам стали добавлять и те, которые в принципе не должны быть там. В результате получилось, что фонд "Самрук-Казына" объединил в себе, с одной стороны, индустриальные компании, а с другой – коммерческие банки, институты развития, которые сделаны совсем из другого теста. И сегодня, я думаю, многих достаточно сильно раздражает очень высокая степень концентрации управления государственной собственностью в рамках "Самрук-Казыны". Я считаю, что непопулярно искать позитивные вещи в деятельности этого фонда.
В советские времена не существовало разницы между регулятором и субъектом бизнеса. Скажем, железная дорога – было одно министерство и была одна компания. То есть профильные министерства устанавливали правила игры и, по сути, сами же управляли разного рода бизнесами, и в этом особого противоречия не было. Сейчас мы живем в другой экономике, где на рынке существуют разные игроки, и "Самрук-Казына" должна смотреть на вещи с точки зрения корпоративного управления. То есть не с точки зрения ведомственных интересов какого-то определенного министерства, а с точки зрения увеличения стоимости компании. Кстати, была идея превратить "Самрук-Казыну" из суперминистерства государственных монополий и государственных компаний в подобие Сингапурской инвестиционной госкорпорации Temasek. Но не получилось…
– Скажите, а премьер-министр может повлиять на менеджмент "Самрук-Казыны"?
– У "Самрук-Казыны" есть Совет директоров. Это, по сути, половина правительства (может, кроме силовиков), его экономический блок. А председателем Совета директоров является премьер-министр. Так было и раньше, и сейчас. Поэтому ответ на ваш вопрос будет "да". Другое дело, что существуют разные уровни управления: есть вопросы, которые решаются на уровне менеджмента "Самрук-Казыны", а есть, как и в любой другой корпорации, вопросы, которые относятся исключительно к сфере ответственности Совета директоров и выносятся на его заседания. Эти заседания проходят регулярно, и премьер-министр, члены правительства в курсе того, что происходит в "Самрук-Казыне".

Пенсионная система и IPO
– Вы уже высказывались по поводу создания ЕНПФ, и, насколько я понял, вы не в восторге от этой идеи. А какая модель является, на ваш взгляд, оптимальной? Кстати, вы сами делаете пенсионные отчисления?
– Да, я делаю. Не могу сказать точно, сколько там есть, но у меня, по казахстанским меркам, достаточно большие накопления.
Думаю, что наша система, которую признали неработающей (так называемая чилийская), не была лишена недостатков. У нас были проблемы с менеджментом различных НПФ. Самая большая заключалась в следующем. У пенсионных фондов должны быть инструменты для инвестирования своих денег. А у нас нет рынка ценных бумаг! Это результат упущений еще 1990-х годов, когда мы выбрали путь приватизации. Массовая приватизация в Казахстане коснулась лишь предприятий не самого большого калибра. Как следствие, все эти программы "голубых фишек" и проч. не заработали. То есть НПФ столкнулись с объективными трудностями.
Моя позиция такая: вместо того, чтобы объединять пенсионные фонды и создавать странный симбиоз накопительной системы и солидарной с какой-то никому не понятной структурой управления, нужно было просто развивать рынок ценных бумаг, дабы обеспечить доходность вкладов в НПФ. И в принципе, механизм был: это то, что называется "Народное IPO", которое, на мой взгляд, идеально подходит для пенсионных фондов. Я думаю, они были достаточно лояльными местными инвесторами, конструктивными во взаимоотношениях с государством. Причем программа "Народного IPO" вроде бы хорошо начиналась ("Каз­ТрансОйл" и т.д.), но сейчас у меня такое ощущение, что динамика потерялась. Очень жаль.
– То есть чилийская модель не подошла Казахстану?
– В данном случае дело не столько в экономике, сколько в восприятии роли государства в экономике. Считается, что чилийская модель подходит бедным странам, у которых не очень много денег, которые не особенно щедры в социальном плане, но имеют развитый фондовый рынок. Казахстан был бедной страной в 1990-е, когда цены на нефть держались на относительно низком уровне. А сейчас наше государство богатое, оно каждый год повышает свои социальные расходы, оно все больше и больше заботится о народе – я говорю это без иронии. Но в то же время избыточная забота по поводу социальных расходов не всегда хороша, особенно если эти социальные расходы делаются из рук вон плохо. Так вот, я думаю, что ментально у нас в обществе произошел переход к другой системе, где государство в любой момент может прийти и вмешаться: оно поможет, оно решит проблемы, оно заплатит и т.д. И для такого государства чилийская пенсионная система не подошла. Другой вопрос: насколько это государство способно платить по всем счетам, которые ему приносят? Вот здесь существуют большие сомнения.
– Мне известно ваше мнение об IPO: вы являетесь сторонником приватизации, считаете, что нужно раздать народу акции и "Казахтелекома", и "КЕГОКа", и многих других гигантов. А вам не кажется, что "Народное IPO" – это просто фикция, мистификация, иллюзия приватизации, а на самом деле акции окажутся в руках нужных людей? Почему-то народ не спешит покупать ценные бумаги, не так ли?
– У нас народ вообще не очень-то любит заниматься сбережениями, инвестициями. То есть у нас достаточно низкий уровень сбережений. Это понятно: с одной стороны, психологический фактор, с другой – объективная проблема, скажем так, неравномерного распределения доходов внутри страны. Тем не менее люди склонны к инвестициям. Но проблема в том, что до какого-то момента единственным инструментом для инвестиций в глазах обычного человека был депозит в банке. Затем появилась альтернатива, которая называлась "спекуляция недвижимостью": покупка квартир, продажа в кредит и т.д. Других инструментов не было. И при IPO мы столкнулись с проблемой – это когда неквалифицированный инвестор (тут никакого оскорбления нет, потому что, например, в футболе мы все разбираемся, но при этом не являемся квалифицированными) совершает все ошибки, которые может. То есть он покупает акции дорого. В тот момент, когда они начинают падать, он их продает дешево, потом опять покупает дорого. Плюс к этому существует еще и психологическая проблема: скажем, кто-то купил акцию за 20 долларов, потом продал их через год за 30, но после этого акция выросла до 40, и даже несмотря на то, что он заработал хорошие деньги, человек все равно будет недоволен: мол, его облапошили! То есть "Народное IPO" ставит очень много психологических проблем, и понятно, что и для государства, и для общества эти проблемы могут быть определенным раздражителем. С другой стороны, оно значительно повышает уровень корпоративного развития, увеличивает интерес людей к тому, что происходит в компаниях, к тому же ставит менеджмент этих компаний под огонь – в хорошем смысле этого слова.

Там, где прячется дьявол
– В интервью коллегам вы сожалели по поводу состояния фондового рынка Казахстана, говорили, что слияние НПФ ухудшит перспективы, и выражали надежду на то, что новое руководство Нацбанка изменит ситуацию.
– Знаете, поживем – увидим. Понятно, что Нацбанк сейчас пребывает в каком-то транзитном состоянии. На мой взгляд, несмотря на популярность лозунга "давайте использовать пенсионные деньги для финансирования инфраструктурных проектов", там прячется дьявол. Дело в том, что инфраструктурные проекты очень важны для развития бизнеса, для развития территорий, просто для жизнедеятельности людей, но они не окупаются. Я не думаю, что какая-то дорога у нас в Казахстане или какой-то аэропорт может окупиться, если построить этот объект с нуля. Если есть потребность в таких объектах, то пусть государство за счет собираемых налогов и прочего строит их. То есть каждый должен заниматься своим делом. Государство пусть занимается инфраструктурными проектами, а для пенсионной системы надо искать финансовые инструменты, которые дают доходность и необходимую устойчивость.
– Как вы относитесь к уходу Марченко и к его работе за годы председательства?
– Про уходящих не хочется говорить отрицательно…
– Он уходящий или ушедший?
– Не знаю, я его давно не видел. Знаете, на Новодевичьем кладбище в Москве есть могила Хрущева, и там памятник из мрамора: наполовину белый, наполовину черный. Он олицетворяет противоречивость роли Хрущева в истории. Полагаю, что фигура Марченко – она тоже такая черно-белая. Я думаю, что все шло к этому. У него не было особого энтузиазма продолжать работу, и финансовая система уже требовала другого, кто бы обращался с ней более гибко.
– В одном из интервью вы негативно отзывались об огосударствлении всего и вся, говорили, что это отрицательно скажется на экономике. Тем не менее процесс идет полным ходом. Судите сами: все пенсионные фонды собраны в один, все НПО объединены в альянс, даже профсоюзы пытаются под одно крыло взять. Что это, если не усиление госвлияния? Хотелось бы узнать ваше мнение как специалиста: почему это происходит и к чему может привести?
– Я бы в этот список добавил еще Нацбанк, который стал акционером Казахстанской фондовой биржи, и многих других. Такая тенденция ведет к тому, что мы увеличиваем государственные расходы и уменьшаем конкуренцию в тех секторах, где она по определению должна существовать. У меня есть ощущение, что просто появилось много людей, которые получили образование, вернулись в страну и теперь должны где-то работать. Идти в бизнес мало кто хочет, в международной компании работать тяжело, потому что там к кандидату предъявляются определенные требования. А государство – это главный работодатель, оно охватывает все уровни, от "Самрук-Казыны" до сельского акимата. И по мере выхода этих людей на рынок труда оно вынуждено создавать все больше и больше государственных институтов для того, чтобы их трудоустроить. Возможно, это субъективная и спорная точка зрения, но я действительно большой противник огосударствления. Экономика сама должна быть регулятором, экономика должна быть рыночной, конкурентной… Раньше такие вещи были как аксиомы! А сейчас уже их доказывать надо, потому что парадигма сознания немножко изменилась.

Стереотип сознания
– Уже не один год идут разговоры о необходимости диверсифицировать нашу экономику, не полагаться только на сырье, а налаживать реальное производство. Но почти ничего не меняется. Производств по-прежнему мало, даже пеленки мы завозим из-за рубежа. Почему?
– Знаете, это действительно стало уже общим местом, даже руководство страны говорит: "почему вы не диверсифицируете?", и люди отвечают: "вы что там, наверху, не понимаете, что нефть когда-нибудь кончится, а как мы без нефти будем?"
Вся проблема в том, что никто не может объяснить, как прийти из точки "А" в точку "Б".
– Все знают, что нужно идти…
– Все знают, все возмущаются: "Почему мы туда не идем?" Но как туда дойти, никто до конца не знает. Мне кажется, стереотип нашего сознания заключается в том, что мы привыкли к словам об индустриализации, диверсификации (и инновации, я бы еще добавил). Что нам надо делать? Это не мучиться ерундой по поводу изобретения отечественного Ipad или Iphone.
– Которое давно уже создано…
– Первое, что нам надо делать, – это в традиционных отраслях (нефтянка, металлургия) увеличивать количество переделов, создавать больше добавленной стоимости внутри страны. Условно говоря, бензин лучше, чем сырая нефть, керосин лучше, чем бензин, полиэтилен лучше, чем керосин… И то же самое в металлургии.
– …и в атомной промышленности.
– Да! Плюс еще надо развивать энергетику, потому что мы в какой-то момент будем испытывать дефицит электроэнергии, и нам нужно реконструировать существующие электростанции, обеспечивать бизнес дешевым электричеством. Только так будет экономика развиваться. Мне кажется, что в нашей диверсификации много лозунговости, надо отказаться от нее. Надо твердо сказать: давайте не бросаться лозунгами, а давайте лучше две экибастузские ГРЭС построим и сделаем так, чтобы цена за кВт/час снизилась в несколько раз, или давайте переведем Алматы полностью на газ. То есть нужны более конкретные вещи. И второе: в современном мире инновационные продукты (автомобили хорошие, электроника и т.д.) делают не одиночки и даже не отдельные заводы, а крупные компании. И я думаю, что тут как воздух нужны иностранные инвестиции. Не в нефть, не в газ (туда инвесторы сами придут и в очереди стоять будут), а именно в те отрасли, где мы должны бороться с другими странами. И если мы будем выпускать какую-то батарейку от какого-нибудь смартфона в цепи какой-нибудь большой международной компании – это уже успех. Мы должны работать с большими международными компаниями. Хорошие примеры есть: "ДженералЭлектрик", в КТЖ много французских компаний, немецких.
– Все-таки хотелось бы завершить нашу беседу на позитивной ноте. Что вы считаете однозначным плюсом, прорывом казахстанской экономики за последние десять лет?
– Я думаю, что и десять, и двадцать лет назад главная позитивная вещь заключалась в здравомыслии людей, которые управляли экономикой. Если и допускались какие-то ошибки, то их можно списать на проблемные моменты (кто знал, что произойдет в будущем?). То есть главное – это то, что наша экономика не создавала всяких перекосов в виде огромного субсидирования, несправедливых выплат, расходов… Важно не утерять это здравомыслие и всячески поддерживать его, потому что в этом – залог адаптивности и эффективности и экономики.
– Айдан Табониязович, большое спасибо за содержательную беседу!
– Спасибо за приглашение в эту уютную студию, которая мне очень понравилась.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Свита делает короля" 29.11.2013
"С 2014 году по маршруту Омск-Павлодар-Атасу-Алашанькоу технически мы сможем транспортировать большой объем нефти" 28.11.2013
Наши национал-патриоты не любят свою страну 28.11.2013
Новейшие технологии подождут 26.11.2013
Екатерина Безымянная: "Литература никак не влияет на выбор профессии" 22.11.2013
Учиться следовало бы профессионализму, ответственности и скромности 19.11.2013
Коней на переправе не меняют?.. 15.11.2013
Эта дата – начало новейшей экономической истории нашего государства 15.11.2013
Нерыночные отношения 15.11.2013
Китайские цели в Центральной Азии 12.11.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz