Евгений ШИБАРШИН, "Наша газета"
Книга исторических очерков о Костанае 1936-2013 годов, которую авторы недавно представили костанайцам, начинается с описания периода культа личности Сталина. О том времени написано много разоблачительных книг, однако некоторые приметы прошлого мы наблюдаем и сегодня. В Казахстане их нередко трактуют как становление культа личности Нурсултана Назарбаева. На эту тему "НГ" беседует с одним из авторов книги, секретарем ЦК Коммунистической народной партии Казахстана, доктором исторических наук Дмитрием ЛЕГКИМ.
"Ничего зазорного не вижу" – Дмитрий Максимович, вы работали с архивными материалами 30-х и 40-х годов прошлого столетия. Не напоминает сегодняшний день? 1 декабря в Казахстане отмечается День первого президента РК, другой государственный праздник – День Астаны – приходится на день рождения Нурсултана Назарбаева. Если к этому добавить закон о Лидере нации, инициативы о награждении Назарбаева, огромные портреты президента по всей стране и постоянные хвалебные статьи... Не есть ли это признаки культа личности? – Что касается Дня первого президента – действительно можно задуматься: почему он введен лишь на 20-й год избрания Нурсултана Назарбаева главой государства? Почему именно сейчас вспомнили об этом событии как историческом явлении? К тому же 1 декабря 1991 года он избирался руководителем еще Казахской ССР. Ведь Декларация о суверенитете Казахстана была принята Верховным советом КазССР 25 октября 1990 года, однако о своей государственной независимости Казахстан объявил лишь после того, как 8 декабря в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Беларуси подписали документ о прекращении существования Советского Союза. Назарбаев наравне с беловежскими "зубрами" не участвовал в распаде СССР. Наоборот, он в тот период многое делал для сохранения сложившейся интеграции между республиками тогдашнего Союза. Так что Нурсултан Назарбаев действительно стал первым президентом независимого Казахстана, и то, что 1 декабря стал государственным праздником, я ничего зазорного не вижу. Исторические предпосылки к этому есть, и назвать это проявлением культа личности нельзя. – Где граница между оценкой реальных заслуг человека и искусственным использованием культа личности для удержания власти? Ведь культ Сталина формировался не сразу. Он сам вначале утвердил культ Ленина, потом провозгласил себя "верным продолжателем дела Ленина" и под этим "прикрытием" начал проводить свою политику. Официальная пропаганда тогда поработала так, что все хорошее присваивалось Сталину, а плохое – врагам народа. Не повторяется ли и у нас та же история? – Вопрос о роли личности в истории сложный. Например, статью известного русского марксиста Плеханова я, будучи студентом, смог осилить только на последних курсах института. Марксизм роль личности в истории не отрицает. Например, того же Ленина считают создателем первого в мире социалистического государства, но в западном понимании он ведь не был главой государства. Будучи председателем Совнаркома, он возглавлял исполнительную власть. Первым главой государства был Каменев, а секретарем ЦК партии большевиков в то время был молодой Молотов, и этой должности особого значения не придавали. То есть управленческие функции были распределены, и многие ключевые вопросы становления молодого государства решались коллегиально. Сталин тогда был рядовым членом ЦК, впоследствии в качестве генсека он занимался кадровыми вопросами и путь к власти прокладывал постепенно. Изучая по документам историю Костаная, я видел, как формировались механизм, структура той власти, как зарождалась однопартийная система, почему были репрессии, как они проводились. Некоторые считают, что Сталин был шизофреником и пришел к власти, чтобы утопить людей в крови. Я так не думаю. Тогда фактически шла борьба за форму развития молодого государства, и Сталин проводил свою линию. Его культ личности можно назвать инструментом этой борьбы. Во времена Хрущева писатель Константин Симонов (его считали сталинистом) сказал: "Да, я не отрицаю – у Сталина был культ личности. Но была же личность. У Хрущева – культ есть, а личность…" и сделал паузу.
Борьба за путь развития – Массовые репрессии при Сталине – следствие культа личности или были другие причины? – Во многих монографиях доказывается, что Сталин преднамеренно развязал террор, чтобы создать культ личности. На мой взгляд, его культ начал формироваться раньше. Ведь именно с его именем связывали итоги первых пятилеток. К началу террора он уже был единоначальником. И в партии, и в армии. К этому времени на пост руководителя советского государства никто, кроме Троцкого, не претендовал. Но это не означает, что внутри советской элиты не было борьбы. Это была борьба не личностей, а альтернатив развития. Возможен ли социализм в отдельно взятой стране или нет – вот главный вопрос, который тогда занимал умы. Сталин настаивал, что возможен, и убирал всех противников. В 1937 году он фактически произвел кадровый переворот. В 1936 году уже поступали в Кустанай бумаги, кого надо арестовать. Я не нашел в этих списках бывших белогвардейцев. Там были сторонники Каменева, Зиновьева, Троцкого. Ленин в свое время вопреки идее Маркса настоял на том, что социалистическая революция возможна в отдельно взятой стране. Хотя социал-демократ Каутский, которого большевики считали ревизионистом, предрекал, что попытка начать строить коммунизм в отдельно взятой стране приведет к мировой войне. Причем Каутский пришел к такому выводу, строго следуя марксистскому анализу социально-экономического развития стран еще накануне Первой мировой войны. Сталин все это знал и понимал, что ему деваться некуда. Раз ввязались в драку, как говорил Наполеон, надо было идти дальше. Если Гражданскую войну выиграла партия большевиков, то в победе советского народа в Отечественной войне действительно большая роль принадлежит Сталину. Войну выиграли солдаты, среди которых основную массу представляли выходцы из крестьян, которые в советское время получили образование. Вместе с образованием их умами овладела сталинская идеология. Как бы мы к ней сейчас ни относились, но она действительно победе в этой войне во многом способствовала.
Услужливый дурак хуже врага – Как это соотносится с сегодняшним временем? – Есть такое выражение "Свита делает короля". В свое время Брежнев после инфаркта пытался передать бразды правления другому человеку. Кто не дал это сделать? Суслов и Черненко – серые кардиналы тогдашней власти. Они не были так могущественны, но пользовались некоторыми человеческими слабостями в характере Брежнева. И у нас тоже есть люди, которые выступают за переименование Астаны и улиц в честь Назарбаева, но он это пресекает. Услужливый дурак иногда бывает хуже врага. Говорят, что этому способствует авторитарная система правления, которая установилась в Казахстане. Я в этом ничего плохого не вижу. Если ее использовать на переходный период для построения правового демократического государства. Можно проводить параллели с другими государствами, но не надо путать тоталитаризм с авторитаризмом. Тоталитаризм – это фашизм, и даже короткий период в СССР тоже можно отнести к этой форме правления. Но говорить, что после XX съезда КПСС в СССР был тоталитарный режим – это с исторической точки зрения уже некорректно. И в Казахстане сейчас парламент перешел от однопартийной системы к трехпартийной, на следующих выборах в него, возможно, уже войдут представители четырех или пяти партий. При многопартийной системе авторитарный режим будет выступать в другой форме. Какой – это большой вопрос. Наша партия, (КНПК – ред.), например, предлагает постепенный переход к парламентско-президентской форме правления. – Хотя судя по количеству "услужливых дураков", есть вероятность установления "конституционной монархии". – Тут следует сказать о таком явлении, как традиции. Очевидно, и они играют какую-то роль в том, что у нас появляются факты, которые оценивают как проявление культа личности. В Англии – конституционная монархия, и пусть кто-то из политиков попробует выйти с предложением изменить эту систему. Следующий раз его в парламент не изберут. Говорят, что англичане могут не знать, какая партия сейчас руководит в правительстве, но им интересно, какая каша сегодня была на столе у королевы. Для них наличие монарха стало традицией, символизирующей стабильность, преемственность исторического развития, поэтому его неприкосновенность закреплена законом. То же самое и с нашим законом о первом президенте. Но если говорить о проблеме культа личности, то именно парламентско-президентская политическая система, построенная на многопартийной основе, на мой взгляд, и сможет уберечь общество от повторения многих ошибок советского времени.
Досье ЛЕГКИЙ Дмитрий Максимович Родился в 1957 году в Украине. В 1975 году поступил в Кустанайский пединститут и получил специальность учителя истории и обществоведения. Работал учителем, после службы в армии поступил в аспирантуру. С 1983 года – преподаватель в Кустанайском пединституте, затем в КГУ. В 2005 году защитил докторскую диссертацию. В 2010 году избран председателем областного филиала КНПК, в 2013 году – секретарем ЦК КНПК. Автор 77 научных работ и трех книг. Женат, имеет 2 детей и 2 внуков. |