Ермек МАТАЕВ, "Экспресс К", 15 января
Недавно имамы казахстанских мечетей призывали прихожан отказаться от празднования Нового года, ссылаясь на то, что этот праздник не является мусульманским. По мнению доктора философских наук, профессора Анатолия Косиченко, противопоставлять светские и религиозные праздники не следует. – Вполне возможно, какие-то светские праздники вступают в противоречие с основной догматикой и целями религии, – говорит профессор. – Это не первый случай, когда имамы для достаточно широкой аудитории заявляют о ложности праздника Нового года и ненужности празднования его мусульманами. Но это и не христианский праздник. В православии новолетие начинается 14 сентября. Нет такого праздника и в католицизме. В иудаизме новый год тоже наступает в другое время. Это вообще нерелигиозный праздник. Он носит исключительно светский, социальный характер. Поэтому я советовал бы священнослужителям разных конфессий не противопоставлять Новый год религиям.– Благодаря таким проповедям могут возникать противоречия между государством и религией. Имамы проповедуют, что в исламе два праздника, а все остальное праздновать не следует. А что же тогда с государственными праздниками? – Каждая религия имеет абсолютные ценности. Но при этом существует в государстве. Дело даже не в компромиссе, который религии должны выстраивать с государством. Он, безусловно, необходим. Абсолютная и буквальная реализации идеалов любой религии в современном обществе невозможна. Даже в арабских странах. Известно, что радикальные исламские течения, связанные с салафизмом, исходят из Саудовской Аравии. Но и там религия сталкивается с государством, которое в последнее время достаточно жестко ограничивает реализацию предельных идеалов ислама в салафитском понимании. В халифате имамы имеют право так говорить. Потому что государственной идеологией халифата является ислам. А у нас светское государство, в котором существует не только ислам. И наряду с религиозными праздниками государство для консолидации общества, сохранения национального суверенитета поддерживает празднование государственных праздников. И граждане страны должны относиться к этим праздникам соответствующим образом. – Некоторые эксперты связывают появление подобных противоречий с попытками дестабилизации казахстанского общества под влиянием заинтересованных внешних сил. Если это так, то как нам этому противостоять? – Да, определенные политические силы пытаются подорвать стабильность Казахстана, как и многих других стран. И религия, став одним из факторов геополитики, является эффективным средством воздействия на общество. Она взята на вооружение деструктивными силами, как мы это видим на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Любая религия позитивна и гуманна. Но верующий человек считает религиозные ценности самыми большими и глубокими. И воздействие на эти ценности делает безграмотного человека невольным участником политических событий. Чтобы не быть втянутым в негативные политические процессы, нужно быть грамотным в религиозном отношении. Казахстанскому обществу нужно быть очень чутким и ценить существующую стабильность. Влияние салафизма в Казахстане в последнее время заметно усилилось. И оно очень быстро входит в социум и политику, искажая истинные ценности и склоняя общественность не признавать государство. А это прямой путь к дестабилизации и потере независимости. Все традиционные религии призывают подчиняться власти. Нет власти не от Бога, говорится в христианстве. Такая же норма есть и в исламе. |