NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 02:03 ast
00:03 msk

Вузы должны делать ставку на качество
Сближение бизнеса с системой обучения и интеграция в мировое образовательное сообщество с высокими темпами развития новых отраслей – такими видит главные задачи казахстанского образования на ближайшее будущее президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов
20.01.2014 / интервью

Ирина МЕДНИКОВА, "Ассанди-Таймс", 10 января

По нашей просьбе г‑н Алшанов оценил итоги деятельности в образовательной сфере за прошедшие несколько лет, а также достоинства и недостатки работающей сегодня в Казахстане системы в целом.

Есть и плюсы, и минусы
– Рахман Алшанович, подводя итоги работы на казахстанском рынке образования в этом году, как Вы можете его оценить – со знаком плюс или минус?
– Однозначного ответа нет, процесс это сложный, и образование постоянно находится на стадии становления. У нас работает около 130 вузов – и государственные, и частные вузы, особенно региональные, конкурируют за госгранты. Получается два рынка: рынок госгрантов по госзаказу и рынок платных услуг.
Через конкуренцию осваивается несколько ниш: есть вузы, которые принимают абитуриентов по 800000 тенге, по 10–12 тысяч долларов, такие как КИМЕП, КБТУ. Остальные должны работать на уровне государственного гранта. В то же время есть те, кто демпингует, давая льготы. Таким образом, образовались ниши для малооплачиваемых, средних и высокооплачиваемых.
– То есть можно сказать, что структура рынка сложилась. Но на что ориентируются больше абитуриенты?
– И абитуриенты, и родители начали ориентироваться на качество. Если раньше многих интересовал только диплом и, по моим подсчетам, 50–60% шли получать образование ради корочки, то сейчас все понимают, особенно в финансовой и налоговой сфере, что главным требованием становятся знания.
Даже в Шымкенте, где, казалось бы, рыночные отношения и "базарная экономика" всегда были развиты, я видел вузы, где оплата выше, но народ идет туда, потому что хорошо поставлено обучение. А туда, где слабая подготовка,- народ не идет.
– Но как раз за качеством наши абитуриенты уезжают за рубеж...
– Да, 65 тысяч наших студентов обучаются за рубежом. Только недавно говорили, что 32 тысячи, и вот такое удвоение произошло. Это говорит о том, что наша молодежь стремится получить современное образование.
Я считаю позитивным моментом выделение государством финансирования на обучение студентов в течение семестра-двух в лучших университетах мира – Сорбонне, Оксфорде Гарварде. Это позволяет по крайней мере открыть двери таких вузов, послушать, что там обсуждают.
Еще в последние два-три года активно приглашаются профессора из-за рубежа. Наши библиотеки синхронизируются между собой и с мировой базой накопленных знаний. С прошлого года было подписано соглашение с электронным ресурсом с огромным объемом литературы. Министерство оплатило, и вузы теперь могут бесплатно получить доступ. Одновременно идет перевод сразу на казахский язык с английского лучшей западной литературы за последние три года.

Кто не видит дальше носа
– Все, что Вы рассказали, впечатляет. Но поможет ли это в итоге выпускнику найти нормально оплачиваемую работу по специальности? Я знаю, что многие работодатели не довольны подготовкой студентов в наших вузах...
– Сейчас идет развертывание идеи, чтобы работодатели принимали активное участие в подготовке специалистов и формировании учебных планов. Они говорят – вы не тех специалистов готовите, но вы тогда принимайте участие, составьте квалификационные требования.
Конечно, все говорят, где результаты всех этих усилий? Но образование – это не теплица, где утром посадил, а вечером собрал помидоры. Отдача будет через 5–10 лет. Поэтому в полной мере оценить результаты работы прошедшего года пока еще рано.
Мы были в Германии, были в США. Я спрашиваю работодателя: "Как Гарвард?", а он говорит: "Они не видят, что у них под носом творится". Говорю Гарварду: "Вас критикуют работодатели", а они в ответ: "Да они дальше своего носа не видят".
То есть вуз должен давать перспективу, а работодателю прямо сейчас нужен специалист, который бы сказал – вот так надо этот продукт сделать. Поэтому противоречие здесь всегда было и будет. А выпускники вузов должны помогать компаниям смотреть вперед.
– Но есть какие-то мысли, как Казахстану привести в соответствие запросы рынка и предложение институтов образования?
– Чтобы сблизиться с рынком, учебные заведения должны открыть лаборатории, а работодатели должны приходить и говорить, что они планируют и какие специалисты им нужны. Компании в Америке сплошь и рядом выделяют гранты. Сейчас и наши компании пошли по этому же пути: "Казактелеком" выделяет гранты АУЭС, нефтяники выделяют, железнодорожники.
"Казахстан темiр жолы" вообще приватизировали КазАТК, выкупили обратно, и это правильно – когда тебе нужна кадровая политика, ты будешь начинать с вузов. Я недавно разговаривал с новым ректором КазАТК Куанышевым, они полностью пересмотрели кадровую политику. Пойдешь на дальнюю станцию работать – вот тебе грант. Такая связь работодателя и вуза. Это плюс, который сейчас начинает просматриваться.
В прошлом году мы начали говорить о том, чтобы вузы обучали, а работодатель присваивал квалификацию. В советской системе так было: пришел на производство – получил квалификацию. Сейчас профессиональные ассоциации могли бы проводить экзамен, тестировать и выдавать сертификат.
– То есть закрывать частные вузы не будут?
– Никто никого закрывать не собирается, речь шла об оптимизации вузов. Когда частные вузы только открывались, многие пошли легким путем, получили лицензию, а потом министерство поняло, что здесь есть халтура. Студента спрашивали – сколько ты обучался, а он из четырех лет в университете провел 20 часов. Приходил, платил методисту – тот ставил посещение. Поэтому шла борьба с такими вузами. И в Америке, и в Европе самые лучшие университеты – частные. Поэтому речь не идет об их закрытии.
– Тем не менее ходят разговоры, что число вузов в целом будет сокращаться, плюс говорят о тенденции отхода от заочного обучения. Это так?
– В мире сейчас до 20000 университетов, свыше 100 млн человек обучаются, идет бум образования. Технологии развиваются, в первую очередь информационные, и без высшего образования уже нельзя. В той же Японии до 38% работодателей требуют высшее образование. Стоит огромный технологический агрегат, оператор должен нажимать на кнопку и без знаний как? Высшее образование стало не элитарным, а массовым.
Что касается заочного обучения, то многие предприниматели не могут бросить работу, но при этом хотят получить диплом. В этой связи многие сейчас перешли на технологию дистанционного образования – компьютеры-то везде есть. Сейчас миллионы людей обучаются таким образом.
Мы в Казахстане, называя его заочным, фактически используем дистанционное обучение без отрыва от производства. Министерство поддерживает, но прокуратура считает эту идею незаконной. Раньше был норматив 4 заочника на 1 очника, сейчас пропорцию перевернули: 1 заочник на 4 очника. Это есть в нормативе, но нет в законе. И прокуратура считает это незаконным.
– А вообще Вы сами как считаете, в нашей стране высшее образование должно быть массовым или элитарным?
– Образование должно быть и массовым, и элитарным. По идее, государство должно иметь выбор и выбрать лучшего из лучших для ответственных сфер. Есть академия госуправления, где обучается класс "А", и, конечно, они должны получить самое лучшее образование. Или космические программы – сейчас на технические специальности в госвузах установили проходной балл 70. Или программа "Болашак", "Назарбаев Университет", КБТУ – вот это считается элитарным образованием.
Существуют два ограничения: по финансовым возможностям и по знаниям. Если вы находитесь в бизнес-элите, обучайте детей в Гарварде, Оксфорде, и если вы имеете знания, то сами сможете получить элитарное образование. Но в то же время есть огромное количество массовых профессий, например бухгалтер – ему не обязательно иметь элитарное образование. Нужно овладеть знаниями качественно и работать. Поэтому нужно и элитарное, и массовое образование, думаю, противопоставлять их не правильно.

"На тебе рубль, и купи костюм"
– Стоимость обучения в отечественных вузах становится выше с каждым годом, но растет ли так же быстро качество обучения? Что входит в его стоимость сегодня?
– Если в зарубежным вузах есть крупный инвестор, то у нас нет, мы вышли из советского государства только с дипломами. Поэтому плата студентов за обучение является единственным источником доходов у вузов. В стоимость входит зарплата преподавателей, содержание зданий и коммунальные услуги, интернет, обновление библиотечного фонда – все эти услуги, если вы их сложите, будут себестоимостью.
Ведь все требуют специалистов, сопоставимых с Гарвардом. Извините, там 70000 долларов платят в год. Разве можно сравнить? А у нас требуют качества, но при этом говорят: на тебе рубль, и купи себе костюм.
Чтобы не было такого грубого демпинга, установили государственный стандарт и на его основе установили стоимость гранта, которая одинакова для всех. Мы, вузы, должны на эту сумму оказать услугу, весь пакет без псевдоэкономии. Грант сегодня составляет 296000 тенге для бакалавров и 396000 тенге для магистрантов в год.
– Оцените, пожалуйста, уровень подготовки выпускников наших вузов. Существует ли у нас система мониторинга качества этого параметра?
– У нас готовят специалистов по более чем 100 специальностям, и нельзя назвать всех одинаковыми по качеству. Казахстан сегодня занимает первое место по экспорту муки, значит, специалисты, которые ее готовят, – лучшие? Или, допустим, на Лондонской бирже металлов эталоном является казахстанская медь, ее же кто-то производит? Если объем перевозок в Казахстане занимает 7–9 место в мире, значит, эта система работает.
Есть отрасли, где мы традиционно сильны: металлургия, горное дело, геология. Геология, может быть, ослабла в последнее время, но по крайней мере аграрное земледелие, оценка земли – это был наш профиль всегда. Но в то же время появился ряд специальностей, которые нам нужны. Например, производство лекарств – около 20 предприятий появилось, нужны специалисты, а хорошо ли мы их готовим?
Говорят, что экономистов много. Но в Казахстане только 800000 представителей малого бизнеса, вместе со средним это 820–850 тысяч, в каждом нужен бухгалтер, менеджер, маркетолог. Это около 4 миллионов, пусть даже 2–3 миллиона, все равно экономист относится к массовой профессии. А, например, если сравнить с инженером бумажной промышленности: у нас 20 предприятий, пусть даже там 40 инженеров нужно. 2 миллиона и 40 – несравнимые вещи.
Когда говорят, что не хватает специалистов, надо быть конкретными. Нужно определить потребности в специалистах в конкретной сфере.
– Разве это не функция Министерства образования?
– Это не функция министерства. Минобразования какой план спустило, столько мы и готовим, министерства экономики и финансов говорят: "Нам сказали, мы деньги выделили", а Министерство труда говорит, что малый бизнес не умеет определять свои потребности.
Например, образование, здравоохранение, горное дело, военное, машиностроение – они могут сказать, сколько учителей, врачей, прокуроров, военных им нужно. Есть отрасли, где это точно можно определить. А для малого бизнеса как определить?
В малом бизнесе невозможно прогнозировать на 4–5 лет вперед, там в год несколько раз меняется. Каждый ищет более выгодную нишу, думает, что он один так мыслит, а потом встречаются все в одном месте и получается перепроизводство. Или возникает количественная диспропорция: сейчас 136000 кафе и ресторанов – а какие специалисты туда нужны? Для кафе и для столовых разные?
Пока структура экономики окончательно не сложилась, будут сложности. Определить точные потребности невозможно. Поэтому американская система пошла по пути обучения бакалавров, а потом бери выпускников в кафе или ресторан и дальше доучивай на своих курсах. Вот такое сотрудничество должно решить проблему нехватки и качества специалистов.
Сейчас появление новых неожиданных отраслей требует деформации в структуре потребностей. И молодежь, и вузы должны ориентироваться на это. Поэтому сейчас студентам говорят – вы имеете право сами конструировать свою специальность.
– И все-таки какие примеры мониторинга качества образования Вы могли бы привести?
– Существует рейтинговая оценка вузов, работодатели оценивают, вузы сами пытаются это сделать. В Германии какой-то технический университет в рейтинге выше университета Гумбольдта. Как так? Потому что немцы пассивно относятся к рейтинговой оценке. Я спрашиваю: "Почему?", они говорят: "Работодатели наших студентов берут, они востребованы, никаких проблем не существует".
В Америке спрашиваю университет DUKE: "Как вам Гарвард?", говорят – они сидят на старом багаже, там инерция мышления, а в оценке вузов надо ориентироваться на качество выпускаемых специалистов и оценку работодателей. Вот они создали сеть выпускников, которые сами становятся работодателями: 25000 компаний открыли в округе университета в этом штате. Студенты с первого курса думают о своей компании. Это новая философия.
– А какой подход в западных системах образования, как Вам кажется, наиболее приемлем для Казахстана?
– Для быстро меняющихся отраслей, информационных, например, ближе американская: там через каждый 8 месяцев меняются технологии. А в таких отраслях, как транспорт или гуманитарные науки, нам ближе европейская модель. Там не такая большая динамика, а специалисты нужны сразу готовые, как выпустились. В зависимости от сферы нужно выбирать систему образования.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кайрат Боранбаев: 2014 год важен как для истории, так и для развития "Кайрата" 28.01.2014
Бекет Махмутов: Победные традиции казахстанского бокса будут продолжаться 27.01.2014
"Мангілік Ел" – национальная идея и государственная идеология Казахстана 21.01.2014
Вузы должны делать ставку на качество 20.01.2014
Традиции сильнее законов? 17.01.2014
Инвестиции в экономику – рычаг ускоренного развития 16.01.2014
Имамы не верят в Деда Мороза 15.01.2014
У этих войск – особая роль 13.01.2014
"Мы бы хотели, чтобы Россия осталась на Байконуре навсегда" 10.01.2014
Здесь хранятся страницы истории 09.01.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz