Разия АБДЫКАДЫРОВА, "ТРИБУНА. Коммунист Казахстана", 23 апреля
Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по количеству суицидов среди молодежи, и второе место по этому же показателю в мире. В Казахстане насчитывается 300 тыс. наркоманов, 900 тыс. самозанятых молодых людей, более 200 тыс. безработных. Каждая вторая семейная лодка с треском разбивается. Между тем, проект закона "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан" не нацелен на решение ни одной из вышеперечисленных проблем. Как исправить недоработку законодателей? На этот и другие вопросы в интервью "Трибуна. Коммунист Казахстана" отвечает секретарь Алматинского горкома КНПК Елнур БЕЙСЕНБАЕВ.
Закон – что пустой звон – Елнур Сабыржанович, как вы можете оценить работу Молодежного комитета при МОН РК? – За два года работы Молодежного комитета не достигнуто главных целей, я недоволен их работой. Надо уходить от показушной работы, в комитете привыкли проводить форумы, какие-то конгрессы, встречи. Самое главное – решение социальных проблем молодежи. Уже полтора года обсуждается законопроект "О молодежной политике", и до сих пор мы не можем принять цивилизованный закон в этой области. Заволокиченность процесса принятия данного закона удивляет. Например, за каких-то полтора года у нас оперативно принимают новый Уголовно-Процессуальный Кодекс, УИК уже прошел в Сенат, а обычный закон "О молодежной политике" до сих пор висит в Мажилисе. Почему Молодежный комитет не стоит на страже интересов молодежи? Этот закон ничего не регулирует, он как пустой звон, от него нашей молодежи ни холодно, ни жарко! В ходе разработки закона я совместно с другими молодежными лидерами участвовали в дискуссиях и дебатах, проходивших в акимате, на телевидении. Нас специально приглашали на обсуждение, мы высказали свои предложения, и нам обещали, что все это будет отражено в законе. Мы предлагали действенную концепцию, но нынешний проект закона не основывается на концепции. Как вы помните, в сентябре 2013 г. после критики Дариги Назарбаевой документ вернули на доработку, и в прошлом месяце вновь ввели в Парламент. Но это не тот документ, который нам необходим. Дайте удочку! – Какие конкретные нормы нового законопроекта "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан" нуждаются в корректировке и доработке? – Сегодня принято говорить о недопустимости иждивенчества. Есть казахская поговорка "Балага балык берме, кармак бер!", что переводится, как "Не давай ребенку рыбу, дай ему удочку!". Но и этой "удочки" нет в законе, и даже намека на нее! Это полное дублирование того же закона, который был принят в 2004 году. Закон состоит из 19 страниц в формате А-4, но в нем нет эффективных и 19 слов! В проекте нет ни одной цифры, нет сроков реализации. Очень много патриотического пафоса, при этом нет никаких социальных гарантий! Три главных условия для обеспечения жизнедеятельности молодежи в законе отсутствуют: первое – обеспечение жильем, второе – образование, третье – трудоустройство. Давайте посмотрим на аналогичные законы в других странах. В молодежном законе Азербайджана четко прописано: молодая семья, имеющая одного и более детей, в обязательном порядке обеспечиваются квартирой. В шикарном "Законе о молодежной политике" КазССР от 1992 года было ясно определено, кто отвечает за выделение квартир молодым специалистам. В нем было предусмотрено обеспечение молодого специалиста работой по квоте, недопустимость его увольнения. Данных пунктов в нынешнем законе нет. Это ведь не абстрактный закон, как, например, по ФИИР деньги вложили, завод по сборке планшетов построили, и неизвестно, собирали там планшеты или нет. В части получения высшего образования. Более 200 казахстанских ученых, по данным МОН РК, работают за рубежом. 50% из них – это молодые ученые, которые заканчивают Гарвард и другие университеты, и предпочитают остаться за границей. Почему молодые кадры там остаются? У нас нет научной деятельности. Государственную поддержку науки надо включать в закон. Технопарк, который мы с радостью открывали, теперь консервируют. Нет научной базы для роста молодых специалистов. Возможно, наши молодые специалисты и рады бы вернуться, но в Казахстане нет лабораторий, нет возможности спокойно, не думая о хлебе, заниматься наукой. Академия наук фактически не работает. В законе не предусмотрено бесплатное дошкольное образование для детей в рамках поддержки молодой семьи. Среднее образование у нас бесплатное, для получения высшее образование есть гранты, но почему детские сады должны быть платными? Мы рождаем детей – граждан Казахстана, повышаем численность населения. Человеческий ресурс – богатство государства, завтра они станут работать на благо Казахстана, воевать, охранять границы. Где же тогда забота о детях, молодежи, поддержка государством молодой семьи? Необходимо внести в текст закона норму о том, что молодой семье детские сады должны предоставляться бесплатно. В тексте документа не затронута система профориентации, трудоустройства. Например, в Ливии законодательно установлен минимальный размер зарплаты для молодых специалистов – 800 долларов. В наш закон необходимо внести норму о том, что зарплата молодого специалиста должна быть не менее 90 тыс. тенге. Также не лишним будет внести пункт об организации досуга подростков и молодежи, бесплатных спортивных секциях, чтобы молодежь могла заниматься спортом, укреплять здоровье. В соответствии с госпрограммой "Саламатты Казахстан" мы должны повышать индекс здоровья граждан, но у нас все спортивные секции платные. – Экономика в стране рыночная, но в законопроекте не предусмотрено механизмов поддержки молодых бизнесменов. Как вы считаете, нужно ли включать в документ специальное положение о защите начинающих бизнесменов? – Знаете, в аналогичном китайском законе (я ознакомился с ним во время служебной командировки в Китай) четко прописано: молодой бизнесмен, имеющий хорошую идею, получает от государства беспроцентно до 100 тысяч юаней (это 3 млн. тенге). Молодых бизнесменов в Китае поддерживает государство. Ни в одном казахстанском банке нет специальной кредитной программы со сниженной процентной ставкой для молодежи. А микрокредиты молодые бизнесмены не получают, так как у них нет залогового имущества. И в новом законопроекте льготное кредитование молодых бизнесменов тоже не предусмотрено. Считаю, что закон о молодежи должен быть центральным документом, координирующим поддержку молодежи в разных областях, чтобы все мы работали системно и целенаправленно, воспитывая истинных патриотов страны. Вместо точных норм мы видим в документе только общие фразы, ссылки на другие законы. К примеру, статья 6 пункта 1 гласит: "обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством". Зачем нам такой закон о государственной молодежной политике, если мы все время ссылаемся на другие законы? Разработанный документ в таком случае можно просто выбросить в корзину, давайте просто обращаться к другим законам.
Молодых – в Парламент! – Молодежь сегодня аполитична, и можно сказать, абсолютно аморфна в политических вопросах. Как законопроект о молодежной политике должен работать на политическое продвижение молодых? – Предлагаю ввести квоту для представительства молодых в законодательной власти. Например, в Государственной думе России действует партия "Молодая гвардия", пять молодых депутатов от которой решают судьбы страны. В Европарламенте заседают шесть молодых депутатов в возрасте до 29 лет. В Казахстане необходимо внести в Закон о молодежной политике норму о квоте для молодых в Маслихатах. Скажем, в Маслихатах должно быть не менее 10% молодых, в Мажилисе – не менее 5% квоты для молодых. Возраст 25–30 лет – это то время, когда ты чувствуешь себя революционером, способным свернуть горы, изменить мир! Это тот момент, когда молодые люди генерируют неординарные, креативные идеи. Как раз то, чего не хватает консерваторам – чиновникам и многим сегодняшним депутатам. В нашем Парламенте не хватает свежих идей, и молодые люди могут быть полезны в этом отношении.
Ключ от демографии – Сегодня казахстанская молодежь дестабилизирована, она не знает, куда ей двигаться, социальные лифты не работают. Молодой человек не ведает, кем ему стать, а если и знает, то не имеет возможности реализовать свои планы. Нет четкой молодежной политики, нет ясного понимания: что такое молодежная идеология, как должен развиваться молодой человек в нашей стране? – Более 20 лет мы находимся в поисках национальной идеологии. Когда задают вопросы ответственным чиновникам о том, что такое национальная идеология, они не могут ответить на этот вопрос. Здесь придумывать велосипед или нечто космическое не надо! Государственная идеология –это четкие социальные гарантии, когда с момента твоего рождения поддержали твою маму, чтобы она могла полноценно воспитывать и растить тебя, затем ребенок смог поступить в детский сад, среднее и высшее учебное заведение. Казахстанец должен иметь возможность получить образование, устроиться на работу, быть уверенным в завтрашнем дне – это и есть национальная идеология. Не надо громких слов, идеология должна содержать элементарные социальные гарантии в виде обеспечения жильем, достойном уровне жизни. А наша молодежь не знает своего будущего, того, что ждет ее завтра. – Чем грозят обществу пустые законы, провозглашающие лишь лозунги и штампы вместо реальных гарантий? – Нерешенность социальных проблем приводит к росту суицидов среди молодежи, разрушению института семьи. Согласно статистике, в одном Алматы в год регистрируется 12 тыс. браков, из них в первый год совместной жизни распадается 6 тыс. браков, в последующие три года – еще 3 тыс. браков от оставшегося числа. Получается, что за 3 года из 100 женившихся разводятся 70%. Нестабильность семьи вызвана социальными проблемами, отсутствием жилья, работы, средств к существованию. Социальной поддержки со стороны государства нет. Стоимость высшего образования переходит за миллионы. По примерным данным, 85% молодых в Алматы не имеют своего жилья, все снимают квартиры. В Астане, думаю, бездомных и того больше. Мы должны решать проблемы сегодня. Закон о молодежи – ключ от демографии! Если мы хотим расти и развиваться, мы обязаны помогать молодежи. – Что вы, как молодой лидер, можете сделать для устранения пробелов законопроекта? – На разработку каждого закона уходит 5 млрд тенге из бюджета. Я предложил бы: отдайте средства общественникам, они разработают шикарнейший закон, соответствующий всем запросам молодежи, вызовам времени и международным стандартам. Если Молодежный комитет, имея штатных работников, бюджет, административные возможности, не может разработать нормальный законопроект, то мы сами в альтернативной форме готовы разработать для них законопроект! Мы готовы каждую запятую, каждый пункт отстаивать перед депутатами и правительством. Надо понимать, что правительство и государственный аппарат – это слуги народа. |