NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 12:03 ast
10:03 msk

Всесторонне проработанный документ
Главой государства подписан Закон "Об органах внутренних дел РК", который пришел на смену действовавшему почти два десятилетия. Проект разрабатывался по прямому поручению Президента
29.04.2014 / интервью

Адия КЕНЖЕГУЛОВА, "Казахстанская правда", 26 апреля

Главой государства подписан Закон "Об органах внутренних дел РК", который пришел на смену действовавшему почти два десятилетия. Проект разрабатывался по прямому поручению Президента. О законодательных нововведениях и о том, как протекала работа над документом в стенах Парламента, рассказал руководитель рабочей группы Мажилиса, член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, председатель Правового совета при партии "Нур Отан", доктор юридических наук, профессор Нурлан АБДИРОВ.
– Рабочая группа Мажилиса изначально нацеливалась на то, чтобы выполнить свою работу как можно качественней, привлекая к ней представителей не только госорганов, но и неправительственных организаций, в том числе международных, а также известных ученых и экспертов. Мы постарались сделать так, чтобы закон не получился "полицейским", написанным самими же полицейскими, – начал разговор Н. Абдиров. – Не ограничиваясь стенами Парламента, обсуждения были организованы и на других открытых диалоговых площадках, включая заседания Правового совета при партии "Нур Отан".
Наша цель состояла в том, чтобы создать закон, всесторонне взвешенный, отвечающий ожиданиям общества и требованиям времени. В итоге этой масштабной работы, в которую были вовлечены и сами разработчики, документ вышел из стен Мажилиса переработанным на все 100%. В нем не осталось ни одной статьи, которая бы не подверглась тщательному анализу и корректировке, изменилась и его структура.
Некоторые главы написаны заново. При этом мы старались изложить текст как можно лаконичнее, четче и понятней. Руководствовались в этой работе поручениями, данными Главой государства – Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана "Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее". И прежде всего требованием обеспечить равенство всех перед законом, что само по себе должно стать идеальной основной правопорядка, а также поднять качество работы всей правоохранительной системы. Данный законопроект как раз и направлен на реализацию этих важных поручений.
В первую очередь следовало разобраться в задачах, стоящих перед органами внутренних дел (ОВД). В правительственном варианте законопроекта таковых оказалось выделено 15. Однако многие из них дублировали друг друга, пересекались и потому запутывали. Депутатами были вычленены и сформулированы четыре задачи, решению которых, в понимании государства и общества, должны служить органы внутренних дел.
Первая из задач заключается в профилактике правонарушений. Она полностью основывается на необходимости формирования в обществе "нулевой терпимости" к любым, даже самым мелким, нарушениям закона, на что неоднократно обращал внимание Глава государства. В этой работе ОВД обладают значительным потенциалом, как институциональным, так и профессиональным. Поэтому важно будет тщательно и регулярно анализировать происходящие процессы и на этой основе предугадывать, предотвращать риск обострения криминогенной обстановки в отдельных регионах и республике в целом.
Вторая задача – охрана общественного порядка. Сегодня ни один госорган этим вопросом не занимается, да и не обязан по своему функционалу. Это – 100-процентная прерогатива ОВД.
Третья задача – борьба с преступностью. Сегодня 94% всех преступлений в стране выявляется, раскрывается и расследуется органами внутренних дел. Это огромная тяжелая повседневная работа. Четвертая же задача связана с исполнением уголовных наказаний и административных взысканий. Она также относится к числу исключительных прерогатив ОВД.
– Нурлан Мажитович, чего ждать населению от нового закона?
– Казахстанцы вправе ожидать и требовать от органов внутренних дел более компетентной и эффективной работы по обеспечению общественной безопасности в стране. Каждая норма документа нацелена именно на это. Первая же из них, которую можно воспринимать как своеобразный эпиграф ко всему закону, гласит о предназначении ОВД в качестве органа для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств. Отсюда вытекают конкретные обязанности и права.
Документ требует того, чтобы полицейские и другие работники ОВД стали более профессиональными и чуткими по отношению к гражданам. Впервые в отраслевом законе прописано однозначное и жесткое требование к каждому сотруднику соблюдать права и законные интересы физических лиц, не применять пытки, насилие, жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство обращение, умышленное причинение физической боли и нравственного страдания. Наложен запрет на любое принуждение к даче показаний и признанию себя виновным в совершении уголовного или административного правонарушения. В случае нарушения этих требований и запретов наступает строгая уголовная ответственность.
Все это требует установления более тщательного отбора кадров для работы в данной системе. Соответствующие инструменты создаются. В частности, можно упомянуть о последних изменениях в законе о правоохранительной службе, связанных с обязательным применением так называемого детектора лжи. Необходимые коррективы обязательно должны коснуться работы вузов, других учебно-образовательных центров ОВД, всей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
В общем, все, кто проживает в Казахстане, вправе ожидать обеспечения безопасных и комфортных условий. Этого постоянно требует Президент страны, отмечая, что наши граждане всюду должны чувствовать себя защищенными от любых противоправных посягательств. Для достижения этого ОВД нужно стать более мобильными, уметь оперативно выстраивать и, если требуется, перестраивать свою работу.
Здесь особую роль новый закон отводит Министерству внутренних дел, являющемуся центральным исполнительным органом, возглавляющим единую систему ОВД. Компетенция министерства теперь, согласно новому закону, начинается с обязанности анализировать состояние и тенденции развития криминогенной обстановки в стране, разрабатывать и принимать меры по обеспечению общественной безопасности.
Надеемся, что все так и будет на практике. И органам внутренних дел удастся своевременно и эффективно реагировать на конкретные угрозы и факторы, будь то вспышка подростковой преступности, насильственных или имущественных преступлений либо еще что-то подобное в конкретном регионе. Естественно, при этом нужно иметь четкое представление о сути и причинах происходящих процессов.
При этом начинать бы следовало с Астаны, учитывая ее особый столичный статус. Здесь ситуация, к сожалению, складывается довольно непростая. По итогам прошлого года, количество зарегистрированных в городе преступлений увеличилось на 56,5% и достигло 33 917. Это самый высокий показатель среди регионов республики. И причины здесь вполне объяснимые.
Связаны они не только с реализацией политики регистрации всех выявляемых в республике преступлений, но прежде всего с продолжающимся ощутимым "давлением" на город растущих миграционных процессов. Людские массы тянутся в столицу отовсюду, и причин для этого множество. При этом и основная масса наиболее опасных преступлений совершается приезжими.
Бывает и так, что кое-кто специально прибывает в столицу, чтобы совершать кражи, грабежи, разбои или другие опасные преступления. Поэтому на правительственном уровне требуется реализация системных мер, прежде всего финансовых и организационно-штатных, что позволило бы переломить наметившиеся негативные тенденции. Если говорить конкретно, то речь идет об увеличении численности столичных полицейских (к примеру, за последние 10 лет из республиканского бюджета средства на увеличение штатной численности оперативно-следственных подразделений не выделялись), строительстве необходимых объектов, создании новых территориальных и иных структурных подразделений. Ведь население города растет высокими темпами. Достаточно назвать объем ежедневного пассажиропотока железнодорожным, авиационным и автобусным транспортом, равный 600 тысячам человек.
Аналогичные подходы должны быть применены во всех регионах. Кроме того, не обойтись без системного развития ведомственной прикладной науки, полноценных научно-исследовательских центров, качественно выполняющих заказы, востребованные практикой правоохранения.
– На ваш взгляд, какие новеллы закона, скажем так, полезно знать населению?
– Среди тем, вызывающих живой интерес можно назвать тему травматического оружия. В принятом нами сопутствующем законе, которым вносятся изменения и дополнения в целый ряд кодексов и других документов, вопрос дальнейшего владения населением таким оружием поставлен ребром. В нем прописана норма об однозначном его изъятии из гражданского оборота.
Этот вопрос назрел не сегодня. К сожалению, назвать точное количество оружия, находящегося на руках у населения, вряд ли кто-либо сможет. Главная причина в том, что до 2008 года его ввоз в страну и оборот никем не контролировался. Приобрести здесь или ввезти извне такое оружие мог любой желающий без всякого на то разрешения. Правда, отдельными экспертами называется условная цифра в 100 тысяч единиц травматики, но, повторяюсь, точного ответа нет.
По данным МВД, в настоящее время владельцами травматики являются 37 905 человек, у которых в законном пользовании имеется 48 966 единиц такого оружия.
Между тем наличие такого большого количества оружия само по себе уже несет вполне определенную опасность. Как оказалось, на практике травматика, имеющая официальный статус гражданского оружия, предназначенного для самообороны, чаще всего используется в совсем иных, преступных, целях: в ходе бытовых ссор, драк, хулиганских проявлений. Об этом красноречиво говорит статистика: с 2008 по 2013 год травматическое оружие по своему прямому назначению, то есть для самообороны, использовалось его владельцами лишь в 22 случаях. Более того, за указанный период с помощью такого оружия совершено 25 умышленных убийств, 294 разбоя, 1 146 хулиганств, 56 причинений тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, 135 других преступлений.
Владельцы травматики ошибочно считают, что она не опасна для окружающих. Между тем только за период с 2010 по 2013 год в медицинские учреждения обратились 696 человек, включая 42 несовершеннолетних, пострадавших от такого оружия, в том числе по неосторожности.
Надо отметить, что, несмотря на обязательное инструктирование при приобретении, большинство владельцев небрежно относится к сохранности травматического оружия, зачастую носит его в "барсетках" и сумках, оставляет в салоне автомашины, хранит в открытом виде дома, вне сейфа, что приводит к его утере или хищению. За период с 2008 по 2013 год утеряно (912) и похищено (486) 1 396 единиц зарегистрированного травматического оружия, с помощью которого затем нередко и совершаются опасные преступления. А раскрыть их бывает весьма затруднительно, поскольку идентификация оружия по выстреленной резиновой пуле с металлическим сердечником невозможна. К слову, на сегодня нераскрытыми остаются 507 преступлений, при совершении которых использовалось травматическое оружие.
Вопрос о том, оставлять или нет травматическое оружие в гражданском обороте, вызвал большую дискуссию. В итоге Парламент принял, на мой взгляд, единственно верное решение. Теперь по закону с 1 января 2016 года всякое владение травматическим оружием в таком обороте будет незаконным. Правительство вскоре примет постановление, на основании которого ОВД организуют выкуп у населения законно находящегося в его владении травматического оружия. На эти цели республиканским бюджетом выделяется 2,1 млрд тенге.
Затем выкупленное оружие будет приобретаться в качестве служебного оружия правоохранительными и специальными органами, а также охранными и другими организациями (организации по охране окружающей среды, служба специальной связи Казпочты и другие). Таким образом, травматическим огнестрельным оружием, обладающим высокой степенью травмоопасности и при этом меньшей точностью при стрельбе, чем иное оружие, официально будут пользоваться только лица, имеющие специальные навыки и необходимый опыт.
Думаю, здесь важно сказать и о том, что в соответствии с законодательством за гражданами сохраняется право приобретения, хранения и ношения в качестве оружия самообороны газового и электрического оружия. В определенных случаях закон позволяет использование для необходимой обороны и защиты собственности гладкоствольного длинноствольного оружия. Есть на руках у желающих в конце концов газовые баллончики, для приобретения и ношения которых никакого разрешения не требуется (к слову, с 2010 года продано уже более 145 тысяч единиц таких средств).
Решая эту дилемму, депутаты думали и о том, что, вооружая население и тем самым, по сути, подталкивая его к самообороне от преступных посягательств, государство расписывается в собственном бессилии. Такая оценка позволила лучше понять основные задачи, стоящие на сегодня перед ОВД, главной целью деятельности которых является обеспечение именно общественной безопасности в стране.
Не менее бурные обсуждения вызвал также вопрос о предоставлении сотруднику ОВД права применять свое табельное оружие на поражение без предупреждения. Данную норму, предложенную разработчиком закона, депутаты долго обсуждали. Были проанализированы и стандарты ООН, согласно которым в случаях прямого нападения на сотрудника полиции или граждан, когда практически не остается времени на такое предупреждение, полицейский может выстрелить на поражение, не предупредив об этом.
Однако в ходе живой дискуссии разработчики законопроекта сами отказались от предложенной нормы и исключили ее из текста. Тем не менее считаю, что право применять оружие на поражение без предупреждения сотрудникам органов внутренних дел дают уже существующие институты Уголовного кодекса, будь то необходимая оборона, крайняя необходимость или задержание преступника. Правда, в каждом случае такого применения табельного оружия его владельца ждет служебная проверка. И это правильно. Так происходит во всех цивилизованных странах.
– Будут ли в соответствии с новым законом фиксироваться мелкие кражи, к примеру, пропажа сотовых телефонов?
– Если говорить применительно к сотовым телефонам, то это для казахстанцев, к сожалению, остается больным вопросом. Поскольку в структуре всех краж на долю сотовых телефонов приходится уже 26%, и данная цифра продолжает расти. Однако должен заметить, что кражу таких телефонов по закону вряд ли можно отнести к числу мелких хищений.
В проекте нового Уголовного кодекса, принятом 9 апреля текущего года Мажилисом и направленном в Сенат, к числу мелких отнесены хищения имущества, принадлежащего физическому лицу, стоимость которого не превышает двух месячных расчетных показателей. А это получается на сегодня не более 3 704 тенге. За такую цену вы вряд ли купите даже старую "сотку". Поэтому кражу сотовых телефонов следует рассматривать в качестве полноценного хищения, а за самую простую кражу, то есть совершенную без участия группы лиц, без неоднократности, без проникновения в помещения или транспортное средство и тому подобное, по новому Уголовному кодексу злоумышленнику может "светить" штраф в размере до 1 000 МРП, исправительные работы, ограничение свободы либо даже лишение свободы на срок до трех лет с конфискацией имущества. Как видим, ответственность весьма строгая.
Отвечая на ваш вопрос по существу, могу также отметить, что в новом законе об органах внутренних дел теперь четко прописано, что ОВД обязаны принимать все заявления о совершенном правонарушении, регистрировать их, рассматривать и информировать заявителей о принятом решении в установленном законе порядке. Это касается любых, даже самых мелких, уголовных правонарушений. К тому же в соответствии с проектом нового Уголовно-процессуального кодекса, принятым Мажилисом 16 апреля текущего года и также направленным в Сенат, теперь не будет стадии доследственной проверки, и все заявления граждан должны будут регистрироваться в Едином реестре досудебных расследований. Причем по ним сразу же начинаются следственные действия.
При этом любое мелкое хищение, оцениваемое проектом Уголовного кодекса в новом для нашего законодательства статусе как уголовный проступок, должно будет расследоваться по протокольной форме в течение короткого времени. Все эти и некоторые другие значимые новшества заставят работать органы внутренних дел засучив рукава. Санкция же по новому УК за мелкое хищение, совершенное впервые, наряду со штрафом, исправительными работами, привлечением к общественным работам предусматривает арест в условиях строгой изоляции от общества на срок до 45 суток, при неоднократном совершении – до 90 суток.
Кстати, оба кодекса должны вступить в силу с 1 января 2015 года. Применение ареста отсрочено до 1 января 2017 года, когда будут построены отвечающие соответствующим стандартам специальные приемники.
– Что дает новый закон самим полицейским?
– В этом плане главное, что удалось решить мажилисменам, – включить в закон и отстоять полноценную главу, посвященную социальным гарантиям для сотрудников ОВД и членов их семей. При этом нельзя не упомянуть принципиальность и твердость Н. Нигматулина, в ту пору спикера Мажилиса Парламента, всемерно поддержавшего не только эту, но и все основные позиции рабочей группы, о которых уже упоминалось выше: о роли и задачах ОВД в современных условиях, повышении требований к отбору и профессионализму сотрудников, изъятии травматического оружия из гражданского оборота и многие другие.
Если говорить о самом социальном пакете, то в правительственном варианте он был сведен к одной короткой статье, состоящей из трех положений: при выходе на пенсию сотрудники, имеющие государственные награды (орден), имеют право на получение единовременного денежного пособия; дети сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, имеют право на поступление вне очереди в общеобразовательные государственные дошкольные и школьные учреждения, детские лагеря; местные представительные и исполнительные органы по своему усмотрению вправе вводить дополнительные меры поддержки.
Мы посчитали, что подобный социальный пакет, можно сказать, ни о чем. Он не учитывает особенности профессии, связанные с риском для жизни и здоровья, с жесткими условиями службы, практическим отсутствием личного времени и другими лишениями, и тем более не способен стимулировать рост ее престижа. Поэтому для нас было крайне важным определить в законе главное положение, на котором, как на некоем основании, затем выстроить необходимый блок социальных гарантий. Это положение мы сформулировали так: "Особый характер несения службы в органах внутренних дел и ответственность сотрудников, установленные настоящим законом, компенсируются дополнительными социальными правами и льготами". Остановлюсь на некоторых из них.
Наиглавнейшим для сотрудников и членов их семей, конечно же, является вопрос крыши над головой. Ведь органы внутренних дел сами фактически ничего для своих сотрудников не строят, а если что-то и перепадает от акиматов, то только самая малость – несколько квартир в год для всего многотысячного личного состава ДВД. Это – капля в море. В этом мы сами убедились, посещая в ходе работы над законом территориальные подразделения в разных регионах республики, встречаясь с практическими работниками и ветеранами ОВД.
В связи с этим новый закон содержит определяющее положение о том, что сотрудник ОВД и члены его семьи, нуждающиеся в жилище, обеспечиваются им на период прохождения службы. До обеспечения жилищем сотруднику выплачивается компенсация за наем (аренду) жилища. Порядок обеспечения и выплат, а также категории должностей сотрудников, имеющих право на получение компенсации, будет определять Правительство. Необходимые бюджетные средства уже предусмотрены.
Думаю, можно назвать и появившееся теперь право безвозмездно приватизировать занимаемое жилище, предоставленное из государственного жилищного фонда. Это право распространяется на тех сотрудников, которые уволены со службы не по отрицательным мотивам, а их выслуга составляет 20 и более лет. Распространяется такое право и на сотрудников, имеющих 10-летнюю выслугу и при этом содержащих на иждивении детей-инвалидов. Кроме того, семья сотрудника, потерявшая кормильца, не может быть выселена из занимаемого служебного жилища или жилища, приравненного к нему, без предоставления другого жилища.
Члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) при прохождении службы, имеют право безвозмездно приватизировать предоставленное жилище из государственного жилищного фонда независимо от его выслуги лет. Законом также предусмотрены выплаты и пособия при переезде отдельных категорий сотрудников в другую местность, связанном с перемещением или продвижением по службе.
По инициативе депутатов Мажилиса решен и большой блок вопросов, связанных с установлением статуса и регулированием деятельности Государственной фельдъегерской службы в составе органов внутренних дел. Ею осуществляется правительственная курьерская связь с обеспечением защиты государственных секретов.
В завершение хотелось бы отметить, что принятие данного закона создает необходимую основу для перезагрузки деятельности всей системы органов внутренних дел, насчитывающей в своем составе почти 130 тысяч человек. Появилась реальная перспектива закрепления в ней и наращивания ядра высокопрофессиональных кадров, а значит – повышения эффективности деятельности этого важного органа государственной власти.
К тому же, предоставив сотрудникам органов внутренних дел полноценные социальные гарантии, государство и общество теперь имеют полное моральное право требовать от них безупречной службы. В общем, закон и время требуют появления правоохранителей нового поколения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Всесторонне проработанный документ 29.04.2014
Такой закон нам не нужен! 28.04.2014
Динамичный тренд интеграции 25.04.2014
Казахстанцы об Украине, России и интеграции 25.04.2014
Социолог как "станционный смотритель" 25.04.2014
Данияр Ашимбаев: Мы сами – имперская нация. В наших границах нам тесно 22.04.2014
"Они хотят увидеть, как мы почувствовали, что наказаны" 15.04.2014
Данияр Ашимбаев: Хорошие ребята должны держаться вместе 14.04.2014
Требуется ремонт власти 14.04.2014
Данияр Ашимбаев: Некоторых министров оставили в новом правительстве только для того, чтобы потом ими пожертвовать 10.04.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz