Аида ХАИРОВА, "Казахстанская правда", 31 января
Озвученная в Послании Президента народу Казахстана новая экономическая политика "Нұрлы жол" ставит целью не только стимулирование роста экономики страны, но и продолжение структурных реформ. О перспективах в этой сфере редакция попросила рассказать министра финансов РК Бахыта СУЛТАНОВА. – Бахыт Турлыханович, в рамках новой экономической политики "Нұрлы жол – путь в будущее" Правительство Казахстана планирует уделить особое внимание поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Почему выбран именно этот сектор? – Всем известно, что Елбасы постоянно уделяет внимание важности развития малого и среднего бизнеса. В последние годы в нашей стране проделана большая работа по содействию развития данной сферы: устраняются административные барьеры для открытия и ведения бизнеса, созданы льготные условия кредитования стартапов и МСБ в целом. И данная политика будет продолжена в рамках "Нұрлы жол". Более того, она усилится огромными вливаниями финансовых ресурсов из Национального фонда, а также собственными средствами фонда развития предпринимательства "Даму". Кроме этого, в 2015–2019 годах совместно с международными финансовыми организациями будет начата реализация проектов в сфере малого и среднего бизнеса. Отечественные предприниматели, будучи задействованы в реализации проектов в семи отраслях, определенных "Нұрлы жол" в качестве приоритетных, смогут претендовать на финансирование в размере более 13 миллиардов долларов. Речь идет о таких сферах, как ЖКХ, строительство дорог, развитие электроэнергетики, возобновляемых источников энергии. Именно исходя из двух вышеупомянутых факторов, "Нұрлы жол" станет большим стимулом для развития малого и среднего бизнеса. И это очень важно для Казахстана. Дело в том, что в экономике любой страны малый и средний бизнес играет существенную роль. Чем выше предпринимательская активность, тем весомей объем валового продукта. Частный бизнес, учреждая предприятие, выходит на рынок с определенной идеей, реализация которой обеспечивает рост валового продукта региона, а, следовательно, и страны. Чем успешнее идея бизнеса, тем выше его производительность и его доходность. И, соответственно, больше вклад предприятия в рост региональной экономики. Второй важный момент – рост налоговых поступлений в бюджет. Малые организации, как правило, исправно платят по счетам, в отличие от крупных компаний. В Казахстане сейчас доля МСБ в доходной части бюджета не превышает 18–20%. В то время как в развитых странах этот показатель доходит до 60–70%. – Получается, что в период кризиса выгоднее делать ставку на МСБ, чем на крупный бизнес? – На малый и средний бизнес выгодно ставку делать всегда. Дело в том, что эта сфера – фундамент прочного среднего класса. То, что принято называть "средним классом", формируется по мере роста числа людей, получающих возможность самореализоваться через частную собственность. Само понятие появилось еще в XVII веке для обозначения мелких и средних собственников и предпринимателей. Сегодня же принято к среднему классу относить лишь по уровню дохода. Но вы сами знаете, что менеджеры, управляющие, в том числе собственным бизнесом, всегда находятся в более выгодном финансовом положении, нежели наемные работники. Именно поэтому мы говорим – чем больше у нас будет людей, открывающих свой бизнес, и чем успешнее он будет функционировать, – тем шире будет социальная группа среднего класса. Но вместе с тем будет повышаться и общее благосостояние населения, поскольку именно сфера МСБ создает большее количество рабочих мест на единицу продукции, нежели крупный бизнес. Причем речь идет о создании рабочих мест не только для квалифицированных кадров, но и для студентов, пенсионеров, людей со средним уровнем образования и квалификации. То есть появляются дополнительные источники заработка. Кроме того, малый и средний бизнес в мире считается основным генератором инновационных технологий. В США, например, каждая восьмая компания, которая открывается в сфере малого и среднего бизнеса, – специализируется на разработке, производстве и коммерциализации новой продукции и технологий. – Там государство как-то софинансирует их деятельность? – Так же, как и в Казахстане государством поддерживаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Вопрос лишь в заинтересованности самого бизнеса: с одной стороны, крупного в том, чтобы закупать или заказывать у МСБ требуемые ему разработки, а у того в свою очередь – чтобы доводить инновационные идеи до практического воплощения. Глава государства не зря говорит о важности работы науки на благо практиков. Инновации должны быть направлены на повышение КПД производства и в конечном итоге – на получение прибыли. И это выгодно всем. К слову, малый и средний бизнес не только участвует в создании инноваций, но и активнее, нежели крупный бизнес, внедряет инновационный продукт в свою деятельность. Крупные фирмы, учитывая большой риск и повышенные затраты, переходят на изготовление новой продукции осторожно. Анализ обновляемости продукции таких компаний показывает, что 70% ее новых видов – модификации, 20% – небольшие инновации и только 10% – новая продукция, которую прежде никто не выпускал. МСБ в этом плане мобильнее. Он ближе к интересам потребителей и может быстрее переформатировать деятельность на нужды своих клиентов. Малому бизнесу это необходимо, чтобы выдержать конкуренцию на рынке и выиграть борьбу за потребителя. – Получается, что МСБ становится важным звеном модернизации экономики? – А также стимулятором для усиления конкуренции, обеспечивающей развитие экономики и общественный прогресс. – О такой новаторской роли много говорилось с момента запуска процесса приватизации в стране. Вы считаете, что малый и средний бизнес может стать катализатором роста для предприятий, которые сегодня продаются государством? – Вы знаете, что в прошлом году мы запустили вторую массовую волну приватизации. Первая пришлась на 90-е годы. И в рамках этой кампании мы не просто распродаем госактивы, но высвобождаем ниши на рынке для применения сил бизнеса. То есть мы применяем принципы Yellow Pages Rule: там, где может работать частный сектор, там должно быть ограничено функционирование сектора госпредприятий. Госпредприятия могут существовать только там, где отсутствует иная возможность обеспечения нацбезопасности, обороноспособности государства, защита интересов общества, содержание стратегических объектов, находящихся в госсобственности. Если говорить по-простому, то в секторах, где представлен частный бизнес, государственных предприятий быть в принципе не должно. Хотя бы потому, что государство своим присутствием на рынке убивает конкуренцию. То есть убивает саму основу рыночных отношений. А как известно, там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже. Если вы посмотрите список приватизируемых компаний, то увидите очень много образовательных центров, центров по изучению государственного языка. В этой сфере сегодня представлены как государственные организации, так и активно развиваются услуги частного сектора. Если есть частник – зачем там нужно государство? Эти же принципы будут применяться и при создании новых госпредприятий и дочерних компаний квазигосударственного сектора. Государству, пусть даже в квазивиде, нельзя отбирать хлеб у частного бизнеса. Который, как мы уже говорили, более продуктивно работает на получение прибыли. Ведь главная задача любого инвестора – не остаться банкротом. – Осенью в СМИ прошла информация о невероятной для казахстанских приватизационных аукционов продажной цене одного предприятия из Восточного Казахстана – она превышала стартовую в 25 раз. – Речь, как понимаю, о продаже 51-процентного пакета акций ТОО "Ритуал-Сервис". Тогда цена продажи действительно отличалась от стартовой более чем в 25,5 раза. И пока эта фирма является лидером по заинтересованности в нем бизнеса. Примечательно, что покупатели с самого начала аукциона начали делать высокие ставки. Еще один факт подобной активности мы зафиксировали при продаже ТОО "Мак-Экибастуз" (относится к активам НК "Казахстан темир жолы"). Тогда покупатели торговались размерено, но упорно: всего было сделано 55 "ценовых шагов". Кстати, в этих торгах принимали участие 5 покупателей. Так что борьба шла нешуточная, хоть и осторожная. – Назовите самый дорогой объект из проданных? – Если судить по конечной цене продажи, то это – KEGOC, который был приватизирован через программу "Народное IPO" за 13,1 миллиарда тенге. Через аукцион самым дорогим проданным объектом оказался "Мак-Экибастуз" – более 1-го миллиарда тенге. А самая высокая оценочная стоимость у 100% акций АО "Алматинский вагоноремонтный завод" – 6,6 миллиарда тенге. В целом, я считаю, процесс приватизации движется хорошо, а главное, что он востребован бизнесом. Государство ставит целью максимально освободить конкурентные ниши для применения сил бизнеса. Это в конечном итоге будет способствовать росту предпринимательства в стране, что положительно отразится на экономической стабильности Казахстана. Ведь суверенное государство – это государство, которое способно себя содержать. Не выжимая соки из бизнеса в виде повышения налогов, но создавая условия для расширения предпринимательства и, как следствие, – налогооблагаемой базы в целом. – Спасибо за беседу. |