Гульбаршин САБАЕВА, "Литер", 7 марта
Женева является признанным центром международной дипломатии. В этом небольшом, по международным меркам, городе Швейцарии сосредоточены крупные международные организации, в том числе Отделение ООН. О том, как представлены интересы Казахстана в этом сосредоточии многосторонней дипломатии, – в интервью Постоянного представителя Республики Казахстан при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве, Чрезвычайного и Полномочного Посла в Швейцарской Конфедерации Мухтара Тлеуберди. – Мухтар Бескенович, какими вопросами в основном занимается представительство в Женеве? – Отделение ООН в Женеве является вторым по значимости представительством в системе ООН. Так называемый Женевский офис служит центром дипломатических совещаний и форумов по обсуждению проблем разоружения, защиты прав человека, искоренения нищеты, продвижения вопросов устойчивого развития и гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях. При отделении аккредитованы около 180 постоянных представителей зарубежных стран и представлены почти все основные международные организации. Начиная с 1946 г. Европейское, а затем Женевское отделение ООН возглавляли представители Польши, США, Великобритании, Нидерландов, Италии, Бельгии, Швеции, Франции, России и Казахстана. Для Казахстана особой гордостью является то, что в период с мая 2011 г. по октябрь 2013 г. на посту заместителя Генерального секретаря ООН, генерального директора Отделения ООН в Женеве находился Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, который стал первым представителем Азии, возглавившим Женевское отделение ООН. Постоянное представительство Республики Казахстан при Отделении Организации Объединенных Наций и других международных организациях в Женеве было учреждено в соответствии с указом Президента в декабре 1995 года. С 2006 года на своем собственном участке в сердце Женевы функционирует отдельное офисное здание постоянного представительства нашей страны. На полях Женевского отделения ООН Казахстан успешно проводит множество мероприятий разного формата и уровня, включая конференции, семинары, "круглые столы" и заседания по широкому кругу вопросов. – На днях в Женеве прошли важные международные события, в том числе Сегменты высокого уровня 28-й сессии Совета по правам человека и Конференции по разоружению. Каковы ваши главные впечатления от его результатов? – Ежегодно начало марта в Женеве становится центром притяжения для руководителей всех государств – членов ООН. В этот период традиционно проходят Сегменты высокого уровня Совета ООН по правам человека и Конференции ООН по разоружению. В этом году Республику Казахстан на данном мероприятии представляет министр иностранных дел Ерлан Идрисов, который в своих выступлениях в Совете по правам человека и Конференции по разоружению четко обозначил все наши приоритеты и инициативы в области защиты прав человека и разоружения. С текстами вы можете ознакомиться на официальном сайте МИДа и миссии Казахстана в Женеве. Я бы хотел обратить внимание только на некоторые основные моменты. Казахстан всецело поддерживает работу Совета ООН по правам человека и активно сотрудничает с его механизмами и процедурами. В октябре прошлого года наша страна прошла второй цикл Универсального периодического обзора по правам человека. Надеемся, что в рамках нынешней сессии доклад по Казахстану будет успешно утвержден. Наша страна ведет целенаправленную и последовательную работу по присоединению ко всем основополагающим международным инструментам в сфере поощрения и защиты прав человека. Наша страна является участником всех ключевых международных конвенций в этой области. К примеру, в феврале текущего года Республика Казахстан завершила процесс ратификации Международной конвенции о защите прав инвалидов, что было рекомендовано рядом стран по итогам второго цикла УПО. Казахстан поддерживает постоянное тесное сотрудничество с международно-правовыми механизмами контроля в области прав человека, своевременно представляет периодические доклады в договорные органы ООН и принимает активное участие, на уровне представительных и компетентных делегаций, в их защите. Данный факт еще раз подтверждает то, насколько серьезно наша страна относится к взаимодействию с договорными органами ООН. Глава внешнеполитического ведомства нашей страны также провел двусторонние встречи с верховным комиссаром по правам человека, принцем Зейдом Раадом аль-Хуссейном и генеральным директором Отделения ООН в Женеве, генеральным секретарем Конференции по разоружению М. Меллером. Во время беседы с верховным комиссаром министр выразил удовлетворение уровнем развития двустороннего сотрудничества с Управлением верховного комиссара по правам человека. В данном контексте была выражена позитивная оценка деятельности совета в своевременном реагировании на события в мире. Это еще раз подчеркивает эффективность СПЧ ООН в принятии действенных решений и мер в интересах соблюдения и защиты прав человека в чрезвычайных ситуациях. Глава МИД РК особо отметил принимаемые Казахстаном меры по защите основных прав и свобод в стране в контексте нашего членства в Совете по правам человека и вице-председательства в Бюро СПЧ ООН в текущем году. В развитие двустороннего сотрудничества министр Е. Идрисов пригласил Зейда Раада аль-Хуссейна посетить с официальным визитом Казахстан в любое удобное время. – Недавно нашу страну посетил специальный докладчик ООН по вопросу о праве на свободу мирных собраний и праве на ассоциацию Майна Киаи. Как складывается сотрудничество Казахстана с этой структурой Совета по правам человека? – Хотел бы отдельно остановиться на активном взаимодействии нашей страны с механизмом Специальных процедур Совета ООН по правам человека. В 2009 году наша страна направила открытое приглашение в адрес всех держателей мандатов спецпроцедур и до настоящего времени приняла с визитом девять спецдокладчиков, в том числе два эксперта посетили Казахстан с повторными визитами, что является редким исключением. До конца текущего года мы ожидаем визиты спецдокладчика по вопросам токсичных и опасных продуктов Б. Тункака, а также членов Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях. В соответствии с запросами указанных экспертов заинтересованные государственные органы Казахстана рассматривают сроки осуществления указанных визитов. Мы заинтересованы в дальнейшем расширении открытого диалога с мандатариями специальных процедур совета. При этом однозначно выступаем за необходимость сбалансированного подхода в учете различных источников информации при оценке спецдокладчиками ситуации с соблюдением тех или иных прав человека в посещаемых странах. Мы считаем неприемлемым составление однобоких оценок, основанных на применении одного типа информационных источников в ущерб другим. Накопленный за последние девять лет конструктивный опыт и позитивный диалог с Советом по правам человека позволяет говорить о необходимости продолжения совершенствования методов работы совета и его специальных процедур. – Как развивается взаимодействие Казахстана с Конференцией по разоружению? – Мы рассматриваем Конференцию по разоружению в качестве единственной постоянно действующей многосторонней переговорной площадки в области разоружения, нераспространения и контроля над вооружением. Главой нашего государства было инициировано принятие в рамках ООН Всеобщей декларации достижения мира, свободного от ядерного оружия. В настоящее время наши эксперты ведут работу с "ядерной пятеркой", другими заинтересованными странами и Секретариатом ООН по продвижению проекта декларации. Еще одним приоритетом Казахстана в рамках конференции является завершение институционализации зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. В прошлом году пять ядерных держав подписали Протокол о негативных гарантиях к Семипалатинскому договору, согласно которому они обязались не применять и не угрожать ядерным оружием странам Центральной Азии. В настоящее время две страны уже ратифицировали данный протокол. Ожидаем, что к Обзорной конференции ДНЯО 2015 года, которая состоится в конце апреля, другие также проведут ратификацию. Что касается самой Обзорной конференции ДНЯО, то Казахстан проводит активную работу по подготовке участия в ней. В этой связи мы с сожалением должны отметить, что до сих пор не выполнено решение Обзорной конференции ДНЯО 2010 года – не проведена конференция по вопросу создания зоны, свободной от всех видов ОМУ, на Ближнем Востоке. Хотел бы подчеркнуть, что нашим основным приоритетом является ядерное разоружение и нераспространение. Это связано не только с нашим недалеким трагическим прошлым, последствия которого мы ощущаем до сих пор. Но и с прагматичным взглядом в будущее, полностью свободное от самого смертоносного оружия. Именно поэтому Казахстан, по признанию многих стран, является лидером международного антиядерного движения. – Какова ваша оценка того, что является главным достижением режима ядерного нераспространения, и ваш прогноз на будущее? – При всей общей стагнации мирового разоруженческого процесса нельзя не отметить многих достижений, которые имели место в недалеком прошлом. Это закрытие Семипалатинского полигона, заставившее замолчать другие ядерные полигоны. Это отказ трех государств – Казахстана, Украины и Беларуси – от своих внушительных ядерных арсеналов и их полный демонтаж. Это заключение в 1996 году Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Это существенное сокращение численности единиц ядерного оружия Россией и США в рамках Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, а также односторонние сокращения со стороны Великобритании и Франции. Это расширение зон, свободных от ядерного оружия, по всему миру. В отношении прогнозов на будущее – это неблагодарная работа. Однако хочу все-таки выразить надежду, что ведущие мировые державы в полной мере осознают свою ответственность перед будущим и человечество существенно продвинется в направлении мира, свободного от ядерного оружия. – На какой стадии находится переговорный процесс по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО)? – Казахстан находится в процессе присоединения к ВТО с 1996 года. Переговоры особенно интенсифицировались в последние несколько лет и подошли вплотную к завершению. Переговорная команда во главе с министром по делам экономической интеграции Ж. Айтжановой нацелена на участие в предстоящей в декабре текущего года Десятой министерской конференции ВТО в Найроби уже в качестве полноправного члена этой организации. Вступление в ВТО является одним из стратегических приоритетов правительства нашей страны. Казахстан должен участвовать в процессах регулирования международной торговли. В постпредстве имеется отдел по вопросам ВТО, сотрудники которого непосредственно вовлечены в переговорный процесс по вступлению Казахстана в ВТО и обеспечивают взаимодействие между правительством нашей страны, членами ВТО и Секретариатом ВТО. Одной из важнейших задач постпредства является информационно-аналитическое обеспечение переговорной команды. Наши дипломаты наряду с экспертами из столицы готовят материалы по системным вопросам; сравнительный анализ казахстанских предложений по доступу на рынок товаров и услуг с соответствующими предложениями стран – членов ВТО; сравнительный анализ обязательств, принятых странами, вступившими в ВТО, и закрепленных в текстах докладов рабочих групп по вступлению этих стран в ВТО; разрабатываются рекомендации по соответствующим вопросам для использования при выработке переговорной позиции казахстанской стороны в процессе вступления в ВТО. Проводятся экспертные оценки по ряду вопросов, связанных с подготовкой изменений в законодательные акты Республики Казахстан, на предмет их соответствия с положениями соглашений ВТО. Постпредство также осуществляет проработку вопроса по повышению квалификации казахстанских специалистов в сфере регулирования международной торговли и по изучению международного опыта по вопросам, обсуждающимся в процессе вступления Казахстана в ВТО. В данном контексте ведется также сотрудничество с Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН (СПЕКА) в части торговли, с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Международным торговым центром (МТЦ) по проектам оказания технической помощи в сфере облегчения торговых процедур, развития торговой политики и наращивания человеческого потенциала в сфере регулирования внешней торговли. |