Роза ДАВЛЕТЬЯРОВА, "Казахстанская правда", 29 апреля
В начале мая Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета представит вниманию депутатов Парламента заключение на Отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2014 год. Об актуальных проблемах, выявленных по итогам контрольно-аналитических мероприятий, работе, проводимой в рамках реформирования отечественной системы государственного финансового контроля, в интервью "Казахстанской правде" рассказал председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин. – Козы-Корпеш Есимович, ежегодно Счетный комитет представляет в Парламент заключение на Отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета. Нынешний год – не исключение… – Да, совсем скоро мы представим вниманию депутатов свои выводы о том, насколько эффективно использованы в прошлом году средства республиканского бюджета и активы государства. По сути дела, документ содержит результаты всей работы, проведенной в отчетном году. Надо принять во внимание, что на исполнение бюджета отрицательным образом повлияли внешние неблагоприятные факторы. Среди них – снижение цены на нефть и спроса на экспортную продукцию и прочее. – Какого характера нарушения выявлены по результатам проведенных проверок? Какие из них самые распространенные? – Чаще всего нарушаются нормы бюджетного законодательства, законодательства о градостроительной, строительной деятельности и государственных закупках. К примеру, когда мы проверяем регионы, то каждый раз убеждаемся в том, что всюду перечень нарушений один и тот же. Получают деньги под какой-нибудь инвестпроект, а соответствующая документация не готова. Поэтому строят без технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, авторского и технического надзора. К примеру, в Кызылординской области в 2013–2014 годах таким образом построено 35 объектов на сумму 5,4 миллиарда тенге. В Актюбинской области в 2013 году строительство трех объектов стоимостью около миллиарда тенге осуществлялось также без авторского надзора. Большое количество таких нарушений выявлено в Алматинской области. Инвестиционные проекты на 6,4 миллиарда тенге реализованы без уведомления органа государственного архитектурно-строительного контроля. Объекты инженерно-коммуникационной инфраструктуры, автомобильные дороги на 250 миллионов тенге строились без сопровождения технического и авторского надзоров. И это несмотря на то, что регион является сейсмоопасным, и качественное строительство по всем правилам и нормам имеет для него особое значение. Во время заседания мы обратили внимание, что и предыдущим контролем Счетного комитета в Алматинской области выявлены подобные нарушения. И заместитель акима уверял нас: ситуация будет исправлена. Однако, как оказалось, воз и ныне там. Надеемся, что с приходом нового акима в области будет наведен порядок. Кстати, в Алматинской области, благодаря нашим ревизорам в ходе контроля, в том числе возмещена и восстановлена (посредством проведения подрядчиками работ и восстановления бухучета. – Прим. ред.) значительная сумма – 2,7 миллиарда тенге. На моей памяти это одна из наиболее крупных сумм, которую нам удалось возместить. Актуальной остается проблема некачественного планирования: просчеты допускаются как регионами, так и центральными государственными органами. Об этом мы ежегодно говорим депутатам Парламента. – Каковы общие итоги работы Счетного комитета за прошлый год в цифрах? – Мы провели 25 контрольных мероприятий, охватили 298 объектов. Выявили нарушений на сумму свыше 700 миллиардов тенге. Конечно, многие из них носят процедурный характер, но фактов неэффективного использования бюджетных средств предостаточно. Министерством образования и науки профинансировано 250 научных проектов на сумму свыше 2 миллиардов тенге, которые впоследствии были закрыты из-за низкой оценки государственной экспертизы. В Костанайской области не используются построенные за счет средств республиканского бюджета 5 объектов ЖКХ стоимостью свыше 1,3 миллиарда тенге. Неэффективно реализуются и целые программные документы. Так, при реализации отраслевой Программы обеспечения безопасности дорожного движения на 2012–2014 годы основные цели не достигнуты, в результате чего она была поставлена на утрату. Характерный для многих регионов пример – удорожание работ из-за превышения сроков строительства. Как следствие, это приводит к дополнительным бюджетным расходам. Так, в ходе реализации проекта строительства магистрального газопровода Алматы – Талдыкорган его стоимость увеличилась с 20 миллиардов тенге до 27 миллиардов. В Южно-Казахстанской области сроки строительства и реконструкции групповых водопроводов стоимостью 12,5 миллиарда тенге превысили запланированные на 3–7 лет. Множественные нарушения выявляются в сфере государственных закупок. Так, управлением строительства Актюбинской области одни поставщики признавались победителями госзакупок, хотя не соответствовали требованиям, другие, наоборот, незаконно отклонялись по непредусмотренным основаниям. Сумма нарушений составила свыше 6,2 миллиарда тенге. Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог этой же области также допущены нарушения законодательства о госзакупках на сумму свыше 2 миллиардов тенге. – Позади четыре месяца работы в текущем году. Может, и о них расскажете? – Как говорил Остап Бендер: "Я бы взял частями, но мне нужно сразу". Так и вам нужна вся информация сразу (смеется). А если серьезно, то до того, как я доложу итоги Главе государства, какую-либо информацию дать не могу. – Хорошо. А бывает ли, что с выводами ваших ревизоров объекты контроля не соглашаются? – И довольно часто. Наши выводы всегда будут не устраивать тех, кого мы проверяем. Но в процессе обсуждения мы всегда обосновываем свою точку зрения. Поэтому могу уверенно заявить, что заключения Счетного комитета стопроцентно соответствуют действительности. Мы не гоняемся за какими-то жареными фактами, не стремимся выявить во что бы то ни стало огромные суммы нарушений, чтобы потом их озвучить и завоевать мнимый авторитет. Наша главная задача – профилактика злоупотреблений, допускаемых бюджетополучателями. Для этого необходимо выстроить должным образом работу с Правительством, совместно выявлять и, главным образом, решать проблемы, препятствующие эффективному использованию бюджетных ресурсов. В том числе содействовать органам власти в ликвидации пробелов в законодательстве. В прошлом году, к примеру, представляя свой отчет в Парламенте, мы говорили о различной методике учета неосвоенных бюджетных средств. Расхождение сложилось из-за различных подходов к определению терминов "неосвоение", "неосвоенные средства", "неиспользованные средства". Совместно с Минфином мы вроде бы договорились, что нужно закрепить их на законодательном уровне, в понятийном аппарате Бюджетного кодекса. К сожалению, пока этот вопрос не решен. Нарушения бюджетной дисциплины определяются в соответствии с Классификатором нарушений. Он утвержден приказом министра финансов по согласованию со Счетным комитетом. Однако в условиях динамично изменяющегося законодательства классификатор необходимо постоянно актуализировать, совершенствовать. Этим мы тоже занимаемся совместно с Правительством. Недавно утвердили этот документ в новой редакции. – Принимались ли вами меры по совершенствованию деятельности Счетного комитета? – Я считаю, что Счетный комитет как высший орган финансового контроля не просто должен максимально способствовать эффективному и рациональному использованию государственных ресурсов. Он должен быть общепризнанным лидером во внедрении новых направлений контроля, использовании передовых направлений аудита. Этим задачам нужно соответствовать по всем параметрам. Как в качественном плане, так и в количественном. Мы усилили кадрами наши основные структурные подразделения, на которые ложится наибольшая нагрузка. Оптимизировав количество отделов, повысили эффективность их работы. В большей степени это касается контрольной, аналитической и методологической составляющих деятельности. К примеру, внедрена система отчетности контролеров на объекте контроля в режиме онлайн. Она позволяет оперативно получать информацию о работе контролера, принимать своевременные меры по повышению качества проверок, минимизировать коррупционные риски. Активизирована работа по созданию информационной системы, планируется ее интеграция с информационными системами других госорганов, что повысит оперативность и эффективность контрольно-аналитической деятельности Счетного комитета. Пересмотрена деятельность РГП "Центр по исследованию финансовых нарушений". Сейчас это не просто подведомственная организация Счетного комитета, работающая сама по себе. Научные разработки приобрели прикладной характер, результаты исследований апробируются на пилотных проектах. – Какую работу, помимо основной контрольной деятельности, проводит ваше ведомство? – Сейчас мы готовимся к принятию Закона "О государственном аудите и финансовом контроле". Задача законопроекта – внедрение системы государственного аудита. Если задача контроля – выявлять, то задача аудита – профилактика нарушений. Закон назрел, весь цивилизованный мир перешел на систему государственного аудита. Я надеюсь, что в нынешнем году он будет принят. С принятием данного закона Счетный комитет в течение очень короткого времени, буквально одного-двух месяцев, должен утвердить более 50 подзаконных актов. Это и правила, стандарты, и методические руководства... И мы уже занимаемся их разработкой, не дожидаясь принятия закона. Это большая и трудоемкая работа. Уже разработано почти 30 документов. Думаю, к моменту принятия закона основная нормативная правовая база будет готова. – Учитывается ли при этом передовой зарубежный опыт? – Безусловно. Счетный комитет Казахстана – член международной, европейской и азиатской организаций высших органов финансового контроля. Входим в состав советов стран – участниц СНГ, государств – членов ШОС. Активно сотрудничаем с коллегами в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе. С белорусами и россиянами ежегодно проводим совместные и параллельные проверки. Внутри этих и других организаций действуют рабочие группы по различным направлениям. К примеру, по разработке ключевых национальных показателей, аудиту в сфере госзакупок. Члены Счетного комитета систематически принимают участие в их работе, получают необходимую информацию, которую мы используем в своей деятельности. В марте текущего года я участвовал в заседании 23-го Симпозиума ООН/;ИНТОСАИ, который проходил в Вене. Состоялся содержательный и очень полезный для нас разговор, обсуждались актуальные проблемы аудита, инновации и передовые подходы в этой сфере. Недавно мы обратились в Азиатский банк развития и Всемирный банк с заявками на оказание технической помощи в привлечении международных экспертов. В случае их одобрения это будет неплохим подспорьем в работе по переходу на систему госаудита. – Счетный комитет всегда выступал за сильный финансовый контроль в регионах. Как сейчас складываются отношения Счетного комитета и ревкомиссий? – Мы всячески их поддерживаем: оказываем помощь в вопросах методологии, содействуем внедрению единых принципов и стандартов контроля, консультируем. Для повышения качества результатов контроля ревкомиссий проводим совместные и параллельные контрольные мероприятия. Также специалисты ревкомиссий проходят в Счетном комитете стажировку. У нас имеется так называемая диалоговая площадка – Координационный совет органов внешнего государственного финансового контроля. На заседаниях совета обсуждаем наиболее проблемные вопросы ревкомиссий, ищем пути их решения. – В случае принятия законопроекта, о котором вы говорите, смогут ли ваши ревизоры соответствовать новым требованиям? – Здесь есть над чем задуматься. Законопроектом предусмотрено ужесточение квалификационных требований к государственным аудиторам, а также внедрение их независимой сертификации. Мы проанализировали качественный состав ревизоров Счетного комитета, ревизионных комиссий, Комитета государственного контроля Министерства финансов и выяснили, что ни одного сертифицированного государственного аудитора у нас нет. При этом необходимые кадры по специальности "государственный аудит" в стране не готовят. Об этом мы доложили Главе государства, и он поручил создать в стране систему подготовки государственных аудиторов. Сейчас совместно с Министерством образования и науки и другими заинтересованными организациями работаем над этими вопросами. – О каких еще проблемах вы докладывали Главе государства? – Об итогах оценки исполнения республиканского бюджета, состоянии финансовой дисциплины, системных нарушениях, допускаемых при планировании и использовании бюджетных средств, и путях дальнейшего совершенствования деятельности органов государственного финконтроля. Для обеспечения строгого контроля за использованием каждого тенге, выделенного из республиканского бюджета и Национального фонда, мы предложили проводить выборочный контроль субъектов предпринимательства, использующих средства из этих источников. Такой подход исключит тотальные проверки и административную нагрузку на бизнес. В этом вопросе мы получили одобрение Главы государства. Вообще хочу сказать, что, несмотря на колоссальную загруженность, Нурсултан Абишевич очень хорошо знает о положении дел в системе государственного финансового контроля, о процессах, которые происходят в этой сфере. По итогам каждой встречи Президент дает конкретные, практические и, как показывает время, дальновидные поручения. Каждая встреча с Главой государства для меня является своеобразным экзаменом, к которому я тщательно, серьезно готовлюсь. В то же время эти встречи дают огромный заряд энергии, сил и уверенности, которые очень помогают в работе. – Вернемся к основной деятельности Счетного комитета. Какие задачи ставите перед собой в текущем году? И кого собираетесь проверять, если не секрет? – Во-первых, самое главное – это исполнение поручений Главы государства, поставленных в Послании народу Казахстана "Нұрлы жол – путь в будущее", усиление контроля за использованием бюджетных средств. Наша задача – проследить, чтобы они использовались прозрачно и эффективно. Во-вторых, у нас есть план контрольных мероприятий работы на 2015 год, который мы должны качественно и своевременно исполнить. Он размещен на нашем сайте, и любой желающий может с ним ознакомиться. В целом за год запланировано охватить 5 регионов, 19 государственных органов по различным вопросам, несколько государственных программ, имеющих важнейшее социальное значение. Я имею в виду "Саламатты Казахстан на 2011–2015 годы", "Дорожная карта занятости-2020", Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2015 годы. Кроме того, будем способствовать скорейшему принятию законопроекта, о котором я говорил, разрабатывать связанные с ним нормативные правовые акты, работать над созданием системы подготовки специалистов – государственных аудиторов. Предстоит также завершить создание информационной системы Счетного комитета, интегрировать ее с системами Министерства финансов, Генеральной прокуратуры, Агентства по статистике, в перспективе – и ревизионных комиссий. Ну и, конечно, есть текущая, каждодневная работа, обеспечивающая эффективную деятельность Счетного комитета. – Спасибо за интервью. |