ia-centr.ru, 14 мая
Интервью с известным казахстанским политологом Данияром Ашимбаевым. Ч.2. – ИАЦ: 2015 год насыщен юбилейными датами, многие из которых имеют идеологический заряд. 20-летие АНК, 550-летие Казахского ханства. По какому пути будет идти формирование национальной идеологии? Следует ли ожидать что-то новое в этой сфере, в свете объявленной внутриполитической модернизации? – Д.А.: Социальная модернизация, о которой говорит президент, крайне важна. Мы видим, что миграционные и демографические процессы влияют на изменение национального состава населения Казахстана, на его культурный и образовательный уровень. Города фактически перестали выполнять ассимиляционные функции. Все больше проявляется дефицит квалифицированных специалистов. Страна проходит сложный переходный период, но направления этого перехода достаточно спонтанны. Если говорить о национальном составе, то статистически можно отметить отъезд русских, украинцев, немцев, евреев, место которых занимают этнические казахи из Монголии, Китая, среднеазиатских республик, а также полумиллионная армия гастарбайтеров – узбеков, киргизов, в меньшей степени – турков и китайцев. При этом, если посмотреть в профессионально-образовательном разрезе, то мы увидим, что уезжают врачи, инженеры, мастера, учителя, а приезжает низкоквалифицированная рабочая сила, с низким образовательным уровнем – т.е., по сути Казахстан импортирует социальные проблемы со всего соседнего региона. При этом, конечно, нельзя сюда смешивать тех, кто переехал из России и европейских республик. Многое, из того, что сейчас функционирует – экономическая, социальная, коммунальная, научно-образовательная инфраструктура была построена в советское время (и совместными усилиями) – нуждается в модернизации, дальнейшем развитии. В своей программной статье трехлетней давности Нурсултан Назарбаев затрагивал эти вопросы, но многое пока осталось на бумаге. Страна нуждается в социальной модернизации, повышении уровня образованности населения, улучшении качества рабочей силы, в инженерах, учителях, научных сотрудниках. Понятно, что многие процессы, вызвавшие негативные последствия, были объективными. Но Казахстану удалось сохранить и обеспечить политическую и социальную стабильность, межнациональное согласие, определенный уровень экономического развития. Многовекторная внешняя политика и интеграционные инициативы Нурсултана Назарбаева минимизировали внешние риски и угрозы. Страна является региональным лидером в вопросе привлечения инвестиций. В последние годы удалось активно модернизировать производственную, энергетическую и транспортную инфраструктуру. Но вопрос стоит в закреплении вектора на дальнейшее устойчивое развитие. Те проблемы, о которых мы говорили, вполне очевидны, их прекрасно понимает политическое руководство страны. Нурсултан Назарбаев делает ставку на наднациональную идеологию, светское развитие, диверсификацию экономики и сильное государство – те же принципы, которые позволяют провести аналогию с модернизацией советской, но в условиях рыночной экономики и демократичных процедур. Есть очевидные проблемы на пути модернизации – непотизм, бизнес-интересы элиты, социальная апатия, коррупция, трайбализм, исламизация и клерикализация, снижение культурного и образовательного уровня населения, миграционные процессы, падение КПД госаппарата, внешнее воздействие, которое в последние годы явно направлено на активизацию тех факторов, о которых уже шла речь. Говоря об административных, политических, конституционных реформах, важно понимать, что речь идет не о стратегии, которая достаточно четко была сформулирована еще в первые годы независимости, а об инструментарии по реализации базовых принципов развития государства. Страна не разбазарила советское наследие, как многие наши соседи по бывшему Союзу, а смогла многое сохранить и даже приумножить. Вместе с тем, одновременно с этим происходит и накапливание негативных тенденций, и перманентной задачей руководства страны является их минимизация, а главное – обеспечение преемственности и устойчивости курса. Вопрос о национальной истории в этом аспекте стоит особенно остро. В русле той ревизии истории, о которой я говорил, совершенно выпали тезисы о героях труда, передовиках производства, важности технического образования, трудовой этики. Их место занимают полумифические бии, султаны и батыры, многие из которых существовали в действительности и которые внесли свой вклад в историю Казахстана, но с точки зрения педагогики и примера для подрастающей молодежи, мягко говоря, не вполне адекватны. "Возрождение традиций", о котором все много и долго пишут, тоже имеет свои нюансы. Не совсем понятно, что именно считать той самой традицией: исламские ценности (если да, то какие именно), весьма живучие тенгрианские корни, советские? Говорить о возрождении номадизма в современных – вообще нонсенс. Государство пытается противопоставить религиозному экстремизму традицию "правильного" ислама (причем именно государство, поскольку работа Духовного управления мусульман Казахстана особенно никем не фиксируется, а т.н. "Союз мусульман", заявления которого любят цитировать СМИ, особенно российские – незарегистрированная фикция, занимающаяся саморекламой). Но, господа, религия как фактор развития общества исчерпала себя еще в средние века. Дальнейшее же религиозная пропаганда (будь хоть сто раз правильной и традиционной) будет вести к росту религиозности населения и, соответственно, к росту радикальных течений, особенно среди молодежи. Стране нужны школы и техникумы, а не мечети и церкви. При формировании ориентиров развития нужно апеллировать не столько к истории, сколько к объективным потребностям современного развития страны. – ИАЦ: Помимо уже названных юбилеев, в этом году исполняется 180 лет со дня рождения Чокана Валиханова и 170 со дня рождения Абая. Это знаковые фигуры не только для Казахстана, но и для России. Представляются ли Вам востребованными совместные форматы празднования этих юбилейных дат. Есть ли в целом потенциал для более глубокой научной дискуссии и сближения позиций по историческим сюжетам между профессиональными сообществами двух стран? В каких форматах и по каким направлениям это наиболее перспективно? – Д.А.: И Чокан, и Абай многое сделали для синтеза казахской и русской культуры, поиска и выбора пути совместного развития. Понятно, что это были живые люди, со своими достоинствами и недостатками, и чрезмерная героизация отодвигает на задний план именно их культурное, научное и духовное наследие. Такого рода фигуры должны быть не только признаны, их деятельность должна широко пропагандироваться. Заметьте, как навязчиво в последнее время идут публикации о перспективе национальных конфликтов в Казахстане, якобы имеющих место территориальных претензиях, сепаратизме и военной агрессии. В условиях, когда есть силы, стремящиеся разделить наши народы, наши страны, очень важно сохранить общие ценности, общую историю, имена и заслуги тех людей, которые внесли огромный вклад в развитие обоих народов. Необходима тщательная работа по выявлению неизвестных ранее материалов, изучению опубликованного творческого наследия, по проведению совместных научных и архивных изысканий, более глубокое изучение того периода на принципах историзма. Без искусственного возвеличивания исторических деятелей, но с честным признанием объективных заслуг и вклада. Это должно найти отражение и в школьных программах, и в литературе, и в научных трудах. – ИАЦ: Спасибо за интересную беседу |