NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 10.12.2024 08:17 ast
06:17 msk

"Зеленым" курсом к росту производства
В.Школьник: Проблема изменения климата является международной угрозой. Казахстан официально объявил о своих намерениях взять добровольные количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов
21.05.2015 / интервью

Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 20 мая

В Казахстане принята и реализуется Концепция по переходу к "зеленой" экономике. Один из ее важнейших принципов – снижение углеродоемкости ВВП. Непростая задача, с учетом того, что один из крупнейших сегментов экономики – энергетика – чаще всего обвиняется в колоссальном "взносе" в загрязнение окружающей среды.
При этом именно энергетика демонстрирует и самое активное движение к соблюдению экологических требований, развивая ВИЭ. Насколько успешно идет данный процесс? Поговорим об этом с министром энергетики Казахстана Владимиром ШКОЛЬНИКОМ.
– Владимир Сергеевич, каковы индикаторы и ориентиры отраслевой прог­раммы снижения вредных выбросов?
– Энергетика исходит из национальных ориентиров, которые обозначены в Послании Президента "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства". Определена стратегическая задача по переходу к низкоуглеродной экономике, а также на альтернативные и возобновляемые виды энергии. В качестве стратегической цели запланировано снижение энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 25%. К 2015 году этот показатель должен быть снижен не менее чем на 10%. Важнейшим инструментом реализации этих задач является регулирование выбросов парниковых газов на национальном уровне через их квотирование, мониторинг и отчетность, торговлю квотами и другими углеродными единицами.
– Как работает механизм распределения квот на выбросы парниковых газов?
– Система квотирования и торговли выбросами парниковых газов введена в республике с января 2013 года. Согласно законодательству, природопользователям запрещается вести деятельность без получения квот на выбросы парниковых газов. Речь – о деятельности компаний в нефтегазовой, энергетической, горно-металлургической, химической отраслях экономики, выбросы парниковых газов которых превышают эквивалент 20 тысяч тонн СО2 в год.
В действующем Национальном плане распределения квот на выбросы парниковых газов на 2014–2015 годы из общего числа 166 операторов установок 60 представляют сферу энергетической деятельности. При этом 60% от общего распределенного объема предназначено для установок сферы энергетики. То есть основную долю выбросов парниковых газов в квотируемом секторе установок осуществляют эти представители сферы энергетики. Квотирование выбросов парниковых газов стимулирует постепенный переход на производство более ресурсоэффективной продукции.
– Казахстан будет участвовать в Климатическом саммите ООН, как идет подготовка к нему?
– Проблема изменения климата является международной угрозой. Казахстан официально объявил о своих намерениях взять добровольные количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Сейчас мы занимаемся вопросами подготовки участия делегации Казахстана в глобальной 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и 11-го Совещания сторон Киотского протокола, которые пройдут с 30 ноября по 11 декабря в Париже. Основная цель форума – достижение консенсуса 195 странами – сторонами РКИК ООН по выработке и принятию нового глобального соглашения. Оно направлено на достижение заявленной цели по удержанию роста температуры до 2 градусов по Цельсию. То есть страны должны иметь определенные стратегии и программы по ограничению и сокращению своих выбросов парниковых газов.
Казахстан пока находится в процессе определения своего целевого показателя. Согласно "дорожной карте" по определению INDC (предполагаемые вклады, определяемые на национальном уровне), мы планируем вынести документ на совет по "зеленой" экономике под председательством Премьер-Министра в сентябре. После этого направим в Секретариат РКИК ООН. Мы полагаем, что окончательное решение Республики Казахстан об INDC в рамках нового климатического соглашения будет принято с учетом итогов переговорного процесса, проходящего в течение 2015 года, и объявленных INDC стран – основных эмитентов парниковых газов.
– В мире очень много говорится о декарбонизации национальных экономик. В чем ее суть, и каков казахстанский план?
– В широком понимании декарбонизация экономики (устранение выбросов CO2) означает переход к низкоуглеродной экономике с реализацией планов в области энергоэффективности, снижения выбросов парниковых газов и увеличения доли чистой энергии. В настоящее время 15 крупнейших стран, производителей углерода, приступили к разработке стратегий декарбонизации. Казахстан поддерживает эти инициативы. В связи с этим полагаю, что назрела острая необходимость разработки страновой стратегии декарбонизации экономики наряду с масштабным внедрением низкоуглеродных технологий. В нее необходимо включить цели по повышению энергоэффективности, максимальной электрификации, по развитию ВИЭ, по диверсификации источников энергопотребления с возможным переход с угля на газ, где это возможно. Комплексные меры по декарбонизации экономики необходимы для улучшения качества окружающей среды и обеспечения устойчивости национальной экономики.
В числе актуальных природоохранных мер – разработка совместно с производителями электроэнергии, тепловой энергии и прочими крупными индустриальными компаниями принципов и "дорожной карты" перехода к новым стандартам по выбросам, приближенным к европейским. Модернизация и установка пылегазоочистного оборудования на объектах генерации и промышленности, расположенных близ крупных городов, и доведение показателей по выбросам до существующих нормативов в соответствии с "дорожной картой". При возможности – перевод существующих угольных электростанций на газ. Перевод городского транспорта на компримированный газ в крупных городах Казахстана до 2020 года в зависимости от ресурсов газа и принятия решений о субсидировании цены на газ.
Приоритетным направлением декарбонизации является развитие углеродной торговли. Это эффективный механизм стимулирования мер по снижению выбросов, привлечения "зеленых" инвестиций. Так, в 2013 году оборот европейского рынка разрешений на выбросы достиг 120 миллиардов евро. По прогнозам Bloomberg New Energy Finance, к 2016 году глобальный углеродный рынок составит 180 миллиардов евро. Казахстан обладает значительным углеродным потенциалом, который необходимо задействовать в соответствии с международными стандартами углеродного финансирования.
– Недавно министерство совместно с НОЦ "Зеленая Академия" провели "круглый стол", посвященный вопросам совершенствования законодательства в области "зеленой" экономики. По его итогам предложено разработать план действий Правительства до 2020 года по снижению выбросов. На какой стадии эта работа?
– Разработка документа включена в План первоочередных действий Правительства на 2015 год со сроком его представления в июле. Министерством разрабатывается проект поправок в некоторые законодательные акты по вопросам перехода Казахстана к "зеленой" экономике, где принята во внимание рекомендация по регулированию выбросов парниковых газов. Мы рассматриваем расширение горизонта плана действий до 2030 года, с учетом принятия целей на глобальном уровне.
– Будучи главой "Казатомпрома", вы поддерживали возобновляемую энергетику, став министром энергетики, не изменили свое отношение к ней?
– Это направление по-прежнему для меня приоритетно. Несмотря на то что Казахстан обеспечен традиционными видами топлива, существует необходимость развивать чистые технологии и энергетику для снижения выбросов парниковых газов и других загрязняющих веществ. В республике уже запущено 43 объекта ВИЭ суммарной мощностью 177,52 мегаватта. Но пока доля ВИЭ в генерирующих источниках невелика. Сегодня на угле работает 73,1% объекта, на газе – 18,3%. Гидроэлектростанции (без малых ГЭС) составляют 8%; а ВИЭ (в том числе малые ГЭС) – 0,6%.
Объектами ВИЭ за 2014 год выработка энергии составила 570 миллионов киловатт-часов. Это на 40 миллионов киловатт-часов, или на 7%, больше, чем за 2013 год. Сфера возобновляемой энергетики продолжает развиваться. В Концепции по переходу Казахстана к "зеленой" экономике предусмотрено достижение 3% доли ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии к 2020 году, и 10% – к 2030 году.
До конца 2020 года планируется ввести в эксплуатацию до 106 объектов ВИЭ суммарной установленной мощностью 3 054,55 мегаватта. План включает 34 ВЭС; 41 ГЭС; 28 СЭС и 3 биоэлектростанции. Только в 2015 году планируется ввести в эксплуатацию 10 проектов ВИЭ с общей установленной мощностью 145 мегаватт в Акмолинской, Алматинской, ЮКО, Жамбылской и Кызылординской областях. Министерством привлечен ряд инвесторов, приступивших к реализации проектов.
Реализация предусмотренных мер позволит Казахстану войти в число ведущих стран по развитию "зеленой" энергетики. Напомню и о предстоящем мега-событии для Казахстана – выставке "Астана ЭКСПО-2017". Она пройдет под лозунгом "Энергия будущего", что еще раз подчеркивает нашу нацеленность на развитие инноваций в сфере энергетики.
– Недавно Глава государства сказал, что центр Алматы должен стать пешеходным. Как вы – бывший алматинец, ученый, энергетик-эколог – видите выполнение этой задачи?
– Для Алматы вопрос экологии среды – крайне актуален. Сегодня количество частных автомобилей в 3 раза превышает уровень 2000 года. Низкое качество топлива и низкие технологические стандарты в отношении выхлопных газов приводят к повышению загрязнения воздуха и существенным рискам для здоровья людей. Это в свою очередь негативно сказывается на национальной экономике.
Одной из доступных экологических альтернатив бензину может стать использование газа в качестве моторного топлива автомобилей. Его применение заметно снижает суммарную токсичность отработавших газов – окиси углерода СО, двуокиси азота NO2, углеводородов CH. Вредных соединений свинца в отработанном газовом топливе не существует. Дымность выхлопа при работе на газовом топливе в 3 раза ниже, чем при работе на бензине. А стоимость газового топлива ниже стоимости бензина на величину, позволяющую окупить затраты на установку газового оборудования.
Пока же, по данным национальной статистики, в республике зарегистрировано 3 765,5 тысячи транспортных средств с бензиновыми двигателями. При этом более 70% зарегистрированных авто – экологического класса Евро-2 и ниже. Хотя с 1 января 2014 года на территории республики в отношении автотранспорта введен экологический стандарт Евро-4 (снижение выбросов на 40% по сравнению со стандартом Евро-3). В рамках Таможенного союза с 1 января 2016 года будет действовать стандарт Евро-5.
Но процесс запущен: разработано ТЭО по строительству 95 АГНКС в Казахстане. В 2014 году объем производства сжиженного нефтяного газа составил 2 464 тысячи тонн, внутреннее потребление – 495 тысяч тонн (20%). Ожидается рост объемов его производства до 3 297 тысяч тонн в 2020 году за счет запуска новых мощностей. При нынешнем профиците газа возможно разработать программу по увеличению его потребления в качестве автомобильного топлива.
У нас практически отсутствует рынок электромобилей. Он представлен в основном общественным транспортом. Это тоже важно для Алматы. Легковые электромобили – новое явление для мирового сообщества, в том числе и Казахстана. Для развития этого вида транспорта необходимы в первую очередь законодательные изменения, стимулирующие меры. В Казахстане уже принят ряд таких мер. Так, в соответствии с налоговым законодательством, легковые автомобили, оснащенные только электродвигателями, не облагаются налогом на транспортные средства. Также с 1 февраля 2014-го по 31 декабря 2015 года снижены ставки ввозной таможенной пошлины.
– Министерство планирует принять участие в VIII Астанинском экономическом форуме. Какие предложения и программы планируете там презентовать?
– На АЭФ запланирована панельная сессия: "Декарбонизация и углеродная торговля – драйверы новой экономики". На основании проводимых исследований мы будем говорить о том, что декарбонизируя рост экономики, можно сохранять темпы роста и одновременно минимизировать негативное влияние на экологию. Углеродный рынок в среднесрочной перспективе рассматривается как один из прогрессивных рыночных механизмов, который будет способствовать достижению заявленной глобальной цели по удержанию роста температуры. И на этой сессии АЭФ мы ознакомим участников форума с современными трендами и механизмами декарбонизации экономики и углеродной торговли, включая оценку потенциала Казахстана.
– Что, на ваш взгляд, препятствует решению экологических проблем, и с чем вы связываете успех экологических перспектив?
– Основным барьером в решении этих проблем, на мой взгляд, является изолированное отношение к экологии при планировании производственных задач и процессов. Поэтому необходимо рассматривать снижение нагрузки на природу, вызванной деятельностью человека, до устойчивого уровня через разумную политику, разумную технологию и разумный менеджмент.
Казахстан уже принял решение о переходе на "зеленый" курс экономического развития. Реализуется Концепция по переходу к "зеленой" экономике. Это один из важных инструментов обеспечения устойчивого развития страны. Переход к "зеленой" экономике позволит Казахстану обеспечить достижение поставленной цели по вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира.
Сейчас формируется политика по планомерному переходу к "зеленой" экономике, образован Совет при Президенте страны. В целом все это обеспечит значительный вклад в решение экологических проблем. Экология, энергетика и экономика – столпы – устойчивого развития должны рассматриваться в тесном синергизме.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Данияр Ашимбаев: Рано или поздно встанет вопрос деолигархизации Казахстана 27.05.2015
"Зеленым" курсом к росту производства 21.05.2015
НПО Мангистау: опыт сотрудничества 21.05.2015
Пофиг или не пофиг? 19.05.2015
"Героизация УПА создаст новые конфликты на территории Украины" 18.05.2015
В Астане может быть создан региональный хаб Азиатского банка инфраструктурных инвестиций 15.05.2015
"Страна нуждается в социальной модернизации" 14.05.2015
"Перечеркивание позитивных исторических примеров может болезненно отразиться в будущем" 13.05.2015
Высшее право – права защищать 12.05.2015
Михаил Хазин: Обмануть здесь невозможно 08.05.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
10.12.24 Вторник
80. АМРЕКУЛОВ Сагинхан
79. АЛТЫНБАЕВ Мухтар
78. СУПРУН Виктор
74. ЖУНИСБАЕВ Несип
74. ИБАДУЛЛАЕВ Серикбай
74. НАСЫРОВ Асуат
69. АМИРКУЛОВ Ардак
69. НУКЕНОВ Мараткали
68. ЖАЗЫЛБЕКОВ Нурлан
65. БАРКИНХОЕВ Магомед
65. МАРАТУЛЫ Жалгасбек
64. РЫСПАЕВ Асхат
64. ТЕЛЕУОВ Мурат
61. СЕЙТОВ Нурдилла
60. КЕРИМКУЛОВ Куаныш
...>>>
11.12.24 Среда
84. ГАЛИМОВ Фарит
70. СЫЗДЫКОВ Елкаир
69. САРПЕКОВ Рамазан
67. ТАШМАКОВ Серикбай
66. БАЙЗАТОВ Талгат
66. КАРМАЗИНА Лидия
64. СОТНИКОВА Галина
63. РАХМЕТОВ Бауржан
63. ЧЕКАЕВА Елена
61. ДАНБАЙ Шухрат
61. СУЛТАНОВ Нуркен
60. ОСПАНОВ Куат
60. ПЕРМИНОВ Виктор
59. БУСЫГИН Константин
59. ЗАКЕНОВ Сембигали
...>>>
12.12.24 Четверг
87. БАЗЫЛОВ Казыкен
87. БАЙЗАКОВ Сайлау
82. САППАЕВ Мендыгали
78. МОСКАЛЕНКО Борис
71. ИОВОВ Эдуард
70. ШАМКЕНОВА Роза
67. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
67. ИСКАКОВ Саулебек
66. АБУОВ Мирбулат
64. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
58. НУРБАЕВ Орман
53. ИСКАКОВ Марлен
51. КИСИКОВ Бекнур
49. АХМЕТЖАНОВ Ануар
49. САДАНОВ Арман
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz