NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Воскресенье 20.06.2021 10:24 ast
07:24 msk

Юлия Якушева: План нации – самый проработанный документ последнего времени
"Проблематика национального строительства требует от руководства Казахстана непрестанного внимания и каждодневной точечной работы, для того чтобы, с одной стороны, сохранить фундаментальную основу казахстанского государства – межэтническое и межконфессиональное согласие, а с другой – создать условия для формирования объединяющей системы ценностей и развития и казахстанской гражданской идентичности"
26.06.2015 / интервью

Алишер Кожанов, "Свобода слова", 25 июня

"100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ", выдвинутых главой государства Нурсултаном Назарбаевым, сегодня активно обсуждают в российской экспертной среде. Об этом мы поговорили с заместителем генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ, исполнительным директором политологического центра "Север-Юг" Юлией Якушевой.

Качество прежде всего
– Юлия Викторовна, ваши российские коллеги очень высоко оценили программу "100 шагов", предложенную президентом Нурсултаном Назарбаевым. По вашему мнению, в этих оценках больше комплиментарности или это объективный анализ?
– То, что высокие оценки в адрес программы "100 конкретных шагов" прозвучали не только от аналитиков, но от авторитетных профессионалов, имеющих огромный опыт в государственном и корпоративном управлении, экспертов в области практики и теории экономического процесса, говорит само за себя. Не думаю, что дело в комплиментарности. С точки зрения методологии новая стратегия реформ Казахстана в совокупности с программой "Нұрлы жол" – один из наиболее проработанных и глубоких по сути и содержанию документ последнего времени. Причем обращает на себя внимание не только экономическая часть плана преобразований, но и комплексный характер программы, в которой затрагиваются и социальные, и политические вопросы, и тема формирования общенациональной идентичности.
Ставя перед страной многогранные актуальные задачи и опираясь в их решении на современный прогрессивный инструментарий, программа имеет черты универсальности. У экономической модели каждой страны есть свои специфические особенности. Однако казахстанская практика экономических реформ, безусловно, достойна внимания и, возможно, апробации в российских условиях. В идеале в рамках Евразийского экономического союза должны быть созданы условия для использования накопленного опыта в осуществлении совместного экономического прорыва.
Поэтому амбициозный план преобразований в рамках программы "100 шагов" представляется мне перспективным. Но традиционно остается открытой главная тема – качество исполнения данной программы. Над чем, как я понимаю, сейчас в Казахстане ведется большая и серьезная работа.
– Казахстан поставил перед собой глобальные задачи. В то же время, по мнению экспертов, основные вызовы для экономики Казахстана будут зависеть от положения в мире и в первую очередь в России. Не усложнит ли это реализацию на практике положений программы "100 конкретных шагов" в сфере экономики? Или, может, нашим странам необходим скоординированный план действий, чтобы оперативно решать возникающие вопросы?
– Во-первых, скоординированный план действий просто необходим в нынешних условиях, и определенные шаги в этом направлении уже осуществляются.
Во-вторых, "война санкций" действительно имеет негативное влияние на Казахстан, но проблему, как мне кажется, нужно ставить шире. Происходят фундаментальные изменения на мировых финансовых рынках и рынке энергоносителей, осуществляется перераспределение позиций в системе мировой торговли. За санкционной проблематикой необходимо видеть глобальные вызовы, актуальные для всего постсоветского пространства, и формировать адекватные ответы, отталкиваясь не только от текущей ситуации, но скорее от долгосрочных прогнозов, работать на опережение.
Нужно отметить, что президент Нурсултан Назарбаев со свойственным ему стратегическим мышлением обозначившиеся тренды и задачи хорошо понимает. Исходя из этого, кстати, выстраивается логика стратегии "Казахстан-2050", программы "Нұрлы жол" и ряда других стратегических инициатив в области экономики, призванных дать адекватный ответ на глобальные трансформации. Россия идет по схожему пути, начав реализацию стратегии импортозамещения и снижения зависимости национальной экономики от внешних шоков.
Однако масштабность и глубина задач требует высокого уровня ответственности всех задействованных в исполнении программ групп населения. В этом направлении и у Казахстана, и у России работы еще немало хотя бы потому, что государство призывает бизнес мыслить стратегически, а бизнес в нынешней ситуации зациклен на сохранении активов и получении так называемых коротких денег. И это уже вопрос психологии.

Реформы могут быть болезненными
– Помимо нынешней Национальной комиссии по модернизации в Казахстане действует Общенациональная коалиция демократических сил "Казахстан-2050". По вашему мнению, удастся ли этой связке обеспечить поддержку курса реформ со стороны казахстанцев и насколько важна эта поддержка?
– Думаю, неслучайно программа "100 шагов" имеет заголовок "План нации". Это общеказахстанская стратегия, и потому исключительно важна не только поддержка со стороны населения курса реформ, но и вовлеченность общества в содержательное наполнение и реализацию поставленных задач.

Хороший задел для этого уже есть.
Уровень одобрения деятельности государственных институтов в Казахстане достаточно высок. Я уже не говорю об уровне доверия президенту Нурсултану Назарбаеву – итоги состоявшихся досрочных выборов более чем показательны.
Однако это не означает, что нынешнее положение является непоколебимой константой. В условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры некоторые из назревших реформ могут изначально носить непопулярный и болезненный характер. Поэтому задача разъяснять и убеждать граждан – едва ли не главный приоритет. В условиях формирования гражданского общества в Казахстане качественно возросло влияние лидеров общественного мнения. И это создает хорошие предпосылки для выстраивания дополнительных механизмов общественной поддержки проводимых реформ.
Поэтому роль действующих в связке Национальной комиссии по модернизации и Общенациональной коалиции демократических сил "Казахстан-2050" довольно велика. Эти институты, помимо прочего, могут способствовать выстраиванию и поддержке двустороннего канала коммуникации между казахстанским обществом и органами государственной власти.
– На ваш взгляд, какие направления реформирования наиболее важны?
– Ценность начатого в Казахстане курса реформ определяется прежде всего их комплексным характером. Все направления преобразований так или иначе дополняют друга друга.
Однако стержневыми мне представляются блок экономических реформ, задачи в социальной сфере и, конечно, план действий по повышению эффективности системы государственного управления.
Успешное претворение в жизнь этих направлений позволит: сохранить общественную стабильность, обеспечить большую ответственность и мобильность политических институтов, повысить устойчивость казахстанской социально-экономической модели и создать новые точки роста экономики в непростых геополитических и геоэкономических условиях.

Практика развеяла тревоги
– Как вы оцениваете возможности создания в Казахстане единой гражданской нации на основе концепции "Мәңгілік ел"?
– Проведенное недавно исследование общественного мнения показало, что 70% населения идентифицируют себя как казахстанцы. Этот результат – хорошая база, серьезный фундамент для решения задачи по формированию в Казахстане гражданской нации на основе общих ценностей, которые должны найти отражение в патриотическом акте "Мәңгілік ел".
На данном этапе те шаги, которые осуществляет казахстанское руководство в сфере идеологии и консолидации общества, дают позитивный результат. Это, конечно, безусловная заслуга опытных управленцев, которые отвечают за реализацию задач на этом фронте.
Качество модерации именно в этой, наиболее чувствительной части программы "100 шагов" изначально было предметом наибольших опасений экспертов. Активность деструктивно настроенных сил в развернувшейся общественной дискуссии могла бы спровоцировать развитие негативных тенденций в области межнациональной стабильности. Но пока практика развеивает тревоги: несмотря на всю сложность и деликатность сферы национального единства и идентичности, поставленные задачи реализуются профессионально и взвешенно.
Однако успокаиваться на достигнутом не стоит. Проблематика национального строительства требует от руководства Казахстана непрестанного внимания и каждодневной точечной работы, для того чтобы, с одной стороны, сохранить фундаментальную основу казахстанского государства – межэтническое и межконфессиональное согласие, а с другой – создать условия для формирования объединяющей системы ценностей и развития и казахстанской гражданской идентичности.
Потенциал и кадровое обеспечение для выполнения этих задач в Казахстане, безу­словно, есть.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кооперация вместо конкуренции 29.06.2015
Переносить ситуацию на Украине в Казахстан не стоит 26.06.2015
Юлия Якушева: План нации – самый проработанный документ последнего времени 26.06.2015
Считалка про войну 26.06.2015
Хватит заниматься щипачеством 25.06.2015
"За дестабилизацией Украины скрывается попытка радикального ослабления России" 22.06.2015
Полуостров знаний 19.06.2015
Исполняя поручения Президента 16.06.2015
Закон – не дышло! 04.06.2015
Филипп Нобель: Мангистау ожидают огромные перспективы 04.06.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.06.21 Воскресенье
83. ЧЕРНЫШЕВ Владимир
76. АХАЕВ Кенесхан
73. ИМАНДОСОВ Самурат
73. КОНАС Насипкали
70. ШИДЕНОВ Галыхаир
69. АЛИЕВ Жуматай
69. ПИРМАТОВ Эшмурат
65. МУКАШЕВ Рахмет
62. АБДАЛИ Дамеш
62. МАХМЕТОВ Сабыржан
60. БИГАРОВА Сауле
60. ШАЙМЕРДЕН Сайын
59. ЗЕЙНУЛЛИН Талгат
58. ПАРИТОВ Бекет
57. АМИРЖАНОВ Рахимбек
...>>>
21.06.21 Понедельник
70. ДАНЕНОВ Нурлан
69. БЕКТУРГАНОВ Ерсултан
67. КУЛМАГАМБЕТОВ Ильяс
63. СВЯТОВ Болат
61. АКАНОВ Булат
56. АСПАНДИЯРОВА Айгуль
55. АБСАТТАРОВ Кайрат
55. АЛИЕВ Арман
54. КАИРЖАНОВ Арман
54. КУНАНБАЕВ Даурен
53. ЕВНИЕВ Арман
50. ЕСКЕНДИРОВ Асан
48. СЫБАНКУЛОВ Ернат
47. УЗБЕКОВ Гани
46. ЖАНАБАЙ Самат
...>>>
22.06.21 Вторник
80. КРЕПАК Петр
77. КУБАЕВ Казила
74. ИСМАГУЛОВА Батес
73. КЕМЕШОВ Бердихан
65. ГРИБАНОВА Елена
64. ЫСКАК Бинали
61. СЫРГАБЕКОВА Асия
60. СЕИТОВ Галымжан
58. ЗВОЛЬСКИЙ Сергей
55. КИМ Инесса
54. ЖУМАГАЛИ Бокен
46. САУРАМБАЕВ Бейбут
42. КИРОВИЧ Александр
39. АБИШЕВ Галым
38. ВЕРОНСКАЯ Майя
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz