Алишер Кожанов, "Свобода слова", 25 июня
"100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ", выдвинутых главой государства Нурсултаном Назарбаевым, сегодня активно обсуждают в российской экспертной среде. Об этом мы поговорили с заместителем генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ, исполнительным директором политологического центра "Север-Юг" Юлией Якушевой.
Качество прежде всего – Юлия Викторовна, ваши российские коллеги очень высоко оценили программу "100 шагов", предложенную президентом Нурсултаном Назарбаевым. По вашему мнению, в этих оценках больше комплиментарности или это объективный анализ? – То, что высокие оценки в адрес программы "100 конкретных шагов" прозвучали не только от аналитиков, но от авторитетных профессионалов, имеющих огромный опыт в государственном и корпоративном управлении, экспертов в области практики и теории экономического процесса, говорит само за себя. Не думаю, что дело в комплиментарности. С точки зрения методологии новая стратегия реформ Казахстана в совокупности с программой "Нұрлы жол" – один из наиболее проработанных и глубоких по сути и содержанию документ последнего времени. Причем обращает на себя внимание не только экономическая часть плана преобразований, но и комплексный характер программы, в которой затрагиваются и социальные, и политические вопросы, и тема формирования общенациональной идентичности. Ставя перед страной многогранные актуальные задачи и опираясь в их решении на современный прогрессивный инструментарий, программа имеет черты универсальности. У экономической модели каждой страны есть свои специфические особенности. Однако казахстанская практика экономических реформ, безусловно, достойна внимания и, возможно, апробации в российских условиях. В идеале в рамках Евразийского экономического союза должны быть созданы условия для использования накопленного опыта в осуществлении совместного экономического прорыва. Поэтому амбициозный план преобразований в рамках программы "100 шагов" представляется мне перспективным. Но традиционно остается открытой главная тема – качество исполнения данной программы. Над чем, как я понимаю, сейчас в Казахстане ведется большая и серьезная работа. – Казахстан поставил перед собой глобальные задачи. В то же время, по мнению экспертов, основные вызовы для экономики Казахстана будут зависеть от положения в мире и в первую очередь в России. Не усложнит ли это реализацию на практике положений программы "100 конкретных шагов" в сфере экономики? Или, может, нашим странам необходим скоординированный план действий, чтобы оперативно решать возникающие вопросы? – Во-первых, скоординированный план действий просто необходим в нынешних условиях, и определенные шаги в этом направлении уже осуществляются. Во-вторых, "война санкций" действительно имеет негативное влияние на Казахстан, но проблему, как мне кажется, нужно ставить шире. Происходят фундаментальные изменения на мировых финансовых рынках и рынке энергоносителей, осуществляется перераспределение позиций в системе мировой торговли. За санкционной проблематикой необходимо видеть глобальные вызовы, актуальные для всего постсоветского пространства, и формировать адекватные ответы, отталкиваясь не только от текущей ситуации, но скорее от долгосрочных прогнозов, работать на опережение. Нужно отметить, что президент Нурсултан Назарбаев со свойственным ему стратегическим мышлением обозначившиеся тренды и задачи хорошо понимает. Исходя из этого, кстати, выстраивается логика стратегии "Казахстан-2050", программы "Нұрлы жол" и ряда других стратегических инициатив в области экономики, призванных дать адекватный ответ на глобальные трансформации. Россия идет по схожему пути, начав реализацию стратегии импортозамещения и снижения зависимости национальной экономики от внешних шоков. Однако масштабность и глубина задач требует высокого уровня ответственности всех задействованных в исполнении программ групп населения. В этом направлении и у Казахстана, и у России работы еще немало хотя бы потому, что государство призывает бизнес мыслить стратегически, а бизнес в нынешней ситуации зациклен на сохранении активов и получении так называемых коротких денег. И это уже вопрос психологии.
Реформы могут быть болезненными – Помимо нынешней Национальной комиссии по модернизации в Казахстане действует Общенациональная коалиция демократических сил "Казахстан-2050". По вашему мнению, удастся ли этой связке обеспечить поддержку курса реформ со стороны казахстанцев и насколько важна эта поддержка? – Думаю, неслучайно программа "100 шагов" имеет заголовок "План нации". Это общеказахстанская стратегия, и потому исключительно важна не только поддержка со стороны населения курса реформ, но и вовлеченность общества в содержательное наполнение и реализацию поставленных задач.
Хороший задел для этого уже есть. Уровень одобрения деятельности государственных институтов в Казахстане достаточно высок. Я уже не говорю об уровне доверия президенту Нурсултану Назарбаеву – итоги состоявшихся досрочных выборов более чем показательны. Однако это не означает, что нынешнее положение является непоколебимой константой. В условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры некоторые из назревших реформ могут изначально носить непопулярный и болезненный характер. Поэтому задача разъяснять и убеждать граждан – едва ли не главный приоритет. В условиях формирования гражданского общества в Казахстане качественно возросло влияние лидеров общественного мнения. И это создает хорошие предпосылки для выстраивания дополнительных механизмов общественной поддержки проводимых реформ. Поэтому роль действующих в связке Национальной комиссии по модернизации и Общенациональной коалиции демократических сил "Казахстан-2050" довольно велика. Эти институты, помимо прочего, могут способствовать выстраиванию и поддержке двустороннего канала коммуникации между казахстанским обществом и органами государственной власти. – На ваш взгляд, какие направления реформирования наиболее важны? – Ценность начатого в Казахстане курса реформ определяется прежде всего их комплексным характером. Все направления преобразований так или иначе дополняют друга друга. Однако стержневыми мне представляются блок экономических реформ, задачи в социальной сфере и, конечно, план действий по повышению эффективности системы государственного управления. Успешное претворение в жизнь этих направлений позволит: сохранить общественную стабильность, обеспечить большую ответственность и мобильность политических институтов, повысить устойчивость казахстанской социально-экономической модели и создать новые точки роста экономики в непростых геополитических и геоэкономических условиях.
Практика развеяла тревоги – Как вы оцениваете возможности создания в Казахстане единой гражданской нации на основе концепции "Мәңгілік ел"? – Проведенное недавно исследование общественного мнения показало, что 70% населения идентифицируют себя как казахстанцы. Этот результат – хорошая база, серьезный фундамент для решения задачи по формированию в Казахстане гражданской нации на основе общих ценностей, которые должны найти отражение в патриотическом акте "Мәңгілік ел". На данном этапе те шаги, которые осуществляет казахстанское руководство в сфере идеологии и консолидации общества, дают позитивный результат. Это, конечно, безусловная заслуга опытных управленцев, которые отвечают за реализацию задач на этом фронте. Качество модерации именно в этой, наиболее чувствительной части программы "100 шагов" изначально было предметом наибольших опасений экспертов. Активность деструктивно настроенных сил в развернувшейся общественной дискуссии могла бы спровоцировать развитие негативных тенденций в области межнациональной стабильности. Но пока практика развеивает тревоги: несмотря на всю сложность и деликатность сферы национального единства и идентичности, поставленные задачи реализуются профессионально и взвешенно. Однако успокаиваться на достигнутом не стоит. Проблематика национального строительства требует от руководства Казахстана непрестанного внимания и каждодневной точечной работы, для того чтобы, с одной стороны, сохранить фундаментальную основу казахстанского государства – межэтническое и межконфессиональное согласие, а с другой – создать условия для формирования объединяющей системы ценностей и развития и казахстанской гражданской идентичности. Потенциал и кадровое обеспечение для выполнения этих задач в Казахстане, безусловно, есть. |