NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 17:16 ast
15:16 msk

Национальная безопасность: комплексный подход
Национальная безопасность – исключительно широкое, многоаспектное понятие, затрагивающее многие сферы от политики до экономики
30.09.2015 / интервью

Владимир ОСИПОВ, "Казахстанская правда", 29 сентября

Национальная безопасность – исключительно широкое, многоаспектное понятие, затрагивающее многие сферы от политики до экономики. Подробнее о том, какая работа проводится Казахстаном в этом стратегически важном направлении, рассказывает заведующий секретариатом Совета безопасности РК Саидмурат ТАНИРБЕРГЕН.
– Итак, что же такое национальная безопасность сегодня и какие сферы являются наиболее уязвимыми для Казахстана?
– Законодательство Казахстана определяет понятие "национальная безопасность" как состояние защищенности национальных интересов от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства.
Поскольку совокупность национальных интересов затрагивает различные сферы жизнедеятельности, с точки зрения методологического обеспечения возникает необходимость условного разделения единой системы национальной безопасности на шесть основных видов – военную, общественную, политическую, экономическую, информационную, экологическую. Каждый из них имеет специфические особенности, проявляемые внутри Казахстана или на его внешнем контуре.
В повседневной практике государство в целом, его институты и даже отдельные граждане имеют дело с различными подвидами безопасности – например, энергетической, продовольственной, защитой от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Соответственно, многообразие угроз и опасных ситуаций, возможность их синергетического сложения, длительность воздействия и другие факторы требуют создания сложной, иерархически выстроенной системы безопасности.
И первое, что требуется, – обеспечить нормативное обеспечение, которое включает законодательные акты, стратегические (среди которых выделяется Стратегия национальной безопасности), концептуальные, доктринальные документы.
– Насколько видно, угрозы совершенно разные. А значит, в процессе национальной безопасности задейст­вованы многие государственные структуры. Как выстраивается эта работа?
– Действительно, в обществе широко распространено мнение, что в организационно-исполнительном плане вопросы обеспечения безопас­ности относятся исключительно к компетенции так называемых силовых ведомств. Однако, учитывая широкий спектр потенциальных и реально существующих рисков, вызовов и угроз, к противодействию им в рамках закрепленных функций должны привлекаться все центральные государственные органы, а также местные представительные и исполнительные органы.
В связи с этим важной задачей является координация усилий всех структур, задействованных в обеспечении национальной безопасности, с целью оптимального использования их потенциалов, интеллектуальных и материальных ресурсов. В зависимос­ти от характера угрозы построе­ние сил и средств привлекаемых госорганов, их условная "иерархия", порядок применения могут существенно различаться. Так, при решении задач по обеспечению военной безопасности и отражению внешней агрессии ключевая роль принадлежит Министерству обороны.
При объявлении в стране мобилизации в состав Вооруженных сил будут входить другие войска и воинские формирования, включая части Национальной гвардии и Пограничной службы КНБ. В текущих условиях мирного времени эти структуры наряду со своим основным служебным предназначением отрабатывают на полигонах и в учебных центрах также и военные задачи, привлекаясь к оперативной и боевой подготовке по замыслам военного командования.
Готовность к вооруженной защите страны должны иметь и сугубо "граж­данские" структуры – например, органы здравоохранения, компании в отраслях телекоммуникаций, транспорта, дорожного строительства и другие.
Деятельность госорганов по противодействию терроризму согласно законодательству координируется Комитетом национальной безопаснос­ти. Применительно к этой сфере КНБ имеет полномочия по привлечению к антитеррористическим мероприятиям сил и средств армии и полиции, других ведомств, причем как на цент­ральном, так и на местном уровне.
На практике повседневную координацию в этой сфере осуществляет Антитеррористический центр Республики Казахстан, в составе которого представлены многие государственные, правоохранительные и специальные органы. В региональном звене созданы антитеррористические комиссии с участием руководства территориальных подразделений КНБ, возглавляемые соответствующими акимами.
В работе по профилактике, предуп­реждению и ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций ключевую роль играет Комитет по ЧС, входящий в структуру Министерства внутренних дел. В реальных условиях, как это бывало в Казахстане при спасении людей и имущества от паводков, пожаров, снежных заносов, к спасательным операциям, кроме сил КЧС, привлекаются воинские части Вооруженных сил и Национальной гвардии, органы полиции, специализированные граж­данские формирования местных исполнительных органов. При этом координирующая роль КЧС в подобных ситуациях закреплена законом.
– Надо полагать, есть определенные сценарии реагирования и на кризисы в экономике. Как в этом контексте приходится действовать, учитывая обязательства Казахстана в рамках интеграционных объединений? Есть ли возможность для защиты?
– При возникновении рисков и угроз экономической безопасности страны основная нагрузка ложится на финансово-экономические ведомства, которые вырабатывают стратегию и тактику действий в денежно-кредитной сфере, налоговой и тарифной политике, определяют меры по стимулированию экспорта и внутреннего потребления. Более того, для защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных товаропроизводителей при необходимости могут быть применены специальные меры нетарифного регулирования. Однако в связи с членством Казахстана во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе акцент должен делаться не на закрытости от внешнего мира, а на повышении качества, конкурентоспособности и ценовой привлекательности наших товаров и услуг. В этом плане важная роль принадлежит отраслевым министерствам – по инвестициям и развитию, энергетики, сельского хозяйства.
Особое место занимают вопросы экспортного контроля, которые, формально относясь к экономической сфере, в немалой степени имеют военно-политический характер. Необходимость строгого контроля над экспортом-импортом и транзитом через территорию страны оборонной продукции, товаров и услуг двойного назначения обусловлена приверженностью Казахстана принятым международным обязательствам в сфере нераспространения. К данной работе под руководством Министерства по инвестициям и развитию привлекаются МИД, Минобороны, таможенные и пограничные органы, а также другие профильные структуры в зависимос­ти от конкретной номенклатуры перемещаемой продукции.
– На саммите ОДКБ в Душанбе недавно прозвучала информация о том, что в Центральной Азии появилось огромное количество информационных ресурсов, ориентированных на вербовку граждан в ряды террористических организаций. Достаточно ли просто закрывать эти сайты?
– По мере развития информационно-коммуникационных технологий госорганы, бизнес и отдельные граж­дане получают доступ к большому количеству электронных сервисов. Но мы видим, что эта прогрессивная тенденция содержит в себе риски от взлома и несанкционированного доступа к конфиденциальной информации до ее целенаправленного искажения и использования в криминальных целях.
Широкий доступ населения к глобальным информационным ресурсам и распространение социальных сетей привели не только к положительным результатам, но и, к сожалению, к угрозе массированной электронной пропаганды экстремистской идеологии. Поэтому комплексные меры по защите информационного пространства должны включать не только технические меры по блокировке противоправного контента, но и контрпропаганду, разоблачающую сущность экстремистских воззрений и призывов. Соответственно, к этой работе необходимо привлекать специалистов как технического, так и гуманитарного профиля, работающих по единому замыслу.
– Все это говорит о том, что работа должна быть комплексной…
– Безусловно. В этом контексте могу привести еще один убедительный пример, подтверждающий необходимость сложения усилий и четкой межведомственной координации. Речь идет об экологической безопас­ности. Как известно, на заседании Совета безопасности, состоявшемся 12 июня под председательством Главы государства, этот вопрос рассмат­ривался в качестве основной темы.
Актуальность данной проблематики для Казахстана очевидна. Основными отраслями, влияющими на состояние окружающей среды и загрязняющими почву, поверхностные и подземные водные источники, атмосферный воздух, являются нефтегазовая, энергетическая, горно-металлургическая, транспортная, агропромышленная.
Темпы внедрения современных технологий пока не позволяют устранить их вредное воздействие в полном объе­ме. Для больших городов становится актуальной проблема сбора и переработки бытового мусора. Сохраняется негативное влияние "исторических загрязнений", оставшихся после ядерных испытаний, выработки месторож­дений, а также последствий разбора воды в бассейне Аральского моря.
Очевидно, что в решении задач по снижению экологических рисков и созданию благоприятной среды оби­тания должны участвовать не только многие госорганы, но и экспертное сообщество. Для координации этой деятельности распоряжением Главы государства создана межведомственная комиссия Совета безопасности по экологической безопасности под руководством Генеральной прокуратуры.
– Работа в сфере национальной безопасности постоянно совершенствуется. Ведь и мир не стоит на месте. Что делается, чтобы более полно и адекватно реагировать на современные вызовы?
– Для эффективного противодействия рискам, вызовам и угрозам нацио­нальной безопасности необходимо рационально использовать потенциал всей системы государственного управления. Чтобы достичь этого, требуются постоянное правовое и организационное совершенствование механизмов межведомственной координации, их практическая отработка в ходе совместных тренировок и учений.
Аппаратом Совета безопасности Республики Казахстан организованы непрерывный мониторинг состояния безопасности страны по всем названным направлениям, выявление и ранжирование факторов риска, подготовка предложений Главе государства по мерам реагирования. Наиболее важные и актуальные воп­росы выносятся на заседания Совбеза или оперативные совещания под председательством Президента Республики Казахстан. Сформулированные по их итогам поручения являются обязательными для исполнения центральными и местными исполнительными органами.
Для повышения эффективности информационно-аналитической работы в сфере безопасности и уровня координации привлекаемых госорганов Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в июне текущего года был существенно реформирован аппарат Совбеза. Данная мера позволила выстроить компактную организацион­ную структуру, четко распределив полномочия и сферы ответственности между подразделениями.
Ожидается, что в результате проведенных преобразований вырастет качество подготовки мероприятий с участием Главы государства, усилится информационно-прогностическая поддержка принимаемых решений, в том числе за счет их предварительной проработки на межведомственном уровне. В результате будет обеспечен строгий контроль над исполнением поручений Президента Республики Казахстан и возглавляемого им Совета безопасности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Национальная безопасность: комплексный подход 30.09.2015
Каким будет "Правительство для граждан" 29.09.2015
Жизненная философия "железной леди" 28.09.2015
Как же вас понимать?! 22.09.2015
Кайрат Келимбетов: Переход к инфляционному таргетированию стал стартовым моментом программы структурных экономических реформ 21.09.2015
Приход Дариги Назарбаевой создает для правительства головную боль 21.09.2015
"Элиты должны напрячься, чтобы страна выжила" 02.09.2015
Количество услуг в ЦОНах увеличилось до 191, чтобы гражданин мог как можно больше услуг получить в одном месте 25.08.2015
Маслихаты – реальная сила 25.08.2015
Бассейны нефтью полны 17.08.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz