NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Вы верите в версию об искусственном происхождении коронавируса?
Одобряете ли вы меры, принимаемые казахстанскими властями по борьбе с коронавирусом?








Поиск  
Вторник 31.03.2020 04:54 ast
01:54 msk

Данияр Ашимбаев: Достигнутое максимальное благополучие страны сыграло отрицательную роль в ее развитии
"Приток нефтедолларов сыграл дурную шутку, как с экономикой, так и политической элитой страны. К сожалению, быстрое привыкание к сверхдоходам привело к тому, что население и элита стали воспринимать такой уровень доходов как константу"
24.12.2015 / интервью

sayasat.org, 22 декабря

Ухудшение мировой конъюнктуры и последующие кризисные явления в экономике Казахстана – это очередное испытание для управленческой элиты. Особенно для той ее части, которая сформировалась в годы высоких цен на нефть и металлы. Сможет ли эта элита преодолеть кризис с минимальными потерями, будет ли призывать глава государства старую гвардию в управленческий корпус в интервью "Саясат" главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии Данияр Ашимбаев.
– На повестке кризис и кадровый вопрос является одним из приоритетных в оценке эффективности антикризисной политики. Сможет ли сегодняшняя управленческая элита, которая в большинстве своем работала в условиях повышенных доходов, эффективно проводить кризис-менеджмент?
– Безусловно, с этим у нас возникают определенные проблемы. Если вспомнить министров, бизнесменов, политиков, банкиров 90-х годов, когда был целый клубок проблем – социально-политического и экономического характера, особенно в плане перспективы социальных рисков, то мы видели их бешеный темп работы. Принимались решения, бывало и неправильные. По крайней мере, люди были готовы к разным сценариями и экспериментам, рассматривались различные варианты.
Можно отметить еще такой факт: идеологическая сфера была в одних руках, что позволяло реализовывать различные мероприятия, снижающие градус напряжения и перенаправлять его в другую сферу.
Банкиры – Нуржан Субханбердин, Бахытбек Байсеитов и другие в то время создавали с нуля банковскую систему Казахстана, они искали капиталы, вступали в альянсы. Казком тогда занимался больше управлением предприятиями и приватизацией, чем банковскими услугами.
То поколение, когда-то молодое, состарилось, уходит на покой. И тут относительно сытые годы сыграли расслабляющий эффект. В 2007-08 годах стало очевидно, что многие вещи, которые можно было спокойно реализовать в виде структурных реформ, модернизации, не были сделаны или сделаны абы как. Стратегия индустриально-инновационного развития была принята в 2003 году. Под нее были созданы различные институты развития. Но по сути никакого эффекта и толка в тогдашних реформах не было. Были выделены деньги, на что они были потрачены – непонятно, что было сделано – мало кто этим интересовался (на удивление – даже следственные органы туда не лезли). В итоге первая пятилетка ГПФИИР стартовала в 2010 году в разгар кризиса.
Приток нефтедолларов сыграл дурную шутку, как с экономикой, так и политической элитой страны. К сожалению, быстрое привыкание к сверхдоходам привело к тому, что население и элита стали воспринимать такой уровень доходов как константу. Хотя очевидно, что цены в 100 долларов и выше за баррель – это чисто спекуляция. Тем не менее, все приняли то, что такой уровень будет всегда. Поэтому рентабельность проектов при иных раскладах особо никого не интересовала. Запускали какие-то вещи, которые окупались сверхдоходами от нефти. Знаете же такой термин как "эффект небоскребов"?..
Когда начались проблемы 2008-09 годов, настроение было шапкозакидательское. Официальное признание антикризисного регулирования не прозвучало. Принимались антикризисные меры – секвестр бюджета, пересмотр программ, применение тех или иных механизмов, но словосочетание "антикризисная программа" не использовалось. Экономика поспевала в то время за последним всплеском цен на сырье. Было очевидно, что многие факторы как выход сланцевой нефти, выход других игроков на мировой рынок нефти и др. никто всерьез не рассматривал.
Подходы остались те же. Уровень программ и коррупции, если не снизились, то остались на том же уровне. Требование казахстанского содержания осталось формальным. Блок реформ был реализован не надлежащим образом, в итоге все свелось к пропаганде и успокоению. А учитывая крепкие связи правительства с крупным бизнесом, оценивать те или иные меры Кабмина стало намного труднее. Например, классическая мера – девальвация тенге. С одной стороны, есть макроэкономические параметры, которые как бы говорят о необходимости снижения курса. С другой – есть крупные корпорации и банки, которым девальвация позволила скрыть провалы в работе, получить сверхприбыль. В-третьих, есть бюджет, которому девальвация позволяет сбалансировать доходы. И понять где кончается макроэкономика, а где начинается защита интересов большого бизнеса – очень сложно.
Мы видим, что идет одна пропаганда – заседания, флешмобы, круглые столы. Но фактического наполнения экономики не было. Реформы, которые бы могли дать эффект, были свернуты. По сути, достигнутое максимальное благополучие страны сыграло отрицательную роль в ее развитии.
– Исходя из прошлых лет, есть ли закономерности в кадровой политике власти в условиях кризиса?
– Да, есть определенный механизм. Однако антикризисных менеджеров, которые могли бы возглавить отрасль или регион, не так много. Это те, кто может работать при стабильных расходах и доходах и не выходить за рамки, вверенных полномочий.
Например, оценка работы региональных органов по сборку налогов, решению ЧС и др. – это ни сколько задачи местных акиматов, а сколько министерств. По сути, аким, не выходя за рамки своих полномочий и используя свою личную харизму, заставляет работать всех на местах. Это вопрос политический, нежели юридический.
Опять же возвращаясь к банкирам первой волны. Это те, кто научился адекватно реагировать на кризисы, следующая волна банкиров – это обычно начальники департаментов, управлений – то есть, кто не имеет опыта принятия решений в кризисные времена. Или же, к примеру, акимский корпус. Несколько лет назад президент отправлял молодые кадры возглавлять акиматы, быть замакима. Возникли проблемы в социальной сфере. Президент обращается к старой гвардии, призвав на службу Баталова, Кулагина, Измухамбетова. То есть старожилов, которые умеют брать на себя ответственность. А молодые кадры выросли к инкубаторских условиях, поэтому им труднее. Они не мыслят категориями производства, социального напряжения, контроля, управляемости. Для них более важны графики, презентации, диаграммы, красивые термины.
– С одной стороны, борьба с кризисом используется как отвлекающий маневр для общественных настроений. С другой, как принуждение госаппарата к работе в режиме экономии. Но возникает вопрос – как дамоклов меч в виде борьбы с коррупцией отразится на эффективности госаппарата, как бюрократической машины?
– Сейчас борьба с коррупцией стала инструментом для борьбы с бюджетными проблемами. Это когда вместо реального срока можно просто откупиться большим штрафом. Социальная проблематика обостряется, хотя инструментариев достаточно много для ее решения. Есть опыт "Нур Отана" по канализации протестных настроений и повышения эффективности госуправления, но он сейчас не востребован. Есть множество возможностей управления социальными процессами. Активизация правящей партии, активизации иных партий. К примеру, "Акжол" эффективно может заниматься проблемами МСБ, защищать производодителя. КНПК могло бы взять социально проблемный электорат и впитать в себя все возможные недовольства. ОСДП – это партия, которая могла бы претендовать на весь протестный электорат. Но сейчас она фактически развалена. Есть только небольшой штат работников и просто название. А иные партии покинули поле. "Бирлик" с "Ауылом" до сих пор не могут определиться с идеологическим содержанием.
На самом деле механизмов управления социальными рисками достаточно много. И можно реализовывать определенные сценарии, выстроить борьбу с коррупцией и др. Вопрос в политической воле. К сожалению, вопрос выработкиреальной экономической политики в нашей стране является спорным. Сейчас претендентов на пост премьера, который может привести с собой новые подходы и который имеет достаточно сильную команду, в стране сейчас нет. Разве что – Тасмагамбетов или Кушербаев. В связи с ухудшением конъюнктуры управлять правительством не так много добровольцев. Антикризисная программа идет по сценариюлатания дыр, хотя на самом деле опыта и человеческого ресурса, а также инструментария у нас, подчеркиваю, в стране достаточно.
– Сужающиеся возможности и потоки зачастую провоцируют борьбу кланов. Причем, очередной раунд внутриэлитной конкуренции имеет стратегическое значение, поскольку от него зависит, условно говоря, билет в будущее. В связи с этим какую оценку можете дать внутриэлитной договороспособности?
– Сейчас она находится на достаточно высоком уровне. Группы, выступавшие раздражителями, давно ушли с поля. Элита сейчас монолитна. Жесткой борьбы я не вижу и не предвижу, потому что в условиях перспективы смены высшей власти в стране элита и сама по себе, и руководители административных, региональных, корпоративных кланов демонстрируют консолидированность и лояльность дабы не создавать поводов для удаления с поля.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Баррель нефти опасней бочки пороха 28.12.2015
Рождественская рокировка 28.12.2015
Данияр Ашимбаев: Достигнутое максимальное благополучие страны сыграло отрицательную роль в ее развитии 24.12.2015
Пройдет ли элита испытание кризисом? Часть вторая 21.12.2015
Очистить "поле игры" для предпринимательских инициатив 21.12.2015
Министерство чиновников по делам чиновников и Ко 21.12.2015
Пройдет ли элита испытание кризисом? (часть первая) 18.12.2015
Данияр Ашимбаев: Следить надо не за ртом чиновника, а за его руками 10.12.2015
Программа индустриализации в условиях новой реальности 10.12.2015
На службе у партии и государства 07.12.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
31.03.20 Вторник
72. СЕРКЕБАЕВ Алмас
67. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
66. ЧЕСНОКОВ Анатолий
63. МИНЕЕВА Ирина
61. АКМОЛДАЕВА Елена
61. КУБЕЕВ Еркин
59. КЕРИМХАНОВА Гульнара
58. КИМ Марина
58. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
52. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
49. АББАС Бауыржан
48. АЛПЫСБАЕВ Канат
46. БЕККАЛИ Мухтар
42. ДЖАУХАНОВ Руслан
42. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>
01.04.20 Среда
81. АУБАКИРОВ Ерембек
81. САЛГАРАУЛЫ Койшыгара
78. БЕКМУХАМБЕТОВ Калкаман
72. ИБРАГИМОВ Атабек
71. ЖУБАТКАНОВ Каиркул
71. ШАРИПОВ Руслан
69. КУШНАРЕНКО Валерий
68. ПРОСВИРНОВ Александр
67. ИСМАГАМБЕТОВА Любовь
67. РАКИШЕВ Миндыгали
60. ЖАМАЛОВ Аманжан
60. МЕССЕРЛЕ Елена
60. НИЯЗОВ Айдар
58. КОМИРШИНОВ Манат
57. ХАЛИДУЛЛИН Еркинбек
...>>>
02.04.20 Четверг
82. САДЫКУЛОВ Тулеужан
77. ОМЕРБАЕВА Кумусжан
73. ПОЛТОРАЦКИЙ Дмитрий
72. МАТРОСОВ Геннадий
72. МЕЩЕРЯКОВ Юрий
72. ТАУЕКЕЛ Сламбек
69. СУЛЕЙМЕНОВ Батырбек
68. КУЛИКОВ Анатолий
67. ГУСАК Дмитрий
67. ТАБУНЩИК Владимир
62. ТУЛЕКБАЕВ Ерлан
61. МИНЖАСОВ Канат
59. ЕРТУГАНОВ Ерлан
58. АХАНАЕВА Улбосын
57. ДУДНИК Вячеслав
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz