Галина КАТКОВА, "Наша газета", 27 января
Философы, в отличие от политиков, считают: для реформ всегда "не те времена". Впечатление, что в сельском хозяйстве они вообще "не те" глобально. Уже несколько лет в РК министерство сельского хозяйства инициирует нововведения, которые довольно резко критикуются предпринимателями. Минсельхоз однако гнет свое: несмотря на массовые протесты аграриев, меняет подход к субсидированию, предпринимает очередную попытку внедрить кластерный подход в производство мяса, в который раз ставит в повестку дня кооперирование крестьян. Укладываются ли все-таки эти шаги в продуманную систему, спросила "НГ" эксперта, который уж точно в теме. Евгений АМАН работал ответственным секретарем МСХ как раз тогда, когда туда пришел новый министр с новыми идеями. А до этого два срока в Парламенте разрабатывал и принимал законы, в том числе для АПК. – Евгений Иосифович, на мой взгляд, действия министерства выглядят ну если не непоследовательными, то не очень своевременными? Мы в ТС, В Евразийском экономическом союзе, в ВТО, а сельский бизнес закредитован, конкурентоспособность никакая... И добавляется еще бесконечная смена правил игры в отрасли: вчера такая была господдержка, сегодня этакая. Зачем? – Насчет непоследовательности не согласен. Минсельхоз методично идет по пути, намеченному лет пять назад. – Ну уж с тем, что результативность этих шагов низкая, вы вряд ли станете спорить. – Почему, стану. Я пример приведу. Одна из программных целей для министерства – реализация так называемого мясного проекта... – Ну да, Казахстан собирался два года назад экспортировать 60 тысяч тонн говядины. – Министра по этому поводу не старался уязвить только ленивый. Но давайте вернемся немного назад. Уж как ругали начало мясного проекта – завоз импортного скота. Зачем такие деньги тратим, есть свое поголовье. Да не было этого поголовья, не было в стране к тому времени породистого скота с высоким генетическим потенциалом. Извели. А сейчас появляются племенные хозяйства-репродукторы, не скажу, что как грибы после дождя, но появляются. Между тем идея кластера еще до конца не реализована. – Недавно это слово снова прозвучало у нас, глава региона заявил о создании межобластного кластера по производству мяса. Евгений Иосифович, может, у меня сдвиг понятий? Что все-таки изначально министерство вкладывало в этот термин? – Прежде всего то, чего в Костанайской области так и не сумели сделать – высокотехнологичную откормочную площадку. Хотя бы одну. Она должна стать объединяющим ядром для мясного животноводства, дать импульс его правильному развитию. Кстати, в нескольких областях площадки созданы. В Уральске, например, есть. Не идеальная, но работает. Смысл ее в чем? Племенные репродукторы снабжают породистыми производителями, маточным поголовьем множество мелких и средних хозяйств, а те, получая телят, сдают их на откорм в промышленных масштабах, а уже оттуда – на мясокомбинаты. Понимаете, не сдают на мясо "золотых" племенных животных, как у нас бывает, и не кормят бычков в сараюшках по два года до 400 кг, а отправляют туда, где это сделают в разы быстрее. – Что дает такая организация? – Удешевление производимого мяса и его качество. – Можно об этом подробнее. Я помню года полтора назад выступление на областном совещании директора товарного хозяйства из Денисовского района, которое не один год занимается мясным скотом и при этом его продукция неконкурентоспособна по цене. Это у ТОО, входящего в холдинг, а у более мелких себестоимость еще выше. Реально же кредиты, лизинг даже льготный – все это ложится на издержки при производстве. Каким образом кластер здесь способен изменить ситуацию? – Подход на самом деле другой, совсем другой. И это бизнесу надо понять. Себестоимость того же мяса действительно складывается из очень многих вещей. И когда каждый старается от начала до конца всю технологическую цепочку развернуть у себя в хозяйстве – от рождения теленка до убоя, и еще на каждом звене попытаться "поймать" прибыль, это нереально. Стоит у крестьянина или в среднем ТОО 50-100 бычков. А вокруг них куча народа, которому надо зарплату платить. Масса техники задействована. А на выходе товарного продукта оказывается, что он слишком дорогой. На современной откормплощадке то же количество персонала и техники способно обеспечить уход за 8-10 тысячами голов скота. – Ну да, видела в карабалыкском ТОО "Север Агро Н" – электропастухи, беспривязное содержание... – Самое интересное, что понятие об индустриальном откорме было и в СССР. В Жетыгене под Алма-Атой, например, действовала отличная откормплощадка на 10 000 голов, я там был, видел – сказка. Уже в новые времена казахстанские предприниматели, и костанайские в том числе, бывали в Австралии, Северной Дакоте, видели их многотысячные откормплощадки, восхищались, какая организация труда и технологичность... Все уже придумано, надо только реализовывать, а не измышлять басни про то, почему у нас это невозможно. – Евгений Иосифович, теоретически все классно и понятно. Но у нас стихия-то в животноводстве больше чем наполовину мелкособственническая. Кластер – мегамасштабы, а там сараюшки, ну пусть базы. Но хозяйства-то сформированы, это люди живые, рабочие места. Их куда? Хорошо новые подходы культивировать тем, кто с нуля начинает. – А зачем мелких куда-то? Я повторю: наоборот, идея кластера включает и гарантированное развитие КХ, фермеров – ведите межпородное скрещивание, отдавайте молодняк на откорм, а вам за это государство еще и субсидии предусмотрело на данном этапе. Кстати, что касается тех, кто с нуля. Вы еще попробуйте при нашем засилье зерновых место для животноводческого хозяйства найти. Все же распахано. Сунешься, а рядом начинают плечами двигать. И те, кто землю получил под выпасы, ее не используют. Поэтому и здесь шаги минсельхоза по ревизии земель сельхозназначения выглядят вполне последовательными и своевременными. Мы просто до сих пор с вами говорили о мясном животноводстве, но есть еще молочное, которое развивается несколько по-иному. И которое надо культивировать в тех хозяйствах, где до сих пор занимаются только зерном. Это дает и более рациональное использование земель, и гарантированную круглогодичную занятость части людей. Именно этот подход переориентированием субсидий стимулирует минсельхоз. Что бы там ни говорили о сложностях аграрии, производить зерно легче, чем заниматься животноводством. А громче всех кричат о недоборе господдержки вообще те, кто из года в год посеял, убрал и сидит на асфальте в Костанае. И заметьте: все бы хотели оставить именно субсидии на гектар. Как модно было говорить, самые "коррупциогенные". Вот смотрите, область сеет около 4 млн га, по идее, каждый из этих гектаров члены комиссии, которые одобряют списки получателей денег, должны бы видеть. Но этого же нет. Нет контроля за использованием денег. А вот те субсидии, которые сейчас идут взамен, проще проконтролировать – купил технику, вот она, получи помощь. Построил сушилку – она налицо, тебе положены инвестиционные субсидии. – Евгений Иосифович, еще одна актуальная тема – новый закон о сельскохозяйственных кооперативах. На него возлагаются прямо-таки огромные надежды. По-моему, президент даже сказал, что "ядром сельского хозяйства должны стать сильные кооперативы". Сейчас охотно цитируются мнения экспертов о том, что кооперация в сельском хозяйстве Европы еще в 19-м веке создала высокоэффективную отрасль экономики... Казахстан не первый раз подступает к кооперированию крестьян. Формы были разные – и про МТС вспоминали, и про опыт зерновых пулов, и собственно кооперативов, только перерабатывающих – и ничего даже в форме пилотных проектов большого эффекта не дало. Что такое есть в новом законе, что заставляет воспринимать его как революционно успешный? – Я помню все три закона о кооперации, которые предшествовали этому. В них не было главного – они не заинтересовывали людей объединяться. Потому что в них закладывалась идея некоммерческой организации, нераспределения прибыли... Сейчас совершенно другое дело. Раньше специальный налоговый режим на кооперативы не распространялся. Сейчас они под него подпадают. Прежде субсидии тоже шли мимо, сейчас они положены. Входить в кооператив могут как физические, так и юридические лица. Объединятся можно для занятий самыми разными видами деятельности: производством, переработкой собственной продукции, ее хранением, сервисными услугами. Простой пример. Мелкое КХ, даже ТОО понимают, насколько затратно построить зернохранилище. Но если скооперируются, могут и хранилище поставить, и сушилку, и дробилку... И при этом сохранят специальный налоговый режим. Сегодня можно десяток эффективных стимулов насчитать в законе для того, чтобы субъекты отрасли объединялись. Даже 50-процентное субсидирование аудита для них предусмотрено. Одним словом, если раньше существующим законодательством развитие кооперации в стране фактически блокировалось, то новый закон идею кооперирования ставит с головы на ноги. То же самое могу сказать о большинстве изменений, которые в последние годы инициирует МСХ. Не могу утверждать, что все его решения на 100% эффективны, но то, что они абсолютно необходимы, убежден. |