Павел Дульман, "Российская газета", 15 марта
В воскресенье в Республике Казахстан (РК) пройдут досрочные выборы депутатов нижней палаты парламента – Мажилиса, а также местных представительных органов – маслихатов. Решение о самороспуске действующий состав Мажилиса, состоящего из 107 депутатов, принял сам еще 14 января, основываясь в том числе на данных социологических опросов, которые показывали желание граждан видеть в парламенте новые лица и новые партии. О том, зачем нужны досрочные выборы, каковы стратегические задачи нового парламента и как это отразится на внутренней и внешней политике республики, "Российская газета" спросила председателя сената, верхней палаты парламента, Касым-Жомарта Токаева. – Уважаемый Касым-Жомарт Кемелулы, досрочные парламентские выборы всегда экстраординарное событие для политической системы страны, своеобразный стресс-тест. Что, кроме соображений бюджетной экономии, заставило депутатов нынешнего Мажилиса решиться на самороспуск? Токаев: Предстоящие выборы в Казахстане досрочными можно считать номинально, поскольку они в любом случае должны были состояться в этом году. В мировой парламентской истории было немало подобных случаев, когда правящие партии инициировали проведение досрочных выборов. Экстраординарность данному событию придает не сам факт выборов, а весьма сложная и даже непредсказуемая ситуация в глобальной экономике и политике. Генрих Гейне говорил, что "у всякой эпохи свои задачи". Историческая миссия парламента прежнего созыва выполнена достойно, особенно в части качественного законодательного обеспечения нового этапа реформ в Казахстане – президентского плана нации "100 шагов". Показательно, что инициатива депутатов о досрочных выборах была с одобрением воспринята в обществе, люди понимают важность непрерывного движения вперед по пути реформ, в противном случае застой. – Много говорится, что политическую систему Казахстана ожидает переход от президентской к президентско-парламентской республике. Учитывается ли при этом риск популизма и национализма, сопровождающих глобальный кризис, влияние которого испытывает и Казахстан? Токаев: Процесс усиления роли парламента в системе государственной власти начался не вчера. Еще в ходе конституционной реформы 2007 года полномочия парламента были значительно расширены, заметно возросла роль политических партий в формировании законодательного органа, укрепилось влияние местных представительных органов. Сегодня парламент помимо законодательных функций принимает непосредственное участие в кадровой политике государства путем дачи согласия на назначение президентом премьер-министра, главы национального банка, генерального прокурора, председателя комитета национальной безопасности, избирает и освобождает председателя и судей верховного суда и других важных должностных лиц. Парламент Казахстана тщательно анализирует участие страны в экономических объединениях На мой взгляд, роль парламента в Казахстане будет возрастать. Такая уверенность зиждется на стратегии президента Нурсултана Назарбаева, без преувеличения, выдающегося реформатора современности. Мы в Казахстане считаем, что политические реформы должны осуществляться выверенно, по мере становления среднего класса и развития гражданского общества. Упомянутые вами популизм и национализм являются не просто нежелательными, но и разрушительными "побочными явлениями" поспешных реформ. Мы сторонники эволюционного развития государственности. Поэтому не исключаю, что в будущем Казахстан может перейти к парламентско-президентской системе, где наряду с сильным и полномочным парламентом будет действовать ответственное, транспарентное и подотчетное правительство. Разумеется, это лишь мое личное предположение, решающее слово за президентом и обществом. Следовательно, окончательного выбора политической модели в Казахстане пока не сделано? Токаев: Вопрос о том, какая политическая модель наиболее подходящая, беспокоил все народы во все времена. Казахстан как президентская республика достиг огромных успехов в социально-экономическом развитии, сумел "поставить" себя на карту мира как авторитетное государство. Другими словами, в период становления государственности президентская система полностью оправдала себя. Казахстан уверенно шел и идет вперед по пути реформ под сильным лидерством президента Нурсултана Назарбаева. Парламент неизменно играл в этом сложном процессе большую роль, принимая необходимые законы для юридического обеспечения государственной стратегии. Что касается влияния парламента на внешнеполитический курс страны, отмечу, что согласно Конституции парламент решает вопросы войны и мира; принимает по предложению президента решения об использовании вооруженных сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; решает вопросы о государственных займах и оказании экономической и иной помощи; ратифицирует и денонсирует международные договоры. Но парламентское влияние на внешнюю политику государства осуществляется через президента, который является главным должностным лицом, определяющим внешнеполитический курс страны. – Какие изменения на новом политическом этапе претерпела программа лидирующей партии "Нур Отан"? Возможны ли пересмотр и дополнения президентской программы "100 конкретных шагов" и стратегии "Казахстан-2050" новым составом Мажилиса? Токаев: Нынешняя предвыборная кампания отличается многообразием политических платформ. Персоналии кандидатов имеют большое, но не определяющее значение, так как граждан больше заботят ответы на ключевые вопросы дальнейшего развития страны в условиях экономического кризиса. Вполне закономерно, что тон кампании задает партия власти "Нур Отан" во главе с ее лидером президентом Нурсултаном Назарбаевым, который имеет четкое понимание текущего политического контекста и видение перспективы с точки зрения безболезненного выхода из сложной экономической ситуации, порожденной в основном противоречиями держав на глобальной арене. Предвыборный сезон интересен тем, что предоставляет возможность для общенационального диспута по ключевым вопросам развития. Я бы не хотел комментировать программы всех шести партий, участвующих в выборах. Однако не исключаю, что некоторые конструктивные предложения партий будут приняты на вооружение властью вне зависимости от исхода выборов. Все, что продиктовано реальной заботой о будущем государства, как правило, востребовано в политической жизни. Особенно если речь идет о борьбе с коррупцией, защите предпринимательства, развитии села, социальном обеспечении, модернизации образования, улучшении здравоохранения. – Существуют ли в Казахстане политические силы, имеющие альтернативный взгляд на участие Казахстана в евразийских интеграционных процессах и международных институтах? Токаев: Альтернатива региональной кооперации – самоизоляция. Вряд ли такая перспектива получит шансы на широкую поддержку населения. Другое дело – качество интеграции. Работу, например, Евразийской экономической комиссии сейчас справедливо критикуют не только в Казахстане, но и в других государствах – участниках ЕАЭС. От этого объединения как международной экономической организации ожидают большего. Следует своевременно выработать слаженный и эффективный алгоритм действий в интересах всех стран, вошедших в ЕАЭС. В этом суть работы Евразийской экономической комиссии, которой главы государств дали широкие полномочия. Важно также не забегать вперед с разного рода публичными инициативами, которые лишь затрудняют текущую работу и препятствуют постепенному развитию ЕАЭС, укреплению его потенциала. Интеграция должна способствовать повышению благосостояния граждан, выведению наших стран на ведущие позиции в мировой экономике. Парламент Казахстана тщательно анализирует участие страны в экономических объединениях. В апреле этого года в сенате состоятся парламентские слушания по вопросу конкурентоспособности отечественного аграрного сектора в условиях ЕАЭС и ВТО. Ожидаем откровенный и конструктивный разговор с правительством с соответствующими практическими выводами. |