NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 16:51 ast
14:51 msk

Экономике нужна реформа
Екатерина Никитинская: В самом слове "квазигосударственный" заложена необходимость особого контроля – это не полностью частная собственность. Должна быть особая антикоррупционная система, поскольку в секторе нет единого эффективного собственника. А там, где задействованы государственные ресурсы, всегда есть соблазн субъективно ими распорядиться
03.05.2016 / интервью

Азамат Ибраев

Партия "Ак жол" неоднократно направляла запросы в адрес правительства, намереваясь добиться большей подотчетности квазигосударственнного сектора. Депутат Мажилиса пятого и шестого созывов Екатерина Никитинская считает, что ситуация в этом сегменте экономики достаточно сложна и непрозрачна. Выправить ее могут серьезные изменения в законодательстве и смена общего курса, уверена депутат.
– Известно, что предприятия квазигосударственного сектора, в том числе, крупнейшие – "КазМунайГаз", КТЖ, Казатомпром и т.д., будут приватизированы. Изменит ли передача в частные руки положение, возможна ли приватизация в том объеме, какой задуман в правительстве?
– Вы хотите, чтобы "КазМунайГаз" приватизировали? По-моему, речь не может идти о приватизации компаний, относящихся к сфере естественных монополий. Это стратегически важные предприятия для Казахстана. Что касается приватизации, то однозначно квазигосударственные компании должны передать в частный сектор все непрофильные и низкорентабельные активы. Здесь есть вопрос, ведь когда-то были обоснования необходимости создания дочерних предприятий. И если сегодня какие-то из них низкорентабельны, то непонятно, почему не удалось добиться положительного финансового состояния? Тем не менее, активы третьего и четвертого рода, всевозможные "дочки" и "внучки" должны быть однозначно проданы, поскольку их деятельность никоим образом не контролируется. Государственное участие в управлении там не присутствует вообще. Должна была быть двухступенчатая система управления, тогда возможен хотя бы минимальный контроль. Нужно в целом повысить уровень эффективности финансового управления. Он очевидно низок и плохо корреспондируется со многими инициативами правительства в других сферах экономики. Фактически, мы создали такой прецедент, когда эти компании существуют как "государство в государстве". Вся система квазигосударственного сектора должна быть скоординирована, корреспондирована с общим экономическим развитием. К примеру, сегодня в Казахстане, в силу объективных причин, сложная экономическая ситуация, и квазигосударственный сектор мог бы оказать существенную поддержку отечественному производству в плане заказов и развития совместных инвестиционных проектов. Оставим в стороне предприятия, связанные с углеводородами, но ведь в квазисекторе представлены и другие отрасли. Нынешняя низкая рентабельность нефтедобывающего сектора обусловлена падающими ценами на сырье, однако в секторе существует, например, Казахтелеком, химическая компания и другие потенциально прибыльные структуры, которые в целом могли бы с большей отдачей работать на нашу экономику.
– С чем, на ваш взгляд, связана неэффективность квазигосударственного сектора?
– В самом слове "квазигосударственный" заложена необходимость особого контроля – это не полностью частная собственность. Должна быть особая антикоррупционная система, поскольку в секторе нет единого эффективного собственника. А там, где задействованы государственные ресурсы, всегда есть соблазн субъективно ими распорядиться. Глава государства совершенно правильно поставил задачу: проводя реформу корпоративного управления, необходимо проводить и оптимизацию, этот процесс должен быть постоянным.
– Известно, что партия "Ак жол" поднимала вопрос о прозрачности в квазигосударственном секторе, в частности, инициировала законопроект "О закупках".
– Мы поднимали вопрос, потому что в данном сегменте нет эффективного контроля как антикоррупционной системы. Существует статистика правоохранительных органов, которая доказывает, что в квазигосударственном секторе практически нет коррупционных административных и уголовных дел. Между тем здесь сосредоточены основные финансы и активы государства, и соблазн их субъективного использования, безусловно, есть. Практически, правоохранители, Счетный комитет не могут эффективно проверить эти компании. Есть юридические зацепки для проверок, но они настолько несовершенны, что, еще раз хочу подчеркнуть, уголовная и административная практика антикоррупционных расследований в отношении допущенных нарушений при распоряжении финансовыми ресурсами отсутствует. Все наказания сведены к объявлению выговора первым руководителям – и это в рамках закона. Такая ситуация совершенно ненормальна. "Ак жол" настаивал на принятии специального закона, позволяющего контролировать сферу закупок в квазигосударственном секторе. Это мог бы быть отдельный закон, могли быть соответствующие изменения и дополнения в действующие законодательные акты, но оставить ситуацию в существующем виде нельзя. Все антикоррупционное законодательство прописано только для госслужащих, а квазигосударственный сектор, когда начинаются разбирательства, квалифицируется как частный. Почему, вы думаете, появилось понятие "квазигосударственный"? Ранее менеджмент нацкомпаний настаивал исключительно на частном статусе, хотя сектор постоянно финансировался и продолжает финансироваться из республиканского бюджета. Поэтому подобная двойственность в отношении финансового контроля должна быть специально законодательно урегулирована.
– В каком состоянии сейчас находятся инициированные партией предложения?
– Ни в каком. Мы направляли запросы, но правительство считает, что все и так нормально, с чем мы, конечно, не согласны. Поэтому "Ак жол" и дальше будет поднимать данную тему. Если мы хотим, чтобы у нас было экономически эффективное государство, проблему нельзя оставить в стороне.
– Какой выход вы, как опытный экономист, видите из сложившегося положения?
– В современной ситуации, как мне кажется, нужно создавать новую концепцию развития экономики. Если в долгосрочной перспективе цены на сырье останутся такими же низкими, нам придется чем-то наполнять бюджет. Если сырьевые сектора "выпадают", нужно их заменять, хотя бы по два-три процента в доходной части ежегодно. А у нас обрабатывающим секторам особенно не помогают, правда, аграриев стали поддерживать. В основном помогаем банковскому сектору, а он не дает существенных доходов в бюджет. Основную часть доходов, порядка 56% приносят сырьевики, 12% – обрабатывающая промышленность, 10% дает торговля, 4% – строительство, 2-3% – энергетика и т.д. Вот эти сектора и надо поднимать – те, которые потенциально могут наполнять бюджет. Если мы хотим дальше поддерживать экономику через банковский сектор, то для увеличения общенациональной отдачи нужно поднять его налоговую нагрузку. В противном случае следует разработать новые механизмы переброски инвестиции в развивающиеся сегменты экономики. Повторюсь: при низких ценах на нефть требуется совершенно иная концепция развития, иная программа среднесрочного и долгосрочного функционирования экономики. Сейчас мы только говорим о создании положительной динамики несырьевых отраслей, но на деле изменения там незначительны. Президент дает поручения, но они далеко не всегда исполняются. Именно поэтому необходим контроль, необходимо создание эффективных инструментов для развития тех отраслей, которые могли бы заменить нефтяную отрасль в плане формирования бюджета – это сейчас наиболее актуально.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Данияр Ашимбаев: Борьба с оффшорами в Казахстане не ведется 20.05.2016
Благополучие граждан – главный показатель развития 18.05.2016
Данияр Ашимбаев: У нас очень модным стало прикрываться президентом 12.05.2016
"Если митинги в Казахстане продолжатся и теперь, будет жесткая реакция" 12.05.2016
Казахстан взял систему образования слаборазвитых стран, чтобы готовить "туземных" специалистов 12.05.2016
Главное – не наступить вновь на те же грабли! 11.05.2016
Экономике нужна реформа 03.05.2016
Митинги в Казахстане – слишком много времени ушло впустую 29.04.2016
Валерий Полешко: "На госслужбе каждый делает свой выбор" 22.04.2016
Аким Ногаев: Здесь все кучкуются в нефтянке 08.04.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz