Азамат Ибраев
Лидер партии "Ак Жол", депутат Мажилиса Азат Перуашев считает, что в уходящем году возглавляемой им парламентской фракции удалось достичь серьезных результатов в деле защиты прав предпринимателей. Вместе с тем, уверен депутат, важнейшие вопросы, волнующие казахстанцев, такие как земельная реформа и реформа здравоохранения, нуждаются в дополнительном изучении и обсуждении. – Как бы вы определили итоги политического года, в частности итоги работы парламентской фракции "Ак жол" и партии за год? Какие значимые законопроекты и предложения удалось отстоять в парламенте, какие депутатские запросы были составлены, какие проблемы подняты в обсуждениях? Чего не удалось достичь? – Как известно, в уходящем году состоялись парламентские выборы. То, что партия "Ак жол" подтвердила свой статус второй партии в парламенте – наверное, и есть основной итог нашей работы. Безусловно, этот результат во многом был обусловлен активной работой демократической фракции в Парламенте. Из наиболее заметных законопроектов, прежде всего, нужно отметить вступивший в силу Предпринимательский кодекс. Ход его принятия Парламентом активно обсуждался в бизнес-сообществе весь прошлый год, а в 2016 году многим предпринимателям уже удалось воспользоваться положениями этого кодекса, в частности, отстаивая свои права в тендерах и доказывая незаконность ограничений конкуренции. Кроме того, применение реализованного в Кодексе принципа "презумпции добросовестности" предпринимателя (о том, что представленные бизнесом данные отчетности априори считаются достоверными, пока обратное не доказано в законном порядке), - все больше толкает государственные органы к пониманию абсурдности статьи "Лжепредпринимательство" в Уголовном кодексе. Во всяком случае, это подтверждает ответ Генерального прокурора на сентябрьский запрос фракции "Ак жол", опиравшийся на указанный принцип. Генеральный прокурор подтвердил готовность к пересмотру порочной практики, когда за преступления мошенников, финансовые санкции налагаются на добросовестных предпринимателей – и это тоже можно считать большим успехом, который необходимо конвертировать в соответствующие поправки в УК. Надеюсь, что уже весной мы получим соответствующий законопроект. Еще один важный результат – это то, что под занавес 2016 года, в законе "О конкуренции" мы добились введения заместительных мер поддержки отечественных производителей, взамен преференций таможенного режима "свободного склада", отменяемых в связи со вступлением в ВТО и ЕАЭС с 1 января 2017 года. Это успешный пример, когда удалось реализовать на практике требования Главы государства об индустриальных преференциях в рамках ВТО. В режиме "свободного склада" работали около сотни ведущих производственных предприятий в различных отраслях – таких, как машиностроение, пищевая, легкая и фармацевтическая промышленность, агропромышленный комплекс. Они активно привлекали инвестиции и передовые технологии известных транснациональных корпораций, таких как "General Electric", "LG Electronic", "TOYOTA", "Coca-Cola" и т.д. Считаю очень важным отметить то, как оперативно наши поправки были проработаны Министерством инвестиций и развития, рассмотрены Республиканской бюджетной комиссией и поддержаны правительством. Думаю, и сами предприниматели, и тысячи работников этих предприятий благодарны правительству и МИРу за такое взаимодействие. Относительно того, чего достичь не удалось – это та же проблема лжепредпринимательства, решение которой, благодаря позиции Генерального прокурора, вроде обозначилось, но пока еще не реализовано. Для фракции "Ак жол" по-прежнему остаются актуальными вопросы преодоления корпоративной коррупции в квазигосударственном секторе и возврата в страну незаконно выведенных средств. Кроме того, мы считаем, что необходимо продолжать работу по защите интересов казахстанских производителей в системе закупок, а также в рамках ВТО и ЕАЭС. – Как бы вы охарактеризовали ситуацию, происходящую в сфере земельного законодательства и сфере внедрения обязательного медицинского страхования? – Как вы знаете, в земельном законодательстве решением Президента введена пауза на те нормы, которые вызвали острую негативную реакцию в обществе. В этом плане нужно отдать должное и работе комиссии при правительстве, которая попыталась выработать приемлемые решения, но затем честно призналась, что это процесс более долгосрочный, чем ожидалось. Правда, для меня стало неожиданностью то, что подводя итоги работы комиссии и перечисляя поступившие предложения, ее руководство нигде не упомянуло о предложении партии "Ак жол". Это предложение я и озвучивал, и направлял письменно – помимо запрета на приватизацию казахской земли иностранцами – ввести также запрет и на аренду нашей земли гражданами и компаниями стран, имеющих прямую границу с Казахстаном – т.е. Китая, России, Узбекистана, Туркмении, Кыргызстана. Почему-то руководство комиссии упоминало только предложение о запрете на аренду приграничных территорий, на расстоянии 100 и более км от границы. Но это далеко не одно и то же. Например, Актюбинская или Мангыстауская области расположены в тысячах километров от казахско-китайской границы, однако претензий к китайским компаниям там даже больше, чем в соседних с Китаем областях. Напомню хотя бы совсем недавний случай в Мангыстау, когда китайская нефтедобывающая компания, после истечения контракта на недропользование, ушла, в нарушение норм не законсервировав нефтяные скважины, что привело к загрязнению окружающей среды. Другая сторона проблемы – из-за введенного моратория остановилась реализация многих сельхозпроектов самих казахстанцев. Поэтому, возможно, нужно будет ставить вопрос о том, чтобы действие моратория не мешало деловой активности наших собственных граждан и инвесторов. Это большой вопрос, который нуждается в обсуждении. Что касается обязательного медицинского страхования – то, как известно, при обсуждении законопроекта о сроках введения этой системы в первом чтении фракция "Ак жол" отказалась поддержать предложенные подходы. Свои сомнения мы изложили в ходе пленарного заседания. Министерство здравоохранения и социального развития официально обещало, что наши претензии будут учтены в другом законопроекте, регулирующем деятельность самого фонда, который придет следом. Надеемся, что так и будет. Но у нас уже есть видение, что если такой фонд создавать, то только в форме госпредприятия, т.е. в подотчетном бюджету формате, так как его финансирование основано на обязательных платежах. Однако вместо этого Фонд создан в виде АО, то есть коммерческой организации, что не соответствует природе происхождения аккумулируемых средств и значительно повышает риски их неэффективного использования. Казалось бы, опыт всех квази-государственных структур уже должен был научить нас, что этот формат создает условия для коррупции и уклонения от бюджетных обязательств. Причем, недавно об этом стали говорить не только депутаты "Ак жола", но и члены парламентского большинства. Но вместо выводов, полным ходом идет создание очередного квази-государственного монстра, которому будут обязаны платить все, но которое, как в анекдоте, за это "никому ничего не будет должно". – Что, в первую очередь, вы бы отметили, подводя итоги 25 лет Независимости Казахстана? Какие достижения или неудачи в стране кажутся наиболее значительными? – Первое и самое главное достижение – сама Независимость. Это главная ценность нашего народа, которую невозможно оценить никакими мерками. Второе – отказ от ядерного оружия и статус мирного, цивилизованного государства. Третье – Астана, тут даже объяснять ничего не нужно. Четвертое – рыночная экономика и формирование класса частного предпринимательства. Пятое – привлечение инвестиций и успешное вхождение в международное сообщество. В особом ряду – естественный и бесспорный рост статуса государственного языка и национального самосознания. Седьмое – развитие гражданского общества. Восьмое – программы индустриализации и поддержка МСБ. Есть еще и девятое, и десятое, и двадцатое… Про неудачи в эти дни говорить не хочу, хотя, конечно, они тоже были – возьмите хоть первый ФОМС, хоть первую пенсионную реформу, разгул коррупции... Даже находясь в парламентском меньшинстве, я обязан разделять ответственность за то, что не получилось, или получилось не так, как нам обещали министры; а не кричать, мол "мы же предупреждали". Поэтому пусть камни в нас кидают другие. Я готов принять свою долю этих камней. Хотя уверен, что у любого общества всегда будут поводы справедливо критиковать власть, а у любой честного госслужащего – поводы больше работать. Главное – судьба нашей страны находится в наших руках, как и ответственность за нее – на нашей совести. – Каковы планы партии и парламентской фракции на 2017 год? – План один – честно и упорно работать над своими задачами. Находясь в меньшинстве это непросто, порой болезненно. Но это наш долг перед соотечественниками, теми, кто поверил нам, пошел за нами и отдал нам свои голоса. |