Наталья Гапонова, "Казахстанская правда", 28 февраля
Недооценка роли архивов, замедление их развития может привести к непоправимым ошибкам в будущем. О проблемах и перспективах развития архивной отрасли мы беседуем с директором Архива Президента Республики Казахстан доктором технических наук Борисом Джапаровым. – Борис Аликенович, в том, что архивы нужны, не сомневается никто. Но все-таки, давайте обозначим коротко: зачем они нужны? – Архивы тысячами нитей связаны с государственной, политической, материальной, духовной и другими сторонами жизни общества. Без полноценной архивной базы нельзя будет восстановить более или менее реальную историческую картину прошлого, решать многие вопросы дня сегодняшнего, двигаться вперед. Архивы Казахстана накопили огромную социально-экономическую, политическую, научную, культурную и другую информацию о стране, которая представляет идеологическую ценность при формировании демократического общества. Вступив в международные политические, экономические и культурные отношения, страна включилась и в мировое информационное пространство. Поэтому очень важно, чтобы отечественные архивы заняли подобающее им место среди мировых информационных ресурсов. Наследие архивов становится одним из самых ценных национальных богатств, как земля и ее недра. И одной из задач государства – всемерно способствовать тому, чтобы архивы были сохранены и активно использовались в интересах граждан, общества и власти. К сожалению, современное состояние архивов Казахстана характеризуется наличием накопившихся проблем. Отрасль оказалась вне зоны внимания властных структур, без должной нормативно-правовой базы, необходимой материально-технической, юридической и финансовой поддержки. – В чьем подчинении находятся сегодня архивы страны? – В 2004 году Комитет по управлению архивами и документацией был преобразован в Комитет информации и архивов, в котором в приоритете оказались вопросы информации. Комитет неоднократно переподчинялся различным министерствам и ведомствам: в 1999–2009 годах – Министерству культуры, в 2010–2012-м – Министерству связи и информации, в 2012–2014-м – снова Министерству культуры, в 2014-м (апрель – сентябрь) – Агентству по информации и связи, с сентября 2014 года – Министерству культуры и спорта (МКС). Наиболее успешной деятельность архивной службы была, когда отрасль имела самостоятельность в разработке стратегии и тактики архивного дела, напрямую руководила государственными и ведомственными архивами. Вынужден констатировать: существующий статус республиканского уполномоченного органа в лице департамента архивного дела и документации МКС, его реальные возможности и финансирование не обеспечивают эффективное управление отраслью. Добавлю также, что в России в 2016 году, учитывая значение архивного дела в государственном строительстве, Федеральное архивное агентство выведено из состава Министерства культуры и переподчинено напрямую президенту РФ. В США Национальный архив находится в прямом подчинении президента с 30-х годов. – Три года назад Архив Президента РК поднял тему реформирования архивной отрасли... – По нашей инициативе в 2014 году принят Меморандум директоров центральных республиканских государственных архивов, Алматы и Алматинской области о принятии мер по выходу архивной отрасли из кризиса, где была изложена программа по стабилизации архивного дела в Казахстане. МКС разработало и утвердило перспективный план мероприятий на 2014–2018 годы по реализации основных направлений развития сферы архивного дела и документации. Прошло более двух лет, но ситуация не изменилась. По-прежнему не сформирована государственная политика развития архивного дела в стране, не модернизировано Положение о Национальном архивном фонде в части его функционирования и управления, не разработан Единый республиканский классификатор архивной информации, без которого немыслимо создание современных каталогов, электронных баз данных, электронного архива, поиск информации. Не решены вопросы материально-технического и кадрового обеспечения отрасли, а также социально-экономического положения архивистов. В июле 2011 года в статью 18-ю Закона РК "О Национальном архивном фонде и архивах" были внесены существенные дополнения об участии Правительства в государственном регулировании архивного дела. Архивы страны с оптимизмом оценили нововведение. Но в сентябре 2014-го этот пункт был исключен, и воп-росы регулирования возложены на уполномоченный орган. К сожалению, отдельные нормы закона носят декларативный характер. Например, это относится к сохранности документов ликвидируемых организаций и обязательной их передачи на государственное хранение. Органы юстиции и налоговой службы беспрепятственно снимают ликвидируемые организации с регистрации, а архивные документы бесследно пропадают. – Означает ли это, что граж-данам Казахстана в некоторых случаях может быть затруднительно подтвердить сведения о своей трудовой деятельности? – Да, это так. Архивы Казахстана значительно отстают в разработке и применении информационных технологий, в приеме на государственное хранение электронных документов от архивов Российской Федерации, Республики Беларусь, не говоря уже об архивах США, Республики Кореи, КНР и других стран. У нас пока отсутствуют единая база данных и информационно-поисковая система по документам Национального архивного фонда. Нуждается в дальнейшем развитии нормативная база по электронному архиву. Без государственных стандартов на форматы, носители, описание и хранение электронных документов и баз данных, а также технологического регламента по проведению миграции электронных документов невозможна полноценная работа. Эти задачи были поставлены еще в 2006 году на Республиканском совещании-семинаре по вопросам электронного документооборота и электронного архива, но не предприняты какие-либо действия по их реализации. Время не ждет. Электронные документы уже поступают в госархивы и порождают проблему с их идентификацией через определенный период времени. Электронно-вычислительные средства и программное обеспечение быстро стареют, и если не принимать меры, то очень скоро электронные документы нельзя будет прочитать. – То есть нужно внедрять типовые архивные технологии? – Без них невозможно создание Единой системы электронного архива с информационно-поисковой системой и централизованных архивных баз данных. Типовые технологии обеспечат оперативный и надежный обмен информацией между государственными архивами и органом управления архивным делом. Технологические решения, совместимые с развивающимися региональными (областными, городскими и районными) и национальными информационными системами, позволят оперативно удовлетворять запросы госорганов законодательной и исполнительной власти, населения. Единые технологические принципы должны соответствовать международным стандартам, что позволит казахстанским архивам полноправно участвовать в международных информационных системах и сетях. Оптимальным вариантом для обеспечения единой политики в области информатизации могут стать разработка и тиражирование по всем архивам типового программного обеспечения. Причем не только для государственных архивов, но и взаимосвязанных комплексов для архивных учреждений разного уровня и органа управления архивным делом страны. Судя по информации МКС, ведется проработка программного обеспечения "Единый электронный архив". Но как оно будет интегрироваться с уже действующими электронными архивами? У нас функционирует такой архив, сейчас переведено в электронный формат около 60 тысяч дел, и к 2021 году предполагается оцифровать еще 100 тысяч. Что же получится, если программы будут не совместимы? Не лучше ли, прежде чем создавать новое программное обеспечение, изучить уже действующие программы и, в случае положительной оценки, распространять их среди государственных архивов? – Борис Аликенович, какие еще проблемы отрасли вы можете обозначить? Есть ли данные, сколько документов ежегодно принимается на государственное хранение? – Проблем, увы, немало. Так, нет взаимодействия департамента архивного дела и документации с акиматами областей, которые, за редким исключением, не обращают внимания на бедственное положение архивных учреждений. Особенно критическое положение сложилось с архивохранилищами и обеспечением сохранности документов. В Казахстане за 2000–2016 годы введено в эксплуатацию всего 5 новых архивных объектов (Национальный архив, городские архивы Алматы, Шымкента, государственные архивы Алматинской и Мангистауской областей), осуществлены пристройки к основным зданиям в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской областях. Отмечается настоятельная потребность в создании современного типового проекта здания архива и строительстве новых архивохранилищ. В настоящее время большинство хранилищ государственных архивов областей полностью заполнены. По этой причине затруднен прием документов на государственное хранение. В Государственном архиве Жезказгана из-за отсутствия дополнительного архивохранилища партийные дела в количестве 44 тысяч и 20 тысяч дел ликвидированных учреждений перемещены в подвал, где нет элементарных условий хранения. В течение нескольких лет не решается вопрос о строительстве пристройки к архивному зданию. В Западно-Казахстанской области, одной из немногих в стране, нет архива, который принимал бы и хранил документы по личному составу. Неудовлетворительное положение с резервом свободных площадей архивохранилищ Казахстана значительно снизило объемы поступления дел на государственное хранение. Так, если за 1991–2000 годы рост общего архивного фонда составил 110,6%, за 2000–2010-й – 41,9%, то за 2010–2015-й – только 9,5%. – Как пополняется обязательный государственный страховой фонд копий документов? Что делается для этого в вашем архиве? – Из-за отсутствия оборудования многие областные государственные архивы Казахстана не создают страховой фонд копий особо ценных документов, который входит в разряд основных направлений работы. Речь идет о так называемых "жизненно важных документах", то есть необходимых для восстановления основных функций Правительства и местных исполнительных органов в период возникновения чрезвычайных ситуаций. Страховой фонд нужен и для сохранения подлинников исторических документов от изнашивания при работе исследователей в читальных залах архивов. Этой важной задаче во всех архивах мира уделяется огромное значение. Так, в США Национальный архив и управление документацией микрофильмируют документы с конца 30-х годов. Первая федеральная программа по созданию страхового фонда разрабатывалась под руководством президента и была утверждена в 1952-м. Архивисты США имеют 10-летний стратегический план развития архивной службы. Микрофильм или микрофиша в обозримом будущем еще сохранят свое значение, поскольку пленочный носитель при оптимальном температурно-влажностном режиме может храниться от 350 до 500 лет. Сейчас в Архиве Президента РК идет активный перевод микроформ в электронный формат, который позволяет по специальным защищенным каналам связи оперативно передавать информацию потребителям. В Казахстане создание страхового фонда в архивных учреждениях началось в 1958–1960 годах. Постановлением Правительства в 2002-м утверждено Положение о Государственном страховом фонде копий документов, в котором установлено, что страховые копии являются неприкосновенными и хранятся обособленно от оригиналов. На наш взгляд, в этой формулировке пропущено слово "территориально". Иначе хранить – смысла нет. В республике до сих пор нет специального хранилища. Существует единственное учреждение, которое призвано производить страховой фонд, – Центральная лаборатория микрофильмирования и реставрации архивных документов в Алматы. Однако уже длительное время госархивы не прибегают к ее услугам, а приобрести собственное современное дорогое оборудование областным госархивам при их мизерном бюджете нереально. Выходом из создавшегося положения могли бы стать модернизация Центра микрографии и создание Центра хранения страховых микроформ. – Сейчас много внимания уделяется квалификации специалистов, кадровым вопросам. Архив – это не только место хранения, но и учреждение, где ведется серьезная исследовательская и реставрационная деятельность. – Отрасли нужны специалисты в области информационных технологий, репрографии, архивной экономики, реставрационной работы. В зачаточном состоянии находится научно-исследовательская работа в области архивоведения, документоведения и археографии, нет научных работников, которые бы могли профессионально вести изыскания и подготовку научных разработок по проблемам архивного дела. Сейчас архивисты пользуются научными разработками институтов документоведения и архивного дела России, Беларуси, Украины, но это не выход. Во многих наших архивах не ведется реставрация документов. Приведенные мною факты показывают, что положение в архивной отрасли достигло критического состояния. – Борис Аликенович, вы подняли очень серьезные проблемы. Какие, на ваш взгляд, существуют пути их решения? – Основная причина кризиса заключается в непонимании и недооценке значения управленческих функций архивных органов, их нельзя уравнивать с учреждениями культуры, библиотеками и музеями. Архивы обеспечивают принципиально другие задачи: в области национальной безопасности, в восстановлении и подтверждении правового и финансового статуса учреждений и граждан, реализации единой государственной политики в архивном деле и делопроизводстве, в изучении исторического наследия... Для реального реформирования отрасли настало время изучить вопрос о придании более высокого статуса республиканскому и местным уполномоченным органам в сфере архивного дела и документации, наделении их самостоятельностью на уровне Архивного агентства, непосредственно подчиненного Правительству Республики Казахстан. Надо разработать и осуществить полноценную программу действий для дальнейшего успешного развития архивной сферы. |