NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 09:53 ast
07:53 msk

Архивы Казахстана: курс на стабилизацию и реформирование
Недооценка роли архивов, замедление их развития может привести к непоправимым ошибкам в будущем
28.02.2017 / интервью

Наталья Гапонова, "Казахстанская правда", 28 февраля

Недооценка роли архивов, замедление их развития может привести к непоправимым ошибкам в будущем. О проблемах и перспективах развития архивной отрасли мы беседуем с директором Архива Президента Республики Казахстан доктором технических наук Борисом Джапаровым.
– Борис Аликенович, в том, что архивы нужны, не сомневается никто. Но все-таки, давайте обозначим коротко: зачем они нужны?
– Архивы тысячами нитей связаны с государственной, политической, материальной, духовной и другими сторонами жизни общества. Без полноценной архивной базы нельзя будет восстановить более или менее реальную историческую картину прошлого, решать многие вопросы дня сегодняшнего, двигаться вперед.
Архивы Казахстана накопили огромную социально-экономическую, политическую, научную, культурную и другую информацию о стране, которая представляет­ идеологическую ценность при формировании демократического общества. Вступив в международные политические, экономические и культурные отношения, страна включилась и в мировое информационное пространство. Поэтому очень важно, чтобы отечественные архивы заняли подобающее им место среди мировых информационных ресурсов.
Наследие архивов становится одним из самых ценных национальных богатств, как земля и ее недра. И одной из задач государства – всемерно способствовать тому, чтобы архивы были сохранены и активно использовались в интересах граждан, общества и власти. К сожалению, современное состояние архивов Казах­стана характеризуется наличием накопившихся проблем. Отрасль оказалась вне зоны внимания властных структур, без должной нормативно-правовой базы, необходимой материально-техничес­кой, юридической и финансовой поддержки.
– В чьем подчинении находятся сегодня архивы страны?
– В 2004 году Комитет по управлению архивами и документацией был преобразован в Комитет информации и архивов, в котором в приоритете оказались вопросы информации. Комитет неоднократно переподчинялся различным министерствам и ведомствам: в 1999–2009 годах – Министерству культуры, в 2010–2012-м – Минис­терству связи и информации, в 2012–2014-м – снова Министерству культуры, в 2014-м (апрель – сентябрь) – Агентству по информации и связи, с сентяб­ря 2014 года – Министерству культуры и спорта (МКС).
Наиболее успешной деятельность архивной службы была, когда отрасль имела самостоятельность в разработке стратегии и тактики архивного дела, напрямую руководила государственными и ведомственными архивами. Вынужден констатировать: существующий статус республиканского уполномоченного органа в лице департамента архивного дела и документации МКС, его реальные возможности и финансирование не обеспечивают эффективное управление отраслью.
Добавлю также, что в России в 2016 году, учитывая значение архивного дела в государственном строительстве, Федеральное архивное агентство выведено из состава Министерства культуры и переподчинено напрямую президенту РФ. В США Нацио­нальный архив находится в прямом подчинении президента с 30-х годов.
– Три года назад Архив Президента РК поднял тему реформирования архивной отрасли...
– По нашей инициативе в 2014 году принят Меморандум директоров центральных респуб­ликанских государственных архивов, Алматы и Алматинской области о принятии мер по выходу архив­ной отрасли из кризиса, где была изложена программа по стабилизации архивного дела в Казахстане. МКС разработало и утвердило перспективный план мероприятий на 2014–2018 годы по реализации основных направлений развития сферы архивного дела и документации.
Прошло более двух лет, но ситуа­ция не изменилась. По-прежнему не сформирована государственная политика развития архивного дела в стране, не модернизировано Положение о Национальном архивном фонде в части его функ­ционирования и управления, не разработан Единый республиканский классификатор архив­ной информации, без которого немыслимо создание современных каталогов, электронных баз данных, электронного архива, поиск информации. Не решены вопросы материально-технического и кад­рового обеспечения отрасли, а также социально-экономического положения архивистов.
В июле 2011 года в статью 18-ю Закона РК "О Национальном архивном фонде и архивах" были внесены существенные дополнения об участии Правительства в государственном регулировании архивного дела. Архивы страны с оптимизмом оценили ново­введение. Но в сентябре ­2014-го­ этот пункт был исключен, и воп-росы регулирования возложены на уполномоченный орган. К сожалению, отдельные нормы закона носят декларативный характер. Например, это относится к сохранности документов ликвидируемых организаций и обязательной их передачи на государственное хранение. Органы юстиции и налоговой службы беспрепятственно снимают ликвидируемые организации с регистрации, а архивные документы бесследно пропадают.
– Означает ли это, что граж-данам Казахстана в некоторых случаях может быть зат­руднительно подтвердить сведения о своей трудовой дея­тельности?
– Да, это так. Архивы Казах­стана значительно отстают в разработке и применении информационных технологий, в приеме на государственное хранение электронных документов от архивов Российской Федерации, Республики Беларусь, не говоря уже об архивах США, Республики Кореи, КНР и других стран. У нас пока отсутствуют единая база данных и информационно-поисковая система по документам Национального архивного фонда. Нуждается в дальнейшем развитии нормативная база по электронному архиву.
Без государственных стандартов на форматы, носители, описание и хранение электронных документов и баз данных, а также технологического регламента по проведению миграции электронных документов невозможна полноценная работа. Эти задачи были поставлены еще в 2006 году на Республиканском совещании-семинаре по вопросам электронного документо­оборота и электронного архива, но не предприняты какие-либо действия по их реализации. Время не ждет. Электронные документы уже поступают в госархивы и порождают проблему с их идентификацией через определенный период времени. Электронно-вычислительные средства и программное обеспечение быстро стареют, и если не принимать меры, то очень скоро электронные документы нельзя будет прочитать.
– То есть нужно внедрять типовые архивные технологии?
– Без них невозможно создание Единой системы электронного архива с информационно-поис­ковой системой и централизованных архивных баз данных. Типовые технологии обеспечат оперативный и надежный обмен информацией между государственными архивами и органом управления архивным делом. Технологические решения, совместимые с развиваю­щимися региональными (областными, городскими и районными) и национальными информационными системами, позволят оперативно удовлетворять запросы госорганов законодательной и исполнительной власти, населения. Единые технологические принципы должны соответствовать международным стандартам, что позволит казахстанским архивам полноправно участвовать в международных информационных системах и сетях.
Оптимальным вариантом для обеспечения единой политики в области информатизации могут стать разработка и тиражирование по всем архивам типового прог­раммного обеспечения. Причем не только для государственных архивов, но и взаимосвязанных комплексов для архивных учреждений разного уровня и органа управления архивным делом страны.
Судя по информации МКС, ведется проработка программного обеспечения "Единый электронный архив". Но как оно будет интегрироваться с уже действую­щими электронными архивами? У нас функционирует такой архив, сейчас переведено в электронный формат около 60 тысяч дел, и к 2021 году предполагается оцифровать еще 100 тысяч. Что же получится, если программы будут не совместимы? Не лучше ли, прежде чем создавать новое прог­раммное обеспечение, изу­чить уже действующие программы и, в случае положительной оценки, распространять их среди государственных архивов?
– Борис Аликенович, какие еще проблемы отрасли вы можете обозначить? Есть ли данные, сколько документов ежегодно принимается на государственное хранение?
– Проблем, увы, немало. Так, нет взаимодействия департамента архивного дела и документации с акиматами облас­тей, которые, за редким исключением, не обращают внимания на бедственное положение архивных учреждений. Особенно критическое положение сложилось с архивохранилищами и обеспечением сохранности документов. В Казахстане за 2000–2016 годы введено в экс­плуатацию всего 5 новых архивных объектов (Национальный архив, городские архивы Алматы, Шымкента, государственные архивы Алматинской и Мангистау­ской областей), осуществлены пристройки к основным зданиям в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской областях. Отмечается настоя­тельная пот­ребность в создании современного типового проекта здания архива и строительстве новых архивохранилищ.
В настоящее время большинство хранилищ государственных архивов областей полностью заполнены. По этой причине затруднен прием документов на государственное хранение. В Государственном архиве Жезказгана из-за отсутствия дополнительного архивохранилища партийные дела в количестве 44 тысяч и 20 тысяч дел ликвидированных учреждений перемещены в подвал, где нет элементарных условий хранения. В течение нескольких лет не решается вопрос о строительстве пристройки к архивному зданию. В Западно-Казахстанской области, одной из немногих в стране, нет архива, который принимал бы и хранил документы по личному составу.
Неудовлетворительное положение с резервом свободных площадей архивохранилищ Казахстана значительно снизило объемы поступления дел на государственное хранение. Так, если за 1991–2000 годы рост общего архивного фонда составил 110,6%, за 2000–2010-й – 41,9%, то за 2010–2015-й – только 9,5%.
– Как пополняется обязательный государственный страховой фонд копий документов? Что делается для этого в вашем архиве?
– Из-за отсутствия оборудования многие областные государственные архивы Казахстана не создают страховой фонд копий особо ценных документов, который входит в разряд основных направлений работы. Речь идет о так называемых "жизненно важных документах", то есть необходимых для восстановления основных функций Правительства и местных исполнительных органов в период возникновения чрезвычайных ситуаций. Страховой фонд нужен и для сохранения подлинников исторических документов от изнашивания при работе исследователей в читальных залах архивов.
Этой важной задаче во всех архивах мира уделяется огромное значение. Так, в США Национальный архив и управление документацией микрофильмируют документы с конца 30-х годов. Первая федеральная программа по созданию страхового фонда разрабатывалась под руководством президента и была утверж­дена в 1952-м. Архивисты США имеют 10-летний стратегический план развития архивной службы. Микрофильм или мик­рофиша в обозримом будущем еще сохранят свое значение, поскольку пленочный носитель при оптимальном температурно-влажностном режиме может храниться от 350 до 500 лет. Сейчас в Архиве Президента РК идет активный перевод микроформ в электронный формат, который позволяет по специальным защищенным каналам связи оперативно передавать информацию потребителям.
В Казахстане создание страхового фонда в архивных учреждениях началось в 1958–1960 годах. Постановлением Правительства в 2002-м утверждено Положение о Государственном страховом фонде копий документов, в котором установлено, что страховые копии являются неприкосновенными и хранятся обособленно от оригиналов. На наш взгляд, в этой формулировке пропущено слово "территориально". Иначе хранить – смысла нет.
В республике до сих пор нет специального хранилища. Сущест­вует единственное учреждение, которое призвано производить страховой фонд, – Центральная лаборатория микрофильмирования и реставрации архивных документов в Алматы. Однако уже длительное время госархивы не прибегают к ее услугам, а приоб­рести собственное современное дорогое оборудование областным госархивам при их мизерном бюджете нереально. Выходом из создавшегося положения могли бы стать модернизация Центра микрографии и создание Центра хранения страховых микроформ.
– Сейчас много внимания уделяется квалификации специа­листов, кадровым вопросам. Архив – это не только место хранения, но и учреждение, где ведется серьезная исследовательская и реставрационная деятельность.
– Отрасли нужны специалис­ты в области информационных технологий, репрографии, архивной экономики, реставрационной работы. В зачаточном состоянии находится научно-исследовательская работа в области архивоведения, документоведения и археографии, нет научных работников, которые бы могли профессионально вести изыскания и подготовку научных разработок по проблемам архивного дела. Сейчас архивисты пользуются научными разработками институтов документоведения и архивного дела России, Беларуси, Украины, но это не выход. Во многих наших архивах не ведется реставрация документов.
Приведенные мною факты показывают, что положение в архивной отрасли достигло критического состояния.
– Борис Аликенович, вы подняли очень серьезные проб­лемы. Какие, на ваш взгляд, существуют пути их решения?
– Основная причина кризиса заключается в непонимании и недооценке значения управленчес­ких функций архивных органов, их нельзя уравнивать с учреждениями культуры, биб­лиотеками и музеями. Архивы обеспечивают принципиально другие задачи: в области нацио­нальной безопаснос­ти, в восстановлении и подтверждении правового и финансового статуса учреждений и граждан, реализации единой государственной политики в архивном деле и делопроизводстве, в изучении исторического наследия...
Для реального реформирования отрасли настало время изучить вопрос о придании более высокого статуса республиканскому и местным уполномоченным органам в сфере архивного дела и документации, наделении их самостоятельностью на уровне Архивного агентства, непосредственно подчиненного Правительству Республики Казахстан. Надо разработать и осуществить полноценную программу действий для дальнейшего успешного развития архивной сферы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Архивы Казахстана: курс на стабилизацию и реформирование 28.02.2017
Основные приоритеты в работе созданной два года назад Службы экономических расследований 27.02.2017
Правительство Сагинтаева: вице-премьеры и их карьера 16.02.2017
Гульмира Илеуова: Страх перед сменой власти казахстанцы назвали в числе основных. Часть 2 15.02.2017
Правительство Сагинтаева: кто на своем месте? 15.02.2017
Гульмира Илеуова: Страх перед сменой власти казахстанцы назвали в числе основных. Часть 1 09.02.2017
Аким без понтов – беспонтовый аким? 03.02.2017
В Казахстане власть может смениться уже к концу 2017 года 31.01.2017
Выборность акимов - палка о двух концах 17.01.2017
Ашимбаев: аресты Майлыбаева и Дутбаева я бы связывать не стал 17.01.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz