Александра Алехова, 365info.kz, 8 февраля
Медиапортал 365info начинает серию статей об истории нацкомпаний Казахстана и их руководстве. В 2017 году мы рассказали читателям интересные факты о министрах и министерствах, акимах и акиматах глазами политолога Данияра Ашимбаева. Настал черед одних из самых непрозрачных, но при этом самых богатых организаций страны – национальных компаний. Редкие факты о "супе", в котором варятся их топ-менеджеры, вскрываются только благодаря громким арестам, которых в истории нацкомпаний было не так уж и много. В первой серии цикла Данияр Ашимбаев расскажет, что за гордая птица Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" и кто ее ест.
"КРАМДС" был богаче "Самрук-Казыны" – За годы независимости мы видели несколько трансформаций национального государственного бизнеса. Можно ли вообще сказать, что квазигосударственный сектор успешен и полезен стране? – Он имеет историю намного более длинную, чем возникновение того же фонда "Самрук-Казына", созданного в 2008 году. В свое время, в конце 1990-го года отраслевые министерства стали госконцернами. В 1991–1992 годах стали возникать первые национальные компании/госкорпорации. Тогда и возникли "Казахстаннефтегаз", "Казахгазпром" "Казахстанэнерго", КАТЭП, КЭМПО. В 1993-м началась "вакханалия" холдингизации – год образования холдинговых компаний (ГХК), государственных акционерных компаний (ГАК), национальных акционерных компаний (НАК), которые входили друг в друга. Просуществовали они недолго, хотя и дали массу поводов для издевок по поводу эффективности госуправления. Наиболее известной стала история холдинга "КРАМДС", который возник как получастная-полугосударственная ассоциация, но с 1993 по 1995 годы имел такие активы, рядом с которыми "дочки" "Самрук-Казыны" – просто детский сад В 1995-м правительство Акежана Кажегельдина большинство госхолдингов грохнуло, наиболее лакомые куски прошли на продажу. Одновременно началась приватизация месторождений, крупных предприятий – тогда ушли "Жезказганцветмет", Павлодарский алюминиевый завод, "Мангышлакнефть" и так далее. Приватизация шла в формате фактической кампанейщины, не самой прозрачной и не самой красивой. И понятно, что большинством покупателей были либо иностранцы, либо офшорные трейдеры, которые вокруг этих компаний выстраивали свой бизнес еще с конца 80-х. Тогда, если вспомнить, был случай передачи в управление "национальному" бизнесу, когда Булат Абилов пытался получить в управление "Карметкомбинат", просидел там 3 дня и до сих пор все свои выступления сводит к мысли "если бы мне тогда отдали "Кармет"…"
Частный бизнес пошел в правительство – Но к тому времени уже поднялся так называемый национальный бизнес, который пытался как-то играть и в политике. Достаточно вспомнить движение "Новое поколение", которое двигалось и в политику, и в госбизнес. – Там и банки фигурировали. – Да. Тот же "Казкоммерцбанк" был приближен к правительству по большинству крупных сделок и сам активно прибрал к рукам многие предприятия. Интересы этого бизнеса, который некоторые злые языки называли "экономикой племянников", не учитывать было нельзя. С другой стороны, понятно, что на приватизацию могло пойти не все. Оставались естественные монополии, за которые сложилась определенная борьба Какая-то часть активов была реализована, но какая-то оставалась предметом конфликтов. В 1996 году стали создаваться новые государственные структуры, а под ними – новые объекты нового квазигосударственного сектора. Одной из первых стала авиакомпания "Эйр Казахстан", родившаяся на обломках бывшей национальной компании "Казахстан ауе жолы", которая, в свою очередь, возникла на обломках Казахского управления гражданской авиации. "Эйр Казахстан" фактически сразу перешла под управление "Казкоммерцбанку". Зимой 1996 года в доверенное управление Еркину Калиеву были переданы три железные дороги Казахстана, на базе которых вскоре возникло РГП "Казахстан темир жолы". Ну и далее процесс пошел – "Казатомпром", "KEGOC" и так далее. Главная головная боль акима СКО – отбивать атаки российских националистов – Ашимбаев
Эпоха "ЛОРиков и ЖОРиков" – Безусловно, самым лакомым куском считался "Казахойл", который возник весной 1997 года в рамках конфликта между приватизаторами из команды Кажегельдина и нефтяным лобби во главе с Нурланом Балгимбаевым. Компания фактически была создана указом президента без особых согласований с правительством После нескольких месяцев конфликта в нее было передано то, что ранее не было приватизировано, – "Озенмунайгаз", "Эмбамунайгаз", госдоли в СП и НПЗ. Одновременно возникла компания "КазТрансОйл", успешно побывавшая несколько месяцев "Казахтрубопроводом" и сменившая в 1997 году двух президентов. Первая когорта управленцев была достаточно известной. "Казахойл" возглавил Нурлан Балгимбаев, "Казтрансойл" – владелец "Акцепта" Нурлан Каппаров, "KEGOC" – владелец "Астана-Холдинг" Мухтар Аблязов, "Нацатомпром" – президент "Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината" Багдат Шаяхметов (при том, что комбинат в состав нацкомпании не входил). И процесс активно развернулся дальше. Общим было то, что практически все компании на постах технологов составляли старые кадры, а из молодежи создавались финансовые дирекции, дирекции госзакупок, маркетинга, менеджмента, консалтинга, корпоративного развития и так далее. – Раздули штаты до колоссальных масштабов. – Кроме того, в нацкомпаниях сразу началась родовая болезнь – они были выведены из-под госконтроля финансового и счетного комитетов и в массовом порядке укомплектовывались работниками, представлявшими из себя родственников высокопоставленных чинов. Именно в те годы в Казахстане началась эпоха "ЛОРиков и ЖОРиков". Если мы посмотрим на список менеджмента любой крупной нацкомпании, обнаружим достаточно большое количество таковых представителей.
"Самрук" и "Казына" – детища Масимова – Нацкомпании долго варились в собственном соку и были предметом борьбы между разными олигархическими группировками. Вокруг них выстраивалась банковская система, система снабжения, формировались медийные ресурсы. Зачастую бывало, что первым приказом новый руководитель объявлял о своем вступлении в должность, а вторым приказом определял новый аффилированный с собой банк для расчетов. – Отсюда и начался период активного зарабатывания денег бизнесменами нового времени? – Через нацкомпании прошло знатное количество казахстанской элиты. И далеко не все отметились в положительном качестве. В таком состоянии квазигоссектор варился очень долго, пока в 2006–2007 годах у тогдашнего вице-премьера Карима Масимова не возникла идея создания специализированных холдингов Якобы по образцу сингапурского Temasek, чтобы создать фонд, который бы напрямую управлял госактивами и освободил бы от этой "сложной задачи" профильные министерства. Тогда сначала под руководством Кайрата Келимбетова возник Фонд устойчивого развития "Казына", куда были переданы так называемые институты развития. Затем, в начале 2007-го, возник Казахстанский холдинг по управлению активами "Самрук". Его возглавил Сауат Мынбаев, а замом у него стал зять президента Тимур Кулибаев. У Тимура Аскаровича к тому времени уже был опыт руководства нефтегазовыми нацкомпаниями, хоть и на момент назначения к Мынбаеву в "Самрук" он почти год был без работы.
Создание "Самрук-Казыны" было признанием кризиса – Где-то в течение полутора лет "Самрук" активно развивался. Помимо имеющегося аппарата управления стал возникать новый, еще более укомплектованный, но также не отличавшийся особой транспарентностью управления. Обывателю это преподносили как "супер-мега-реформу", способную вывести казахстанскую экономику из кризиса Сразу началась борьба за финансовые потоки, холдинги ломали нацкомпании, не пожелавшие туда входить. В свое время и Инвестфонд во главе с Зейнуллой Какимжановым не хотел идти к Келимбетову в "Казыну". Чуть позже Мухтар Джакишев сопротивлялся вхождению "Казатомпрома" в "Самрук" к Кулибаеву. Отношения выясняли долго. В отдельных случаях этим занимаются и по сей день. Активы перекочевывали туда-сюда, менеджмент менялся, затем, в конце 2007 года, Мынбаева перевели в министерство энергетики, а "Самрук" неожиданно возглавил президент "KEGOC" Канат Бозумбаев. Фронт своей работы он посвятил борьбе с прежним менеджментом, то есть занялся формированием новой команды. Но как только закончил этот процесс, ветра сменились. В конце 2008 года было официально признано существование мирового финансового кризиса, когда и был создан Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына". Причем в указе президента он писался слитно, а в постановление правительства проскочил уже с дефисом. Так и пишется по сей день.
Один зарабатывал, другой тратил – "Самрук-Казыну" возглавил тогдашний глава администрации президента Кайрат Келимбетов, успевший поруководить "Казыной". А первым замом к нему приставили Тимура Кулибаева. Фактически сразу в фонде возникло двоевластие. Оба руководителя не сильно друг к другу тяготели и создали параллельные аппараты управления, которые позволяли им руководить фондом, не сильно пересекаясь друг с другом. При этом Счетный комитет исторически долбил "Самрук-Казыну", его предшественников и дочерние компании за непрозрачную финансовую политику. Кстати, не только Счетный комитет. Преимущественно долбили за то, что средства на инвестиции шли на депозиты в банки второго уровня, так или иначе связанные с менеджментом, аппарат разбухал. Был там президент, первый вице-президент, вице-президенты, управляющие и исполнительные директора, департаменты, дирекции, управления и так далее. Все это дублировалось сверху донизу. В итоге снизу начали ныть, что центр оттягивал на себя все возможные ресурсы. Но, скажем так, в этом состоянии фонд работает и по сей день. Периодически аппарат "Самрук-Казыны" сокращался и разделялся, но в большинстве случаев речь шла о переименовании одних подразделений в другие. То есть исполнительных директоров в свое время сделали директорами департаментов, директоров департаментов – главными менеджерами. Самый что ни на есть процесс смены вывесок.
Один с сошкой, семеро с ложкой – Громких уголовных дел по нацкомпаниям, особенно по "Самрук-Казыне", особенно и не было. Хотя у всех были большие подозрения и обвинения, что деньги уходят направо и налево, а уровень благосостояния менеджеров квазигосударственного сектора рос гигантскими темпами. По сути, осмысленность создания госхолдинга подменилась борьбой за контроль над ним Если одно время еще ставились вопросы, нужен ли Казахстану фонд "Самрук-Казына", да и нацкомпании в целом, сейчас это даже не обсуждается. – Хотя все время идет критика о слишком раздутом штате и чересчур сложной и запутанной схеме управления. – В системе того же "КазМунайГаза" есть только 2 нефтегазодобывающих актива – АО "Озенмунайгаз" и АО "Эмбамунайгаз". Над ними существует управляющая компания – АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз", над которой еще существует сам "КазМунайГаз", а над ним еще существует "Самрук-Казына" с дирекцией нефтегазовых активов. По крайней мере, раньше она именно так и называлась. Получалось, что один с сошкой, а семеро с ложкой. При этом еще существовало несколько параллельных звеньев, дочерних предприятий и офшорных дочек. И под всеми лозунгами их сокращения периодически сокращалось то, что все равно восстанавливалось А в рамках приватизации непрофильных активов, как правило, уходили активы, может и не профильные с точки зрения основной деятельности компании, но очень прибыльные для бюджета. И уходили они в аффилированные с менеджментом структуры. Возникали проблемы постоянного роста внешней задолженности, потому что нацкомпании занимали деньги за рубежом, а вкладывали их непонятно куда И, по сути, мы видим, что какого-то прорыва за время существования всего фонда и его отдельных компаний не достигнуто.
Фонд раздулся до 42 департаментов – Но все равно "Самрук-Казына" стал экономикой внутри экономики. Тем более, что у нас после большого периода доминирования якобы частной собственности пошло определенное огосударствление экономики – обратный выкуп активов. В собственности государства оказались все три нефтеперерабатывающих завода, большое количество других активов – электроэнергетических, угольных. И "Самрук-Казына" стал своего рода сверхструктурой по управлению практически всем, но фактически мало кому подконтрольной, несмотря на существование и совета директоров, и других всевозможных советов. За это время фондом успел порулить Кайрат Келимбетов, который в 2011 году ушел на пост вице-премьера. Его сменил Тимур Кулибаев, который в итоге стал "жертвой" ситуации вокруг жанаозенских событий. В декабре 2011 года на руководство "Самрук-Казыной" был переброшен Умирзак Шукеев - опытный и сильный администратор, но который, как первый вице-премьер, на тот момент все свои ресурсы бросил на управление минсельхозом и холдингом "Казагро". Там-то вся его команда и зависла и не смогла оперативно встать на управление "Самрук-Казыной". – Шукеев достаточно долго был у руля фонда и особых скандалов за это время не возникло. – Да, шесть лет он холдингом поруководил. Что касается скандалов, то где-то быть может сказывалось личное уважение истеблишмента к Шукееву. Несмотря на это, фонд оставался предметом критики, анекдотов и издевок. И пределом мечтаний многих чиновников и бизнесменов. В таком состоянии в "Самрук-Казыне" была затеяна некая трансформация, которая должна была снизить количество управленческих звеньев Как потом оказалось, трансформация состоялась – на момент ухода Шукеева было зафиксировано 37 департаментов, что само по себе, мягко говоря, выдает все псевдооптимизации, проведенные ранее. В 2009-м структурных подразделений было "всего" 22–23. Получилось, что трансформация стала как бы лозунгом, который скрывал просто смену вывесок. На этом фоне рос внешний долг.
Вопросов больше, чем ответов – В том числе мы видели одну "замечательную" операцию после запрета президента на финансирование внешнего долга за счет банков второго уровня. 10% "КазМунайГаза" фонд продал Нацбанку, что в нормальных условиях алогично. Также мы помним достаточно странные процессы по национализации и приватизации проблемных банков в 2009 году. И можно даже отметить тот замечательный, а ныне забытый факт, что при продаже "Альянсбанка" и "Темирбанка" фонд гарантировал неснимаемый депозит в течение 10 лет в размере 220 млрд тенге для обеспечения устойчивости нового финансового института Что помимо прочего ставит вопрос о том, насколько правомерно "Самрук-Казына" распоряжается своими активами таким образом. Хотя не исключено, что это решение было принято и на более высоком уровне. – Не кажется ли странным, что даже откровенные вопросы о деятельности фонда, лежащие на поверхности, никто не задает? – Как мы видим, компания не самая прозрачная ни с точки зрения информационной политики, ни с точки зрения социальных процессов, ни с точки зрения осмысленности модернизации и приватизации и так далее. То есть "Самрук-Казына" остается вечным объектом критики и, мягко говоря, не является тем символом прогресса, под который замышлялся. Еще можно вспомнить то обстоятельство, что в свое время фонд создавался в качестве инструмента антикризисной политики и через него прошли те знаменитые 10 млрд долларов из Нацфонда, выделенные по поручению главы государства для спасения казахстанской экономики Но вот уже прошло 9 лет, а об этих 10 миллиардах никто не вспоминает.
Есимов как спасение – Понятно, что теперь уже "Самрук-Казыну" никто упразднять не собирается. Фонд нужен для контроля финансовых потоков, для какого-то внутреннего контроля за нацкомпаниями. В нынешних условиях приход Ахметжана Есимова может кардинально изменить ситуацию в фонде Ахметжан Смагулович – старый соратник главы государства. Он в 1991-м возглавил Алматинскую область, в 1994-м стал вице-премьером. Причем не только по сельскому хозяйству, но и по идеологии, поскольку тогдашний кандидат на пост вице-премьера по идеологии Алтынбек Сарсенбаев не прошел голосование в Верховном совете. В 1996-м Есимов стал первым госсекретарем Казахстана с достаточно широкими полномочиями, которыми, впрочем, он не пользовался. Кстати, одновременно с госсекретарством он несколько месяцев исполнял обязанности руководителя администрации президента. В том же году стал первым вице-премьером в том же правительстве Кажегельдина. Остался в этой должности затем и в правительстве Балгимбаева. Некоторое время Есимов исполнял обязанности премьера. В начале 1998 года, когда начался экономический кризис и президент решился бросить на его латание так называемых молодых финансистов-либералов из банковского сектора, Есимова перевели в администрацию президента, которой он руководил до осени 1998 года. Затем в рамках новой трансформации истеблишмента он оказался фигурой ненужной и на несколько лет уехал послом в Бельгию В 2001-м, когда было принято очередное послание, он вернулся в правительство. Премьером был Касым-Жомарт Токаев, а Ахметжан Смагулович занял пост главы Минсельхоза. Затем некоторое время был вице-премьером и занимался реализацией послания по аграрным вопросам. В 2008 году стал акимом Алматы.
Подарок ко дню рождения – Назначение было неожиданным. Алматинцы приняли Есимова немногим лучше, чем Бауыржана Байбека через несколько лет. Тем более болезненным это назначение казалось после "яркого" акимства Имангали Тасмагамбетова. Но Есимов, в меньшей степени занимаясь центром, в отличие от Тасмагамбетова, активно занялся развитием городской инфраструктуры, в том числе в отдаленных районах – Шаныраке и Бакае. Аким сформировал свою добротную команду и уходил из Алматы под печальные вздохи горожан Перед его уходом активно ходили слухи, что он займет пост спикера одной из палат парламента, главы администрации президента или госсекретаря. Но в итоге он оказался во главе нацкомпании "Астана ЭКСПО", незадолго до того обезглавленной после известного скандала с арестом Талгата Ермегияева. Несколько месяцев до назначения Есимова госкомпанией руководил Адильбек Джаксыбеков, будучи акимом Астаны. Из Алматы в Астану Ахметжан Смагулович приехал с небольшой командой. С ним ушли заместитель Ербол Шорманов, руководитель аппарата Бейбут Карымсаков и его извечный пресс-секретарь Сергей Куянов. По слухам, ожидалось, что параллельно Есимов будет еще и вице-премьером, но вроде бы он сам не захотел "через тире" иметь еще вторую должность, поскольку бывал в ней неоднократно. Выставку "ЭКСПО-2017", как известно, команда Есимова вытянула Конечно, постскриптум к этой истории еще не закончен. И учитывая уже пенсионный возраст Есимова (63 ему исполнилось в 2013 году), конец 2017 года оказался для него достаточно триумфальным. Практически в свой день рождения он получил Золотую звезду из рук президента, а затем и должность председателя правления фонда "Самрук-Казына". Таких подарков ко дню рождения страна, в принципе, не видела давно.
"Самрук-Казына" как трамплин – Ну все равно это было давно. Никто не спорит, что эта должность для Есимова заслуженная. Ахметжан Смагулович неоднократно считался даже потенциальным преемником. И несмотря на возраст, в скандалах замешан не был. По крайней мере, в списке "Форбс" его фамилии нет. – А как же эта смешная история, что он живет у жены дома? – Не знаю, у кого он живет. Но факт остается фактом – в "Форбсе" есть только его зять Галымжан Есенов, владелец "АТФБанка" и представитель известного клана. Одно время против Есимова шла кампания в газете "Республика". Но осталось впечатление, что она была направлена не против самого Ахметжана Смагуловича, ведь своей ровной и сдержанной работой он ни у кого раздражения не вызывал Наезды на Есимова, кажется, больше были связаны с нападками на его зятя. Возвращаясь к нынешним реалиям, можно уверенно сказать, что занятие Есимовым крупного поста было ожидаемым. Он должен был вновь выйти к трамплину, ведущему к высшим должностям в стране, хотя успел за свою карьеру кем только не побывать. Поговаривают, что последнее его назначение – действительно ничто иное, нежели подарок президента Но думаю, это не так. Все-таки ситуация в "Самрук-Казыне", как мы уже говорили, политическими и коррупционными скандалами при Шукееве хоть и не блистала, тем не менее наверху вызывала определенную напряженность.
Команда собирается знатная – Так что мне кажется, что Есимова перевели в "Самрук-Казыну", чтобы тихо и без скандала разобраться, что же там происходит, навести порядок, приструнить некоторых зарвавшихся менеджеров. А также попытаться добиться того, чтобы фонд занимался своими профильными задачами, для которых изначально и создавался – быть инструментом управления естественными монополиями. – Была бы политическая воля, уже бы разобрались и добились, не так ли? – Уже видно, что небольшую реорганизацию он провел – сократил число департаментов, хотя по мнению многих, их количество все равно осталось заоблачным. К тому же, если до трансформации система управления была более понятной с точки зрения логики, и было видно, кто какой блок курирует, в ходе частых реорганизаций последнего времени стало непонятно, кто и за что в фонде на самом деле отвечает. Например, в качестве одного из замов в "Самрук-Казыну" пришел Алишер Пирматов, ставший управляющим директором и руководителем секретариата председателя правления. Это кадр "ермегияевский", с которым Есимов сработался в "ЭКСПО". Кроме того, его многолетний соратник Ербол Шорманов возглавил нацкомпанию "Астана ЭКСПО". А зампредом правления стал хорошо известный Алик Айдарбаев – бывший глава компаний "Тургай-Петролеум", "Разведка Добыча "КазМунайГаз", аким Мангистауской области, первый вице-министр по инвестициям и развитию и достаточно близкий по типажу к Есимову - уравновешенный, в меру консервативный и достаточно здравомыслящий человек. Для него эта должность – фактическое кураторство над нефтегазовым блоком, одним из наиболее проблемных в стране. При этом есть мнение, что со временем Айдарбаев может возглавить "КазМунайГаз" Но пока мы видим интересный тандем. Надо еще подождать назначения людей, которые будут курировать финансовый блок, закупки, социальную политику. Но даже без учета этого приход Есимова в фонд достаточно интересен сам по себе. Это говорит о том, что контроль финансов "Самрук-Казыны" – тема очень щепетильная и потенциально скандалообразная.
Почему именно Есимов? – В свое время ходила такая история, что один из новых председателей правления "Самрук-Казыны" первым делом назначил куратором денежной части опытного финансиста, который в течение двух месяцев проводил тщательный аудит финансовых потоков. А после того, как представил отчет руководству, документ был срочно засекречен, а его самого быстренько отправили на "интересную" должность в страны дальнего зарубежья. И об этом отчете больше никто не вспоминал. Такого рода слухи вокруг деятельности нацкомпаний и нацхолдингов гуляют постоянно. Где-то они стали астанинскими "городскими легендами" про эти неопубликованные отчеты реальных аудитов. Понятно, что скандалов в этой теме никто особенно не хочет – последние годы в Казахстане и так богаты на громкие разоблачения Назначение Есимова в "Самрук-Казыну" интересно еще и потому, что он способен переключить внимание людей и институтов на более востребованные сейчас вопросы без чрезмерного выяснения отношений. Так что не факт, что "Самрук-Казына" – это финал его карьеры. Все-таки Ахметжан Смагулович – вечный претендент на повышение – Неужели кроме Есимова на "Самрук-Казыну" было вообще некого поставить? – Периодически начинаются разговоры о том, что Шукеев рано или поздно станет акимом Алматы, а на руководство "Самрук-Казыной" многие считали достойными претендентами и премьера Бакытжана Сагинтаева, первого вице-премьера Аскара Мамина и даже главу "КазМунайГаза" Сауата Мынбаева, но его хозяйство в последнее время как раз вызывает большие вопросы. Также на пост председателя правления "Самрук-Казыны" назывался Канат Бозумбаев. Мы уже ранее говорили о том, что его первое хождение в "Самрук" оказалось чересчур конфликтным. А сейчас уже видно, что побывав акимом и министром, Бозумбаев достаточно вырос как управленец и политик. То есть список претендентов был достаточно широкий. Но пост руководителя фондом – достаточно стратегический, поскольку связан с контролем над наиболее важными секторами экономики Это мощнейший рычаг, с которым вынужден взаимодействовать весь крупный и средний бизнес в стране. Это структура, зачастую влияющая на многие вещи куда больше, чем все министерства вместе взятые. |