NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 10.12.2024 04:56 ast
02:56 msk

Д. Ашимбаев: Осуществление токаевских реформ возможно только при тесном взаимодействии с Елбасы
Очевидно, что избежать конфликтов хотелось бы всем, однако они в какой-то степени являются неизбежными. И такие ситуации является серьезным вызовом для Токаева – где надо проявить жесткость, а где – политическую мудрость и способность к компромиссу
26.09.2019 / интервью

Жанар Тулиндинова, ia-centr.ru, 24 сентября

Продолжение интервью с известным казахстанским политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ о ста днях президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА.
- Согласны ли вы с опасениями, что некий "консервативный блок" в госаппарате может заблокировать реформы Токаева и инициативы Национального совета общественного доверия – в частности, направленные на изменение выборного законодательства, создание многопартийной конкурентной системы, – и таким образом законсервировать нынешнюю партийную систему и парламентскую конфигурацию с монополией "Нур Отана"?
- Очевидно, что какие бы инициативы не разрабатывались сегодня в рамках Нацсовета общественного доверия при президенте, проходить они будут через парламент – Мажилис и Сенат – абсолютное большинство депутатов которого являются членами "Нур Отана" и, соответственно, ориентированы на первого президента. Очевидно, что для осуществление токаевских реформ – какой бы формат не был выбран – возможно только при тесном взаимодействии с первым президентом.
Сегодня все ждут шагов со стороны Токаева. Ему нужно объявить, какие рекомендации Нацсовета будут использованы и проведены в жизнь, что во многом зависит от взаимоотношений в треугольнике президент – правительство – парламент и "Нур Отан". Президенту нужно обозначить свои приоритеты.
Очевидно, что избежать конфликтов хотелось бы всем, однако они в какой-то степени являются неизбежными. И такие ситуации является серьезным вызовом для Токаева – где надо проявить жесткость, а где – политическую мудрость и способность к компромиссу.
Может статься, первый президент до сих пор проверяет его на стойкость – насколько его преемник способен руководить страной в кризисных ситуациях. Школа это полезная и нужная, однако, без сомнения, вызывающая некоторые вопросы.
С другой стороны и госаппарат, и общество понимает, что эпоха первого президента подходит к концу – ждать чего-то иного было бы глупо. В свете этого обоим президентам необходимо выстраивать новую систему взаимоотношений исходя не только из личных чувств и эмоций, симпатия и антипатий, но и интересов страны, ее будущего, ее эффективного развития.
- Каким политическим реформам, предлагаемым Нацсоветом, следует, на ваш взгляд, дать ход?
- Что касается предлагаемых Нацсоветом общественного доверия политических реформ: на самом деле у нас уже действует многопартийная система – у нас зарегистрировано шесть партий.
В то же самое время мы видим, что остатки оппозиционных партий в лице ОСДП "Акикат" фактически уже развалились. Наблюдаемые сегодня скандальные процессы смены руководства партии выглядят как ее окончательная деградация. Казахстанская оппозиция не выдвинула каких-либо фигур, способных бросить вызов Акорде, и противопоставить что-либо ни Назарбаеву, ни Токаеву.
У "Нур Отана" по сути – ранее я об этом уже говорил – есть два амплуа – "партии власти" и "правящей партии". Важный нюанс – как "правящая партия" "Нур Отан" подчиняется Елбасы. Если она сможет максимально использовать потенциал своей фракции для улучшения ситуации в стране: для борьбы с коррупцией, для повышения эффективности работы госаппарата – то эта модель "правящей партии" вполне жизнеспособна. Однако – как мы это нередко наблюдали – это возможно при далеко не всех партийных руководителях. Таким образом, у "Нур Отана" есть определенный недоиспользованный потенциал.
Что касается остальных партий, то очевидно, что большинство из них созданы с помощью адмресурсов – за счет них и поддерживается их жизнедеятельность. Даже "Асар" и "Акжол", которые бросали серьезный вызов "Нур Отану" на выборах 2004 года, были созданы при помощи пресловутого адмресурса – совсем без него никак не получается.
Таким образом, у нас так и не возникло фигур, способных бросить серьезный вызов власти. Не думаю, что увеличение числа партий за счет либерализации партийного законодательства, в частности, снижения количества необходимых для создания партии голосов, существенно изменит ситуацию в этой сфере.
Эти реформы создают предпосылки для политической либерализации, однако гражданское общество, если оно намерено бросить вызов "Нур Отану", должно сформировать собственную партию – то есть подобрать людей, провести организационную работу, создать крепкую жизнеспособную структуру. А эта задача вряд ли сегодня по плечам гражданским активистам.
В то же время даже в рамках пропорциональной системы, которая наличествует сегодня в Казахстане, можно провести реформы по образцу немецкой системы, где также действует пропорциональный принцип, однако кандидатуры депутатов законодательных органов определяются волеизъявлением населения, а не избираются руководством партии.
Резерв для оптимизации действующего выборно-партийного законодательства присутствует.
То же самое касается Закона "О средствах массовой информации". В процессе обсуждения профильного законодательства с главными редакторами, я отметил, что каких-то кардинальных изменений и особых пожеланий профессиональное сообщество не выражает. Нынешнее законодательство в сфере СМИ многих, по сути, устраивает. Были пожелания относительно отмены КПН и НДС для СМИ, но этот вопрос уже был озвучен президентом.
Таким образом, говорить о реформах ради реформ бессмысленно. Политические реформы должны преследовать четкую цель. Я бы ее сформулировал как построение эффективного и ответственного госаппарата. Однако именно об этом никто сегодня особо не говорит.
Выдвигается лозунг: "Мы за честные выборы", а что считать честными выборами и как добиться их проведения – никто объяснить не берется.
- Может быть, если уж партии в рамках пропорциональной системы не справляются с задачей создания плюралистичной политической среды, следует перейти на смешанную избирательную систему и допустить к парламентским выборам одномандатников?
- Я прекрасно помню, с какими нарушениями проводились выборы по одномандатным округам, каким тогда был уровень электоральной коррупции, выражавшийся в массовой скупке голосов и нездоровом черном пиаре, производимом, что называется, в промышленных масштабах – почему-то все забывают, по каким причинам они были отменены.
Весомым аргументом в пользу отмены голосования по одномандатным округам были последние выборы, проведенные по этой системе 2003-2004 годов. Возвращаться к ней снова было бы нелогичным. На мой взгляд, нужно использовать потенциал наличествующей пропорциональной системы и внутри партийных списков ввести региональный принцип отбора с тем, чтобы голоса распределялись не так, как хочет руководство партии, а в соответствии с тем, сколько голосов партия набрала в каждом конкретном регионе. Иными словами, нужно привязывать процесс формирования партийных списков к результатам регионального голосования.
- То есть проводить некий праймериз?
- На самом деле система праймериз в "Нур Отане" уже действует. Интересный нюанс – на выборах в Мажилис 2004 года, последних проведенных по мажоритарной системе, основная конкуренция разворачивалась как раз-таки между членами "Нур Отана". Директор завода при этом конкурировал с замакима, главврач областной больницы – с ректором. То есть конкурировали между собой, прежде всего, местные элиты. Нередко акиматы поддерживали представителя оппозиции, а кандидат от партии власти участвовал в выборах как представитель оппозиции по отношению к акимату. Все сегодня забыли, с какими массовыми нарушениями и проблемами были сопряжены выборы по одномандатным округам.
Продолжение следует


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Зачем узбеков с юга Казахстана надо переселять на север - Данияр Ашимбаев 27.09.2019
Д. Ашимбаев: Осуществление токаевских реформ возможно только при тесном взаимодействии с Елбасы 26.09.2019
Ключевые моменты в последних назначениях президента - Ашимбаев о перестановках 23.09.2019
Экспертное мнение: Кадровыми перемещениями КПД госаппарата в Казахстане не повысить 23.09.2019
Данияр Ашимбаев: Хотелось бы, чтобы Назарбаев и Токаев сели за один стол и договорились 19.09.2019
Политолог Данияр Ашимбаев - о первом заседании НСОД: Президенту нужен тайм-аут 11.09.2019
Перезагрузка правящей партии и борьба с иждивенцами: Казахстан на пороге новых реформ 06.09.2019
Токаев - не небожитель 05.09.2019
Дело чести 29.08.2019
"У партии есть большой потенциал" - Данияр Ашимбаев о заседании политсовета "Nur Otan" 22.08.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
10.12.24 Вторник
80. АМРЕКУЛОВ Сагинхан
79. АЛТЫНБАЕВ Мухтар
78. СУПРУН Виктор
74. ЖУНИСБАЕВ Несип
74. ИБАДУЛЛАЕВ Серикбай
74. НАСЫРОВ Асуат
69. АМИРКУЛОВ Ардак
69. НУКЕНОВ Мараткали
68. ЖАЗЫЛБЕКОВ Нурлан
65. БАРКИНХОЕВ Магомед
65. МАРАТУЛЫ Жалгасбек
64. РЫСПАЕВ Асхат
64. ТЕЛЕУОВ Мурат
61. СЕЙТОВ Нурдилла
60. КЕРИМКУЛОВ Куаныш
...>>>
11.12.24 Среда
84. ГАЛИМОВ Фарит
70. СЫЗДЫКОВ Елкаир
69. САРПЕКОВ Рамазан
67. ТАШМАКОВ Серикбай
66. БАЙЗАТОВ Талгат
66. КАРМАЗИНА Лидия
64. СОТНИКОВА Галина
63. РАХМЕТОВ Бауржан
63. ЧЕКАЕВА Елена
61. ДАНБАЙ Шухрат
61. СУЛТАНОВ Нуркен
60. ОСПАНОВ Куат
60. ПЕРМИНОВ Виктор
59. БУСЫГИН Константин
59. ЗАКЕНОВ Сембигали
...>>>
12.12.24 Четверг
87. БАЗЫЛОВ Казыкен
87. БАЙЗАКОВ Сайлау
82. САППАЕВ Мендыгали
78. МОСКАЛЕНКО Борис
71. ИОВОВ Эдуард
70. ШАМКЕНОВА Роза
67. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
67. ИСКАКОВ Саулебек
66. АБУОВ Мирбулат
64. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
58. НУРБАЕВ Орман
53. ИСКАКОВ Марлен
51. КИСИКОВ Бекнур
49. АХМЕТЖАНОВ Ануар
49. САДАНОВ Арман
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz