NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Воскресенье 25.10.2020 08:46 ast
05:46 msk

Данияр Ашимбаев: Система слишком слаба, чтобы меняться
"...Положение дел в этих секторах говорит о системных проблемах в госуправлении. Однако их ревизия подразумевает под собой, во-первых, признание ошибочности проводившегося ранее курса, во-вторых, ужесточения контроля, в-третьих, выработки альтернативных подходов"
26.08.2020 / интервью

kazvedomosti.kz, 25 августа

Перед стартом нового политического сезона своими прогнозами с "Ведомостями Казахстана" делится известный политолог, главный редактор биографической энциклопедии "Кто есть Кто в Казахстане" Данияр Ашимбаев.

ДИСКУССИЙ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ
- Данияр Рахманович, предстоящий политический сезон обещает быть крайне насыщенным. Символическим стартом его послужит Послание президента. Ожидается, что глава государства объявит о новом пакете реформ – политических, экономических, госаппарата. Какими, на ваш экспертный взгляд, будут месседжи президента?
- Послание традиционно воспринимается в качестве одного из базовых документов госполитики. Сегодня на фоне обострения политической ситуации у наших партнеров – я имею в виду, конечно же, Беларусь – возникают завышенные ожидания относительно новой волны демократизации.
Вместе с тем опыт подсказывает, что в целом существенного прорыва от такого формата, как Послание, ожидать не стоит. Существует ряд объективных ограничений для реформ. Мы явственно видим, что власть не готова к широкомасштабным изменениям. И, возможно, в них нет необходимости.
Начнем с того, что у нас есть блок проблем, которые ярко проявили пандемия Covid-19 и карантин. Критическая ситуация, безусловно, сложилась в здравоохранении. Реформы, которым Казахстан следовал в этой сфере дюжину лет, показали свою порочность. Коммерциализация здравоохранения не оправдала возложенных на нее ожиданий, а в условиях карантина и вовсе дала отрицательные результаты.
Есть проблемы с реформированием системы образования – при этом, как известно, на решение проблем в этой сфере выделялись и продолжают выделяться огромные бюджеты, однако кардинальным образом переломить ситуацию многочисленные реализуемые программы не в состоянии.
Таким образом, положение дел в этих секторах говорит о системных проблемах в госуправлении. Однако их ревизия подразумевает под собой, во-первых, признание ошибочности проводившегося ранее курса, во-вторых, ужесточения контроля, в-третьих, выработки альтернативных подходов.
Представляется, что на данный момент в государственном аппарате нет устойчивого желания проводить системные реформы в экономике. Из этого следует, что смена экономического курса и принципиальные изменения в управлении экономикой, как минимум не прогнозируются.
Все люди, которые отвечают за этот процесс, – выходцы из той системы, которая сложилась на сегодняшний день. И в изменении текущего статус-кво никто не заинтересован. Ожидать некоего прорыва от этой команды – наивно.
Аналогично в политической сфере. На данный момент власть не собирается дискутировать относительно изменений в Конституцию, стараясь выжать максимум возможного из существующей политико-правовой системы. Чего-то эпохального в этой сфере в ближайшее время ожидать не следует.
То же самое касается и реформ госуправления. Столько моделей реорганизации уже было опробовано, что придумать в этой сфере что-то новое представляется достаточно проблематичным. Определенные ожидания в этой сфере есть, но на нечто сверхординарное рассчитывать не приходится.
К тому же страна только выходит из карантинной лихорадки, которая показала массу недостатков в работе и министерств, и ряда акиматов, и госаппарата в целом. На этом фоне втягиваться в дальнейшее реформирование, да еще и с учетом начинающейся избирательной кампании, было бы само по себе опасно. Кадровый потенциал госаппарата слишком слаб, чтобы вести работу сразу на два фронта.

У ОБЩЕСТВА НЕТ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ НАД ГОСАППАРАТОМ
- Какие системные проблемы в госаппарате, на ваш взгляд, являются наиболее разрушительными?
- Серьезные сбои в системе госуправления связаны с распределением ответственности и подконтрольностью власти. Особенно тревожным выглядит состояние дел в таких жизненно важных сферах, как здравоохранение, образование и цифровизация.
Мы столкнулись с тем, что государственные институты в критической ситуации не просто работают плохо, а практически недееспособны. И это касается работы большого количества министерств и акиматов, что говорит о том, что плохо работает власть в целом.
Повторюсь, что главный вопрос – это подконтрольность власти. Большинство принимаемых решений, мягко говоря, не выдерживает никакой критики. В то же время выясняется, что у общества нет абсолютно никаких механизмов влияния на госаппарат с целью если не заставить его работать лучше, то хотя бы проконтролировать его деятельность на законных основаниях.
Это объясняет, почему так сильно ожидание реформ именно в этой сфере. В какой-то степени на это должно ответить новое Послание президента. Однако опять-таки ожидать от него нечто кардинального, пожалуй, не следует.
Возможно, будут объявлены отдельные политические реформы и реформы госуправления. Хотя, повторюсь, за годы независимости было опробовано все возможное в этой сфере. Поэтому нечто принципиально новое сформулировать крайне сложно.
На мой взгляд, самый важный вопрос в этой сфере – это повышение эффективности и контроль за качеством работы. А насколько я понял, желающих обсуждать эту тему в госаппарате не так-то много.

СИСТЕМА НЕ СПОСОБНА КОНТРОЛИРОВАТЬ САМА СЕБЯ
- О каких в этой связи реформах, собственно говоря, может идти речь? Выборность акимов?
- На самом деле все гораздо прозаичнее. Существуют госпрограммы, которые, собственно, и регулируют различные сферы общественной жизни. Сегодня реализация госпрограмм абсолютно бесконтрольна. То, как они планируются, уже вызывает массу вопросов, не говоря о том, что по мере реализации в них вносится множество корректив.
Какой-либо отчетности – даже формальной – по завершении реализации госпрограммы не предусмотрено. Бюджеты, как программ, ведомств, так и республиканский, просто подгоняются под факт. Многократно озвученные в отчетах Счетного комитета нарушения никак не комментируются и повторяются из года в год.
Реформы госсектора экономики по большому счету не планируются. По сути, сегодня мы наблюдаем, как госаппарат практически бесконтрольно принимает массу решений в важных для жизни общества сферах, однако исполнение этих решений никто не контролирует и никаких уроков из всего этого не извлекается.
Возможно, если бы все эти программы работали хотя бы на 50%, положение дел в стране обстояло куда лучше, и проблем было намного меньше.
Общество просто не в состоянии оценить, как эта работа организована, потому что в самой системе нет абсолютно никаких контрольных показателей. Система попросту неспособна контролировать сама себя. Таким образом, непонятно, как происходит планирование, и непонятно, как происходит контроль. При этом все мы прекрасно видим, как происходит реализация.
Однако пока, как известно, каких-либо решительных шагов по повышению контроля за работой госорганов со стороны либо маслихатов, либо общественности, либо иных структур не предпринимается. Поэтому прорыва в этой сфере я бы в настоящий момент не ожидал.

Продолжение следует


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Данияр Ашимбаев: Система слишком слаба, чтобы меняться 26.08.2020
Данияр Ашимбаев – о депутатах: бесконтрольные акиматы сформировали слабые и инертные маслихаты 24.08.2020
Как коронавирус изменил роль государства в Казахстане 19.08.2020
Нарушения в работе "Казахстан Темiр Жолы" носят политический характер - Ашимбаев 11.08.2020
Действующее правительство в состоянии поставить диагноз происходящему в стране - Ашимбаев 20.07.2020
Д. Ашимбаев: Уволить легко, найти замену сложно 15.07.2020
Медицинский кризис породил экономический, политический рядом - Ашимбаев 13.07.2020
Правительство в огне: переживет ли команда Мамина коронавирусный кризис? 13.07.2020
"Выбор стоит между плохим и очень плохим сценарием": какие последствия ждут Казахстан от повторного карантина или его не введения 03.07.2020
Повышение налогов уместно при растущей экономике, а не в кризис - политолог 02.07.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.10.20 Воскресенье
81. КОСЕНКО Виктор
80. ЕСКЕНДИРОВ Кайрулла
78. КАЙРУЛЛАЕВ Корганбек
75. БАЙГУТ Мархабат
75. КАЛИЕВ Кудайберген
73. АЛИБАЕВ Айтбай
71. РЫСКАЛИЕВ Амангельды
69. ИЗБАНОВ Мухит
68. ТУЛЕНБАЕВ Мурат
66. МАХАРИНЕЦ Юрий
66. ФАТКУЛЛИН Рашид
63. ЖАСУЗАКОВ Сакен
63. КАРАМАНОВ Серик
63. ХАКИМОВ Шамиль
61. КОНАКБАЕВ Серик
...>>>
26.10.20 Понедельник
92. МИРОШХИН Олег
73. ЖУМАБАЕВ Айтмукан
71. КОСУНОВ Алмас
68. БАЛТАБАЕВ Базарбай
68. ИЗБАСХАНОВ Кылышбек
68. НИ Любовь
67. КАЖЕНОВ Ауезнур
66. БУЛЕГЕНОВ Ергали
66. ТАЖЕНОВ Амангельды
65. УЖКЕНОВ Булат
63. ЗОЛОТНИЦКИЙ Андрей
61. КАЛАШНИКОВА Наталья
60. ЖОРГЕНБАЕВ Жанболат
60. МЕРГАЛИЕВ Серик
59. ЖАНДОСОВ Ораз
...>>>
27.10.20 Вторник
77. САРИН Амангали
75. ЦОЙ Владимир
74. БИШИМБАЕВ Валихан
68. МАДЖУГА Виктор
68. НУРМАГАМБЕТОВ Талгат
66. УАНДЫКОВ Берик
63. ИЛЬЯСОВ Абдырзак
62. АЛСАБЕКОВ Хусаин
61. ЖУКЕНОВ Абдрашит
59. ЖАРАСПАЕВ Алияр
59. НУРЫШЕВ Камбар
59. ТОЛКИМБАЕВ Габит
58. ГАЯЗОВ Бахытжан
58. ШЕРМУХАМЕТОВ Бейбут
58. ЯКУШЕВ Юрий
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz