NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 09:28 ast
07:28 msk

Нужна не гражданская война, а гражданское общество – эксперт
Д.Ашимбаев: У ряда госпрограмм нет никаких форм публичной отчетности. Нет не то что публичных слушаний или подробного аудита, но и элементарных пресс-релизов. Существовала некая программа пять лет, миллиарды тенге вышли из точки А, но в точку Б не прибыли – всем спасибо, все свободны
07.09.2020 / интервью

Анна Фокс, spik.kz, 4 сентября

Президент реализует свои задачи, опираясь на крупнейшую политическую силу. В послании главы государства отражены поиски выхода из кризиса и стратегия компромисса, считает политолог Данияр Ашимбаев.

В госпрограммах исчезают миллиарды
– В послании президента содержится много пунктов, касающихся реформы госуправления. В частности, решение создать Агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением главе государства. Насколько, по вашему мнению, эта мера будет эффективной? Президент отметил, что подобный институт уже существовал.
– В плане госреформирования за годы независимости было практически все в разных комбинациях. Важно понимать, что само по себе стратегическое планирование – прерогатива главы государства. В свое время был Госплан, потом агентство по планированию, потом его полномочия перешли к правительству в лице министерства экономики, и там они растворились. Минэкономики занимается массой вопросов, зачастую относящихся не столько к стратегическому планированию, сколько к оперативному управлению экономикой. Естественно, что возникает определенная "каша". К тому же бюджету есть масса претензий – и к недоработкам, и к отсутствию, так сказать, общего замысла.
Безусловно, в работе должно быть планирование и должна быть оценка результатов. Планированием, такое ощущение, сегодня не занимается никто. На устранение этого пробела и направлено создание нового агентства. Если же этот орган займется не только планированием, но и мониторингом реализации тех или иных реформ, то такая функция будет явно нелишней. Посмотрим, какие дополнительные решения будут приняты относительно Агентства по стратегическому планированию, кто его возглавит, кто войдет в состав – и тогда уже можно будет судить более конкретно.
– Президент Токаев подверг критике раздутые госпрограммы с огромным количеством индикаторов, заявив о том, что "пора перейти на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам". Позволит ли этот шаг оздоровить ситуацию с госпрограммами, которую многие эксперты называют тупиковой?
– Действительно, большинство принимаемых в нашей стране программ имеют массу показателей, которые, к тому же, постоянно меняются. В итоге сложно не только следить за ходом реализации, но и зачастую понять ради чего все начиналось. Тем более, что у ряда госпрограмм нет никаких форм публичной отчетности. Нет не то что публичных слушаний или подробного аудита, но и элементарных пресс-релизов. Существовала некая программа пять лет, миллиарды тенге вышли из точки А, но в точку Б не прибыли – всем спасибо, все свободны.
Если в госпрограмме будут прописаны конкретные показатели, которых она должна помочь достигнуть, возможно, это принесет определенные плоды. Например, достигнуто снижение заболеваемости населения такими-то недугами; доход граждан возрос на столько-то процентов; создано такое-то количество предприятий в таких-то отраслях. То есть, четко указанные конечные результаты, вероятно, будут лучше 40-50 показателей, реализацию которые фактически невозможно отследить. Разумеется, в этом есть логика.

Отделить министра от госзакупок
– Очевидно, логика есть и в отмене института ответственных секретарей, о чем также сказал президент Токаев?
– Пост ответственного секретаря себя изжил. Его внедряли в рамках большой административной реформы середины 2000-х годов, возможно, если бы в дальнейшем придерживались изначальной идеи держать на этом посту человека в течение хотя бы трех лет, то из этого вышел бы толк. Но ответсекретарей стали менять как перчатки. Сменяется министр – меняем ответсека, хочет министр поставить своего – опять меняем. "Несменяемые" ответсеки менялись чаще, чем министры. В итоге смысла в должности практически не осталось. Были и конфликты между министрами и ответсеками, взаимные информационные войны. Проще сейчас свернуть эту реформу, и подумать над тем, как отделить министров от госзакупок.
- Президент в своем послании подчеркнул важность усиления надзора общества за государственными органами, заявив о необходимости принять закон "Об общественном контроле". Насколько действенной будет эта мера?
– Госаппарат привык считать себя закрытой кастой, единственно знающей, как правильно поступать в тех или иных обстоятельствах. Любая критика в адрес этой касты воспринимается ею либо как информационный заказ, либо как попытка "хайпануть", самоутвердиться за счет бедного чиновника. Но качество работы наших министерств, ведомств и акиматов – особенно акиматов – находится буквально ниже плинтуса. Принимается масса скоропалительных, некомпетентных, никем не сдерживаемых решений, очень силен коррупционный фактор. Госорганы стараются минимизировать любую ответственность, при этом сохраняя контроль над бюджетными финансовыми потоками.
В такой ситуации функция общественных советов, экспертов и любых других форм гражданского контроля сводится к попыткам задавать неудобные вопросы. Тем не менее, на эти вопросы чиновники вынуждены отвечать. То есть, если чиновник сможет внятно обосновать и аргументировать, зачем ему нужен триллион на некий бюджетный проект, это уже само по себе хорошо. Если же чиновник не в состоянии объяснить, куда он потратил триллион государственных денег, обществу также полезно будет это увидеть.
Конечно, зачастую экспертное сообщество тоже грешит поверхностными суждениями, но сам факт широкой дискуссии между представителями граждан и исполнительной власти уже играет положительную роль. Это шаг к формированию гражданского общества и подконтрольности власти. Особенно, если попытки задавать неудобные вопросы будут закреплены законодательно.

Здравые компромиссы
– В речи президента был пункт, требующий отдельных пояснений. Глава государства говорил о том, что ситуация с коронавирусом показала медлительность принятия решений исполнительной властью, особенно там, где это требовало координации с властью законодательной. Не стоит ли ожидать сокращения полномочий парламента, которые и так, по мнению многих, стремятся к нулю?
– Я бы не сказал, что функции законодательной власти нулевые. Зачастую работа над законопроектами в парламенте намного качественней, чем у уполномоченных органов. Здесь очень спорный момент. С одной стороны где-то наблюдается зарегламентированность, когда чиновник боится принять решение, поскольку всякий лишний шаг может закончиться встречей с финполом. А с другой стороны остро стоит вопрос эффективности расходования госсредств, где необходим определенный контроль. На мой взгляд, перечень бюджетных программ, утверждаемых парламентом, нуждается в расширении. Возможно, с целью повышения оперативности следует рассматривать решения не на уровне законов, а утверждать расходование средств в профильных комитетах палат парламента.
Понятно, что исполнительной власти хотелось бы минимизировать контроль законодателей, перевести все функции министерствам и ведомствам. Тем не менее исполнительную власть нельзя оставлять один на один с бюджетом и судьбами граждан.
– Очень тревожной была ситуация в июне-июле, когда власть явно запаздывала с реакциями, что, по сути, привело к панике.
– Ситуация с коронавирусом показала, что большинство проблем было создано как раз исполнительной властью. Она героически пыталась их преодолеть, но, в принципе, до сих пор не преодолела. Министерства не хотели подключать общественность, но когда общественность все же подключалась, когда задействовались те же депутаты парламента, удавалось найти выход. То есть, нужны здравые компромиссы, а не однозначные решения в пользу тех или иных ветвей. Нужна не гражданская война, а гражданское общество.
– Каких изменений во властной вертикали нам следует ждать в связи с пандемией коронавируса? Все же эта угроза остается приоритетной.
– К сожалению, во время карантина власть очень сильно потеряла в авторитете. Многие действия были хаотичными, нелепыми, непродуманными. Отсутствовала четкая стратегия, до сих пор не ставится вопрос о ревизии реформ в сфере здравоохранения. Авторитет Минздрава и всех задействованных при пандемии структур оказался подорванным. Как мне кажется, акиматы проявили себя наихудшим образом. Поэтому сейчас, на мой взгляд, государство понимает, что необходимо разделение полномочий и ответственности с обществом, чтобы предотвратить перерастание ситуации в политический кризис. Принятые решения настолько ухудшили положение в экономике, что дальнейшие ошибки в карантинной "стратегии" могут привести к коллапсу.

Баланс интересов
– Весь год, прошедший после транзита власти, в кулуарах велись бесконечные дискуссии о том, насколько, собственно, этот транзит можно считать завершенным и состоявшимся. Что, по вашему мнению, нам дает понять послание президента?
– Сейчас в стране формируется новая политическая система. Складывается очень интересное положение, когда президент имеет огромные полномочия, но их реализация невозможна без одобрения парламента. А в парламенте большинство принадлежит партии Nur Otan, возглавляемой первым президентом. Давайте представим, что речь идет не о Елбасы, а просто о сильном партийном лидере, который имеет свою точку зрения. То есть, президенту нужно выстраивать модель взаимного делегирования полномочий, с тем, чтобы обеспечить реализацию своих задач и иметь опору на крупнейшую политическую силу страны.
К тому же президент Токаев сам член партии Nur Otan, безусловно, разделяющий ее платформу. Понятно, что есть отдельные противоречия на персональном уровне, но в целом в этом плане власть достаточно монолитна. В мировой политике множество примеров поиска компромиссов между президентом и парламентом, это абсолютно нормальная практика. Тем более что Касым-Жомарт Токаев не представитель контр-элиты, он стоит у руля команды Назарбаева в широком смысле этого понятия.
Кроме прочего сейчас мы втягиваемся в новый электоральный цикл на фоне серьезных экономических проблем. Безусловно, есть разные преставления о стратегии, о тактике, но, тем не менее, оба лидера достаточно умные и здравые люди, чтобы найти наиболее приемлемые решения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Уезжают не только славяне, но и казахи": стоит ли ожидать массового отъезда в Россию после карантина 25.09.2020
Данияр Ашимбаев, политолог: Нам нужны координация и контроль 24.09.2020
Кадровые перестановки 24.09.2020
Д.Ашимбаев: В Казахстане все, включая президента – назарбаевские 23.09.2020
Д.Ашимбаев: новые органы нужны, чтобы решения не топились, а обсуждались 22.09.2020
Трудности перевода: что стоит за назначением Келимбетова и Жумангарина? 16.09.2020
Ашимбаев: Контроль от АСПИР, чтобы "не работали спустя рукава" 10.09.2020
Ключевой момент 08.09.2020
Нужна не гражданская война, а гражданское общество – эксперт 07.09.2020
Ашимбаев: "Аспирин" (АСПИР) от проблем с планированием в Казахстане 07.09.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
93. КАРИМОВ Мурат
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz