NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 09:04 ast
07:04 msk

Ашимбаев: Контроль от АСПИР, чтобы "не работали спустя рукава"
"Если вам плохо сформулировали задачу, и никто с вас не требует ответственности за реализацию действия, то понятно, что вы будете работать спустя рукава. Вот по такому принципу и работает исполнительная власть в РК"
10.09.2020 / интервью

Марсель Хамитов, ia-centr.ru, 9 сентября

9 сентября президент Казахстана подписал указ "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан". Согласно указу, в стране появится Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПИР), упомянутое в Послании президента Токаева народу Казахстана.
По мнению известного казахстанского политолога, главного редактора биографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияра Ашимбаева, одна из причин создания Агентства – отсутствие реальной стратегии развития экономики.
Для каких целей на самом деле создается АСПИР, и как появление организации вписывается в общий посыл сентябрьского Послания президента РК – Данияр Ашимбаев рассказал Ia-centr.ru.
– Агентство по стратегическому планированию уже существовало в Казахстане и было упразднено в 2002 году. Однако на протяжении прошедших с того времени 18 лет в Казахстане принимались и реализовывались различные госпрограммы. Причем без всяких АСПИРов… Насколько необходима стране такая организация?
Программы принимались, но при этом ни общественность, ни экспертное сообщество не знали, как они реализовывались.
К примеру, первая пятилетка ФИИР стала единственной госпрограммой, под которой была хоть какая-то отчетность в виде статданных. По остальным же госпрограммам формой завершения был отчет в Администрацию президента.
Ни парламентских слушаний, ни разнесчастного пресс-релиза об остальных госпрограммах нет. Просто принимается программа, а старая считается утратившей силу. Да, Счетный комитет публиковал какие-то отчеты по госпрограммам. Но в последние годы он и свои отчеты перестал публиковать; просто – тезисы выступления в парламенте.
Что у нас творится с бюджетной политикой, с инвестициями и так далее – мы элементарно не знаем. Мы видим бедлам, коррупцию и злоупотребления, но не видим результатов.
Открываются заводы, а что потом с ними происходит – работают они или закрылись – никто не пишет. Вспомните, сколько бегали с "АзияАвто" – вот, мол, отечественный автопром! И вдруг выяснилось, что обещанный завод они так и не построили. А сколько мороки было с "Астана LRT"? А теперь уголовные дела идут. И что с ней делать – никто не знает. Так что у нас нет ни планирования, ни контроля.
А если вам плохо сформулировали задачу, и никто с вас не требует ответственности за реализацию действия, то понятно, что вы будете работать спустя рукава. Вот по такому принципу и работает исполнительная власть в РК. Поэтому Токаев и поставил задачу о восстановлении Агентства по планированию стратегических реформ.
Но опять-таки вопрос – кто его возглавит. Если кто-то из тех, кто занимался планированием последние несколько лет, то лучше тогда агентство и вовсе было не создавать. Но если будет хороший и грамотный специалист – то флаг ему в руки. При этом, помимо планирования встает задача по ужесточению контроля. Однако об этом пока речи не было.
– Вернемся к идее создания агенства, подотчетного президенту. Я правильно понимаю, что глава государства таким образом усиливает свою власть и снимает часть полномочий с правительства.
– На правительстве задача долгосрочного планирования не лежала и не лежит. На мой взгляд, стратегическим планированием должны заниматься президентские структуры. Президент как глава государства должен ставить задачи, а правительство должно эти задачи реализовывать.
– Создание агентства не создает противоречия курсу на снижение президентских полномочий, начатому с конституционных реформ?
– Я бы не сказал, что у президента, когда-либо уменьшались полномочия! Да, конституционная реформа 2007 года называлась "увеличение полномочий парламента и уменьшение полномочий президента". Но если вы посмотрите внимательно тот закон, то увидите увеличение полномочий президента, но никак не парламента. У президента всегда было и есть много полномочий, просто одними он пользуется, а другими нет.
Между тем, правительство многие вопросы с себя скинуло и облегчило себе жизнь в немалой степени. Поэтому, мне кажется, кабмину наоборот надо себя сейчас усиливать, отжимая потерянные полномочия у квазигоссектора и выстраивая систему управления акиматами, которые, как показал карантин, совершенно отбились от рук. Просто надо понимать, что казахстанский современный госаппарат понятие "ответственность" пытается минимизировать по всем направлениям.
– Как минимум два пункта в сентябрьском Послании президента посвящены бизнесу. Не получится ли так, что все внимание государства будет теперь приковано к предпринимателям, а простые люди останутся на периферии?
– Бизнес – это рабочие места, производство товаров и услуг, добавленная стоимость. А рабочие места – это стабильный доход с перспективой роста. Говорить о дальнейшем росте пособий от государства – не имеет смысла, потому что Нацфонд и так уже сильно разбазарен. При этом, сказать, что он был эффективно растрачен, довольно сложно.
Каждый из нас может с ходу назвать 5-6 фактов бессмысленного использования средств. Да, можно бесконечно увеличивать количество и размеры госпособий, но государство посчитало, что эти деньги населению лучше заработать самостоятельно.
Тут важно учитывать еще два фактора, которые мешают развитию частного предпринимательства. Во-первых, это огромный квазигоссектор, где рабочие места создаются только в топ-менеджменте, но который не прозрачен, конкурирует с частными предпринимателями и служит стопором для развития экономики.
Второй фактор – банковский сектор, который, несмотря на многочисленную господдержку в период карантина, никакой помощи населению не оказал практически. И то, что казахстанские банки второго уровня находятся в привилегированном положении – это очень плохо.
К слову, недавно на встрече в мажилисе обсуждался вопрос, почему до сих пор не принят закон о банкротстве физических лиц, почему нет нормальной статистики о количестве просроченных потребительских кредитов. Коллеги говорили, что порядка 3,5 млн. человек имеют просроченные кредиты. При этом банки не пошли на уступки в виде снижения процентных ставок по потребкредитам. Кроме того, кредитование реального сектора экономики находится на очень низком уровне.
Это все говорит о том, что у нас в стране большие проблемы с финансовой политикой. И для того, чтобы развивать экономику, нужно не только создавать условия для бизнес-среды, но и принимать серьезные меры для воздействия на банковский сектор и реформировать квазигоссектор, то есть делать его по-настоящему государственным сектором экономики.
Это маразматическое определение "квазигосударственный сектор" было придумано в конце нулевых, в рамках той реформы, о которой я говорил выше. Во всем мире он считается государственным сектором экономики, и только у нас это понятие прочно вошло в лексикон, что говорит о том, что данные предприятия работают не на государство, а на самих себя или на "какого-то дядю". Здесь и нужны серьезные реформы.
– Опыт предыдущих лет показывал, что деньги по программам поддержки бизнеса доставались тем, кто, мягко говоря, в них не нуждался. В нынешнем Послании глава государства вновь сообщил о 200 млрд тенге, выделяемых на пополнение оборотных средств для МСБ в наиболее пострадавших секторах. Где гарантии, что эти деньги попадут тем, кому они действительно необходимы?
– Таких гарантий никто дать не сможет. Если государство не в силах обеспечить внутренний контроль, давайте тогда обеспечивать контроль внешний с помощью хотя бы тех же неправительственных организаций.
По своему опыту работы с правительственными структурами могу точно сказать, что резервы для улучшения ситуации есть. Проблема в том, что эту модель – сверху донизу – должны создавать и администрация президента, и правительство. И создавать с обеспечением жесткого контроля. Если этого не сделать, то особого смысла в выделении денег нет.
– Наибольший ажиотаж вызвала новость о том, что со следующего года разрешат использовать пенсионные накопления на приобретение жилья или лечение. Не является ли эта мера, на ваш взгляд, популистской?
– Безусловно, элемент популизма в этом есть. Но нужно понимать, что обеспеченные люди порой тоже страдают от кризиса.
Понятно, что ЕНПФ за последние годы комплиментов ни от кого не получал. А то, как он управляет пенсионными накоплениями казахстанцев – вызывает большие вопросы. Но мы прекрасно все понимаем, что если людям разрешить использовать деньги из пенсионного фонда, то средства быстро закончатся, а люди, выйдя на пенсию, останутся без финансовой помощи. И весь вопрос в том, чтобы дать казахстанцам возможность использовать свои деньги, но при этом не допустить разбазаривания фонда. Не секрет, что финансовая грамотность населения находится на достаточно низком уровне.
Во-вторых, низкие доходы вынуждают людей порой хватать кредиты, не глядя на условия. Не все же кредиты берутся на тои. По данным социологов, у нас значительная часть населения имеет возможность только оплачивать коммунальные услуги и покупать продукты. Нет денег ни на одежду, ни на бытовую технику.
Понятно, что эти люди рады будут использовать любые финансовые услуги – кредиты, пенсионные сбережения и т.д. – для того, чтобы улучшить свои условия жизни. И понятно, что компенсировать потом потраченные пенсионные накопления они не смогут. Поэтому государство вынуждено идти на такой популизм – умеренный компромисс, который никого толком не устроит, но создаст определенный имидж.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Уезжают не только славяне, но и казахи": стоит ли ожидать массового отъезда в Россию после карантина 25.09.2020
Данияр Ашимбаев, политолог: Нам нужны координация и контроль 24.09.2020
Кадровые перестановки 24.09.2020
Д.Ашимбаев: В Казахстане все, включая президента – назарбаевские 23.09.2020
Д.Ашимбаев: новые органы нужны, чтобы решения не топились, а обсуждались 22.09.2020
Трудности перевода: что стоит за назначением Келимбетова и Жумангарина? 16.09.2020
Ашимбаев: Контроль от АСПИР, чтобы "не работали спустя рукава" 10.09.2020
Ключевой момент 08.09.2020
Нужна не гражданская война, а гражданское общество – эксперт 07.09.2020
Ашимбаев: "Аспирин" (АСПИР) от проблем с планированием в Казахстане 07.09.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz