NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 06:50 ast
04:50 msk

Трудности перевода: что стоит за назначением Келимбетова и Жумангарина?
Д.Ашимбаев: Пока неясно, что вообще имеется в виду под Высшим советом по реформам. Его статус пока не определен, положение не принято. Но судя по обнародованному составу, ожидать чего-то радикального не стоит
16.09.2020 / интервью

Александра Алехова, 365info.kz, 15 сентября

Выделенные в качестве самостоятельных ведомств Агентства по защите и развитию конкуренции и стратегическому планированию и реформам 14 сентября получили новых руководителей - Серика Жумангарина и Кайрата Келимбетова.
Также сформирован состав Высшего совета по реформам. В него вошли:
президент Касым-Жомарт Токаев;
внештатный советник президента по вопросам экономического развития Сума Чакрабарти;
премьер-министр Аскар Мамин;
руководитель администрации президента Ерлан Кошанов;
председатель Национального банка Ерболат Досаев;
глава Агентства по стратегическому планированию и реформам Кайрат Келимбетов;
председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова;
помощник президента - секретарь Совета безопасности Асет Исекешев;
заместитель руководителя администрации президента Тимур Сулейменов;
председатель президиума НПП "Атамекен" Тимур Кулибаев.
Как новые старые фамилии повлияют на экономический курс страны, спрогнозировал политолог Данияр Ашимбаев.

Смена правительства
- Начнем с правительства, которое за время пандемии умудрилось отхватить хорошую порцию критики от президента и общественности. Стоит ли ожидать смены кабмина?
- Критика касается как всего правительства целиком, так и отдельных министерств. Но если точечно затронуть проблемы медстрахования, коммерционализации медицины и цифровизации образования, это системные сбои
То есть государство само в свое время минимизировало контроль и пошло в сторону максимальной коммерции.
Правительство сейчас действует по реформам, проведенным в 2007 году. Когда оно стало органом коллегиальным, а не распределительным. Любой вопрос решается коллективным голосованием. Функции по госзакупкам перешли в ведение недавно упраздненного института ответственных секретарей. То есть в 2007 году правительство как госорган скинуло с себя ответственность.
В 2015 году прошла большая передача полномочий от правительства к министерствам, от министерств к акиматам. И в таких объемах, что на местах его, по-моему, до сих пор толком не переварили.
Потом отменили остатки каких-то обязательных показателей при исполнении государственных бюджетных программ.
То есть исполнительная власть ответственность с себя сняла, а на себя ее никто так и не принял.
Получается, что прежде чем требовать ужесточений, надо, во-первых, заново выработать стратегию и разработать систему контроля.

Правильный ли стратег?
- О чем и свидетельствует поручение президента создать отдельное Агентство по стратегическому планированию и реформам. 14 сентября его председателем назначен Кайрат Келимбетов, несколько лет руководивший МФЦА. Как вам эта кандидатура на новый пост?
- Кайрат Келимбетов достаточно сильный аппаратчик и своего рода политический тяжеловес. Для выстраивания новой структуры у него есть три ценных качества. Во-первых, он сильный экономист. Во-вторых, имеет свою команду. В-третьих, как мы уже видели, умеет довольно быстро выстраивать новые структуры. Достаточно вспомнить опыт создания при нем Министерства экономики и бюджетного планирования, фонда "Казына". Когда он пришел в администрацию президента и был ее главой в 2008 году, быстро полностью перестроил ее структуру.
То есть для создания такого важного нового агентства у Кайрата Нематовича есть все необходимые навыки
Что касается экономической части, конечно, можно критиковать предложенные им концепции. Но и в этой части у него есть два положительных качества. Во-первых, он не связан с банковским лобби. А это у нас в стране самая сложная категория - как бы ни было плохо, государство всегда помогает банкам. Во-вторых, он не связан с коррупционными скандалами. И какие бы обвинения в его адрес ни звучали, репутация у него достаточно чистая.
- А как же девальвации, которые он "проспал", будучи главой Национального банка?
- Я за процессом девальваций 2014 и 2015 годов наблюдал достаточно близко. И Кайрат Келимбетов был противником обеих. Поэтому могу сказать, что о первой в феврале 2014 года он действительно узнал по телефону.
Поскольку сторонники девальвации создали мощное лобби в столице, Келимбетов получил указание сверху, которое не смог оспорить
Вторую девальвацию в августе 2015 года активно лоббировало правительство при участии того же банковского лобби. Кайрат Нематович до последнего сопротивлялся. В итоге он очень хорошо обыграл правительство - дал свое согласие при условии, что о девальвации объявит лично премьер-министр Карим Масимов.
Брифинг после девальвации многие запомнили. Было видно, насколько премьер-министр недоволен. Решение было его, но он явно не хотел, чтобы оно с ним ассоциировалось.
После этого Кайрат Келимбетов ушел в отставку, был заменен более послушным Данияром Акишевым. И все эти годы он относительно тихо просидел на посту руководителя МФЦА. То есть за время политической карьеры не запятнал свою репутацию. А его политический вес и навыки - основное, что необходимо при создании нового ведомства.
Во всяком случае, его назначение минимизирует интересы банков второго уровня в нашей экономической системе. Вряд ли это будет принципиальный сдвиг. Но по крайней мере, какое-то противодействие банковскому лобби на уровне принятия решений будет организовано.

Высший совет по реформам
- Серик Жумангарин возглавил второе новое Агентство по защите и развитию конкуренции. Он имеет опыт работы в антимонопольном ведомстве. Но достаточный ли для руководства?
- О важности отдельного антимонопольного агентства со статусом министерства говорили давно. Так что решение верное. Новый председатель агентства Серик Жумангарин ранее руководил антимонопольным комитетом в составе миннацэкономики. А в последнее время работал министром по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии.
Кстати, должность министра ЕЭК часто становится трамплином, после нее в составе правительства появилось немало министров
Как под его руководством будет работать агентство в новом статусе, покажет время.
- 14 сентября утвержден состав Высшего совета по реформам. Снова видим старые фамилии. Что этот совет поменяет?
- Пока неясно, что вообще имеется в виду под Высшим советом по реформам. Его статус пока не определен, положение не принято. Но судя по обнародованному составу, ожидать чего-то радикального не стоит.
Надо понимать, что экономическая система у нас сложилась достаточно специфично. Нет людей, способных принципиально предложить другой, новый курс. А учитывая роль Казахстана в мировой экономике, провести новый курс в отдельно взятой стране достаточно сложно.
К тому же сложилось достаточно мощное лобби, что называется, конечных бенефициаров, противостоять которому существующими политическими инструментами невозможно.
Есть понимание, что менять что-то нужно, но делать это придется выстраиванием сложной системы компромиссов.
Новых фигур не появилось, за исключением Сумы Чакрабарти, который был заместителем министра финансов Великобритании, а затем возглавлял Европейский банк реконструкции и развития. Не могу сказать, что он как-то прославился в этом качестве. Та же английская википедия отмечает, что он самый высокопоставленный индус на британской госслужбе. Казахстан любит привлекать иностранцев. Поэтому главное сейчас, чтобы он не ухудшил ситуацию.

Продолжение следует

---

Трудности перевода: у президента почти нет вариантов для кадровых рокировок
Александра Алехова, 365info.kz, 16 сентября

Напомним, 14 сентября Агентства по защите и развитию конкуренции и стратегическому планированию и реформам получили новых руководителей - Серика Жумангарина и Кайрата Келимбетова.
Как новые старые фамилии повлияют на экономический курс страны, спрогнозировал политолог Данияр Ашимбаев.

Перезагрузка системы
- Вопрос стратегического планирования президент начал решать, создав агентство, а как быть с контролем за качеством системы управления?
- Об этом пока речь особо не шла. Как я понял из духа послания президента, на "Аспирин" будет возложена и функция контроля. По крайней мере, оценки проведенной работы. Ведь в его ведение переходит статистика. Опять-таки нужно смотреть, как это все будет организовано.
Неоднократно вставал вопрос о том, что министерства и ведомства несут очень слабую ответственность за принимаемые ими решения
У нас планирования не было, потому и реализация госпрограмм и проектов оставляет желать лучшего.
К примеру, если детально разобрать здравоохранение и образование, никто не давал оценку ранее принятым решениям. То, что мы видим сейчас - следствие принятия решений несколько лет назад. Так что нужно менять стратегию. И понять, что мы хотим получить в итоге. Ругать за качество исполнения не совсем справедливо, так как никто не знает, что было запланировано в самом начале.
Возвращаясь к судьбе правительства, нужно помнить, что в нашей конституционной системе власти оно является органом, отвечающим за реализацию. Планирование и контроль - функции, которые должны выстраиваться на уровне президента. В этом вопросе должны участвовать как президент и представительные органы власти, так и общественный контроль.

Министерство самообразования
- Как думаете, попадет ли под раздачу министр образования и науки по итогам карантина и дистанционки? Ведь все прицелы сейчас направлены на него.
- Снять с должности легко, а найти адекватную замену сложно. Тем более такую, которая всех устроит.
Министр, видно, отбивается от критики как снизу, так и сверху. Действительно, многие решения были приняты до него
А министром он стал относительно недавно.
Минобразования никогда не относилось к числу стратегических ведомств. Зато есть проблема, характерная для него конкретно: каждый министр пытался начать какие-то свои реформы.
В итоге понять, что сейчас на самом деле реализуется в системе образования, очень сложно. Что-то отменили, что-то реализовали частично. Но постоянно возникают новые реформы. Бардак? Бардак.
Кроме того, система образования толком не интегрирована ни с экономикой, ни с наукой. Не забывайте, какой в ней работает контингент. На педагогические гранты чаще поступают те, кто не смог поступить на более престижные специальности. И работают по специальности больше те, кто со своим дипломом не смог найти другую работу.
Большинство педагогов, как и врачей, у нас не блещут ни квалификацией, ни призванием работать в этой сфере
Еще одна проблема МОН в учебных материалах и качестве учебников. Она сильно коррелируется с проблемой коррупции при издании заказов. Преодолеть ее невозможно, потому что при критике учебников называются одни и те же компании и имена.
Министерство подвергло критике отдельные вузы. Но не надо забывать, что оно само выдает лицензии. И проверяет работу тоже. А теперь оно говорит, что вузы ему не подконтрольны. Позиция, честно говоря, лукавая. Где была ваша принципиальность, когда вы проводили проверки и выдавали лицензии?
Вопрос этот не только к нынешнему министру, но и ко многим его предшественникам. Знаем, что во главе ведомства были персоны намного хуже
Что самое главное, многие программные решения были приняты на уровне выше минобразования. И если в этой сфере мы хотим навести порядок, надо, чтобы высшая власть нашла консенсус по этому вопросу. Требовать решения проблем от одного лишь МОН бесполезно.

Перестановки в регионах
- Ожидаете ли вы рокировок в регионах? Ведь многие в плохом смысле слова "отличились", в других сидят акимы-пенсионеры.
- Плохо показали себя все регионы.
В Алматы и Нур-Султане, кажется, уже 100-процентный консенсус убрать нынешних акимов подальше
В других регионах ситуация не намного лучше.

Проклятие акимов Алматы - и не только
- Что касается пенсионного возраста, в нашей практике специалисты старшего поколения часто работают лучше молодых. Плюс та же проблема, что и с правительством - кем заменить? Вот вы можете сказать, кто бы сейчас стал хорошим акимом Алматы?
У нас есть на примете цепочка плохих, средних и самых слабых руководителей. На фоне Бакытжана Сагинтаева город стал вспоминать о Бауыржане Байбеке с ностальгией. Когда пришел Ахметжан Есимов, город плакал по Имангали Тасмагамбетову. Хотя всего за три месяца до ухода его не ругал только ленивый.
У президента та же проблема - кем заменить? Потому что если новый назначенец окажется хуже предшественника, сразу начнутся вопросы. И это сильно давит
Касым-Жомарт Токаев является президентом чуть больше года. Слишком хорошо госаппарат он не знает, поэтому присматривается, изучает.
Сейчас менять правительство смысла нет, все равно в январе после выборов оно уйдет в отставку
Да и желающих на это место, как мы видим, не так уж много. А из тех, кто желает стать премьером, далеко не все варианты будут приняты общественностью. Ситуация действительно патовая.
Очевидно, что власть работает плохо, но вариантов решения этой проблемы нет. И мы возвращаемся к тому, с чего начали.
Все нынешние чиновники могли бы работать лучше, если выстроить нормальную систему планирования и контроля. И если с планированием только начинаем, то по системе контроля вообще пока тишина. Кого бы ни подбирали в аппарат без организации условий для них, смысла в этом никакого не будет. Диагноз поставлен.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Уезжают не только славяне, но и казахи": стоит ли ожидать массового отъезда в Россию после карантина 25.09.2020
Данияр Ашимбаев, политолог: Нам нужны координация и контроль 24.09.2020
Кадровые перестановки 24.09.2020
Д.Ашимбаев: В Казахстане все, включая президента – назарбаевские 23.09.2020
Д.Ашимбаев: новые органы нужны, чтобы решения не топились, а обсуждались 22.09.2020
Трудности перевода: что стоит за назначением Келимбетова и Жумангарина? 16.09.2020
Ашимбаев: Контроль от АСПИР, чтобы "не работали спустя рукава" 10.09.2020
Ключевой момент 08.09.2020
Нужна не гражданская война, а гражданское общество – эксперт 07.09.2020
Ашимбаев: "Аспирин" (АСПИР) от проблем с планированием в Казахстане 07.09.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz