NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 20.04.2021 22:46 ast
19:46 msk

Региональные элиты рвутся в столицу, потому что ослаблены - Илеуова
У них отняли экономическую базу, порой не гнушаясь и рейдерскими захватами
29.01.2021 / интервью

Роман Иванов, 365info.kz, 29 января

Региональная элита - это вовсе не акимы со своим аппаратом, говорит социолог Гульмира Илеуова. Назначенных "сверху" местные могут принять в свой круг, а могут и оставить за его пределами. Все зависит от экономических интересов.
Сейчас установлен и соблюдается некий статус-кво. Но все может и поменяться.

Единой модели нет
- В обществе почему-то есть два кардинально противоположных мнения о взаимодействии региональных элит (в частности, акимов) и центра. Одни считают, что без разрешения из столицы акимы и чихнуть не смеют. А другие - что они чуть ли не современные феодалы и "творят что хотят".
- А я на самом деле тоже не могу разобраться. Вроде с одной стороны концентрация властных полномочий у акиматов довольно высокая. Это и школы, и органы здравоохранения, и решения на застройку территории. Но как копнешь, то пользуются полномочиями "на грани фола", то ответственность перекладывают на других.
В северных и центральных областях зачастую действуют вообще вне правового поля
Там не все регламентировано, и возникает некий правовой вакуум. Бывает, что просто не справляются с обязанностями из-за отсутствия то ли опыта, то ли компетентности. Полагаю, что этот вал будет только нарастать.
- Но это все-таки "горизонталь", а как построены "вертикальные" отношения? Регионов с центром, со столицей.
- Мне кажется, как бы ни прискорбно это было, в первую очередь все зависит от личности самого акима
То есть функционал у всех практически одинаков, но если посмотреть на структуру управления в тех же акиматах, она неоднородна, в разных областях разная. Главенствует стереотип, что у всех акимов одинаковый объем власти, но точно очертить его мы не можем.
Далее, в центральной власти много людей, которые не работали в региональных структурах исполнительной власти и вообще не знают, как все устроено. В своей работе и попытках поруководить регионами они могут натолкнуться на определенные исторически возникшие барьеры. Они могут быть нигде и не прописаны, их может даже выставить сам аким, если обладает соответствующим авторитетом и связями. То есть единой объяснительной модели, на которую можно было бы ориентироваться, нет.

С кем ходит в баню аким района?
- Что вообще из себя представляют региональные элиты? Это просто местные богачи районного (или областного масштаба), или они обязательно "в связке" с той же исполнительной властью?
- Везде по-разному. Это местное устоявшееся сообщество. Конечно, мы можем включить в такую элиту и акима, но он назначен сверху, и его не всегда примут.
Например, пришел аким района на должность, тут надо смотреть, кого он приглашает в гости и, условно говоря, с кем ходит в баню
Если он три-четыре года продолжает вариться в своем узком кругу, можно сказать, что в региональную элиту не вошел. Система взаимоотношений и "решения проблем" налажена, а акимы приходят и уходят.
Прибытие нового, пусть даже и высокопоставленного чиновника, может поменять определенные расклады, но не радикально
А если область крупная или создана по итогам соединения разных регионов, многие группы там могут вообще не пересекаться, так и живут.
- Как-то Вы сказали, что в большинстве областей региональные элиты вообще разгромлены. Как это выглядит и в чем выражается?
- Нет, не в большинстве, хотя и во многих. У них отняли экономическую базу в результате переделов, а нередко и рейдерских захватов.
И зачастую новые хозяева живут вовсе не в том самом регионе, где работает предприятие или другой бизнес
Например, владельцы крупных земельных латифундий часто находятся в столице или Алматы.
А когда экономическую базу подорвали, бывшая местная элита мельчает и никого уже не интересует. И у нее самой притязания уже не крупные.
Кроме того, сейчас многие для зарабатывания статуса "нацеливаются" сразу на столицу. То есть тот бассейн, в котором могут рекрутироваться новые элитные группы в регионах, обмелел. Как они вообще могут появляться? Когда сильная экономика, когда люди из этих групп не уезжают из родного района или области, а имеют возможность расти на месте и формировать среду. Сейчас же у всех цель - переехать в крупный город и там делать деньги, карьеру и прочее.

Реформа может и захлебнуться
- Как полагаете, если введут выборность акимов всех уровней, за которую многие ратуют, в региональных раскладах это что-нибудь изменит?
- Во-первых, я всех поправляю - выборность не акимов, а органов местного самоуправления, поскольку в нашей политической практике аким - это человек назначаемый. Будут ли выбирать местные напрямую или сначала выберут какой-то коллективный орган, который уже потом из своих рядов изберет одного, это уже вопрос реформы. Но думаю, здесь мы можем столкнуться с огромной проблемой. Уже на уровне местных сельских округов конкуренция за ресурсы довольно высокая.
И методы избирательной кампании вовсе не обязательно будут честными и красивыми
Есть, конечно, места, где претендент практически один. Например, на севере республики я была в одном крупном хозяйстве, его владелец - известный в регионе человек. В самом селе хорошие дороги, недавно отреставрированная церковь, спортивный комплекс, отличная школа и так далее. В самом округе проживает от силы две тысячи человек. Акима сельского округа я даже в лицо не видела. И понятно, что проголосуют за того, на кого покажет этот владелец хозяйства. Кто попытается его переиграть, неминуемо потерпит фиаско.
А вот на юге ситуация другая. Опять-таки для примера возьму один сельский округ, который состоит из четырех сел с общим населением около 16 тысяч. Нет единственного крупного бизнесмена, есть много мелких производителей. Население нищее, проблем которого никто особо не решает. Власть поддерживает какой-то минимальный набор социальной инфраструктуры, не более того. И когда там будут выборы акима сельского округа, это будет совершенно другая история, другая конкурентная борьба и совершенно иные методы. А как там будут проявляться элитные интересы, это вообще тема, требующего большого отдельного разговора.
Когда одним законом собираются покрыть все разнообразие запросов населения, да и сам объем запросов сильно различается, такая реформа может захлебнуться.
Если закон примут второпях, все остановится, а я пока не вижу осмысленный разговор на эту тему

Богатые просто покупали "голоса"
- Как-то я приводила в пример свое исследование начала нулевых. На юге в одном селе проводили экспериментальные выборы акима. Там были две группы (хоть и из одного крупного рода). Одна большая, но бедная, а другая маленькая, но богатая. Когда интересы столкнулись, маленькая просто начала перекупать голоса односельчан.
Сейчас у нас соблюдается определенный статус-кво. Когда начнутся какие-то изменения, появится кто-то с новыми требованиями. Так что риски здесь большие.
- Как полагаете, сейчас центральная власть контролирует процессы в регионах? Некоторые считают, что полностью их отдали на откуп местной и ограничиваются сбором налогов и проверкой реализации программ.
- Поскольку акимов не выбирают, а назначают (а то и из замов), по всей вертикали они не являются полностью самостоятельными фигурами. Кроме того, есть мнение, что каждый аким связан с определенными группами в Нур-Султане, которые кормятся с этой территории. Так что я бы не стала говорить об отсутствии контроля.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Региональные элиты рвутся в столицу, потому что ослаблены - Илеуова 29.01.2021
Гульмира Илеуова: Эти выборы ничего не решили 26.01.2021
Бесконтрольное строительство выгодно слишком многим людям - Ашимбаев 26.01.2021
Казахскоязычные и русскоязычные: консенсус пока невозможен? 26.01.2021
"13 лет просуществовал, но смысла не обнаружилось" 21.01.2021
Мамин остался, поскольку устраивает все политические силы страны - Ашимбаев 20.01.2021
Ашимбаев: Выборы – единственная возможность сказать свое "фе" в адрес акимов 18.01.2021
Д. Ашимбаев: внутри власти альтернативы есть, но избирателю выбор не предлагается 15.01.2021
Данияр Ашимбаев: У людей сработала электоральная память 14.01.2021
Бекшину - 63! Но уволить нельзя, ибо заменить некем - Ашимбаев 06.01.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.21 Вторник
79. НАБИЕВ Жаугашты
73. МУЖЧИЛЬ Татьяна
71. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
70. КОСАНОВ Жумаш
69. ДАРИНОВ Ауезхан
68. МЕЛДЕХАНОВ Умерзак
62. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
62. СУЛЕЙМЕН Усен
60. УМИРСЕИТОВ Бахыт
59. БЕКТАЕВ Али
59. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
56. САТИМБЕКОВ Канат
55. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
52. АШИМБАЕВ Самат
52. ТУРТАЕВ Алмат
...>>>
21.04.21 Среда
76. РАИСОВ Толеген
73. ПЛЯЦУК Владимир
72. ХАЛИЛА Абдилак
68. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
68. ТОБАЯКОВ Бахытжан
64. БАДАНОВ Мейрам
64. ЖАРКЕНОВ Аскар
64. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
62. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
59. МУКАТОВ Кажгалей
58. ТОТАЕВ Бауржан
58. ЯБРОВ Владимир
57. АБДРАХМАНОВ Кайрат
55. АКУЛОВ Григорий
48. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.21 Четверг
82. ТАМПАЕВ Ян
75. АДИЛБАЕВ Жумадил
75. ОГАЙ Евгений
73. МОЛДАКЫНОВ Такен
72. ИТПАЕВ Марс
71. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
71. КУЛМАХАНОВ Амир
69. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
68. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
67. СОРОКИН Александр
66. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
63. ДЖАНБУРШИН Ербулан
63. ХАЛИМОВ Мэлсат
61. БИЖАНОВ Керимжан
61. КАРИМОВ Ермек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz