NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Воскресенье 18.04.2021 16:49 ast
13:49 msk

Кайрат Келимбетов: Человекоцентричность – фундаментальная ценность реформ
На третьем заседании Высшего совета при Президенте РК по реформам (ВСР), прошедшем 29 января, были приняты первые конкретные решения по масштабным преобразованиям, направленным не только на восстановление экономического роста, но и на ускоренное достижение долгосрочных целей
03.02.2021 / интервью

Лилия Сыздыкова, "Казахстанская правда", 2 февраля

На третьем заседании Высшего совета при Президенте РК по реформам (ВСР), прошедшем 29 января, были приняты первые конкретные решения по масштабным преобразованиям, направленным не только на восстановление экономического роста, но и на ускоренное достижение долгосрочных целей. Мы поговорили с председателем Агентства по стратегическому планированию и реформам РК (АСПИР) Кайратом Келимбетовым о целях, задачах и долгосрочной преемственности реформ.
– Кайрат Нематович, спасибо, что выбрали время для интервью. Наверняка это было непросто с учетом плотности Вашего графика.
– Спасибо "Казахстанской правде" за как нельзя более своевременное приглашение! Третье заседание Высшего совета по реформам – важнейшая веха в нашей работе: членами совета были утверждены важнейшие конкретные решения, выработанные так называемой группой АСПИР. В нее, помимо собственно сотрудников агентства, входят Проектный офис, специально созданный в Меж­дународном финансовом центре "Астана" (МФЦА), а также приглашенные эксперты.
– На каких принципах основывалась разработка реформ?
– Фундаментальный принцип работы над реформами, обозначенный Главой государства в момент создания АСПИР, – это безусловное сохранение преемственности в рамках "новой реальности", сформированной "двойным шоком" 2020 года. С одной стороны, это карантинные ограничения, с другой – снижение цен на ключевые экспортные позиции.
Реакция руководства нашей страны на пандемию коронавирусной инфекции и связанные с ней кризисные явления получила высокую оценку от иностранных экспертов. К примеру, наши российские коллеги неоднократно хвалили идею использования Нацфонда для поддержки граждан, оставшихся без источника доходов, и представителей малого и среднего предпринимательства. Система, созданная Елбасы, продемонстрировала общую устойчивость и самодостаточность. Она не просто справилась с возникшими перед ней задачами, но и набралась собственного боевого опыта.
Но теперь перед нами стоит задача по быстрому возвращению на основную траекторию развития до 2050 года, обозначенную Первым Президентом.
– То есть перед АСПИР не стоит задача о пересмотре стратегических целей?
– В этом нет никакой необходимости. Долгосрочный курс Казахстана, обозначенный ­Елбасы, не подлежит пересмотру. Стратегия "Казах­стан-2050" даже по прошествии почти 10 лет после ее обнародования не утратила актуальности и является замечательным инструментом долгосрочного планирования, который, с одной стороны, формирует общие цели для государственных органов, с другой стороны, создает понятную картину будущего для граждан. А разработанные на ее основе "Пять институциональных реформ" и План нации "100 шагов" конкретизируют достижение целей, ставят понятные задачи.
В 2015 году многие международные эксперты говорили, что если из 100 компонентов Плана нации будут выполнены хотя бы 50, то Казахстан станет принципиально другим государством.
Для меня лично огромной честью является участие в реа­лизации Плана нации. С 2015 по 2020 год я в статусе управляющего МФЦА работал над выполнением четырех из ста шагов, которые были посвящены созданию центра. С 2020 года я уже в статусе председателя АСПИР помогаю выполнять другие шаги плана.
– Но если долгосрочный курс не меняется, значит, и принципиально новых реформ не предвидится? При этом видение шестилетней давности не могло предусмотреть все шоки будущего, например, пандемию коронавирусной инфекции.
– Неизменна лишь конечная цель, а вот методов и маршрутов ее достижения великое множество. Пандемия в определенной степени оправдывает появление задержек в развитии, но не отменяет долгосрочные задачи, поставленные Елбасы и Главой государства, и не дает никаких скидок. И целью создания новых органов в лице ВСР и АСПИР было ориентирование государственного аппарата в меняющейся реальности, формирование и быстрое принятие общих решений, коррекция курса в условиях, когда Правительство погружено в решение текущих вопросов и объективно не может от них отвлечься.
Еще одно важное новшество – это выведение системы оценки деятельности государственных органов из системы Правительства. Данное решение призвано повысить объективность оценок и, соответственно, качество предоставляемых рекомендаций по корректировке курса.
– Какие реформы из уже разработанных были зафиксированы в рамках третьего заседания ВСР?
– Для реализации Стратегии "Казахстан-2050" и сформированных на ее основе институциональных реформ мы по поручению Главы государства разработали гибкую архитектуру программных документов.
Для концентрации усилий всего государственного аппарата определены общенациональные приоритеты, которые формируют видение развития страны на коротких временных промежутках, например, до 2025 или 2030 года. Всего в данный момент разрабатывается до 10 приоритетов, в зависимости от них будут формироваться документы более низких уровней.
Первый уровень документов – это Национальный план развития до 2025 года, План территориального развития, а также Стратегия национальной безопасности. Они определяют сквозные, общие для всех цели и задачи государственного аппарата как на центральном, так и на региональном уровне.
Национальный план развития фактически приходит на смену Стратегическому плану до 2025 года и представляет собой эффективную платформу для реализации предвыборной программы партии "Nur Otan". План территориального развития синхронизирован с На­циональным планом развития и фиксирует важность развития регионов Казахстана с учетом специфики каждого из них.
Второй уровень – это документы, определяющие политику выполнения межрегиональных или межотраслевых задач. Это, во-первых, концепции развития отраслей, в которых будут отражены цели государственных органов по всем отраслям экономики. Во-вторых, это национальные проекты, которые в соответствии с поручением Главы государства придут на смену государственным программам. Они не только фиксируют переход на проектный подход, доказавший свою эффективность в государственном и корпоративном секторах во всем мире, но и закрепляют конкретных ответственных за достижение итогового результата.
Наконец, третий уровень – это реализационные документы. В их число входят планы развития регионов, государственных органов и квазигосударственных организаций, описывающие механизмы реа­лизации задач, поставленных в документах более высоких уровней.
Общенациональные приоритеты и национальные проекты будут утверждаться указом Главы государства.
– Чем нацпроекты принципиально отличаются от госпрограмм?
– Национальные проекты лаконичны, они излагают понятный перечень мер, необходимых для достижения результата. Каждый разрабатываемый нацпроект должен соответствовать ряду критериев. Это наличие конкретно сформулированной цели и измеримого результата, достижимость цели и подробное описание обеспечивающих ее этапов, достаточность ресурсов и возможностей, закрепление персональной ответственности.
Кроме того, каждый нацпроект должен иметь четкий и конечный жизненный цикл, итогом каждого из которых будет прозрачная оценка эффективности. Ей займутся Национальный проектный офис при Правительстве, специальный Аналитический офис при ­АСПИР в тесном взаимодействии с Бюро национальной статистики, а также Офис цифровой трансформации при Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП), который в том числе займется бизнес-реинжинирингом процессов, связанных с предоставлением государством услуг гражданам.
Разумеется, в работу по оценке эффективности нацпроектов по поручению Главы государства будет вовлечен Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета.
В соответствии с поручением Главы государства до 1 июля 2021 года будут завершены все работы по созданию новых нацпроектов и переформатированию госпрограмм в нацпроекты.
– Потребуется ли пересмотр принципов бюджетирования в связи с описанным Вами изменением архитектуры?
– Да. Бюджетные лимиты будут распределяться в соответствии с приоритетами и проектами. Мы предложили апробировать схему pay-for-results ("плати за результат"), когда финансирование следующего этапа проекта осуществляется только после проверки результатов каждого предыдущего этапа.
– Как граждане смогут отслеживать реализацию нацпроектов? В заявлениях членов ВСР неоднократно упоминался принцип человекоцентричности, соблюдение которого без должной открытости сомнительно.
– Человекоцентричность – это фундаментальная ценность реформ. Ни одна из них не имеет смысла, если не ставит конечной целью улучшение жизни каждого конкретного казахстанца.
Мы предложили решить вопрос общественного контроля за ходом реформ с помощью инструментов цифровизации. Все проекты будут реализовываться на платформе Data Driven Government, то есть каждый из них, во-первых, будет основан на "фундаменте" из конкретных цифровых показателей, во-вторых, получит конкретные инструменты оценки эффективности.
Платформа Data Driven Government, обмен данных в рамках которой обеспечивает МЦРИАП, даст нам возможность осуществлять постоянный мониторинг как национальных проектов в целом, так и этапов реализации каждого из них в режиме реального времени.
Мы считаем, что казахстанцы в полном соответствии с принципами "слышащего государства" должны получить доступ если не ко всей "живой" информации, посвященной реализации нацпроектов, то к значительной ее части. Это позволит им давать собственные оценки эффективности реформ, а нам – получать дополнительную и очень важную обратную связь.
– Как выглядит разделение ответственности и полномочий между Правительством и АСПИР в рамках реализации нацпроектов?
– Порядок работы над конкретным нацпроектом выглядит так. Нацпроект разрабатывается Правительством в лице уполномоченного госоргана. ­АСПИР приводит нацпроект в соответствие с общенациональными приоритетами. Правительство реализует нацпроект. ­АСПИР осуществляет мониторинг, оценивает реализацию и предлагает внести корректировки в нацпроект либо закрыть его.
Также не стоит забывать, что члены Правительства входят в состав ВСР и созданных при нем шести консультативных комитетов. То есть работа ведется хоть и с четким разграничением полномочий и ответственности, но в тесном взаимодействии.
– Какова роль Парламента в описанной схеме?
– Мы не так часто говорим о роли Парламента в реализации реформ, поскольку ее значимость очевидна. Парламент в соответствии с конституционной реформой, инициированной Елбасы в 2017 году, приобрел новые важные полномочия. С точки зрения реформ депутаты как выразители народной воли станут важнейшим "фильтром": только от них зависит, будут ли приняты законопроекты, необходимые для реализации реформ. Обойти этот "фильтр" невозможно: очевидно, что без внесения изменений в законодательство ни одна значимая реформа работать попросту не будет.
– Какие актуальные идеи и исследования используются в работе над реформами?
– Огромным подспорьем для нас стал проект "Пять книг" – масштабное исследование национальной экономики, выполненное экспертной группой на базе Фонда Нурсултана ­Назарбаева около года назад, и прогноз развития на его основе. В группу экспертов вошли лучшие отечественные и зарубежные специалисты, в числе которых есть и знакомые большинству имена, например Сергей Гуриев. Двое разработчиков "Пяти книг" – Сабина Садиева и Куаныш Жаиков – оказали нам неоценимую поддержку в разработке реформ, за что мы им безмерно благодарны.
Еще один источник идей для реформ – это обращения граж­дан, которые мы получаем с первых дней работы в огромном количестве. Уровень проработки и детализации некоторых из полученных нами идей впечатлил настолько, что они были незамедлительно интегрированы в рабочие концепции.
– Что, на Ваш взгляд, самое сложное в разработке реформ?
– Как 20 лет назад, так и сейчас сложнее всего строго придерживаться научного подхода и не поддаваться на постоянные уговоры популистов. Меня радует, что наши сограждане научились отличать взвешенные идеи от пустословия, но влияние сторонников "быстрых и простых мер" остается высоким. Популисты прекрасно управляют давлением публики на государство, но мы, к счастью, знаем, как этому противодействовать.
– И напоследок: отличается ли Казахстан-2020 от Казах­стана-1999, когда Вы впервые возглавили АСПИР?
– Однозначно. Если кратко, то Казахстан стал опытнее, муд­рее, он гораздо лучше готов к разнообразным катаклизмам и потрясениям. Два прошедших десятилетия заставили каждого из нас сделать важные выводы, и результат этой работы над собой очевиден.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Собственность на землю без концепции развития сельского хозяйства бессмысленна - Ашимбаев 26.02.2021
Токаеву "шьют" национализм 24.02.2021
Поуехавшие… 19.02.2021
"Амбиции Эрдогана никто не приветствует" 17.02.2021
Шаги в прошлое 15.02.2021
Кордайское побоище: трагедия, которая ничему нас не научила 08.02.2021
Коррупционный зуд в пандемию проявился особенно остро - Ашимбаев 08.02.2021
Кайрат Келимбетов: Человекоцентричность – фундаментальная ценность реформ 03.02.2021
Региональные элиты рвутся в столицу, потому что ослаблены - Илеуова 29.01.2021
Гульмира Илеуова: Эти выборы ничего не решили 26.01.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.21 Воскресенье
90. ДОНСКОЙ Семен
90. КАРИМОВ Мурат
71. ЕРЖАНОВ Мухтар
69. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
68. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
67. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
64. КАЧАЛО Станислав
64. ФИЛИППОВ Федор
62. ДЮСЕМБИНОВ Султан
61. АТЫХАЕВ Султангали
61. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
60. БЕКЕШЕВ Бауржан
59. АМАНБАЕВ Саламат
58. АРИПОВ Ерден
57. ПЕРМЯКОВ Валерий
...>>>
19.04.21 Понедельник
73. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
72. ЖУКЕЕВ Тулеген
71. КАН Виктор
69. ТУМАРБЕКОВ Мурат
68. ЛЕСКЕВИЧ Иван
67. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
64. АУБАКИРОВА Жания
64. БЕКИШЕВ Хамит
63. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
63. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
55. КИЯСБАЕВА Патима
52. МАНАСБАЕВА Бахыт
52. ЩЕГЕЛЬСКИЙ Глеб
50. ШАТЕКОВ Асет
49. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
...>>>
20.04.21 Вторник
79. НАБИЕВ Жаугашты
73. МУЖЧИЛЬ Татьяна
71. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
70. КОСАНОВ Жумаш
69. ДАРИНОВ Ауезхан
68. МЕЛДЕХАНОВ Умерзак
62. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
62. СУЛЕЙМЕН Усен
60. УМИРСЕИТОВ Бахыт
59. БЕКТАЕВ Али
59. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
56. САТИМБЕКОВ Канат
55. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
52. АШИМБАЕВ Самат
52. ТУРТАЕВ Алмат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz