NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 23:03 ast
21:03 msk

Ашимбаев: У нашего госаппарата сразу три "слабых места" – планирование, реализация и контроль
Концепция "слышащего государства" если и работает, то разве что в высших эшелонах власти и мегаполисах, однако начальники на местах ей активно сопротивляются
17.03.2021 / интервью

Динара АЛИБЕКОВА, kazvedomosti.kz, 16 марта

Концепция "слышащего государства" если и работает, то разве что в высших эшелонах власти и мегаполисах, однако начальники на местах ей активно сопротивляются. Об этой особенности казахстанского госуправления, а также как с нею бороться "Ведомости Казахстана" поговорили с известным казахстанским политологом, главным редактором биографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияром Ашимбаевым.
– Данияр Рахманович, зимняя новостная повестка в главных зданиях столичного Левобережья изобилует сообщениями о том, как прошло заседание Нацсовета общественного доверия при Президенте, о чем говорили партийные лидеры на заседании Межпартийного совета при Мажилисе, какие решения принимает правительство и т.д. Как бы вы оценили эти события, произошедшие в политико-медийной плоскости?
– Основной корень проблемы у нас кроется в том, что большинство решений принимается кулуарно и за закрытыми дверями. Сейчас эту ситуацию пытаются изменить. Был создан НСОД при Президенте, Клуб молодых экспертов при Сенате, Межпартийный совет при Мажилисе… Их функция – организовать экспертное заключение решений власти.
Я присутствовал на многих обсуждениях на высших уровнях и могу сказать, что люди, способные увидеть недочеты тех или иных программ и решений в министерствах просто не выживают.
Давайте вспомним недавнюю ситуацию с приватизацией трех музыкальных школ. Вышло постановление правительства, которое согласовывается и с акиматами, и со всеми министерствами. Но тут общественность выступила резко против такой приватизации.
Министерство культуры тут же заявило, что оно было не в курсе, хотя по логике такое решение должно было быть согласовано с министром культуры. Акимат Алматы тоже перевел все стрелки на Миннацэкономики, хотя городские власти тоже должны были все знать.
А если бы общественность не возмутилась, то, что было бы дальше? Пару лет назад в Алматы приватизировали детскую стоматологию. А потом выяснилось, что учреждение досталось родному брату главного санврача города. На вопрос "как так вышло?", был получен ответ: "Он предприниматель, гражданин Казахстана и имел право".
При этом, если критикуешь решения властей в соцсетях или СМИ – на тебя обижаются и пытаются узнать по чьему заказу вышла публикация. То есть, вместо того, чтобы здраво отреагировать на критику и устранить недостатки, чиновники начинают придумывать себе каких-то врагов.
Вспоминается старый анекдот. Забегает бухгалтер к председателю колхоза и говорит: "Там народ бунтует, спрашивает – почему у тебя во дворе новая "Волга" стоит, а они зарплату три месяца не получают?" Председатель отвечает: "Вот у нас народ! Как картошка: глазастый и гнилой".
Сейчас Минздрав продвигает тему строительства 20 больниц с привлечением частных инвесторов. Но чтобы их построить они планируют снести 40 больниц государственных. То есть, по сути, речь идет о существенном сокращении государственного больничного фонда и развитии частного. Мотивируют это тем, что здания старые и ветхие.
Но, во-первых, сколько денег и когда выделялось на их ремонт? А, во-вторых, почему никто не хочет говорить о том, кто именно будет строить новые? Что будет с земельными участками? Кадрами?
Я не говорю, что частная медицина – это плохо. Но вкупе с остальными проблемами, среди которых вечные подозрения и обвинения в коррупции чиновников профильного ведомства, согласитесь, ситуация нездоровая.
Прокуратура и финансовая полиция устают выявлять нарушения, а они каждый день создают новые приказы с огромной коррупционной составляющей.
Государство просто вынуждено привлекать сторонних экспертов для того, чтобы они вовремя выявили и потребовали исправить эти спорные моменты.
– В то же время почти полгода прошло с момента создания Агентства по стратегическому планированию и реформам, которое тоже вроде как должно своевременно выявлять недочеты госполитики и предлагать новые реформы, однако пока каких-то громких заявлений со стороны АСПИР не было. Как думаете, почему?
– Ключевая задача АСПИРа – выработка стратегических показателей и мониторинг их исполнения. Потому что у нас принимается большое количество государственных и бюджетных программ, насыщенных всевозможными показателями. И зачастую эти показатели не исполняются, а документы правятся под фактические показатели. А когда срок той или иной программы заканчивается, ее, без всякого подведения итогов закрывают и запускают новую госпрограмму.
И в этих условиях понять, что действительно было сделано, достаточно сложно. Мы можем делать определенные выводы только лишь на основании расследований правоохранительных органов и заключений Счетного комитета.
Тут, видите, в чем дело. В любом учебнике менеджмента сказано, что для того, чтобы проект был успешным, он должен быть тщательно спланирован, хорошо реализован и строго проконтролирован. У нас же проблемы есть на каждом из этих этапов.
Начнем с планирования. Вот, к примеру, вышел недавно стратегический план развития до 2025 года, есть очередной этап ФИИР, "Нурлы жер", "Денсаулык" и так далее. Есть к тому же программа партии "Нур Отан" и предвыборные обещания Президента, а также ежегодные Послания. И определить какой из этих документов является главным – очень сложная задача. Нужен специальный орган, который бы систематизировал все эти программы и сводил бы их в единое целое. Ранее этим занималось министерство национальной экономики, но все мы видим, что оно с этой функцией явно не справлялось.
Далее идет этап реализации – кто-то делает его лучше, кто-то хуже, но важно другое. Строгого спроса за результаты нет. И в такой обстановке даже тот, кто может работать хорошо, рано или поздно расслабится.
– Вы сами отмечаете растущую силу общественного контроля на примере с приватизацией музыкальных школ – в эпоху соцсетей чиновникам расслабиться не дает никто…
– На самом деле в основном активны жители мегаполисов.
Мы видим, что за последний год "сели" два областных акима, а сколько начальников рангом поменьше? Можно смело сказать, что сажают пачками. А ситуация особо не меняется. Потому что контролировать их работу должны депутаты маслихатов. И, если сравнивать итоги выборов в Мажилис и маслихаты, то мы увидим огромную разницу.
Если с выборами в Мажилис все прозрачно, то на местах далеко не везде публиковались списки избранных депутатов и протоколы выборов, а сайты территориальных избирательных комиссий спрятаны внутри сайтов акиматов.
Складывается впечатление, что, несмотря на все указания "сверху" и определенные барьеры, которые выставила партия "Нур Отан", на местах все же акимы "протащили" в выборный орган огромное количество солидных, но "своих" людей, которые не будут задавать глупые вопросы о том, куда уважаемый аким потратил условный миллиард.
Поэтому мобилизация здравых сил общества сейчас нужна как никогда. Но для этого нужна политическая воля. А у нас политическая воля аппарата направлена на то, чтобы минимизировать любые формы ответственности и контроля. Вот, к примеру, сейчас на обсуждении новый законопроект "Об общественном контроле". Документ нужный, но проблема в том, что он на 90 % состоит из формальностей.
И недавно Петр Своик выступил с предложением – НПО, которые занимаются контролем за расходованием бюджетных средств, финансировать за счет грантов государства. На что получил отказ. То есть, тратить деньги на то, чтобы его хвалили в рамках госзаказа, государство может. А вот критикуйте и проверяйте, пожалуйста, за свой счет.
– А политической воли спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина достаточно для того, чтобы наполнить законопроекты свежими идеями и предложениями партий, в том числе – оппозиционной ОСДП?
– Нурлан Нигматулин – один из немногих по-настоящему слышащих людей во власти. Я наблюдал его работу в разных ситуациях – он всегда открыт для предложений. И, что также очень ценно, он очень сильный аппаратчик, способный не только понять, но и внедрить ценное предложение. Таких, на самом деле очень мало.
– Что конкретно может предложить Межпартийный совет при Мажилисе?
– У нас есть шесть партий, три из которых прошли в парламент, три – нет. Но при этом "Ауыл" показал достаточно неплохие результаты на выборах в маслихаты. "Адал", по некоторым мнениям, набрал нужное для прохождения в Мажилис количество голосов, но его не допустили. Что из себя представляет ОСДП после многочисленных расколов и скандалов сказать сложно, но давайте не забывать, что среди членов этой партии тоже есть очень хорошие эксперты.
И появление этого совета дает Мажилису, с одной стороны, пространство для маневра, с другой – приток некоторых свежих идей для законодательного процесса.
– Изменился ведь и "Нур Отан". Мажилисмены нового созыва уже доказали, что готовы спорить с министрами и задавать им не очень удобные вопросы.
– Да, депутатский корпус сейчас достаточно активен. Но и ситуация изменилась – запросы общества требуют оперативной реакции. И, думаю, задача Нигматулина как спикера Мажилиса – вернуть дискуссию в стены Парламента. Ведь одно время в Мажилисе вообще не рассматривались спорные вопросы. И такого рода преобразования могут стать и способом консолидации общественного мнения, и способом создания приемлемого для всех сценария работы власти с общественностью.
Одно из подтверждений этого курса – назначение на высокие посты общественников. Вот, к примеру, главой комитета партийного контроля "Нур Отана" стал Артур Платонов – человек со своим мнением и достаточно независимый в оценках.
Но партия – это не монолит. У нее до сих пор имеются проблемы. К примеру – в регионах. Если центральный аппарат и фракция действуют достаточно активно и бодро, то в регионах, которые находятся под контролем акимов, по-прежнему тишина и отсутствие неудобных вопросов. Партия с этим борется – но пока без особых успехов.
И понятно, что в рамках существующих реалий что-то менять достаточно сложно.
Сами по себе реформы уже ничего не дадут. Вот, к примеру, собираются в стране ввести выборы акимов районов, которых требовали и оппозиция, и АСПИР, и многие другие. Есть ли в них смысл с учетом нашей избирательной системы – смогут ли избраться кто-либо кроме действующего акима?
Не так давно рассматривалась идея разделить посты акимов и председателей региональных филиалов партии, чтобы партийное руководство было более свободно, но акимы всячески этому сопротивляются. Но однажды, конечно, и на местах от "удобного" расклада сил перейдут к "правильному".

Продолжение следует


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Теория перемен и реалии казахстанских чиновников - Данияр Ашимбаев 18.03.2021
В Казахстане выросло поколение несогласия 17.03.2021
Ашимбаев: У нашего госаппарата сразу три "слабых места" – планирование, реализация и контроль 17.03.2021
Социолог: пессимизм и тревожность казахстанцев растут 15.03.2021
Ашимбаев: На вычеркивании советского прошлого – будущего не построить 04.03.2021
Почему вновь в Казахстане заговорили об истории 1920–30-х? 01.03.2021
Собственность на землю без концепции развития сельского хозяйства бессмысленна - Ашимбаев 26.02.2021
Токаеву "шьют" национализм 24.02.2021
Поуехавшие… 19.02.2021
"Амбиции Эрдогана никто не приветствует" 17.02.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz