NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 04:48 ast
02:48 msk

Ашимбаев: Запас людей во власти, чьи команды могут работать, крайне мал
Почему любые новые партийные проекты в Казахстане, которые сейчас пытаются запустить "с нуля", обречены на фиаско, о политических амбициях и реалиях, которые все расставляют по своим местам, о "факторе 2024 года", об управленцах, неспособных прыгнуть выше головы и внешнеполитическом позиционировании нашей республики
02.04.2021 / интервью

Динара АЛИБЕКОВА, kazvedomosti.kz, 1 апреля

Почему любые новые партийные проекты в Казахстане, которые сейчас пытаются запустить "с нуля", обречены на фиаско, о политических амбициях и реалиях, которые все расставляют по своим местам, о "факторе 2024 года", об управленцах, неспособных прыгнуть выше головы и внешнеполитическом позиционировании нашей республики "Ведомости Казахстана" поговорили с известным казахстанским политологом, главным редактором биографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияром Ашимбаевым. Начало здесь.

ПАРТИЮ СОЗДАТЬ, ЭТО НЕ В СОЦСЕТЯХ "КОММЕНТЫ" СТРОЧИТЬ
- Данияр Рахманович, скоро исполнится год с тех пор, как Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в закон "О политических партиях". Но пока ни одной новой партии создано не было. Как думаете – почему?
- Само по себе создание партий либерализовано. Мы видим, что за последнее время было принято множество деклараций, созвано оргкомитетов. Но партий так и не появилось. Что еще раз доказывает – заявить о создании партии и создать ее – вещи очень разные. Для последнего нужны и человеческие, и организационные, и финансовые ресурсы. Кроме того, много партий, даже оппозиционных, раньше создавалось не без помощи административного ресурса.
Сейчас власть, возможно, и заинтересована в создании одной или двух таких оппозиционных структур, но, во-первых, кому бы это дело доверить? Особенно с учетом того, что люди не всегда выполняют свои обязательства и не всегда верно понимают свою роль.
А, во-вторых, какую повестку выбрать? Были попытки консолидации национал-популистского электората, но все они заканчивались расколом в стане консолидаторов. А если брать чистую оппозицию, то перед глазами есть пример ОСДП, из которой со скандалом ушел практически весь медийно известный актив.
То есть, партию создать вроде бы и можно, но зачем? Электоральный цикл прошел, а новый начнется не завтра.
Процесс имел бы смысл, появись на политической сцене интересные фигуры, но и тут мимо: поле наполнено фигурами без политического веса и с неоднозначной репутацией.
- А Нуржан Альтаев, который со скандалом ушел из "Нур Отана"? Он заявлял не только о намерении создать партию, но и о формировании некоего альтернативного правительства…
- Ну он как раз один из таких. С самого начала было понятно, что это проект не из долгоиграющих, скорее – фигура-однодневка, срок которой уже заканчивается.
- Тем не менее, были разговоры о том, что его финансирует Тимур Кулибаев или Маргулан Сейсембаев. Причем последнее, судя по повестке, транслируемой Альтаевым, вероятнее. Может быть, его неудачи связаны с неудачами Сейсембаева?
- Я не считаю, что Нуржан Альтаев настолько значителен, чтобы следить за тем, откуда у него деньги.
У Маргулана Сейсембая есть определенные амбиции, но, с учетом его резюме, он прекрасно понимает, что эти амбиции могут плохо кончиться. Поэтому он сейчас старается найти для себя нишу, где он мог бы увеличить политическое влияние, но в силу определенной одиозности у него это плохо получается. И история с его поездкой в Украину – тому подтверждение.
Тут я бы мог напомнить о другой одиозной личности. Мухтар Аблязов хотел бы работать президентом, но приходится – видеоблогером.
Лет десять назад Нурсултан Абишевич говорил о том, что он может каждого взять за руку и отвести в суд. Я не думаю, что с тех пор что-то изменилось. Возможно, если бы Маргулан Сейсембай не был бы замешан в некоторых скандалах, он еще мог бы на что-то рассчитывать, но он уже загнал себя в рамки, из которых практически невозможно выйти.

ВОПРОС 2024
- Тем не менее, относительно близок 2024 год. Как думаете, будут ли пытаться пробиться во власть личности типа Сейсембаева, Аблязова и многих других? Насколько высоки их шансы?
- У нас все же есть определенная консолидация элит, которая не намерена менять правила игры. Перед прошлыми выборами был очень сильный фактор Тасмагамбетова Имангали Нургалиевича, который никуда не делся, но понятно, что в приемники он не прошел.
Так что я думаю, что вопроса 2024 года на самом деле сейчас не существует. Если бы у Елбасы был иной кандидат кроме Токаева, его можно было бы выбрать и в 2019 году. Но ни на тот момент, ни сейчас, иных кандидатов нет.
Наверное, наверху уже обсуждается: пойдет ли Токаев на выборы. А если нет, то кто? И я думаю, что определенные решения у политической верхушки есть, но заявлять о них еще очень рано.
В то же время политический и деловой истеблишмент сейчас не очень уверен в своем будущем и в перспективах страны в целом. Мы видим, что в экономике, политической сфере, прогресса и стабильности не наблюдается. И это, естественно, стимулирует возникновение различных сценариев и разговоров, на которые Ак Орда реагирует, конечно, достаточно нервно, но и предложить альтернатив пока не в состоянии.
Видно, что процесс диалога запускался, но результат явно не тот, на который все рассчитывали. В этой связи говорить о том, что будет через год или два, очень сложно.
- Насколько велика опасность политической нестабильности?
- Ну, если говорить о "революциях", то для них обязательно нужны серьезные предпосылки. Социальные волнения возможны, особенно на фоне постоянных взаимоисключающих, местами провоцирующих действий самих властей. Казалось бы, прошлогодняя ситуация с карантином должна была чему-то научить, но акиматы вновь наступают на те же грабли: до сих пор нет точных правил игры и продолжаются манипуляции со статистикой.
Все говорят о нехватке средств, но это на фоне сообщений о лихорадочном освоении миллиардов. Помните за какие огромные деньги летом создавались временные рабочие места? А потом выяснилось, что созданы они были только на бумаге.
Госаппарат просто расписался в своей беспомощности. Создается полное ощущение бардака, где вместо реформ продвигаются разные лобби. В экономике и медицине обещаны прорывы, но совершенно непонятно за счет чего они будут достигаться. При этом вопросы контроля тщательно обходятся.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ КАЗАХСТАНСКИМ ЧИНОВНИКАМ?
- Может быть высокопоставленным чиновникам не хватает жесткой руки? Все же стиль правления Токаева гораздо мягче, чем у Нурсултана Абишевича…
- Дело не в стиле, дело в выводах. Нурсултан Абишевич мог прилюдно разнести человека так, что, казалось, он должен был бы прям там со стыда умереть, а ничего – дальше работал, иногда и на повышение шел.
Потому что оба наших президента прекрасно понимают, что казахстанский чиновник выше головы не прыгнет. Чтобы он качественно работал, ему нужно создать множество условий.
Вот, к примеру, в советское время был очень жесткий контроль, причем многие контролеры работали не только за зарплату, но и за идею.
А сейчас нередко такое, что и контролеров контролировать нужно.
В общем, у нас даже заставить чиновников работать – некому.
Токаев – человек очень опытный. Он был и министром, и премьером, и госсекретарем, и спикером Сената. И он прекрасно все понимает. Он знает, что кого бы он не назначил, запас людей во власти, которые могут заставить команду работать, очень мал. И многим из них уже тоже надоело, что ими закрывают все дыры.
- Украинский президент Владимир Зеленский помнится пытался решить эту проблему, пригласив к себе менеджеров со стороны, в том числе – экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Может и нам нужно было бы что-то похожее придумать?
- У нас уже есть опыт МФЦА, где организован суд на базе английского права с иностранными судьями, вся суть которого в том, что за правосудие отвечают люди, которые не в курсе, где чей балашка и кто чей агашка.
Можно было бы распространить эту практику на всю республику, тем самым реанимировав всю казахстанскую судебную систему. С другой стороны, у нас и так на множестве позиций сидят экспаты, но некоторые из них встраиваются в нашу систему со временем, а есть и те, кто сразу приезжает к нам со схожей системой координат.
Так что на внешних управленцев надежды возлагать не стоит.

МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ, ГЛАВНОЕ – НЕ ПОПАСТЬ ПОД ПУЛИ
- В эти дни проходит Саммит тюркского совета. Интеграция в рамках тюркского мира – на сегодняшний день один из самых позитивно воспринимаемых населением векторов казахстанской внешней политики. Значит ли это, что тюркский мир – наиболее вероятный путь развития Казахстана?
- Мы – многовекторная страна, очень вежливая и воспитанная. Поэтому с Россией мы говорим о евразийской интеграции, с Китаем – региональной безопасности и инвестициях, с арабами – о религии и халяль-инвестициях, с Европой – о развитии демократии и институтах гражданского общества, с США – о борьбе с терроризмом, с Турцией – о перспективах тюркской интеграции.
Тюркская интеграция – тема, имеющая очень древние корни, сложная и запутанная. Понятно, что определенные общие культурные коды у нас есть, но, к примеру, рассматривать в качестве такового латиницу не совсем правильно, потому что латиница у всех разная и языки за долгие годы очень сильно "разъехались". При этом у Казахстана идет соперничество с Узбекистаном. Про Азербайджан я вообще молчу.
И давайте все же помнить, что идея объединения с Турцией возникла тогда, когда Турция была демократическим светским государством. А сейчас эта страна все больше исламизируется и ведет все более агрессивную риторику. И никто на самом деле уже интегрироваться особо и не хочет, потому что всем понятно, что Эрдоган действует не в интересах тюркского мира, а в интересах Анкары. Но тема задана и разговоры идут.
Что же касается настроений казахстанского общества, то они во многом зависят от новостей извне.
Это как с проблемой Синьцзян-Уйгурского автономного района. Это исключительно китайская проблема, но через мировые СМИ пару лет назад она стала раздуваться во что-то большее. Причем если изначально речь шла об уйгурских лагерях, которые особо никого не интересовали, то тут внезапно "выяснилось", что в этих лагерях казахи. И вопрос резко стал более актуальным для казахстанского общества.
В итоге отношение казахстанцев к казахстанско-китайским проектам резко ухудшилось, что естественно, отразилось и на бизнесе.
Тем не менее, у нас есть и достаточно большое присутствие китайских компаний в крупных секторах экономики. А представьте, что Китай, который является одним из наших партнеров, закрыл границу и потребовал возврат долгов.
Те же США хоть и цапаются с Китаем, но к полномасштабному конфликту не готовы. Россия тоже с Китаем, пусть и без особой любви, но дружит.
Так что у каждой из стран-гигантов есть определенные интересы по недопущению увеличения влияния на регион другой страны. Сейчас, когда экономическая мощь всех гигантов значительно ослабла по объективным причинам, никто в наши дела не вмешивается, понимая, что практически моментально последуют контрмеры.
Если раньше совокупный Запад действовал в Казахстане через Турцию, подогревая панисламизм, то сейчас, когда Эрдоган разругался с Западом, этот рычаг влияния заметно ослаб. Возникла ситуация, в которой все против всех. А мы – посередине.
И в этом залог нашей стабильности: нам очень важно не доводить ни с одной страной ситуацию до крайности – благо, что наш президент отлично знает, как это делать. И мы спокойно принимаем инвестиции из всех стран, разговаривая с каждой о том, что ей интересно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сотрудничество Казахстана с Турцией - чего ждать от тюркской интеграции? - политолог 15.04.2021
Ашимбаев: Запас людей во власти, чьи команды могут работать, крайне мал 02.04.2021
Теория перемен и реалии казахстанских чиновников - Данияр Ашимбаев 18.03.2021
В Казахстане выросло поколение несогласия 17.03.2021
Ашимбаев: У нашего госаппарата сразу три "слабых места" – планирование, реализация и контроль 17.03.2021
Социолог: пессимизм и тревожность казахстанцев растут 15.03.2021
Ашимбаев: На вычеркивании советского прошлого – будущего не построить 04.03.2021
Почему вновь в Казахстане заговорили об истории 1920–30-х? 01.03.2021
Собственность на землю без концепции развития сельского хозяйства бессмысленна - Ашимбаев 26.02.2021
Токаеву "шьют" национализм 24.02.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz