NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 3.08.2021 08:08 ast
05:08 msk

За дипломом – за границу: куда и почему уезжают учиться из Казахстана
Социолог Гульмира Илеуова делится деталями трехлетнего исследования по образовательной миграции казахстанцев За дипломом – за границу: куда и почему уезжают учиться из Казахстана
25.06.2021 / интервью

Вячеслав Щекунских, ia-centr.ru, 24 июня

Почему и как казахстанские абитуриенты принимают решения о заграничном образовании, какова здесь роль семьи, как выбираются направления – Россия, Китай или Европа?
Президент Общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова делится деталями трехлетнего исследования – о неподтвердившихся гипотезах и общественных стереотипах в интервью на Ia-centr.ru.
– Гульмира, поздравляю Вас с двадцатилетием Вашего фонда. Недавно вышла книга "Зарубежная образовательная траектория казахстанцев". Судя по всему, стержнем этого издания стало исследование Центра "Стратегия". Какие тенденции удалось выявить?
– В рамках трехлетнего проекта мы изучали факторы и причины образовательной миграции и политических последствий этого процесса для Казахстана.
Группа исследователей в основном состояла из политологов и я – "примкнувший" социолог. Соответственно, нас интересовало, как исследуемые факторы влияют на Казахстан и в чем это выражается. То, что процесс образовательной миграции имеет место в стране – это неоспоримо, и это не из ряда вон выходящее явление.
В ходе опроса большая часть работы состояла в изучении теории миграции, и в ее состав входит образовательная миграция. Отдельно были опросы студентов, которые обучаются за границей: с помощью анкетного опроса, фокус-групп и глубинных интервью. Прежде всего мы столкнулись с такой проблемой, как отсутствие полноценной непротиворечивой статистической информации об общем количестве казахстанских студентов за рубежом и о распределении их по странам. Из косвенных данных, из тех данных, которые предлагают страны, в которых обучаются наши студенты, мы выстроили иерархию.
Выяснилось, что большинство студентов, примерно около 70 тыс., обучаются в России. Меньше (в пределах 15 тыс.) – в Китае. Следующие группы распределились по Западной Европе и США, которые мы объединили.
В итоге можно было получить несколько выводов, которые объединены страновым контентом, а также ряд факторов, которые имеют место и на мировом уровне.
Самый главный вывод: образовательная миграция и получение образования за рубежом – такой общемировой процесс, в этом нет ничего нового. Количество людей, которые получат образование за пределами своих стран, с каждым годом растет. Возможно, сейчас на процессы будет влиять увеличение дистанционного обучения. Но в целом все говорит о том, что предоставление образования перестает быть суверенным правом отдельной страны. В тех странах, где границы открыты, есть свободный выезд, абитуриент может найти себе какую-то программу или возможность, чтобы обучаться за рубежом.
Сейчас казахстанские студенты участвуют в этом процессе на разных уровнях, и по разным оценкам в количественном выражении это около 100 тыс. человек. Повторюсь: данные сильно разнятся. Так, что касается Китая, то численность студентов в разных источниках может колебаться от 12 до 20-25 тыс. человек.
– Что влияет на решение в выборе такого образовательного маршрута?
– Основные причины, почему студенты из Казахстана выезжают получать образование в исследовании опираются на два вида факторов: выталкивающие и притягивающие.
Так, в Казахстане первое место по итогам опросов заняли именно выталкивающие факторы. Одновременно они же – репутационно-имиджевые. Многие студенты, участвовавшие в опросах, говорили о том, что считают отечественное образование "плохим". По их мнению, оно не предоставляет высокий стандарт. Плюс, казахстанские университеты не входят в перечни наиболее известных и уважаемых мировых ВУЗов. Все это мы отнесли к выталкивающим факторам. Причем, по нашему мнению, они больше стереотипные.
Соответственно, и наша книга получила название "Зарубежная образовательная траектория казахстанцев: между стереотипами и прагматизмом".
Почему мы так решили? В большинстве случаев мнение о том, что казахстанское высшее образование не соответствует мировому уровню, сформировано под воздействием не каких-то экспертных оценок или на основании рейтингов, а на мнении родителей и близкого окружения.
Выяснилось также, что притягивающие факторы лежат в плоскости имиджево-репутационных суждений. Априори считается, что зарубежное образование лучше, чем отечественное, а получение диплома за границей дает большие возможностей как внутри страны, так и вовне ее.
Примерно таким образом и выглядит картина мира. Эти два вида факторов как две стороны одной медали. Опрошенные говорят, что у нас – "плохое", а там – "хорошее".
– Стремиться к хорошему свойственно человеку. Правда, зачастую при решении преобладает эмоциональная составляющая…
– Мы проанализировали ВУЗы, в которых учатся наши студенты, сопоставили их с рейтингами крупнейших и "крутейших".
Вывод: казахстанские студенты в большинстве своем учатся не в самых престижных и рейтинговых университетах. Особенно, это касается китайских учебных заведений – они в основном не входят ни в какие рейтинги и списки.
Получается, что качество и "рейтинговость" – это формальная, субъективная причина. И если посмотреть на выбор, который был сделан в итоге, то он не соответствует требованиям, которые предъявлялись к отечественным ВУЗам.
– Все ли студенты и их семьи готовы сменить страну проживания?
– Если взять разрез по выбранным странам обучения, то здесь фигурирует второй вид факторов – миграционно-ориентированные. То есть, внутри мотивов выбора лежат факторы, которые показывают, что люди уже готовы к ПМЖ, и решение принято на уровне семьи, а поступление ребенка в университет – это первый шаг к переезду. Отмечу, что чаще всего – это российское направление.
Есть и еще одна категория, в которую входят студенты, магистранты и докторанты, желает поработать за рубежом, может быть, получить признание, состояться как-то в финансовом плане. А потом – вернуться в Казахстан. Но я бы отнесла эти кейсы к миграционно-ориентированным, поскольку среди этих людей много тех, кто на долгие годы застревает в стране обучения, обрастает работой и вспоминает о Казахстане, может быть, через десятилетия.
Третья группа факторов, влияющих на выбор страны обучения – финансово-экономические. Участники опроса говорили, что в этих странах ниже оплата за обучение или ее нет вообще, предлагаются хорошие грантовые, стипендиальные программы. Одновременно говорили о том, что страна обучения – недорогая. Кстати, это часто касалось сравнения Восточной и Западной Европы. Для тех студентов, которые учатся в восточноевропейских странах, очень важен фактор невысокой цены на европейское образование.
В этом же смысле привлекателен Китай, а также российские города, которые находятся в Сибири.
Сюда же относятся кейсы, когда зарубежные университеты предлагают хорошие условия проживания. Это общежития, кампусы и вся соответствующая инфраструктура, ориентированная на то, чтобы принимать и обслуживать большое количество студентов с наибольшими удобствами.
Отдельный фактор – коррупция как предполагаемое явление, поскольку необязательно, что кто-то столкнулся с ней персонально. Ее называли в двух контекстах. Так, многие говорили о коррупции, ссылаясь на ее наличие при поступлении в отечественные ВУЗы. При этом сами с коррупцией не сталкивались и даже не могли привести примеры из близкого окружения. Но все-таки есть такой стереотип – образ коррумпированного образования.
Вторая огромная проблема – коррупция при трудоустройстве и продвижении по карьерной лестнице. Об этой линии говорили уже более осмысленно представители более высоких ступеней образования (магистратура, докторантура).
Считается, что с хорошим дипломом – с европейским, американским, российским можно трудоустроиться, в том числе и за рубежом, где нет таких проблем коррупционного плана.
– Несмотря на все вышеперечисленное, надо иметь в виду, что это и может оказаться и "выбором стези" на всю жизнь. Можно сказать, что это коллегиальное решение?
– Если посмотреть на то, кто принимает решение и как это работает, то у меня была гипотеза, что родители в Казахстане играют главную роль при выборе ребенком зарубежной образовательной траектории, и их мнение является наиболее весомым.
Более того, по другим проектам, которые мы проводили и выясняли, кто принимает решение по важным для семьи вопросам, вскрылась такая интересная группа как бабушки-дедушки. Они получают пенсию, у них стабильный доход, зачастую они собирают деньги на образование, они же выносят какие-то рекомендации по поводу выбора ВУЗа внутри страны. Поэтому я думала, что и на зарубежное образование это тоже распространяется. Но выяснилось, что это не совсем так.
Наиболее четко выявился тренд, в котором родители принимают решение, касается Китая. Действительно, для нас это несколько специфическая для нас страна, и принять решение по ней не так просто. И одной из причин выбора выявилось то, что у некоторых участников опроса родители сами связаны бизнесом с КНР, у них есть китайские партнеры, и, соответственно, для своих детей выбрали этот направление.
Что касается России, то абитуриенты в большинстве своем приняли решение самостоятельно, поскольку рассматривают эту страну как место с наиболее близкой культурной и языковой средой и не видят больших отчуждений в плане последующей адаптации. Тут субъективный выбор абитуриента становится превалирующим, а родители только поддерживают.
В отношении американского образования тоже родители играют решающую роль, поскольку если это не связано с программами "Болашак", то принесет большие финансовые издержки, и студентам надо помогать из дома.
В целом же 50 и более процентов респондентов в списке утверждают, что они сами приняли решение о выборе ВУЗа и страны. Тем не менее, вопрос финансов связан с теми условиями, которые предоставляет страна для абитуриента.
Если обучение бесплатное и проживание недорого, то это срабатывает в комплексе и влияет на солидарность мнений ребенка и родителей.

Продолжение следует…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Джанибек Сулеев: "Казахстанская журналистика живет в эпоху перманентной революции" 28.06.2021
Номады давно не кочуют 28.06.2021
За дипломом – за границу: куда и почему уезжают учиться из Казахстана 25.06.2021
Населением Казахстана все сложнее управлять - социолог 23.06.2021
У нас нет хороших акимов, только средние, плохие и очень плохие - Ашимбаев 22.06.2021
Госорганы должны чаще обращаться к социологии 22.06.2021
Чиновники наступают на грабли общественного недовольства - Ашимбаев 18.06.2021
Тайная канцелярия: что стоит за последними назначениями в аппарате Елбасы 14.06.2021
Команда Токаева: кто вошел в пул второго президента Казахстана 14.06.2021
Данияр Ашимбаев: "Врут все: и государство, и поддерживаемые им блогеры" 11.06.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
03.08.21 Вторник
88. МУЛДАХМЕТОВ Зайнулла
85. ЕФИМОВ Виктор
81. АЗИСХАНОВ Жантлеу
77. ЮРЧЕНКО Раиса
76. АЙСИН Тлектес
74. БОЛТИНА Вера
74. МАДИЯРОВ Абдилрахман
69. ДЖУСИПБЕКОВ Умирзак
67. ИЗБАСОВ Максим
66. ВЕРШКОВ Александр
65. КАСЫМБЕРКЕБАЕВ Танирберген
65. СЫРГАБЕКОВ Искендер
62. КАДЮКОВ Николай
61. БУРЛИБАЕВ Таскинбай
58. БИЛЯЛОВ Берик
...>>>
04.08.21 Среда
83. МНАЦАКАНЯН Родик
75. АЙДАРБЕКОВ Кенхан
75. ПОПЕЛЮШКО Анатолий
72. АХМЕДЬЯНОВ Кабидулла
71. ЯКУПОВ Валерий
69. ЖАНАБИЛ Серик
68. НОГАЕВ Султан
66. СИХИМБАЕВА Любовь
64. ОРЫНБЕКОВ Бекболат
61. УМИРЗАКОВ Самажан
61. ФЕДОРОВ Сергей
60. МАДАНОВА Маргарита
59. ХАСЕНОВ Рустем
57. БАЙЖАНОВ Айдарбек
55. СЕЙПОЛДАЕВ Ерлан
...>>>
05.08.21 Четверг
86. УВАЙСОВ Мусаннип
81. КУМЕКОВ Булат
80. ИСКАКОВ Сапар
80. КУРМАНГАЛИЕВ Санат
74. ВЫСКУБОВ Владимир
74. КАЗЫМБЕТ Полат
71. ШАКИРОВ Бахытжан
69. КЛИМОВ Павел
67. АЛЕСИН Владимир
67. КАРАСАЕВА Халам
66. ИСМАКОВ Досбол
66. МЕДЕТОВ Жумагул
64. АРОНОВА Ирина
64. ГОРЯИНОВ Александр
64. ДЮСЕМАЛИЕВ Ерсайн
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz