NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Среда 27.10.2021 03:35 ast
00:35 msk

Петр Своик: ЕНПФ – опухоль экономики Казахстана, а Нацбанк – убийца производства
Пенсионный фонд можно назвать бессмысленно раздуваемым накопительным пузырем – чем меньше он будет, тем лучше. Чем больше будет возможности хоть что-то оттуда вытащить, тем лучше
16.08.2021 / интервью

rus.azattyq-ruhy.kz, 12 августа

Опухолью на теле экономики Казахстана назвал ЕНПФ экономист Петр Своик. Столь резкое высказывание признанный эксперт аргументирует провальной деятельностью фонда и его прямого "куратора" - Национального банка.
Ранее в интервью нашему агентству Своик охарактеризовал инвестиционную политику ЕНПФ как "диверсию против экономики". С тех пор, увы, судя по его анализу ничего не изменилось.
Даже раздача пенсионных накоплений, казавшаяся обывателям манной небесной, не улучшила репутацию фонда.
Azattyq Rýhy представляет очередное интервью с Петром Своиком – о недоработках ЕНПФ и Нацбанка, у руля которого восседает Ерболат Досаев.
– Как вы оцениваете нынешнее состояние накопительной пенсионной системы Казахстана?
– Чтобы судить о нынешнем состоянии накопительной пенсионной системы стоило бы напомнить о том, какие цели ставили в момент ее создания.
Идею накопительства предложил Казахстану всемирный банк и в основе этой идеи были две задачи. Первая – полностью заменить советскую систему пенсионного обеспечения этой новой накопительной в индивидуальном формате. Потому что каждый сам себе накапливает. И вторая задача – обеспечить долговременные инвестиции, потому что человек всю жизнь копит. Долговременные инвестиции накоплений на пользу национальной экономики.
– Логично будет уточнить: а решены ли упомянутые задачи?
– Они и близко не решены. Что касается замены накопительной системы солидарной, то солидарная как была, так и осталась основной. А накопительная при ней существует, как примерно меньше 10 процентов – 9 с копейками процентов накопления. То есть 91 процент всех накоплений на пенсионное обеспечение Казахстан ведет по старой доброй солидарной системе и только 9 с небольшим процентов идет из накопительной системы. А что касается инвестиций в национальную экономику, то накопления казахстанцев принципиально никуда не инвестируются.
Это работающий на себя финансовый пузырь, который постоянно растет за счет взносов и все большей накрутки, так называемой доходности, но эти деньги никуда не идут. Ни на кредитные ресурсы, ни на инвестиционные ресурсы они не расходуются. То есть первоначальные задачи не решены и близко.
– А что из себя тогда представляет сегодня накопительная пенсионная система?
– Она из себя представляет некое приспособление, держащееся на вытаскивании из бюджета так называемой доходности больше, чем доходности формируется из бюджета. Она в таком виде интересна самим накопителям, потому что они получают комиссионные. И чем больше масса накапливаемого финансового пузыря, тем больше у них комиссионных. А больше никакого толка ни для экономики, ни для вкладчиков нет.
И можно ли на такой приспособленной системе, которая совсем не соответствует тем задачам, которые ставились в момент ее создания, двадцать лет назад, выстроить хоть какое-то пенсионное обеспечение?
Ныне вполне официально существует концепция трехуровневого пенсионного обеспечения. На первом уровне – это базовая пенсия, которая всем достается по факту того, что они граждане Казахстана. На втором уровне – обязательная накопительная добавка, на третьем уровне – такая же накопительная добавка за счет добровольных взносов.
Правильна ли сама такая постановка вопроса? Да, такая постановка вопроса совершенно правильная.
Реализуется ли она в таком правильном виде? Нет, не реализуется.
Смотрим. Первая базовая основа работает. Те, кто выходит на пенсию, получают эту базу. Она мизерная, но, тем не менее, она работает. Вторая – накопительная. Ее получают, в лучшем случае, половина всех выходящих на пенсию, причем получают совершенно в крохотных, ничтожных размерах. Это такая разовая доплата: вышел на пенсию – тебе выдали, один раз заплатили денег, которых хватит, условно, на год. И третий компонент – добровольно накопительный, которого вообще нет. Он стоит близко к нулю. То есть процент добровольных пенсионных вкладов составляет примерно половину процента. То есть ее можно вообще не считать. Получается, что система пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, построенная на комбинации солидарного и накопительного компонентов не работает.
Этот вопрос мы адресовали Министерству труда и соцзащиты и говорим: Ребята, ваша система не работает. Накопления охватывают меньшую часть выходящих на пенсию и эти накопления мизерные. А добровольного нет вообще! Это говорит о том, что люди вам не верят, вернее верят ровным счетом на 0,5 процента.
Теперь вопрос к национальному банку: а работает ли эта штука на национальный кредит и национальные инвестиции, то есть на развитие национальной экономики?
И ответ: не работает.
Наоборот, накопительная система паразитирует на бюджете, вытаскивая из бюджета ежегодно суммы. Сейчас уже больше, чем полтриллиона тенге в год – бюджет разрастается только за счет этого искусственно накручиваемого инвестиционного дохода, хоть к инвестициям не имеющего никакого отношения. И причем все эти накрутки уходят в этот раздуваемый финансовый пузырь без всякой пользы для граждан и для экономики.
Вот такое описание того, что происходит.
– Совсем недавно в фонде заявили, что рост пенсионных активов восстановлен на фоне снижения темпов изъятий – мол, только за июль они увеличились на 42 млрд тенге. Можно ли доверять этим данным?
– Статистике ЕНПФ стоит верить вполне уверенно, потому что вся эта статистика основывается на данных бухгалтерии. Пенсионные взносы для всех легально работающих перечисляются автоматически и бухгалтера свое дело знают. А ЕНПФ это все считывает достаточно досконально. Может быть, из всех статистических данных в Казахстане, больше всего доверия заслуживает именно статистика ЕНПФ. Притом, что это именно белые зарплаты, проходящие через бухгалтерию. А уже отсюда, косвенным образом, можно судить об уровне других "не белых" зарплат – "серых" и "черных".
Да, рост восстановлен, потому что масса накоплений за эти годы, 20 лет же система работает. Арифметическая масса громадная, но вдуваются они в заемные бумаги в Минфин, то есть вдуваются в бюджетные долги, а поскольку сама сумма громадная, то и заемные обязательства Минфина тоже громадные.
И на эту арифметическую громаду накручивается тоже громадный так называемый процент доходности. Но к инвестициям это не имеет отношения – из бюджета вытаскиваются громадные деньги и ЕНПФ "доблестно" записывает их себе в доход. Да, арифметический доход есть и с каждым годом он все больше и больше, но даже это частичное изъятие денег из ЕНПФ не сильно уменьшило эту громадную постоянно растущую арифметику. Она, эта арифметика, растет не производительно и бессмысленно. Смысл там только тем, кто комиссионно получает с этого, а больше никакого нет смысла, но да, отчетности можно верить. Вот эти 42 миллиарда, из которых большая часть – это из бюджета вытащено за счет врачей, учителей, полицейских, за счет сельского хозяйства, кто бюджет пытаются финансировать, вот вытащены эти деньги и пусть радуются и гордятся.
Это все финансовые игры: раздувается пузырь, который надувается за счет бюджета. Если не понимать сути, вполне можно сказать: "Ой, как замечательно, какая денежка растет и все больше накапливается"
– Также недавно заявлялось о реорганизации региональной сети. Некоторые филиалы закрываются. В целом, в данный момент у ЕНПФ имеются 183 точки обслуживания по всей стране. В связи с этим, на ваш взгляд, не сильно ли раздут штат фонда, с учетом того, что современные реалии требуют автоматизации бизнес-процессов?
– Если поставить вопрос радикально и сказать, что у нас все-таки есть национальная программа цифровизации, а ЕНПФ – это не более, чем учет. ЕНПФ не имеет никакого отношения к инвестированию того, что оно учитывает, и, соответственно, ЕНПФ – это только учетная организация и, по-хорошему, ее можно было бы полностью перевести на автоматизацию и на ЦОН. Поэтому филиалы ЕНПФ сейчас работают достаточно хорошо, к ним претензий нет, как к учетным организациям, но первое, что стоило бы сделать, – перевести их на смету. Если они просто учитывают, то затраты должны оплачиваться по смете, а никаким образом не связываться с объемом этого пузыря. Сегодня чем больше пузырь, тем больше комиссионное вознаграждение ЕНПФ Нацбанку. Это неправильно. Давно пора перевести на смету. В принципе (следовало бы) поставить вопрос, что систему будут переводить в ЦОН.
– Что изменилось в работе Нацбанка и ЕНПФ с приходом Ерболата Досаева? И изменилось ли вообще?
– Опять давайте посмотрим на роль Национального банка, а потом уже на его роль как инвестора пенсионных накоплений граждан. Какая задача записана за Национальным банком в законе о нем? Там единственная главная задача – стабильность цен. Что, между прочим, уже подозрительно, потому что на самом деле любой учебник экономики, даже в букваре младших классов, сказано, что Национальный банк отвечает за стабильность цен, но в увязке с экономическим развитием и экономическим ростом. Национальный банк, поскольку он взял первичную кредитную миссию, отвечает за экономический рост, но при этом следит за тем, чтобы цены неоправданно не росли. В нашем законе за Национальным банком записана ответственность только за стабильность цен, что уже дает повод считать наш Национальный банк неполноценным банком.
На вопрос, обеспечивает ли Национальный банк хотя бы эту, свою единственную функцию, ответ – нет конечно, не обеспечивает. Цены росли и продолжают расти и, соответственно, Национальному банку можно предъявлять серьезные претензии.
– Как вы оцениваете его кредитную политику? Обеспечивает ли Национальный банк кредиты, которые бы помогли развиваться национальной экономике?
– Нет. Под крышей Национального банка существует некое потребительское кредитование, не помогающее развивать национальную экономику, потому что потребительские кредиты в основном идут на приобретение импортных товаров, а производительного кредитования нет. Понятно, что не сам Национальный банк должен давать производительные кредиты, производственные кредиты, но Национальный банк отвечает за всю банковскую систему в целом.
А в банковской системе в целом в Казахстане коммерческий кредит для производственников убийственен, потому что брать кредит под 15-20% для развития какого-то производства – это заранее убить это производство. То есть на самом деле Национальный банк является губителем национального производства.
– А национальный инвестиционный потенциал?
– Нет, инвестиционный потенциал в Казахстане держится на 3/4 примерно на иностранном инвестировании. А иностранное инвестирование идет в то, что нужно внешнему рынку, а вовсе не в то, что нужно национальному внутреннему рынку. То есть Национальный банк с треском проваливает свои обязанности быть Национальным банком. Вот если бы мы спросили: а какой орган, навязанный извне, обеспечил бы наиболее эффективную внешнюю эксплуатацию Казахстана, то есть не внутренний, а внешний кредит, не национальные, а внешние иностранные инвестиции, и отсутствие экономического роста. А это как раз Национальный банк попадает под такой орган, который мешает экономическому развитию.
– Вернемся к ЕНПФ, а точнее к накопительной системе…
– Сейчас в накопительной пенсионной системе денег набралось больше, чем вся кредитная масса, выдаваемая коммерческими банками на потребление и на развитие производства. Но вся эта масса никуда не идет – она хранится в пузыре под руководством Национального банка.
То есть Национальный банк, не снабжая национальную экономику деньгами, осуществляет функцию если не вредителя, то равнодушного стороннего наблюдателя. А если еще учесть, что большая часть так называемых инвестиций это приобретение заемных бумаг Минфина, а Минфин рассчитывается по своим заемным обязательствам бюджетными деньгами, то есть деньгами налогоплательщиков, то Национальный банк участвует в системе паразитирования бюджета.
Бюджет сейчас очень напряжен, денег в нем не хватает, а тут еще из него вытаскивают очень крупные суммы, порядка полтриллиона тенге, а то и побольше, бессмысленно вдувая их в раздувающийся накопительный пузырь.
– Как вы в целом оцениваете кампанию по досрочному изъятию пенсии?
– Я один из тех, кто высказывал такую мысль, что надо разрешить вкладчикам использовать часть накоплений на какие-то полезные дела. Я не исключаю, что как раз эта мысль была использована президентом, когда Токаев поставил задачу разрешить использовать накопления. Я при этом имел ввиду, что вообще все средства накопительной системы должны инвестироваться в национальную экономику. А именно в ту базовую инфраструктуру, которая находится под контролем государства и государство может отвечать за возврат, доходность денег в эту инфраструктуру. Сектор энергетики например, ЖКХ, транспорт и т.д. А мое предложение это или не мое, но правительство использовало только половину этого предложения. То есть насчет инвестирования как был пузырь, так и остался, а разрешили людям часть денег потратить на жилье, чем народ, тот кто мог, и воспользовался.
– И все же как вы относитесь к этому?
– Если бы система работала правильно, я бы к этому относился отрицательно. А поскольку сегодня это бессмысленно раздуваемый накопительный пузырь, то мое решение такое: чем меньше он будет, тем лучше. Чем больше будет возможности хоть что-то оттуда вытащить, тем лучше. По крайней мере, будет меньше вреда.
ЕНПФ – это опухоль на теле экономики Казахстана.
– Благодарю за очередную содержательную беседу!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Вынуждены приспосабливаться. Портрет "среднего" казахстанца 26.08.2021
Национальная идеология Казахстана – работа с историей или освоение бюджета? 23.08.2021
Стала ли казахстанская власть "слышащей"? 19.08.2021
Петр Своик: ЕНПФ – опухоль экономики Казахстана, а Нацбанк – убийца производства 16.08.2021
Что мешает реализации реформ, заданных президентом Казахстана? 13.08.2021
Перепись населения: государство не знает свой народ - Ашимбаев 10.08.2021
"Эти медали честнее четырех золотых в Лондоне" 09.08.2021
Кого обвинят в народных волнениях в Казахстане? 04.08.2021
Насколько живо гражданское общество Казахстана – Г.Илеуова 30.07.2021
Илеуова: Экспериментальные выборы в Казахстане проводят еще с 1998 года 28.07.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.10.21 Среда
78. САРИН Амангали
76. ЦОЙ Владимир
75. БИШИМБАЕВ Валихан
69. МАДЖУГА Виктор
67. УАНДЫКОВ Берик
64. ИЛЬЯСОВ Абдырзак
63. АЛСАБЕКОВ Хусаин
62. ЖУКЕНОВ Абдрашит
60. ЖАРАСПАЕВ Алияр
60. НУРЫШЕВ Камбар
60. ТОЛКИМБАЕВ Габит
59. ГАЯЗОВ Бахытжан
59. ШЕРМУХАМЕТОВ Бейбут
59. ЯКУШЕВ Юрий
56. АХМЕТОВ Сапар
...>>>
28.10.21 Четверг
80. САЛАМАТИН Альберт
74. ЛОГИНОВА Наталья
74. САПАРГАЛИЕВ Мурат
73. ХАИРОВ Кенжебулат
71. НУРПЕИСОВ Ильяс
66. ДЮСЕМБАЕВ Бастеми
64. КАВЕРНИКОВ Сергей
64. ЛЕГКИЙ Дмитрий
64. РЫМБАЕВА Роза
63. ИСЕМБАЕВ Сергазы
63. ИСМАИЛОВ Амангельды
61. АПРЫМОВ Серик
56. МУКАШ Ержан
55. ИЛЬЯСОВ Сулен
54. РОБЕРТС Джулия
...>>>
29.10.21 Пятница
87. ТАУКЕНОВ Касым
82. ЧАЙЖУНУСОВ Маркен
80. НЕФЕДОВ Петр
80. ХАСАНОВ Марат
77. АУАНОВ Мырзахмет
75. ЖУБАСОВА Нелля
74. СИРАЖЕВ Нурлан
69. КОЖАМКУЛОВ Болаткан
68. ПАЗЫЛОВ Наби
62. ЖУМАГУЛОВ Мерген
62. ПШЕМБАЕВ Мейрам
62. ТУРГЫМБЕКОВ Ауельхан
61. ЖАБАГИЕВ Кожахан
61. КИМ Владимир
61. КУАНЫШЕВ Дулат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz